FORMATION OF THE MECHANISM OF IMPROVING FOREIGN-TRADE COMPETITIVENESS OF MEMBER COUNTRIES OF THE EUROPEAN UNION
Abstract and keywords
Abstract (English):
This article observes the formation of the mechanism that helps to level up the foreign trade competitiveness of the new member states of the EU.

Keywords:
foreign trade, European Union, EU, new member states of the EU, foreign trade competitiveness.
Text

 

На современном этапе развития мировой торговли крупнейшим ее коллективным субъектом остается Европейский союз (ЕС). На данное региональное интеграционное объединение приходится не менее 1/3 объемов международного обмена товарами и услугами (подробнее см.: [1–28]).

В этой связи целесообразно проанализировать механизмы повышения внешнеторговой конкурентоспособности стран – членов Европейского союза, делая акцент на несколько отстающих – так называемых новых странах – членах блока. В проведенном исследовании авторами систематизированы основные институциональные формы повышения внешнеторговой конкурентоспособности новых стран – членов ЕС (здесь и далее см.: [29–38]). К основным векторам развития институциональных механизмов повышения внешнеторговой конкурентоспособности новых стран – членов ЕС следует отнести:

1. Стратегию «Agenda 2000», основными принципами которой были: концентрация помощи новым странам – членам ЕС, упрощение институционального сопровождения внутриевропейской торговли,  ориентация внешнеторговых преференций на подготовку к дальнейшему расширению Евросоюза на Восток.

2. Перезапуск «Лиссабонской стратегии» экономического развития Евросоюза, основанный на закреплении приоритета развития инновационной экономики и «зеленой энергетики». В основу новой концепции евроинтеграции легли три фундаментальные цели финансирования наднациональных структурных фондов и Фонда сплочения: цель № 1 – конвергенция восточноевропейских экономик; цель № 2 – рост региональной конкурентоспособности и занятости; цель № 3 –  расширение европейской  территориальной кооперации.

3. Стратегию «Европа 2020», в основе которой лежат такие принципы, как «Устойчивый рост, основанный на научных знаниях» и «Общество для всех». «Европа 2020» закрепила пять основных приоритетов выравнивания социально-экономического развития стран Европейского союза: занятость, образование, инновация, демаргинализация, климат и энергетика.

Таким образом, в рамках указанных стратегических направлений общеевропейского торгового регулирования, политика социально-экономического выравнивания, наряду с агропромышленной  и транспортной политикой, является ключевым аспектом Римского договора о создании Европейского экономического сообщества, обеспечивая функционирование  одного из наиболее емких внутренних рынков на планете. Европейская сфера экспортно-импортной торговли включает в себя более 12 миллионов занятых, что в условиях последнего мирового финансового кризиса, благодаря политике оптимизации внутриевропейских торговых потоков, способствовало минимизации отрицательных последствий мировой рецессии для экономического развития стран – членов ЕС.

Важным для Европейского союза итогом развития институциональных форм повышения внешнеторговой конкурентоспособности новых стран – членов ЕС является упрощение административных механизмов и инструментов реализации политики социально-экономического выравнивания. С вхождением в Евросоюз новых стран-членов Европейской комиссией сокращено количество целей финансирования с шести до двух, а также было сокращено количество  европейских фондов, реализующих функции социально-экономического  вырав­нивания, до трех. В настоящее время ядро организационного механизма повышения внешнеторговой конкурентоспособности новых стран – членов Европейского союза составляют два европейских социальных фонда: Фонд сплочения и Европейский фонд регионального раз­вития.

Рассмотрим финансовые аспекты механизма повышения внешнеторговой конкурентоспособности новых стран – членов Европейского союза. С вхождением в Евросоюз новых стран-членов доля расходов на повышение внешнеторговой конкурентоспособности постепенно увеличивалась, превысив в 2007 г. треть бюджета Европейского союза, а в рамках реализации многолетнего плана на  2014–2020 гг. данная статья расходов составит 325 млрд евро или около 34% от бюджета ЕС.

Среди указанных выше европейских фондов структурного и регионального развития наибольшая часть финансовых ресурсов аккумулируется Европейским фондом регионального развития.

Адаптационный механизм экономических систем новых стран – членов ЕС рассматривается как комплекс пошагово реализующихся стратегических трансформаций, направленных на интенсивное взаимодействие с европейскими наднациональными институтами и странами-партнерами. Адаптационный механизм относительно к вариативным социально-экономическим условиям генерируется с учетом того, что та или иная территория обеспечена природными и трудовыми ресурсами, также принимается во внимание баланс экономических интересов и уровень социальной ответственности.

