PEDAGOGIC DESIGN AND EFFICIENCY OF INTERNET TRAINING COURSES
Abstract and keywords
Abstract (English):
The basic peculiarity of flexible training courses consists in that they do not regulate so hard temporal and special limits in training and communication between lecturers and students. It is shown that the distance training efficiency is defined by design of Internet courses.

Keywords:
distance training, Internet courses, pedagogical design, training efficiency
Text
Publication text (PDF): Read Download

Современное дистанционное обучение яв-ляется одним из наиболее активно развиваю-щихся направлений в образовании. Дистанци-онные образовательные технологии могут ис-пользоваться при обучении по очной, очно – заочной, заочной формам получения образо-вания, а так же в форме экстерната [1]. В наибольшей мере преимущества дистан-ционного обучения проявляются в преподава-нии социально – экономических дисциплин, что обусловлено возможностью гибко соче-тать теорию и практику, использовать новую информацию для иллюстрации теоретических положений и анализа современной ситуации [6]. Дистанционное обучение – это средство, при котором обучающиеся на расстоянии от создателя учебных материалов; могут учиться в любом месте по выбору (дом, работа, учеб-ный центр) без непосредственного контакта с педагогом. Дистанционное обучение на осно-ве Интернет – технологий является современ-ной универсальной формой профессионально-го образования, ориентированного на индиви-дуальные запросы обучаемых и их специали-зацию, а также представляет возможность обучаемым непрерывно повышать свой про-фессиональный уровень с учетом индивиду-альных особенностей. В процессе такого обу-чения студент определенную часть времени самостоятельно осваивает в интерактивном режиме учебно – практические материалы, проходит тестирование, выполняет контроль-ные работы под руководством педагога, осу-ществляемого с помощью Интернета и других средств коммуникаций [4]. С развитием электронно – компьютерных сетей технология дистанционного обучения предполагает использование Интернет – теле-фонной связи, электронной почты и телевиде-ния как формы контакта студентов с препода-вателем в сочетании с очными учебно – кон-сультационными занятиями но основе гибкого плана обучения. Это позволяет использовать следующие интерактивные формы обучения [6]: • Проведение занятий и воспроизведение лекций для внешних удаленных слушателей; • Электронный доступ к гипертекстовым книгам, материалам интерактивного чтения и учебным упражнениям, программам лингвис-тического перевода; • Электронное дистанционное взаимо-действие обучаемых с профессорско – препо-давательским составом, собеседования и учебно – консультационные занятия (тьюто-риалы); • Деловые игры и конкретные ситуации, ориентированные на специфику профессио-нальной деятельности и потребности реальной практики; • Телевизионные и компьютерные кон-ференции и др. Наибольшие перспективы дистанционного обучения связаны с интеграцией телекомму-никационных и компьютерных Интернет – технологий, одним из видов которой являются электронные интерактивные видеоконферен-ции. Интерактивная обучающая видеоконфе-ренция представляет собой одну из наиболее передовых технологий дистанционного обу-чения и обеспечивает распределенную онлай-новую связь обучающих и обучаемых, незави-симо от их пространственного и географиче-ского местоположения. Интерактивная муль-тимедийная видеоконференция обеспечивает технические условия организации глобальной образовательной сети распределенной аудито-рии обучающихся. Объединение сотрудников университетов универсальными цифровыми информационными магистралями ведет к формированию глобальной универсальной образовательной сети гипермедиа, объеди-няющей обучающих и обучаемых, потребите-лей и производителей знаний. Исторически дистанционное образование прошло через следующие этапы [3, 4]: 1. Использование одной технологии и от-сутствие непосредственного взаимодействия между преподавателем и студентом. Типич-ным примером является заочное обучение – обучение по переписке. 2. Интегрирование различных техноло-гий, упор на односторонний поток информа-ции и на самообучение; использование тьюто-ра для взаимодействия со студентами. Типич-ный пример — открытые университеты. 3. Широкое использование двусторонних коммуникационных технологий для взаимо-действия преподавателя со студентами и сту-дентов между собой. Пример — распределен-ные системы дистанционного образования, использующие Интернет. Существует несколько моделей дистанци-онного образования, представляющих его как систему взаимосвязанных компонент. Рас-смотрим две наиболее популярные модели. Первая модель описана в книге Michael Moore «Distance Education. Asystem View» и может быть представлена в следующем виде (рис 1). Источники Дизайн Доставка Взаимодействие Учебная среда • Потребности • Студента • Организации • Теория/История • Философия • Разработка учебного процесса • Среда • Программа • Оценка • Печатные материалы • Аудио/Видео записи • Радио/Телевидение Компьютеры и программное обеспечение • Аудиоконференции • Видеоконференции • Локальные и гло-бальные сети • Преподаватели • Тьютры • Консультанты • Эксперты • Администраторы • Другие студенты • Рабочее место • Дом • Класс • Учебный цетр Рис. 1. Модель принятия решений в отношении разработки курсов от потребности студентов и специфики организации В этой модели потребности студентов и специфика организации (миссия, экспертиза, философия) порождают решения в отношении разработки курсов. Дизайн курсов осуществ-ляется специальными командами, объеди-няющими специалистов в области разработки учебного процесса, графики, продюсеров, программистов, специалистов по оценке эф-фективности обучения и т.