INFORMATION TECHNOLOGIES FOR BUSINESS PROCESS MANAGEMENT
Abstract and keywords
Abstract (English):
The problems of automation of business processes of enterprises, peculiarities of Workflow systems, review of modern solutions presented in the market in this field are considered.

Keywords:
information system; information technology; business process automation; optimization of activities; BPM.
Text
Publication text (PDF): Read Download

За последние десятилетия механизм ИТ-систем для успеха предприятия претерпел ряд серьезных изменений, которые, прежде всего, были связаны с расширением функциональности ИТ.

Важным процессом анализа информационных технологий в автоматизации бизнес-процессов является цепочка создания стоимости, предложенная М. Портером [12, с. 103], которая представляет собой систему взаимосвязанных видов деятельности, процессов. Цепочка ценностей одной из компаний, представляющая все виды деятельности, необходимые для создания конечной потребительской ценности. Система ценностей включает ценовые цепи поставщиков и покупателей.

Информационные технологии оказывают воздействие на способы реализации процессов компании и характер связей между ними, что позволяет [14, c. 148]:

– улучшить качество, скорость, гибкость выполняемых операций и процессов и снизить затраты на их реализацию;

– усилить координацию и интеграцию процессов как внутри компании, так и за ее пределами;

– увеличить потребительскую ценность, обеспечить дифференциацию потребительской ценности.

Современные условия ведения бизнеса характеризуются значительным сокращением времени выполнения всех процессов. От использования информационных технологий выгодны организации со сложными операционными и производственными процессами с высокой интенсивностью и объемами деловых операций, которые производят сложные продукты.

Информационные технологии позволили автоматизировать многие процессы, например, делать заказы, вести учет, контролировать запасы запасов, готовить отчеты и т. д. Это помогает достичь скорости и качества выполнения процесса за счет уменьшения количества ошибок, связанных с информацией об обработке.

Кроме того, информационные технологии значительно улучшают качество управленческой деятельности. Они управляют процессом планирования и контроля, обеспечивая быстрый доступ к необходимой внутренней и внешней информации, поддерживая принятие решений сотрудниками и менеджерами разных уровней, способствуя эффективной совместной работе и высококачественным внутрикорпоративным коммуникациям. Информационные технологии, регулирующие основные виды деятельности: управленческий учет, финансы, маркетинг, оперативное управление, управление человеческими ресурсами [11].

Таким образом, в современной экономике информационные технологии являются важным организационным элементом, который обеспечивает конкурентные преимущества и устойчивое развитие предприятия.

Существует отдельный класс приложений, предназначенных для автоматизации бизнес-процессов. К ним относятся системы Workflow, системы моделирования бизнес-процессов и системы BPM (Business Process Management), которые непосредственно предназначены для автоматизации различных бизнес-процессов. [13]. Использование таких технологий повышает производительность и сокращает время, затраты на выполнение бизнес-процессов, улучшает качество их реализации и снижает операционные риски [13].

Рассмотрим подробнее содержание приведенных приложений автоматизации управления бизнес-процессов.

Рабочий процесс (Workflow) – это процесс, произвольная задача, выполняемая или параллельная двум или более участникам рабочей группы с целью достижения общей цели [2]. Фактически Workflow является синонимом термина «бизнес-процесс», но чаще всего в отношении систем автоматизации бизнес-процессов. После выполнения описания и оптимизации бизнес-процессов, а также последующего процесса автоматизации. Для того чтобы процессы, которые были созданы для работы, необходим инструмент для автоматической координации действий исполнителей – это система Workflow. Следовательно, Workflow-система – это система, которая обеспечивает создание, реализацию и управление потоком работ при помощи программного обеспечения, которое способно интерпретировать описание процесса, взаимодействовать с участниками потока работ и, при необходимости, вызывать соответствующие приложения [7].