Адаптером, формирующим процессы повышения внешнеторговой конкурентоспособности новых стран – членов Европейского союза к изменяющимся внешнеторговым условиям,  является совокупность факторов: институциональных, организационных, научно-образовательных  и других факторов. Факторы, повышающие способность к адаптации региональных экономических систем новых стран – членов Евросоюза – это совокупность инвестиционно-финансовых, внешнеторговых, социокультурных процессов, позитивно влияющих на социально-экономический потенциал региона. Управленческий и нормативно-правовой факторы составляют основу технологий эффективной адаптации, а коррупционные механизмы теневой экономики являются так называемым «узлом блокад», который препятствует плодотворной адаптации новых стран – членов ЕС.

На основе европейского опыта предложены основные направления совершенствования механизма повышения внешнеторговой конкурентоспособности России в рамках современных интеграционных процессов. Важным фактором формирования современных тенденций развития внешнеторговых интеграционных процессов в Российской Федерации является реализация комплекса обязательств, обусловленных присоединением страны к Всемирной торговой организации. Политика снижения таможенных ограничений на ввоз импортных товаров предполагает усиление роли институциональных, нетарифных мер государственного регулирования внутреннего рынка, в том числе нормативно-правового и технического регулирования. По  итогам  2014–2017 гг. можно сделать вывод, что реализация государственной политики развития внешней торговли происходила в условиях рецессии, вызванной структурным дисбалансом национальной экономической системы. В качестве основного внешнеполитического фактора, влияющего на интеграционные процессы, следует выделить формирование Таможенного союза в рамках процесса евразийской экономической интеграции, что фактически ликвидировало внутренние таможенные границы между государствами – членами Союза и перенесло таможенное оформление на внешние границы Союза.

При этом существующие в современной российской практике внешнеторгового регулирования на основе оценки результатов деятельности по методу «от достигнутого» по сравнению с прошлым периодом не позволяют полноценно выделить перспективные направления оптимизации внешнеторгового регулирования. Внедрение в российскую практику управления рассмотренных выше принципов и критериев, принятых в Европейском союзе, способствовало совершенствованию методов планирования и оценки внешнеторговой политики  в условиях реализации процессов евразийской экономической интеграции.

 

 

References

1. Gladkov I.S. Mezhdunarodnaya torgovlya v 2017 godu: snova rost, no perspektivy ne obnadezhivayut // Vlast'. 2018. № 5. S. 77–84.

2. Gladkov I.S. Vneshnetorgovye svyazi Evropeyskogo soyuza i Rossii v kontekste mirovoy torgovli: trendy 2017 g.//Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy. 2018. Tom 4. № 4. S. 28–41.

3. Gladkov I.S. Vneshnyaya torgovlya Rossii v 2017 godu: razvorot na vzlet // Vlast'. 2018. № 3. S. 38–46.

4. Gladkov I.S. Vneshnyaya torgovlya ES – RF: sovremennaya dinamika // Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy. 2018. Tom 4. № 3. S. 1–8.

5. Gladkov I.S. Vneshnyaya torgovlya ES – RF: opyt statisticheskogo issledovaniya//Nauchno-analiticheskiy vestnik IE RAN. 2018. № 1. S. 225–229.

6. Gladkov I.S. Dinamika i struktura vneshnetorgovyh svyazey Evropeyskogo soyuza na etape poslednego ego rasshireniya//Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika. 2017. № 4 (12). S. 6–22.

7. Gladkov I.S. Vneshnetorgovye svyazi Evropeyskogo soyuza na sovremennom etape: «effekt cherepahi»//Vlast'. 2017. № 10. S. 105–111.

8. Gladkov I.S. Mezhdunarodnaya tovarnaya torgovlya: trendy i itogi 2016 goda // Vlast'. 2017. № 5. S. 91–97.

9. Gladkov I.S. Vneshnetorgovye svyazi Evropeyskogo Soyuza i Rossii: aktual'nye trendy (itogi 2016 goda, zaglyadyvaya v 2017 god)// Mezhdunarodnaya ekonomika. 2017. № 4. S. 59–74.

10. Gladkov I.S. Vneshnetorgovye svyazi Rossiyskoy Federacii: trendy v sankcionnyy period i itogi 2016 g. // Vlast'. 2017. № 3. S. 94–105.

11. Gladkov I.S. Osobennosti vneshnetorgovyh svyazey Evropeyskogo soyuza na sovremennom etape//Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika. 2017. № 2 (10). S. 91–107.

12. Gladkov I.S. Vneshnyaya torgovlya ES: trendy v sankcionnyy period//Vlast'. 2016. № 12. S. 32–39.

13. Gladkov I.S. Vneshnetorgovye svyazi na postsovetskom prostranstve: tendencii XXI v.//Vlast'. 2016. № 4. S. 52–61.

14. Gladkov I.S. Evropeyskiy soyuz v sisteme sovremennoy mezhdunarodnoy torgovli//Sovremennaya Evropa. 2016. № 1 (67). S. 85–94.