д. Возможности студентов и педагогические принципы обу-славливают выбор технологии. В учебные курсы встраивается система взаимодействия студентов друг с другом, с преподавателями и экспертами, с администратором и т.д. Особое внимание уделяется природе учебной среды и предвидению потенциальных проблем, обу-словленных ее спецификой, — например, эф-фект одинокого обучающегося. Все элементы, представленные в описанной выше модели, являются взаимосвязанными и все они суще-ственны для использования в дистанционной образовательной системе [2]. Вторая модель была разработана Tony Bates и описана в его книге «Technology, Open Learning and Distance Education». Эта модель называется ACTIONS и предназначена для принятия решений в области дистанционного образования, в особенности, для выбора тех-нологий. Модель получила название по за-главным буквам слов, выражающих следую-щие критерии [5]: • Access (Доступ) - насколько исполь-зуемая технология доступна для студентов; • Costs (Затраты) - какова структура за-трат на использование технологии, каковы затраты на одного обучаемого; • Teaching and Learning (Преподавание и обучение) - какие виды обучения необходимы, какой педагогический подход реализует их наилучшим образом и каковы наиболее эффективные технологии для выбранной методики преподавания и обучения; • Interactivity and User – friendliness (Ин-терактивность и легкость в использовании) - какова интерактивность выбранной техноло-гии, как она может быть реализована; • Organizational is sues (Организованные вопросы) - каковы организационные барьеры на пути внедрения выбранной технологии, как они должны быть преодолены, какие измене-ния в организации потребуются для этого; • Novelty (Новизна) – насколько нова выбранная технология; • Speed (Скорость) – насколько быстро могут быть подготовлены курсы с использо-ванием этой технологии, как быстро могут быть внесены в них изменения; Доступность технологии является одним из важнейших факторов при ее выборе. Она за-висит от выбранной целевой группы и учеб-ной среды (обучаемые находятся дома, на ра-бочем месте, в университете, в учебном цен-тре). Технология должна быть доступна для всех членов целевой группы, а не быть допол-нительным средством для избранных. Часто доступность технологии дополняется ограни-чениями на место и время. Возникает возмож-ность самостоятельно проанализировать дос-тупность печатных материалов, аудио — и видеокассет, телефона, телевизора, компьюте-ра, Интернета для ваших условий. Затраты также являются важнейшим фак-тором при выборе технологии. В структуре затрат важно выделить затраты на подготовку, производство, распределение и доставку ма-териалов, административные расходы, комму-никационные расходы и др. Часть расходных статей напрямую зависит от числа студентов, часть зависит от объема учебных материалов, некоторые расходы представляют собой на-кладные расходы, являющиеся фиксирован-ными в рамках разработки и проведения учеб-ного курса. Важной характеристикой затрат являются затраты на одного студента и на один час учебного процесса, которые, в свою очередь, определяются соотношением фикси-рованных и переменных издержек. Ясно, что эти затраты падают с увеличением числа сту-дентов, что делает экономически выгодным обучение большого числа студентов как одно-временно, так и путем многократного прове-дения разработанного курса [3]. Часто дистанционное образование осуще-ствляется не с помощью какого - то одного средства, а с помощью системы средств, на-пример, телевизионный курс в сочетании с печатными материалами, рассылаемыми по почте и т.д. Интернет очень успешно исполь-зуется при таком системном, смешанном под-ходе к дистанционному образованию, соеди-няя в себе все достоинства вышеперечислен-ных средств и используя и образы, и текст, и звук, и поиск, и реальное общение. Использо-вание Интернета для дистанционного образо-вания требует большего планирования и под-готовки, чем все другие виды образования. Подготовка материалов и программ, исполь-зующих эти материалы, становится важней-шим компонентом образования. Преподавание и обучение менее важно для выбора технологии, но важно для ее исполь-зования в учебном процессе, поскольку тех-нологии различаются по своим презентацион-ным характеристикам. Печатные материалы более подходят для передачи текста, диаграмм и графиков. Радио, аудиокассеты, телефон - для передачи звука. Телевидение и видеокассеты - для передачи образов и движения, компьютеры - для работы с базами данных, создания интерактивных программ и анимаций. Интерактивность определяется как по от-ношению к учебным материалам, так и к обу-чаемым. Первый вид интерактивности лучше всего обеспечивается компьютерными про-граммами, в особенности, с применением мультимедиа. Второй вид интерактивности обеспечивается двусторонними коммуникационными каналами: аудио- или видеоконференция, телефон, факс, Интернет. Взаимодействие студентов и преподавателей может при этом быть как синхронным (одновременным), так и асинхронным (с задержкой во времени). Организационные вопросы включают в се-бя техническую и человеческую инфраструк-туру, создаваемую или используемую для раз-работки и проведения учебного курса. Это может быть наличие компьютеров, подключе-ние к Интернету, наличие кабельной сети, ап-паратуры для видеоконференций, занятость преподавателей в разработке дистанционных курсов и система вознаграждения, система технической поддержки преподавателей, на-личие специалистов, необходимых для разра-ботки и проведения дистанционных курсов, и т.