Можно сказать, что Workflow-системы являются реакцией ИT-рынка на процессный подход к управлению. Далее представим наиболее значимые возможности рассматриваемой системы [8]:

– регулирование бизнес-процесса, т.е. когда исполнитель следует всем «правилам» работы в системе. В соответствии с такими правилами, в частности, подразумеваются временные ограничения на осуществление отдельных шагов, в случае нарушения которых система создает предупреждение, как для самого исполнителя, так и для владельца процесса, который может принять оперативные меры;

– предоставление исполнителю всей необходимой информации для выполнения бизнес-функций и автоматическая передача задач дальше по цепочке бизнес-процесса;

– полный контроль над бизнес-процессами, т.е. наличие в системе подробной информации о ходе бизнес-процессов и возможностях оперативного управления. Владелец процесса предоставляет информацию обо всех работах в рамках бизнес-процесса и полномочиях по перераспределению задач между исполнителями или изменениями рабочего процесса;

– мониторинг статистики эффективности бизнес-процессов и сбор информации для их дальнейшего совершенствования. В любой системе управления необходимо закрыть цикл управления путем мониторинга и анализа производительности.

Особенность систем Workflow – это подразделение, с помощью которого бизнес-процессы должны выполняться из прикладных систем. Такие системы позволяют быстро изменять правила для выполнения бизнес-процессов без перестройки прикладного программного обеспечения или корпоративной базы данных.

Рабочий процесс часто служит теоретической документацией, то есть как единым организатором предприятия, реализованным с использованием системы уведомлений.

Другим распространенным приложением для автоматизации управления бизнес-процессами является управление бизнес-процессами (BPM). Это концепция управления процессами организации, которая рассматривает бизнес-процессы как отдельные ресурсы предприятия, постоянно адаптированные к постоянным изменениям, и опираясь на такие принципы, как [10]:

– понятность и видимость бизнес-процессов с использованием формальных нот, использования программного обеспечения, моделирования, мониторинга и анализа бизнес-процессов;

– способность динамически перестраивать модели бизнес-процессов с участием участников и средств программных систем.

Основным процессом управления бизнес-процессами является адекватная и быстрая трансформация взаимосвязанных процессов, процессов поставок, расчетов с контрагентами и заканчивая расширением рынка.

Особенность развития BPM заключается в том, что этот процесс проходил одновременно по двум направлениям: бизнес и информационные технологии. В направлении бизнеса он исходит из TQM (Total Quality Management), затем он преобразуется в BPR (реинжиниринг бизнес-процессов) и, далее, непосредственно в BPM [5].

На первом этапе формируется стратегия, определение целей и мероприятий по планированию. На этом этапе необходимо определить состав индикаторов, который будет характеризовать тот факт, что бизнес находится в контролируемых условиях. На последнем этапе анализируются результаты, принимаются управленческие решения для корректировки цели. Таким образом, концепция BPM отражает процессный подход, то есть цикл Deming (PDCA): планирование, выполнение, проверка, действие.

Для технологической поддержки концепции BPMS, сначала в зарубежной практике, а затем в отечественной, появился специальный класс программ – BPMS (из английской системы управления бизнес-процессами, системы управления бизнес-процессами).

Для внедрения BPM-технологий в организации могут быть внедрены новейшие технологии: линейка программных продуктов Bentley System, SmartPlant P & ID, SmartPlant Instrumention, SmartPlant 3D, инструмент ARIS Business Designer [9].

Среди существующих технологий поддержки BPM вы должны уделять больше внимания продукту ARIS Business Designer, который является программным уровнем для профессионального управления бизнес-процессами на основе интернет-технологий. Преимущества этой программы – удобство, простота установки и администрирования, независимая платформа, открытый интерфейс [13].

На рис. 2 схематически показан инструмент ARIS [4, c. 95]. Основой методологии является то, что любая организация рассматривается как сложная система, описание которой состоит из четырех основных групп моделей: модели организационной структуры, модели функций, модели данных и модели, объединяющей эти три группы – модель управления.

Работа системы управления бизнес-процессами основана на следующей идее. На этапе внедрения системы осуществляется моделирование бизнес-процессов организации с помощью наглядных диаграмм. Затем эти диаграммы загружаются в компьютерную систему и становятся исполнимыми, то есть программа позволяет отследить и проконтролировать исполнение бизнес-процессов в реальной практике работы предприятия [9].

