Moscow State University named after M.V. Lomonosov (Department of Sociocultural Design and Development of Territories, Professor)
Moscow Institute of Psychoanalysis (Department of Economy and Management, Professor)
Russian Federation
The problems of the development of higher education and science in the conditions of the formation of the digital economy are examined. From this perspective, a new version of the passport of the State Program "Development of Science and Technology" of April 10, 2018 was analyzed. It is shown that in the State program "Development of science and technology" indirectly reflected only the technology of large data. At the same time, most of the technologies of the digital economy have not been reflected in the tasks of the state program of the Russian Federation "Development of Science and Technology" for 2013-2020. "The conclusion is made that the development of digital economy technologies in the program in question in the interests of higher education and science.
development problems, higher education, science, formation conditions, digital economy.
Быстрое развитие научно-технического прогресса ставит перед высшей школой задачи исследования, оперативного и эффективного освоения новых технологий.
Одним из таких перспективных направлений развития науки и образования сегодня является цифровая экономика.
В общем случае под цифровой экономикой понимается экономическая деятельность, основанная на цифровых технологиях.
Для эффективного осуществления деятельности в сфере цифровой экономики в интересах реализации «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» [1] в 2017 г. была принята Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [2] (далее Программа).
Среди базовых направлений, определяющих фундамент цифровой экономики, на которых сфокусирована Программа, одно из центральных мест занимает направление подготовки кадров и развития образования (рис. 1).
Рис. 1. Базовые направления, определяющие фундамент цифровой экономики, на которых сфокусирована «Цифровая экономика Российской Федерации» (составлен на основе данных о числе организаций, выполнявших научные исследования и разработки, по типам организаций по Российской Федерации. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science/#)
Составляющие направления подготовки кадров и развития образования, определенные в Программе, представлены на рис. 2.
Рис. 2. Составляющие направления подготовки кадров и развития образования, определенные в Программе «Цифровая экономика Российской Федерации»
При этом при оценке перспектив подготовки кадров и развития образования, предусмотренных Программой «Цифровая экономика Российской Федерации» [2], закономерно возникает вопрос – готова ли Высшая школа к их решению?
Следует отметить, что ответ на этот вопрос не носит однозначный характер.
С одной стороны, по мере сокращения в Российской Федерации количества научно-исследовательских организаций (в 1,6 раза с начала XXI в.) центр тяжести исследований в сфере передовых технологий стал постепенно перемещаться в Высшую школу.
Так, число организаций Высшей школы, осуществляющих исследования и разработки в стране по итогам 2016 г., составило 25% от общего числа, осуществляющих исследования и разработки в России (рис. 3).
Рис. 3. Число организаций, осуществляющих исследования и разработки в стране по итогам 2016 г. от общего числа, осуществляющих исследования и разработки в России
С другой стороны, приходится говорить о том, что Высшая школа как центр отечественной современной науки и практического внедрения ее результатов (включая технологии цифровой экономики) сегодня является заложницей целевых индикаторов и показателей государственной программы «Развитие науки и технологий» [3], включая:
– удельный вес (в %) Российской Федерации в общем числе публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки» (WEB of Science);
– долю (в %) объема внутренних затрат на исследования и разработки в рамках государственной программы за счет внебюджетных источников;
– отношение (в %) средней заработной платы научных сотрудников к среднемесячной заработной плате наемных работников в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Таким образом, целевые индикаторы и показатели государственной программы «Развитие науки и технологий» [3] направляют исполнителей программы на реализацию преимущественно затратного подхода.
В части заработной платы это чисто затратный подход.
В части удельного веса публикаций в индексируемых мировых научных журналах – это опосредованно затратный подход, поскольку процесс попадания в научные журналы, входящие в базу WEB of Science, фактически превратился в коммерческий проект, требующий, как правило, от авторов статей – обладателей интеллектуальной собственности существенных финансовых затрат.
Что касается индикатора доли объема внутренних затрат на исследования и разработки за счет внебюджетных источников, то он является не только затратным показателем, но и сдерживающим фактором развития науки и технологий, поскольку частные компании в этом случае обременяются дополнительной отчетностью в рамках частно-государственного партнерства при выполнении государственной программы «Развитие науки и технологий» [3].
С учетом того, что паспорт государственной программы «Развитие науки и технологий», принятой в апреле 2014 г., был изменен в апреле 2018 г., в данной работе было исследовано какие технологии цифровой экономики и в каком виде нашли отражение в новой редакции паспорта Программы [3].