д. Новизна технологии требует, с одной сто-роны, больших инвестиций в нее, с другой стороны, позволяет получать бесплатные про-дукты (в маркетинговых целях) или дополни-тельное финансирование. Новизна также свя-зана со временем, требуемым для внедрения и распространения технологии. Скорость производства и обновления кур-сов связана с требованиями технического про-гресса, устаревания технологии, жизненного цикла материалов курса, изменения спроса и т.д. Она также напрямую связана с затратами на разработку курсов. Например использова-ние видеоконференций позволяет за короткое время провести массу учебных мероприятий, в то время как для разработки Интернет – кур-са или мультимедийного курса требуется го-раздо больше времени. Организация дистанционного – образова-тельного курса начинается с формулировки задач, выбора методик, отвечающих заданным целям, выбора технологии, отвечающей за-данным целям и методикам и создания разно-образных учебных ситуаций, таких как [2]: • Педагогика сотрудничества; • Традиционное преподавание; • Учебные задачи и практика; • Интерактивные дискуссии; • Моделирование; • Демонстрации; • Открытия; • Игры; • Решение задач/проблем; • Наставничество. Технологии дистанционного образования делятся на [3]: 1. Интерактивные: • Аудиоконференции (audioconferencing); • Видеоконференции (videoconferencing); • Видеоконференции на рабочем столе (desktop videoconferencing); • Электронные конференции через: e-mail, online services; • Голосовая коммуникация (voice mail); • Двусторонняя спутниковая и СВЧ связь; • Виртуальная реальность (virtual reality); 2. Не интерактивные: • Печатные материалы; • Аудиокассеты; • Видеокассеты; • Односторонняя спутниковая и СВЧ связь; • Телевизионные и радиопередачи; • Дискеты, CD-ROMы. Разрабатываемый интернет – курс для дис-танционного обучения должен иметь модуль-ную структуру, объединенную общим интер-фейсом, что позволяет, в зависимости от вида ресурса и требований к нему, расширять его функциональность. Архитектура ресурса предполагает, что у системы может быть не-ограниченное число пользователей с разными правами (например, администратор, препода-ватель, обучаемый с минимальными правами, обучаемый, прошедший тестирование по не-скольким занятиям и т.д.). Функциональные особенности всех состав-ляющих обучающего интернет – ресурса, со-гласно приведенной схеме в пошаговой реали-зации, следующие. Пользователь загружает со своего рабочего места веб - сайт системы дис-танционного обучения. Ему становится дос-тупна общеинформационная часть веб - сайта (ИНТЕРНЕТ - сегмент). Используя гипер-ссылки, расположенные на ИНТЕРНЕТ – сег-менте, пользователь перемещается по данной части сайта и каким - либо образом использу-ет информацию. сосредоточенную на этой части. На ИНТЕРНЕТ - сегменте может реа-лизовываться информация общей направлен-ности - информация о системе обучения, службах, информация представительского плана, ссылки на другие сайты и т.д. Для получения доступа к информационным ресурсам непосредственно системы дистанционного обучения или к веб – сервисам, пользователь входит на внутреннюю корпоративную часть веб - сайта, так называемый ИНТРАНЕТ - сегмент. Вход осуществляется через систему регистрации. Пользователь вводит свое имя и пароль. Если пользователь входит впервые на ИНТРАНЕТ – сегмент, он должен пройти процедуру регистрации. В ходе регистрации пользователь заполняет определенные реквизиты в диалоговом окне и подтверждает запрос на регистрацию. Регистрация нового пользователя осуществляется после проверки корректности заполнения необходимых реквизитов автоматически. Присвоенные параметры входа (логин и пароль) со-общаются пользователю непосредственно на сайте. Вход на ИНТРАНЕТ - сегмент возмо-жен как из ЛВС, так и из ИНТЕРНЕТ. Он имеет лишь особенности, обусловленные реа-лизацией ИНЕТНЕТ – ИНТРАНЕТ – ресурса. Осуществив вход на ИНТРАНЕТ – сегмент, пользователь имеет возможность пользоваться информационными ресурсами и веб – сервисами. Информационные ресурсы в рамках реализации обучающего веб – сайта представлены следующим функциональным набором: учебные лекции, учебные курсы, тесты по курсам. Заключение С позиции эргономики и педагогической психологии необходимо отметить, что теку-щий контроль и промежуточная аттестация обучаемых осуществляются как с использова-нием традиционных методов, так и электрон-ных средств, обеспечивающих идентифика-цию личности. Обязательная итоговая атте-стация должна осуществляться традиционны-ми методами. Анализ источников показывает, что приме-нение информационно – коммуникационных технологий могут рассматриваться в следую-щих направлениях научных исследований: психолого – педагогическом, эргономическом, программно – аппаратном, организационном.

