PORA expert center ( expert)
Moskva, Moscow, Russian Federation
Russian Federation
The article discusses the possibilities and prospects of using the new mechanism (infrastructure mortgage) in the financing of investment projects in the Arctic, with a view to its sustainable development.
infrastructure mortgage, sustainable development, Arctic zone of the Russian Federation, public-private partnership.
Развитие Арктической зоны Российской Федерации (далее – АЗРФ) в первую очередь определяется созданием и управлением ее инфраструктурой. И именно с ее полноценным расширением и совершенствованием связано устойчивое развитие АЗРФ. Это определено стратегическими документами по развитию Арктики, и в первую очередь, новой редакцией Государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» (далее-ГП) [1]. Под инфраструктурой мы понимаем комплекс взаимосвязанных, обслуживающих структур и объектов, которые обеспечивают функционирование какой-либо системы, и в данном случае, АЗРФ. Управление инфраструктурой является совокупностью механизмов, методов, технологий для создания обслуживающих структур и объектов. В состав инфраструктуры, которая необходима для АЗРФ, входят следующие компоненты: транспортная, социальная, технологическая, инженерная, производственная, инновационная инфраструктуры, а также инфраструктура обороны и безопасности [2]. Это связано с тем, согласно проекту Стратегии пространственного развития Российской Федерации (далее – Стратегия), АЗРФ теперь относится к геостратегическим территориям [3]. И, согласно Стратегии, общими направлениями развития АЗРФ являются:
− развитие отраслей социальной сферы темпами выше среднероссийских показателей;
− стимулирование миграционного притока на территории, обладающее экономическим потенциалом и благоприятными природно-климатическими условиями для жизни, но испытывающие дефицит трудовых ресурсов;
− содействие повышению мобильности трудовых ресурсов в целях снижения напряженности на локальных рынках труда густонаселенных геостратегических территорий;
− сохранение субсидирования авиационных пассажирских перевозок;
− повышение эффективности функционирования государственных служб занятости населения, улучшение их координации на межрегиональном уровне;
− обеспечение сохранения территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, стимулирование занятости и самозанятости за счет поддержки предпринимательской деятельности и традиционных промыслов;
− содействие развитию отраслей эффективной специализации с учетом международных рынков и существующей специализации приграничных территорий сопредельных стран, содействие развитию производств по глубокой переработке вывозимого сырья;
− стимулирование сотрудничества приграничных субъектов Российской Федерации с сопредельными странами, направленного на уменьшение неравноценного взаимодействия (экспорт из российских приграничных регионов сырья и продукции с низкой добавленной стоимостью и импорт готовой продукции);
− обеспечение сокращения времени прохождения грузов и пассажиров через пограничные пункты пропуска;
− стимулирование развития малого и среднего предпринимательства, в том числе участвующего в трансграничном сотрудничестве;
− расширение практики использования существующей и создания новой инфраструктуры двойного назначения.
Стратегией также определено, что в целях устойчивого экономического развития арктических территорий и обеспечения решения задач национальной безопасности в Арктической зоне необходимо комплексное социально-экономическое развитие «городов-баз» (города с численностью населения свыше 25 тыс. чел. и административные центры субъектов Российской Федерации с меньшей численностью населения), которое должно быть взаимоувязано с хозяйственным освоением на территории опорных зон развития (далее-ОЗР). Также необходимо определение и сохранение «опорных» морских портов вдоль Северного морского пути, поддерживающих его функционирование, но расположенных в небольших населенных пунктах [3].
Очевидно, что такой широкий объем развития инфраструктуры требует соответствующего объема финансирования. И согласно поручениям Президента, в Послании Федеральному собранию [4,5] и в его Указе «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», и более ранних, разрабатываются новые инструменты финансирования инвестиционных проектов, в том числе и в АЗРФ. В настоящее время идет разработка механизма «инфраструктурной ипотеки» (далее – ИИ), которая является дальнейшим развитием и совершенствованием механизма ГЧП, и уже ИИ часто называют ГЧП2.0 [6, 7]. Работа над механизмом ИИ идет практически год и близится к завершению. Сделано уже достаточно много. Утверждена дорожная карта ИИ. Внесены изменения в законодательство, связанные с синдицированием кредитов, развитием облигационного механизма обеспечения займов. ВЭБ стал «фабрикой проектного финансирования». Создается инфраструктура ИИ. В частности, с 1 января 2019 г. начнет действовать Фонд развития, входящий в состав бюджета РФ, т.е. это часть средств федерального бюджета, являющаяся источником формирования бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение мероприятий государственных программ Российской Федерации в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации. Предельный объем Фонда развития устанавливается ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период до достижения в 2024 г. суммы до 3 500 000 000 тыс. руб. [8].