15. Gladkov I.S. Menedzhment: uchebnoe posobie/3-e izd. -M.: IE RAN, Prospekt. 2016. 216 s.

16. Gladkov I.S. Vneshnyaya torgovlya Evropeyskogo soyuza: trendy 2001-2014 godov//Mezhdunarodnaya ekonomika. 2015. № 11-12. S. 37–50.

17. Gladkov I.S. Vneshnetorgovye svyazi Rossii v usloviyah sankcionnogo davleniya (2014 g.)//Vlast'. 2015. № 4. S. 48–52.

18. Gladkov I.S. K novomu etapu vo vzaimnoy torgovle Evropeyskogo soyuza i Rossiyskoy Federacii//Vlast'. 2013. № 5. S. 014–018.

19. Gladkov I.S. XXI vek: novyy «triumvirat» v mezhdunarodnoy torgovle (v pogone za liderom)//Vlast'. 2012. № 7. S. 139–143.

20. Gladkov I.S. Mirovoy ekonomicheskiy krizis i mezhdunarodnaya torgovlya (opyt sravnitel'nogo issledovaniya)//Vlast'. 2011. № 9. S. 160–165.

21. Gladkov I.S. Menedzhment: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov, obuchayuschihsya po special'nosti «Menedzhment»/2-e izd. -M.: Izd-vo Binom. Laboratoriya znaniy. 2006. -215 s.

22. Gladkov I.S. Vneshnetorgovye svyazi Rossii i Evrosoyuza v kontekste rasshireniya ES. M.: IE RAN, 2005. 100 s.

23. Gladkov I.S. Ekonomika: ekonomicheskaya teoriya, istoriya ekonomiki, mirovaya ekonomika, mezhdunarodnye ekonomicheskie otnosheniya: integrirovannyy uchebnyy kurs. -M.: Izd. kompaniya KnoRus, 2005. 438 s.

24. Gladkov I.S. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye ekonomicheskie otnosheniya. Uchebnoe posobie po kursam «Mirovaya ekonomika», «Mezhdunarodnye ekonomicheskie otnosheniya». M.: Izdatel'sko-torgovaya korporaciya «Dashkov i K», 2003. 296 s.

25. Gladkov I.S. Menedzhment. M.: Izdatel'sko-torgovaya korporaciya «Dashkov i K», 2003. 312 s.

26. Gladkov I.S. Ekonomika i mirohozyaystvennye svyazi promyshlenno razvityh i razvivayuschihsya stran. -M.: IMPE, 1996. 107 s.

27. Gladkov I.S., Gorbatenko E.Yu. Vneshnetorgovye svyazi novyh stran-chlenov Evropeyskogo soyuza // Mezhdunarodnaya ekonomika. 2018. № 4. S. 27–45.

28. Gladkov I.S., Dubovik M.V. Aktual'nye trendy v ekonomike i vneshney torgovle ES na etape sankciy // Azimut nauchnyh issledovaniy: ekonomika i upravlenie. 2018. T.7. № 1(22). S. 95–98.

29. Gladkov I.S., Piloyan M.G. Istoriya mirovoy ekonomiki: Nauchnoe izdanie/2-e izdanie. -M.: IE RAN, Prospekt. 2016. -384 s.

30. Gladkov I.S., Piloyan M.G. Istoriya mirovoy ekonomiki (posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedeniy). -M.: Binom. Lab. znaniy. 2007. -216 s.

31. Gladkov I.S., Carev S.P. Mirovoe hozyaystvo: cifry i fakty. -Moskva, Moskovskiy gosudarstvennyy universitet im. M.V. Lomonosova. 1995. 78 s.

32. Gorbatenko E.Yu. Vneshnyaya torgovlya Evrosoyuza i RF v period sankciy//Vlast'. 2017. № 9. S. 44–46.

33. Gorbatenko E.Yu. Novye tendencii razvitiya vneshnetorgovyh svyazey vnutri Evropeyskogo Soyuza//Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika. 2017. № 1 (9). S. 70–78.

34. Gorbatenko E.Yu. Evolyucionnaya dinamika processa formirovaniya edinogo evropeyskogo ekonomicheskogo prostranstva//Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2016. № 6 (71). S. 184–187.

35. Gorbatenko E.Yu. Perspektivy prisoedineniya Balkanskogo poluostrova k ES na fone vneshneekonomicheskih interesov Rossii//Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2015. № 3 (ch.2). S. 33–37.

36. Gorbatenko E.Yu. Strategiya innovacionnogo razvitiya ES do 2020 goda//Diskussiya. 2015. №3 (55). S. 20–24.

37. Piloyan M.G. Ekonomicheskaya istoriya: uchebnoe posobie / Pod red. professora I.S. Gladkova. -M.: Dashkov i K°, 2003. 149 s.

38. World Economic Outlook (WEO): Cyclical Upswing, Structural Change. April 2018. – Wash.: IMF, 2018. – 282 p.

Login or Create
* Forgot password?