PROJECT TECHNOLOGY AS A MEANS OF DEVELOPMENT OF FUTURE SPECIALIST COMMUNITARIAN PERSONALITY
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article reveals the didactic possibilities of the project technology in the university development work of communicative specialization. The author substantiates the importance of communicative competence in acquiring professional skills and proves the effectiveness of project technology in teaching with speech and communicatively oriented disciplines. The role and specificity of each stage are shown in the development of the communicative personality of a philologist on the example of the project activity of the theory of communication.

Keywords:
project technology, communicative personality of a specialist, communicative competence, communicatively oriented disciplines.
Text

Перед методикой высшей школы в настоящее время стоит задача организации такого формата обучения, который бы не только способствовал формированию необходимых общекультурных и профессиональных компетенций, но и при этом развивал бы коммуникативную личность (КЛ) будущего специалиста. Практически все направления подготовки будущих специалистов в высшей школе предполагают в качестве результатов обучения профессионально ориентированную коммуникативную компетенцию. Это отражает реальную потребность рынка труда в специалистах с высоким уровнем коммуникативной культуры. Действительно, какую бы конкретную профессиональную деятельность в будущем ни выбрал для себя выпускник вуза, она так или иначе будет связана с коммуникацией. В рамках этой деятельности проявят себя все приобретенные в процессе обучения компетенции, заявленные в ФГОС ВО разных направлений подготовки. Необходимость формирования КЛ будущего специалиста в ФГОС ВО каждого направления формулируется через компетенции в терминах «готовности» и «способности» к коммуникации разных видов с точки зрения форм используемого языка — устной и письменной, с точки зрения сфер — деловой, научной, межкультурной и т.д., с точки зрения количества участников коммуникации — межличностной, групповой, массовой и т.п. С этой целью предусмотрено введение в учебные планы речеведческих и коммуникативно ориентированных дисциплин, на занятиях по которым коммуникативная компетенция выступает не только средством, но и предметом формирования (русский язык и культура речи, культура делового общения, деловая риторика, практикум по теории коммуникации и т.п.). При этом содержательное наполнение учебной работы на занятиях диктуется задачами профессионально ориентированного обучения и определяется частотностью и востребованностью конкретных видов коммуникативной деятельности будущего выпускника. Следовательно, наиболее эффективной формой организации научно-учебной коммуникации в высшей школе является такая, которая не только сообщает студенту знания, но и создает условия для приобретения профессионально ориентированного опыта коммуникативной деятельности. Поскольку КЛ представляет собой гармоничную взаимосвязь знаний, умений, готовностей, способностей, вряд ли ее развитие возможно без использования педагогических технологий, оптимальным образом организующих индивидуальную коммуникативную деятельность. В методике преподавания вышеперечисленных дисциплин такой технологией выступает проектная технология как одна из инновационных технологий обучения, обладающая своей структурой, этапностью и содержанием организации проектной деятельности студента. В настоящей статье приводится описание варианта реализации проектной технологии, направленной на развитие коммуникативной личности будущего филолога.

References

1. Azimov E.G. Informatsionno-kommunikatsionnye tekhnologii v prepodavanii russkogo yazyka kak inostrannogo [Information and communication technologies in teaching Russian as a foreign language]. Moscow, Russkiy yazyk. Kursy Publ., 2012. 352 p.

2. Ariskina O. L., Dryangina E.A. Yazykovaya i kommunikativnaya lichnost’: razlichnye podkhody k issledovaniyu [Language and communicative personality: various approaches to research]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University]. 2001, I. 25 (240), pp. 15–18.

3. Bykova O.P., Martynova M.A., Siromakha V.G. Transformatsiya sovremennoy obrazovatel’noy sredy v svete prioritetnykh napravleniy razvitiya vysshey shkoly [Transformation of the modern educational environment in the light of priority directions of the development of higher education]. Sovremennaya kommunikativistika [Contemporary Communicatistics]. 2017, V. 6, I. 6 (31), pp. 34–41.

4. Gubina T.N. Mul’timedia prezentatsii kak metod obucheniya [Multimedia presentations as a method of training]. Molodoy uchenyy [Young scientist]. 2012, I. 3, pp. 345–347. Available at: https://moluch.ru/archive/38/4465/ (accessed 05 April 2018).

5. Karasik V.I. Yazykovoy krug: lichnost’, kontsepty, diskurs [Language circle: personality, concepts, discourse]. Volgograd: Peremena Publ., 2002. 477 p.

6. Kashkin V.B. Vvedenie v teoriyu kommunikatsii [Introduction to the theory of communication]. Voronezh, VGTU Publ., 2000. 175 p.

7. Konetskaya V.P. Sotsiologiya kommunikatsii [Sociology of Communication]. Moscow, MUBU Publ., 1997. 164 p.

8. Salomatina M.S. Kommunikativnaya lichnost’ filologa [The communicative personality of the philologist]. Professional’naya kommunikativnaya lichnost’ [Professional communicative personality]. Voronezh: «Istoki» Publ., 2007, pp. 20–90.

9. Polat E.S. Sovremennye pedagogicheskie i informatsionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya [Modern pedagogical and information technologies in the education system: Textbook. allowance for stud. supreme. training. educational institutions]. Moscow, «Akademiya» Publ., 2010. 368 p.

10. Federal’nyy gosudarstvennyy obrazovatel’nyy standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 45.03.01 Filologiya (uroven’ bakalavriata) [Federal state educational standard of higher education in the field of preparation 45.03.01 Philology (Bachelor’s degree)]. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 07.08.2014 N 947 // Sayt: Portal Federal’nykh gosudarstvennykh standartov vysshego obrazovaniya [Order of the Ministry of Education and Science of Russia from 07.08.2014 N 947 // Website: Portal of Federal State Standards of Higher Education]. Available at: http://fgosvo.ru (accessed 05 April 2018).

Login or Create
* Forgot password?