Исследования проводились по подпрограммам:
– фундаментальные научные исследования (подпрограмма №1);
– развитие сектора прикладных научных исследований и разработок (подпрограмма №2);
– институциональное развитие научно-исследовательского сектора (подпрограмма №3);
– международное сотрудничество в сфере науки (подпрограмма №5);
– исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 гг. [4];
– научные и научно-педагогические кадры инновационной России [5].
Проведенные исследования показали, что в паспортах перечисленных подпрограмм и федеральных целевых программ (ФЦП) формулировка «цифровая экономика» не встречается.
В государственной программе «Развитие науки и технологий» [3] лишь изредка встречаются упоминания об информационных системах.
В частности, в подпрограмме «Развитие сектора прикладных научных исследований и разработок» среди целевых показателей и индикаторов выделяется «количество результатов интеллектуальной деятельности, учтенных в единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения» [3].
В перечне основных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013–2020 гг. в рамках подпрограммы «Институциональное развитие научно-исследовательского сектора» для мероприятия «Реализация ключевых проектов планов мероприятий ("дорожных карт") Национальной технологической инициативы» в качестве одного из ожидаемых результатов фигурирует информационное обеспечение Национальной технологической инициативы [3].
В перечне основных планируемых мер правового регулирования в сфере реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013–2020 гг. в части обеспечения мониторинга достижения результатов реализации и целей Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации [6] предусмотрено «Управленческое, информационно-аналитическое, организационно-техническое обеспечение и мониторинг реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013–2020 годы» [3].
В целом можно сделать вывод о том, что даже в обновленной редакции 2018 г. Паспорта государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий на 2013–2020 годы» [3] не нашли должного учета вопросы формирования цифровой экономики, непосредственно связанные с задачами развития высшего образования и науки.
Опосредованно можно считать, что в государственной программе Российской Федерации «Развитие науки и технологий на 2013–2020 годы» [3] дается акцент на технологии больших данных. В то же время в задачах государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий на 2013–2020 годы» [3] не нашло отражения в явном виде развитие таких технологий цифровой экономики, как: квантовые технологии; компоненты робототехники и сенсорика; нейротехнологии и искусственный интеллект; новые производственные технологии; промышленный интернет; системы распределенного реестра; технологии беспроводной связи; технологии виртуальной и дополненной реальностей.
Следовательно, в государственной программе Российской Федерации «Развитие науки и технологий на 2013–2020 годы» [3] должны быть более глубоко учтены вопросы развития технологий цифровой экономики, в том числе в интересах развития образования и науки.
1. «Strategii razvitiya informacionnogo obschestva v Rossiyskoy Federacii na 2017 - 2030 gody». Utverzhdena Ukazom Prezidenta Rossiyskoy Federacii ot 9 maya 2017 g. № 203 "O Strategii razvitiya informacionnogo obschestva v Rossiyskoy Federacii na 2017 - 2030 gody"
2. Programma "Cifrovaya ekonomika Rossiyskoy Federacii". Utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 28 iyulya 2017 g. № 1632-r.
3. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15 aprelya 2014 g. N 301 "Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federacii "Razvitie nauki i tehnologiy" na 2013 - 2020 gody". (Pasport izmenen s 10 aprelya 2018 g. - Postanovlenie Pravitel'stva Rossii ot 29 marta 2018 g. N 346).
4. Federal'naya celevaya programma "Issledovaniya i razrabotki po prioritetnym napravleniyam razvitiya nauchno-tehnologicheskogo kompleksa Rossii na 2014 - 2020 gody". Utverzhdena postanovleniem Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 21 maya 2013 g. N 426 "O federal'noy celevoy programme "Issledovaniya i razrabotki po prioritetnym napravleniyam razvitiya nauchno-tehnologicheskogo kompleksa Rossii na 2014 - 2020 gody".
5. Federal'naya celevaya programma "Nauchnye i nauchno-pedagogicheskie kadry innovacionnoy Rossii" na 2014 - 2020 gody (utverzhdena postanovleniem Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 21 maya 2013 g. N 424 "O federal'noy celevoy programme "Nauchnye i nauchno-pedagogicheskie kadry innovacionnoy Rossii" na 2014 - 2020 gody i vnesenii izmeneniy v federal'nuyu celevuyu programmu "Nauchnye i nauchno-pedagogicheskie kadry innovacionnoy Rossii" na 2009-2013 gody") (realizaciya federal'noy celevoy programmy dosrochno prekraschena s 1 yanvarya 2015 g.).
6. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federacii ot 1 dekabrya 2016 g. N 642 "O Strategii nauchno-tehnologicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federacii".