Abstract and keywords
Abstract (English):
The entity of people with special health needs (SHN), in particular with disorders of the autistic spectrum becomes an important socio-cultural subsystem. This subsystem covers not only persons with SHN, but also their environment. The implementation of the correctional system is a disadvantage, in comparison with the inclusive model in which people with SHN are integrated into society. The problem for the solution of which the authors’ efforts are made is that, for the present, the considerable part of the world population is not ready to accept the autistic community as a real agent of the social planning, which fulfills its own management strategies. Researchers of autism quite often ignore a position of the most autistic community on this or that question. The purpose of this article consists in search of approaches to creation of a conceptual model of autism and autistic community, which could form the reliable basis for development of the social technologies promoting a full integration of the people with special health needs into society. Mainly theoretical methods of research are used: logical analysis, elements of the structural-functional analysis, comparative analysis, and also axiological approach. At the same time, an attempt to generalize a primary data obtained by empirical methods, such as observation, participant observation, questioning, the content analysis, interview is made. It is shown that for the stated goal to be achieved it is fruitful to consider a phenomenon of autism in the prospect of cultural anthropology. The concept of autistic culture is clarified and its relevance for study of autism and autistic community is substantiated. Some features of autistic culture are revealed. The discussion showed that many criteria of autism can be fully understood from the cultural-anthropological standpoint. The proposed approach meets the principles of post-non-classical rationality and allows to mitigate the social-biological dilemma. The results obtained can form a methodological-and-world-outlook basis for investigations in the fields of pedagogics, psychology, culturology.

Keywords:
phenomenon of autism, concept of autistic culture, autistic community, culture, cultural anthropology.
Text

Актуальность.
Совокупность людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в частности, с расстройствами аутистического спектра (РАС) стала важной социокультурной подсистемой. Эта подсистема охватывает не только лиц с ОВЗ, но также их окружение (семьи, учителя, работодатели). При этом содержание коррекционной системы экономически невыгодно по сравнению с инклюзивной моделью, в которой люди с ОВЗ интегрированы в общество. Ведь сегодня имеют место различного рода злоупотребления, связанные с трудоустройством людей с ОВЗ. Коррекционная система непрозрачна и слабо контролируется общественностью. Наблюдается также пассивное сопротивление части административно-управленческого аппарата назревшим переменам.
Проблема.
Итак, одной из наиболее быстро растущих групп, остро нуждающихся в интенсификации диалога с остальной частью общества (впрочем, и само общество заинтересовано в диалоге с данной группой не в меньшей степени), стало аутичное сообщество. На фоне укрепления принципов гуманизма и толерантности недопустимо игнорировать позицию самого аутичного сообщества, касающуюся понимания феномена аутизма. Более того, «объективистский» подход к человеку, абстрагирующийся от этико-аксиологических аспектов, не удовлетворяет и современным принципам научного познания, принципам неклассической (постклассической) рациональности. Цель данного исследования заключается в поиске подходов к построению такой концептуальной модели аутизма и аутического сообщества, которая могла бы служить надежным основанием для выработки социальных технологий, способствующих полноценной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в общество. 

