DIFFICULTIES OF ADAPTATION OF THE FIRST-YEAR STUDENTS AT TECHNICAL UNIVERSITY
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article presents the results of the study of an adaptation process of first-year students to the environment of the technical university. The actuality and novelty of this work are conditioned by current changes in the Russian system of higher professional education. The following problems of adaptation are pointed out as typical ones: lack of knowledge of the specifi cs of social interaction at the university in students; inadequate conceptualizations about organization of the educational process at the higher school; an external and mixed career motivation in the fi rst year’s students. A diversifi ed socio-cultural university environment is being described as a factor contributing to acceptance of the social role of «student» at the emotional level. At the same time, forming the cognitive components of the «student» role takes place not earlier than 5-6 weeks of the study at university. The results of this research have shown the necessity of including of adaptation training into the educational process for fi rst-year students.

Keywords:
student’s adaptation, difficulties of adaptation, professional identity, motivation, interpersonal communication, the first-year students of a technical university, adaptation factors.
Text

Введение. Актуальность проблемы адаптации студентов первого курса в техническом университете обусловлена задачами реформирования системы высшего образования в России. Многочисленные исследования проблемы адаптации студентов, проведенные в отечественных и зарубежных работах, не могут исчерпывающе удовлетворить запросы практики, поскольку большинство из них выполнялись в иных социальных условиях. Процесс адаптации первокурсников в вузе рассматривается как сложный динамический процесс, связанный с преодолением многочисленных проблем и трудностей педагогического и психологического характера [1; 3; 6; 10]. Процесс адаптации студентов первого курса отражает особенности взаимодействия личности, социальной группы и социальнообразовательной среды вуза. Адаптация студентов первого курса как процесс и результат включенности личности в социальную среду вуза сопровождается реализацией индивидуальных особенностей и внутриличностных возможностей, ожиданий в конкретных условиях познавательной деятельности и межличностного общения. Адаптация личности в процессе вузовского обучения рассматривается как многогранный процесс, связанный с новизной: учебновоспитательного процесса; социального взаимодействия и окружения; условий проживания для иногородних студентов. Если у первокурсника возникают сложности адаптации к новой образовательной среде, то он начинает испытывать дополнительные затруднения в учебной деятельности и межличностном общении. Уровень социального развития студенческой группы, включающий социальнопсихологический климат, деловые, лидерские и референтные характеристики, так же влияет на успешность учебной деятельности членов группы и межличностного общения в ней. В феномене адаптации интегрируются процессы профессиональной идентичности и межличностного общения. Профессиональная идентичность студентов выступает как вид социальной идентичности, и обладает всеми основными качествами социальной идентичности — самоопределением в социальной группе, принятием группового членства, позитивным отношением к нему. Профессиональная идентичность выступает как регулятор процессов профессионального самоопределения — профессионального ориентирования, профессионального становления, развития, самореализации в профессиональной деятельности. Когнитивные и мотивационные аспекты профессиональной адаптации студентов первого курса включают понимание своей профессии, профессиональной роли, принятие себя в профессии, профессиональную направленность, удовлетворенность выбором вуза, специальности, обучением, взаимоотношениями в учебной группе [2; 9]. Материалы и методы. Цель исследования: изучение особенностей адаптации студентов-первокурсников технического университета. В исследовании приняли участие студенты первого курса МГТУ им. Н.Э. Баумана. Выборка исследования составила 39 респондентов; из них 90% студентов мужского пола, 10% женского пола, в возрасте от 18 до 22 лет. В исследовании были применены следующие методы: наблюдение, интервью, анализ документов — студенческих эссе на тему «Я — студент МГТУ им. Н.Э. Баумана», базы данных успеваемости студентов (статистические материалы электронного университета МГТУ).

References

1. Ball G.A. Ponyatie adaptatsii i ego znachenie dlya psikhologii lichnosti [The concept of adaptation and its significance for the psychology of personality]. Voprosy psikhologii [Questions of psychology]. 1989, I. 1, pp. 17–24.

2. Gordeeva T.O., Sychev O.A., Osin E.N. Vnutrennyaya i vneshnyaya motivatsiya studentov: ikh istochniki i vliyanie na psikhologicheskoe blagopoluchie [Internal and external motivation of students: their sources and influence on psychological well-being]. Voprosy psikhologii [Questions of psychology]. 2013, I. 1, pp. 1–11.

3. Kondrat’ev Yu.M. Sotsial’naya psikhologiya studenchestva [Social Psychology of Students]. Moscow, Mosk. psikhol.-sots. in-ta Publ., 2006. 160 p.

4. Kosyrev V.N. Otchuzhdenie uchebnogo truda studenta [Alienation of the student’s educational work]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. 2009, I. 11, pp. 138–143.

5. Lyz’ N.A., Neshchadim I.O. Motivatsiya postupleniya v vuz kak faktor kompetentnostno-orientirovannogo obucheniya [Motivation of admission to the university as a factor of competency-oriented learning]. Vestnik YuUrGU. Seriya: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki [Vestnik SUSU. Series: Education. Pedagogical sciences]. 2018, V. 10, I. 1, pp. 13–19.

6. Nalchadzhyan A.A. Psikhologicheskaya adaptatsiya: mekhanizmy i strategii [Psychological adaptation: mechanisms and strategies]. Moscow, Eksmo Publ., 2010. 368 p.

7. Rean A.A., Kudashchev A.R., Baranov A.A. Psikhologiya adaptatsii lichnosti. Analiz. Teoriya. Praktika [Psychology of personalityadaptation. Analysis. Theory. Practice]. St. Petersburg, Praym-Evroznak Publ., 2006. 479 p.

8. Shkola molodogo baumantsa [The school of the young Baumann]. Sayt Studencheskogo soveta MGTU im. N.E. Baumana [The site of the Student Council of the MSTU. N.E. Bauman]. Available at: http://studsovet.bmstu.ru/projects/schools/shmb/ (accessed 1 February 2018).

9. Smirnov A.G. Voprosy dinamiki protekaniya sotsial’no-psikhologicheskoy adaptatsii studentov k vuzu [Questions of the dynamics of the socio-psychological adaptation of students to the university]. Psikhologicheskie usloviya professional’nogo stanovleniya lichnosti v svete reformy obshcheobrazovatel’noy i professional’noy shkoly [Psychological conditions of professional development of the individual in the light of the reform of general education and vocational schools]. Moscow, 1988, pp. 100–101.

10. Klineberg O., Hull W.F. At a Foreign university: an international study of adaptation and coping. N. Y., Praeger, 1979. 211 c.

Login or Create
* Forgot password?