По своей сути, инфраструктурная ипотека – это усовершенствованное государственно-частное партнерство (далее – ГЧП) и заключается в том, частный партнер берёт кредит, строит объект, а пользователи этого объекта постепенно кредит погашают. То есть возврат происходит за счёт регулярных платежей от владельцев инфраструктуры и бюджетов различных уровней. Применение механизма госгарантий позволяет сделать кредит дешевле. В экономике под ипотекой понимается залоговое кредитование, при котором право распоряжаться предметом залога остается у должника (кредитополучателя). И поэтому, в случае реализации проекта «инфраструктурной ипотеки» частный инвестор сможет прокредитовать проект по строительству дороги или моста, или другого инфраструктурного проекта, получая гарантированный ежегодный доход.
Возврат капиталовложений частных инвесторов в проекты предлагается осуществлять за счет регулярных платежей, которые будут поступать от основных выгодоприобретателей инфраструктурных объектов. Такая «инфраструктурная ипотека» позволит реализовывать крупные проекты с привлечением платежей пользователей и частных инвесторов.
Таким образом, инфраструктурный объект фактически покупается в кредит, полученный от частных инвесторов, а пользователь объекта этот кредит постепенно гасит. Наличие государственных гарантий в проектах «инфраструктурной ипотеки» повышает их привлекательность для участия в них, как инвесторов, так и кредиторов, а также снижает риски по возврату капитальных вложений. Наличие государственных гарантий позволит активно использовать в проектах «инфраструктурной ипотеки» синдицированное кредитование. Синдицированный кредит представляет собой публичную форму долгового финансирования с участием двух или более кредитных организаций (синдикат кредиторов), участвующих в данной сделке в определённых долях, в рамках одного кредитного соглашения. Очень важным, по мнению авторов, является то, что в силу использования таких инструментов секьюритизации, как облигации (проектные, концессионные, зеленые и т.д.), ИИ облегчит внедрение «зеленого финансирования» в АЗРФ [9]. В августе этого года опубликован проект федерального закона «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации» [10]. Основная цель этого закона – привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации путем создания для инвесторов дополнительных правовых гарантий прогнозируемых условий ведения хозяйственной деятельности и юридической защиты капиталовложений, обеспечения эффективного использования имущества. Для ее достижения, инвесторам будут представлены различные возможности: разнообразные льготы, взаимозачеты, возмещение затрат опережающего финансирования за счет последующих налогов. А объекты инвестирования должны иметь соответствующую отраслевую привязку: экология, инфраструктура, транспорт, импортозамещение, иные отрасли в том случае, если проект способен обеспечить создание прорывной технологии или достичь максимального эффекта в соответствующей отрасли. Естественно, что многие компании, действующие в АЗРФ, будут реализовывать свои проекты, используя положения данного закона. По мнению авторов, ИИ вполне возможно использовать и в этих проектах.
Дальнейшее развитие использования механизма ГЧП (и в первую очередь ИИ) в АЗРФ, будет актуально также в таких важных для АЗРФ проектах:
1. Развитие транспортно-логистической инфраструктуры и реализации проектов опорных зон развития и минерально-сырьевых центров в АЗРФ [11-12].
2. Обеспечение энергией производства и поселений (проекты распределенной энергетики, микрогриды) [13].
3. Создание инфраструктуры переработки коммунальных и производственных отходов (с учетом щадящего экологического режима в АЗРФ) [14].
4. Развитие инфраструктуры арктического туризма, с использованием возможностей ООПТ (особо охраняемых природных территорий) АЗРФ [15].
5. Снижение продовольственной зависимости от завоза (развитие сельскохозяйственного производства на территории АЗРФ).
6. Цифровизация регионов и территорий. Создание умных городов.
Таким образом, использование нового инструмента инвестирования, как инфраструктурная ипотека, сделает возможным финансирование многих инвестиционных проектов в АЗРФ, и сделает реальным ее устойчивое развитие.
1. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 21.04.2014 N 366 (red. ot 31.08.2017) "Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federacii "Social'no-ekonomicheskoe razvitie Arkticheskoy zony Rossiyskoy Federacii"[Elektronnyy resurs] URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162195/
2. Cyganova A.A. Infrastruktura Arkticheskoy zony RF [Elektronnyy resurs] // http://eee-region.ru.
3. Proekt Strategii Prostranstvennogo razvitiya Rossiyskoy Federacii [Elektronnyy resurs] //http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/planning/sd/
4. Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniyu ot 01.03.2018 // [Elektronnyy resurs] -URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_291976/ (data obrascheniya 10.03.2018)
5. Vorotnikov A.M. O prioritetnyh napravleniyah razvitiya Arkticheskoy zony Rossiyskoy Federacii v Poslanii Prezidenta Federal'nomu Sobraniyu 2018 g.: byudzhetno-pravovoy i yuridiko-organizacionnyy aspekty // Zhurnal yuridicheskih issledovaniy . Obschestvo s ogranichennoy otvetstvennost'yu «Nauchno-izdatel'skiy centr INFRA-M» . – 2018. – T. 3. – №. 1. – S. 27–39. URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/20648/view (data obrascheniya: 02.09.2018).
6. Vorotnikov A.M. Infrastrukturnaya ipoteka – novyy mehanizm finansirovaniya//Regional'naya energetika i energosberezhenie. – 2017. – №4. – S. 61–63.
7. Vorotnikov A.M. Vozmozhnosti mehanizma «infrastrukturnoy ipoteki» v finansirovanii proektov gorodskogo razvitiya Rossiyskoy Federacii // Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy . Obschestvo s ogranichennoy otvetstvennost'yu «Nauchno-izdatel'skiy centr INFRA-M» . – 2017. – T. 3. – №. 11. – S. 46–54. URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/18773/view (data obrascheniya: 30.04.2018).
8. Federal'nyy zakon ot 19 iyulya 2018 g. № 222-FZ “O vnesenii izmeneniy v Byudzhetnyy kodeks Rossiyskoy Federacii i stat'yu 4 Federal'nogo zakona "O vnesenii izmeneniy v Byudzhetnyy kodeks Rossiyskoy Federacii i priznanii utrativshimi silu otdel'nyh polozheniy zakonodatel'nyh aktov Rossiyskoy Federacii" [Elektronnyy resurs] http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71892672/#ixzz5PpiLXrSp.
9. Vorotnikov A.M. Perspektivy «zelenogo» finansirovaniya v realizacii infrastrukturnyh proektov v Arktike // Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy . Obschestvo s ogranichennoy otvetstvennost'yu «Nauchno-izdatel'skiy centr INFRA-M» . –2018. – T. 4. – №. 6. – S. 87–96. URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/22111/view (data obrascheniya: 02.09.2018).
10. Pravitel'stvo vernulos' k idee podderzhat' chastnyy biznes [Elektronnyy resurs] //https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2018/08/29/779408-pravitelstvo-podderzhat-chastnii-biznes
11. Balobanov A.E., Vorotnikov A.M., Mayorov S.V. "Rol' transportno-logisticheskoy infrastruktury v realizacii proektov opornyh zon razvitiya Arkticheskoy zony Rossiyskoy Federacii " Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy 4 2 (2018): 17-27. url: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/20214/view (data obrascheniya: 09.03.2018).
12. Vorotnikov A.M. Aktual'nost' realizacii proektov gosudarstvenno-chastnogo partnerstva na territorii Arkticheskoy zony Rossiyskoy Federacii // Zhurnal yuridicheskih issledovaniy . Obschestvo s ogranichennoy otvetstvennost'yu «Nauchno-izdatel'skiy centr INFRA-M» . – 2017. – T. 2. – №. 3. – S. 65–77. URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/18523/view (data obrascheniya: 02.09.2018).
13. Vorotnikov A.M. Finansirovanie proektov sozdaniya i razvitiya lokal'noy energetiki// Regional'naya energetika i energosberezhenie. – №3. – 2017. – S. 46–49.
14. Strategiya razvitiya promyshlennosti po obrabotke, utilizacii i obezvrezhivaniyu othodov proizvodstva i potrebleniya na period do 2030 goda". [Elektronnyy resurs] //http://static.government.ru/media/files/y8PMkQGZLfbY7jhn6QMruaKoferAowzJ.pdf
15. Vorotnikov A.M. Turizm-aktual'nyy trend razvitiya arkticheskih regionov// Regional'naya energetika i energosberezhenie. – 2018. – №1. – s. 44-46.