Существует мнение, что BPMS имеет те же системы Workflow, но с различными инструментами. Однако это утверждение не совсем корректно. BPMS действительно можно представить как развитие BPM. Важная роль в анализе BPMS – это большая часть структурированных данных, содержащихся в различных хранилищах [3].

В общем виде можно представить, что BPM вобрала в себя наработки следующих подходов и методик [1]:

процессный подход;

Workflow и системы электронного документооборота;

– моделирование и реинжиниринг бизнес-процессов;

система сбалансированных показателей и KPI;

– интеграция приложений.

К основному принципу и эффектам BPM относится к уровню эффективности, в том числе в нужное время, в том числе в будущем, прозрачности и управляемости процессов, способности быстро и гибко реагировать на изменения, что, в свою очередь, является одним из предварительных условий идеологии BPM.

Для реализации этих аспектов процессного управления BPM-системы состоят из следующих глобальных элементов [9]:

– средство моделирования;

– средство исполнения («движок»);

– средство мониторинга;

– средство улучшения.

Для моделирования, с предыдущим описанием бизнес-процессов, BPM использует инструменты класса Workflow. На данный момент наиболее распространенными языками моделирования являются нотация BPMN и стандарт BPEL. BPMN – это язык для описания бизнес-процессов, используя практически все необходимые примитивы (относительно простые графические элементы) для отображения рабочих процессов и контента. BPEL можно рассматривать как описание элементов веб-сервисов.

В связи с этим, наряду с традиционными элементами, заимствованными из моделей потоков работ, в BPEL прорабатываются, например, такие специфические вопросы, как асинхронные вызовы веб-сервисов, «длинные» транзакции и связанные с ними механизмы обработки ошибок.

Выполнение в BPM-системах начинается с графической схемы бизнес-процесса, которая загружается на веб-сервер («движок»), где начинается процесс. Выполнение включает в себя автоматическое прохождение этапов процесса, а также реализацию контроля. В этом случае каждый исполнитель, задействованный в институте бизнес-процесса, видит задачу, требуемую от него [13].

Мониторинг в BPM-системах означает способность быстро, в режиме реального времени отслеживать ход процесса через этапы и исполнителей, а также позволяет создавать отчеты и оценивать эффективность и индикаторы процесса.

Совершенствование (оптимизация) процессов является неотъемлемой частью системы успешной организации. Некоторые BPMS позволяют вам вносить изменения в процессы даже после реализации этих процессов. Например, в системе ELMA каждый пользователь имеет возможность создавать предложения для улучшения бизнес-процесса. Такие предложения входят в процесс, который, в свою очередь, принимает решение – совершенствовать или отклонять [9].

Важно понимать, что BPMS не представляет собой отдельную независимую систему, способную создавать только информационную инфраструктуру предприятия. С этой точки зрения BPMS является средством интеграции и, что наиболее важно с точки зрения идеологии BPM, людей, работающих с этими приложениями [13].

Основными стандартными функциями BPMS являются [15]:

– совместная разработка процессов;

– проектирование (моделирование) и автоматизация процессов;

– развертывание процессов;

– контроль и управление процессами;

– работа с бизнес-правилами;

– повторное использование процессов;

– симуляция процессов, предполагающая поиск «узких мест» процессов, анализ загруженности исполнителей в процессах и достаточности ресурсов для процессов;

– тестирование процессов (запуск процессов с тестовыми данными);

– документирование процессов, работа с артефактами;

– создание экземпляров процесса и управление ими;

– работа с версиями процессов;

– мониторинг и анализ показателей эффективности.

 

В результате исследования консалтинговой компании «Gartner», специализирующейся на изучении рынков информационных технологий, выявлено, что мировой рынок BPM-систем в 2015 г. оценивается в 2,3 млрд долл. Лидерами на этом рынке стали такие производители, как Pegasystems, Appian и IBM [6]. Российский рынок BPM-систем в 2015 г. составил около 0,2% мирового рынка. Прежде всего, это связано с тем, что большинство российских компаний находятся на этапе первичной оптимизации ключевых процессов на основе ERP-систем и создания базовой инфраструктуры.