References

1. Andreev A.A. Russian open educational courses and mass open distance courses // Higher Education in Russia. – 2014. – No.6. – pp. 150-155.

2. Polat, E.S., Petrov, A.E. Theory of connectivity in for-eign didactics // Informatics and Education. – 2008. – No.11. – pp. 92-98.

3. Sergeev, S.F. Connectivity as pedagogic system: network metaphor // School Technologies. – 2008. – No.1. – pp. 44-48.

4. Spasennikov, V.V. Ergonomic trends of Internet impact upon human behavior / In collection: Economics under Condi-tions of World Social-Technological Development. Proceed-ings of the II-d Inter. Scientif. Conf. on Fundamental and Applied Problems of Modern Social-Economic and Economic-Ecological Development. – Bryansk: BSTU. – 2017. – pp. 103-108.

5. Siemens, G., Massive Open Online Courses: Innovation in Education? [Electronic resource] // Open Education Re-sources: Innovation, Research and Practice. Athabasca: UN-ESCO, 2013. URL: http://www.col.org/resources/publications/Pages/detail.aspx?PID=446 (access date: 20.03.2018).

6. Downes, S., The Role of Open Education Resources in Personal Learning [Electronic Resource] // Open Education Resources: Innovation, Research and Practice. Athabasca: Electronic resource UNESCO, 2013. URL: http://www.col.org/resources/publications/Pages/detail.aspx?PID=446 (address date: 20.03.2018).

Login or Create
* Forgot password?