Методологические аспекты исследования. На наш взгляд, целесообразно переосмыслить феномен аутизма сквозь призму концепта аутичной культуры, который мог бы послужить надежным основанием для полноценной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общество, а также для вовлечения самих аутистов в процесс научно-философской рефлексии. При этом оптимальной теоретико-методологической основой исследования представляются культурно-антропологические концепции, в целом сформировавшиеся под влиянием философии жизни, философской антропологии и феноменологической традиции, поскольку именно они позволяют перекинуть мост между внутренним миром человека и миром культурно-символическим. Важная особенность философско-антропологического подхода, отличающая его, например, от экзистенциалистской традиции, во многом ориентированной на решение, казалось бы, тех же самых задач, — это стремление опереться на данные конкретных наук, таких как биология, медицина, психология, социология. Поэтому особый интерес могут представлять, с одной стороны, ставшие уже классическими этюды М. Ландмана, А. Гелена, Э. Ротхаккера и ряда их современников, знаменующие переход от антропологической философии к культурной антропологии [16, с. 10]. А с другой стороны — идеи современных исследователей аутизма, работающих в русле парадигмы нейроразнообразия [3; 26; 30] и парадигмы собственного перцептивного стиля [22; 23; 32]. Поясним в двух словах наше понимание культурной антропологии, культуры и концепта культуры. Объектами культурной антропологии сегодня признаются не только этнические сообщества или культурно-исторические регионы, но и социальные группы иного рода: различные организации, корпорации, даже отдельные индивиды. Предметные области данной научной дисциплины правомерно реконструировать, исходя из основных онтологических оппозиций, в которые вступает культура, а именно из возможностей взаимодействия культуры с природой, социумом (обществом), человеком (личностью, психикой), техникой, а также, разумеется, из реалий взаимодействия культур между собой. Соответственно, отчасти взаимоисключающие, а отчасти взаимодополняющие подходы в области культурно-антропологической мысли складываются в зависимости от того, как оценивается роль каждого из полюсов той или иной оппозиции (например, признается ли ведущей стороной взаимодействия природа, биологическая эволюция или, наоборот, культура). А также в зависимости от того, какому элементу культурного универсума придается особое значение: науке, искусству, религии, знаку, структуре, бесструктурному...

References

1. Azhybekova K.A., Togusakov O.A., Brusilovskiy D.A. Korrelyativnaya vzaimosvyaz' kul'tury i tsivilizatsii (metodologicheskie aspekty) // Obshchestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. Vyp. 3, 2017. S. 9–16.

2. Alefirenko N.F. Sovremennye problemy nauki o yazyke. M.: Flinta, 2005. 270 s.

3. Asasumasu K. Otkrytoe pis'mo Dzhonu Elderu Robisonu (prezhde vsego po povodu ego kommentariya k knige «Siri s lyubov'yu») [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: https:// neurodiversityinrussia.com/2018/01/17/otkrytoe-pis'mo-dzhonu-elderu-robison (data obrashcheniya: 05.06.2018).

4. Bergson A. Tvorcheskaya evolyutsiya / Per. s fr. V. Flerovoy; Vstup. st. I. Blauberg. M.: TERRA-Knizhnyy klub; KANONpress-Ts, 2001. 384 s.

5. Viktoruk E.N., Gokh A.F. Definitsiya autizma: ot diagnoza do nezavershennoy meditsinskoy istiny. Sibirskiy vestnik spetsial'nogo obrazovaniya. Krasnoyar. gos. ped. un-t im. V.P. Astaf'eva. Krasnoyarsk. 2016. № 1–2.

6. Gelen A. Obraz cheloveka v svete sovremennoy antropologii // Lichnost'. Kul'tura. Obshchestvo. 2007. Vyp. 3. S. 37–51. (perevod A. N. Portnova)

7. Grigor'yan B.T. Filosofskaya antropologiya: (Kritich. ocherk). M.: Mysl', 1982. S. 114

8. Dekker M. Vozniknovenie auticheskoy kul'tury. 1999 [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http://www.aspergers.ru/ node/229 (data obrashcheniya: 05.06.2018).

9. Dobrynina V.I. Filosofiya XX veka. Uchebnoe posobie. M., TsINO obshchestva "Znanie" Rossii, 1997. 288 s.

10. Doych K. Nervy upravleniya: modeli politicheskoy kommunikatsii i kontrolya. N'yu-York. 1963.

11. Ivanova N.N. Refleksivnaya monadologiya // Al'manakh «Metafizicheskie issledovaniya», Metafizicheskie issledovaniya: Soznanie. Vypusk 6 Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo «Aleteyya», 1998. C. 39– 61.