Тем не менее, экономический кризис в России заставляет предприятия уделять больше внимания вопросам снижения издержек при производстве своей продукции, изыскивая резервы в повышении производительности труда. Самый простой способ для этого оптимизация своих бизнес-процессов, прежде всего управленческих, и их максимальная автоматизация. Следовательно, российский рынок BPM-систем имеет неплохой потенциал для роста.

References

1. BPM-sistemy. [Elektronnyy resurs] // Menedzhment kachestva. – Rezhim dostupa: http://www.kpms.ru/Automatization/BPM_System.htm/ – Zagl. s ekrana.

2. Avtomatizaciya processa – Workflow. [Elektronnyy resurs] // Konsaltingovaya kompaniya-partner «Vzglyad Vashego potrebitelya». – Rezhim dostupa: http://www.regcons.ru/5-step-1-6.htm/ – Zagl. s ekrana.

3. Vvedenie v upravlenie biznes-processami (Business Process Management, BPM). [Elektronnyy resurs] // Menedzhment kachestva. – Rezhim dostupa: http://iiba.ru/bpm-business-process-management/ – Zagl. s ekrana.

4. Voynov I.V. Modelirovanie ekonomicheskih sistem i processov. Opyt postroeniya ARIS-modeley: Monografiya / I. V. Voynov, S. G. Pudovkina, A. I. Telegin. – Chelyabinsk: YuUrGU. – 2002. – 392 s.

5. Derevinskiy D.O. Analiz klyuchevyh faktorov razvitiya koncepcii upravleniya biznes- processami BPM. / D. O. Derevinskiy // Problemy sovremennoy ekonomiki. – 2012. – № 2. – S. 144–146.

6. Dubova N. Platformy upravleniya biznes-processami. [Elektronnyy resurs] / N. Dubova // Otkrytye sistemy. – 2016. – № 4. Rezhim dostupa: http://www.osp.ru/os/2005/10/380439/ – Zagl. s ekrana.

7. Koptelov A.K. Opisanie processov s pomosch'yu BPM-sistem. [Elektronnyy resurs] / A.K. Koptelov // Menedzhment i informacionnye tehnologii. – 2013. – № 6. – Rezhim dostupa: http://bpm.ucoz.ru/publ/bpm_sistemy/23/ – Zagl. s ekrana.

8. Koptelov A.K. Tendencii v upravlenii biznes-processami. [Elektronnyy resurs] / A. K. Koptelov // Byte. – 2008. – №5. – Rezhim dostupa: http://businessprocess.narod.ru/index46.htm/ – Zagl. s ekrana.

9. Lykova A.I. Razvitie koncepcii upravleniya biznes-processami organizacii: ot klassicheskogo podhoda k VRM-sistemam. [Elektronnyy resurs] / A. I. Lykova, A. V. Batischev // Sinergiya. – 2015. – №1. – Rezhim dostupa: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kontseptsii-upravleniya-biznes/ – Zagl. s ekrana.

10. Pavlov A.Yu. Upravlenie biznes-processami na raznyh etapah razvitiya sovremennogo predpriyatiya. [Elektronnyy resurs] / A. Yu. Pavlov // Inzhenernyy vestnik Dona – 2012. – № 4. – Rezhim dostupa: http://ivdon.ru/magazine/archive/n2y2012/777/ – Zagl. s ekrana.

11. Popova L.F. Vliyanie tehnologii na stroenie organizacionnoy struktury predpriyatiya / L. F. Popova // Vestnik SGSEU. – 2012. – № 1. – S. 91–94.

12. Porter M. Konkurenciya / M. Porter. – M.: Izd. dom «Vil'yams», 2011. – 608 s.

13. Realizaciya koncepcii BPM (Business Process Management) dlya uluchsheniya proektnoy deyatel'nosti. [Elektronnyy resurs] // «Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya». – Rezhim dostupa: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=15887/ – Zagl. s ekrana.

14. Svetlov N.M. Informacionnye tehnologii upravleniya proektami: Uchebnoe posobie / N. M. Svetlov, G. N. Svetlova. – M.: NIC INFRA-M. – 2015. – 232 s.

Login or Create
* Forgot password?