12. Kant I. Antropologiya s pragmaticheskoy tochki zreniya // Soch. v 6 t. M.: Mysl', 1966. T. 6. S. 349–587.

13. Krongauz M.A. Publichnye lektsii «Polit.ru». 2009 [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http://polit.ru/article/2009/03/19/ communication/ (data obrashcheniya: 05.06.2018).

14. Mineev V.V. Vvedenie v istoriyu i filosofiyu nauki: uchebnik dlya vuzov. Izd. 4-e, pererab. i dop. M. — Berlin: Direkt-Media, 2014. 639 s.

15. Plesner Kh. Stupeni organicheskogo i chelovek: Vvedenie v filosofskuyu antropologiyu / Per. s nem. M.: Rossiyskaya politicheskaya entsiklopediya, 2004. 368 s.

16. Trubachev S.A. Filosofskaya antropologiya M. Landmana / dis.kand. filos. nauk. M., 2006.

17. Uolker N. Izbav'sya ot instrumentov khozyaina: osvobozhdayas' ot paradigmy patologii. 2013 [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http://neurocosmopolitanism.com/throw-away-the-masters-tools-liberating-ourselves-from-the-pathology-paradigm/ (data obrashcheniya: 05.06.2018).

18. Uolker N. Neyrotipichnyy psikhoterapevt i neyrootlichnyy klient. 2015 [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: https://neurodiversityinrussia.com/2015/11/06/nik-volker/ (data obrashcheniya: 05.06.2018).

19. Fond tvorcheskikh proektov. Osnovnye priznaki kul'tury i printsipy dialoga kul'tur [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http://www.ftp-culture.ru/kultart/osnovnye-priznaki-kultury-i-printsipy-dial (data obrashcheniya: 05.06.2018).

20. Shpengler O. «Zakat Evropy». M: «Nauka», 1993. 592 s.

21. Barnbaum D. R. (2008). ‘The ethics of autism: among them, but not with them'. Bloomington ; Indianapolis : Indiana univ. press, cop. 2008. 233 s.

22. Bogdashina O. Autism and Edges of the Known World & Sensitivities, Language and Constructed Reality / London and Philadelphia: Jessica Kingsley Publishhers, 2010. 224 r.

23. Happé F. Understanding assets and deficits in autism: why success is more interesting than failure // Psychologist. 1999. № 12 (11). P. 540–547.

24. Landmann M. Philosophische Anthropologie. Menschliche Selbstdeutung in Geschichte und Gegenwart. Berlin: Gryter, 1955. 224 S.

25. Landmann M. Fundamental Anthropologic. Bonn.: Bouvier, 1979. 309 S.

26. Ne'eman A. A Message from ASAN President Ari Ne'eman // Autistic Self Advocacy Network. Available at: http://autisticadvocacy.org/2016/07/a-message-from-asan-president-ari-neeman (data obrashcheniya: 05.06.2018).

27. OToole C. Disclosing Our Relationships to Disabilities: An Invitation for Disability Studies Scholars // Disability Studies Quarterly. 2013. № 33(2). Available at: http://dsq-sds.org/article/view/3708/3226 (data obrashcheniya: 05.01.2018).

28. Rothacker E. Philosophische Anthropologie. — Bonn: Bouvier, 1964. 199 S.

29. Schwitzer A. Kultur und Ethik, Munchen, 1960. 392 S.

30. Sequenzia A. (2014). ‘We Don’t Need Autism Awareness’. Available at: https://faastinc.wordpress.com/2014/04/23/we-dontneed-autism-awareness/ (data obrashcheniya: 05.06.2018).

31. Sutton M. My needs are not “special”. 2016. Available at: https://michellesuttonwrites.com/2016/05/26/my-needs-arenot-special/ (data obrashcheniya: 05.06.2018).

32. Williams, D. (1999). Nobody nowhere: the remarkable autobiography of an autistic girl. Jessica Kingsley. London: Doubleday, 1992.

Login or Create
* Forgot password?