PROSPECTS FOR MANAGING RUSSIA'S FOREIGN TRADE ACTIVITY AGAINST THE BACKGROUND OF SHIFTS IN THE EU DEVELOPMENT
Abstract and keywords
Abstract (English):
This article discusses the most pressing problems faced by the Russian Federation in the implementation of its foreign trade policy in the framework of commodity exchange with the European Union (EU) from the standpoint of improving the management of these processes. The modern characteristics of mutually beneficial trade of the EU member States and the Russian Federation are analyzed. The most significant changes in the EU foreign trade practice are revealed.

Keywords:
foreign trade policy, foreign trade, the European Union, the EU, the European Union, the new EU member states.
Text
Publication text (PDF): Read Download

На протяжении последнего времени, как и всей предыдущей истории, европейский вектор оставался одним из ключевых направлений среди внешнеторговых приоритетов Российской Федерации. Это обусловлено как объективной территориальной, культурной и цивилизационной близостью с европейскими народами, так и стратегическими торговыми, тесными научно-техническими связями. Но пока незавершенность процессов европейской экономической интеграции, а также комплекс кризисов государственной идентичности (Каталония, Шотландия и др.) и Brexit являются факторами, осложняющими возможность конструктивного развития взаимовыгодной торговли Российской Федерации и Европейского союза (см. здесь и далее, подробнее: [1–27; 32–38]).

Современная внешнеторговая политика Российской Федерации опирается на правовые нормы, закрепленные в Конституции РФ, федеральное законодательство РФ и нормативные правовые акты органов исполнительной власти, а также руководствуется принципами международного права.

Среди основных тенденций в эволюции внешнеторговых связей Российской Федерации и Европейского союза находятся сдвиги, связанные с процессами расширения количественного состава блока (хотя с выходом из него Великобритании вероятны и другие сценарии развития группировки, особенно заметные в деятельности Венгрии, Польши и пр.).

На основе статистических данных, демонстрирующих доли участия стран – членов Евросоюза в российской внешней торговле, можно сделать вывод о распределении экономических преимуществ интеграционных процессов между ведущими («старыми») и новыми странами – членами Европейского союза относительно внешней торговли с РФ.

Действительно, наиболее заметно снизились доли экспорта и импорта в Российскую Федерацию у Великобритании, Германии, Франции, Швеции и Финляндии. Подобная тенденция прослеживается также для Польши, Болгарии, Венгрии, Литвы и Кипра. Для остальных новых стран – членов ЕС в целом доли экспорта и импорта с РФ изменились незначительно. Наибольшее укрепление экономических позиций на российском рынке в сравнении с остальными странами ЕС характерно для Италии и Нидерландов.

Проведенный авторами анализ динамики долей участия стран – членов Европейского союза во внешней торговле РФ дает возможность сделать вывод об ориентации новых стран – членов ЕС на внутриевропейский товарный рынок. Также наблюдается постепенная потеря Российской Федерацией влияния в Восточной Европе в сфере внешней торговли.

Наиболее важные цели и приоритеты Российской Федерации в сотрудничестве с Европейским союзом можно разделить на три стратегических блока: (1) безопасность  (основным здесь является формирование общей российско-европейской системы безопасности с равными принципами участия); (2) экономика (данный блок формирует базу для использования экономического потенциала и инновационных технологий, как в производстве, так и управленческой сфере, а также создает условия для успешного развития рыночной экономики РФ); (3) развитие демократических институтов (задачей в данном контексте является создание в России правового демократического государства на базе общеевропейских ценностей).

Тем не менее, обострение отношений между РФ и ЕС в связи с политическим кризисом на Украине и возвращением Крыма в состав Российской Федерации значительно осложнило осуществление приоритетных задач и сформировало риски дальнейшего расширения Евросоюза для внешней торговли РФ. Кроме того, наличие некоторых внутрироссийских барьеров повышения внешнеторговой конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей также усугубляет положение России на мировом рынке. В данных реалиях необходимо сформировать рабочий механизм, способствующий развитию грамотной комплексной политики по повышению конкурентоспособности российской продукции и импортзамещению (см. подробнее: [28–31; 39–44]).

Несомненно, доля импорта в наиболее значимых отраслях промышленности лишь подтверждает актуальность минимизации негативных последствий расширения ЕС, оказывающих влияние на российскую внешнюю торговлю. Отметим российские отрасли промышленности, находящиеся под потенциальной угрозой вследствие расширения Евросоюза: медицинскую промышленность и фармацевтическое производство (доля импорта на российском рынке составляет около 70–80%); тяжелое машиностроение и станкостроение (доля импорта составляет около 80–90%); радиоэлектроника и бытовая техника (доля импорта составляет около 80–90%); легкая промышленность (доля импорта составляет около 70–90%).

Кроме того, вызывает интерес динамика торговли между РФ и ЕС в последний период, представленная в табл. (см. табл.).

На современном этапе из европейских стран в Российскую Федерацию поставляются, в основном, машины и оборудование (48% в общей структуре импорта), продукция химической промышленности (16%  в общей структуре импорта), продукты питания и сырье для их производства (14% в общей структуре импорта). В продукции сельскохозяйственного производства наибольшая доля импортных товаров наблюдается в следующих группах продуктов питания: фрукты (доля импорта превышает 48%), мясо и сыр (доля импорта превышает 55%), масло растительное, сахар (доля импорта превышает 30%), молоко (доля импорта превышает 12%).

            Необходимость разработки практических рекомендаций, минимизирующих негативные последствия расширения европейской интеграции для российской внешней торговли, обусловлена рядом факторов: (1)             низкий уровень развития институциональной среды для реализации государственной внешнеторговой политики, связанный с  тем, что зачастую институты развития ориентированы на освоение федерального финансирования и привлечение кредитных ресурсов для реализации приоритетных для местных элит инвестиционных проектов; (2) стремление бизнес-сообществ к применению теневых механизмов для получения прибыли в краткосрочном периоде с целью вывоза капитала за рубеж, а также использование механизмов по снижению налогооблагаемой базы и др.; (3) неэффективные процессы трансферта инновационных технологий, обусловленные низким уровнем развития партнерских связей между научно-исследовательскими институтами и предприятиями реального сектора экономики; (4) отсутствие долгосрочных, согласованных и совместных целей между органами государственной власти и крупными предприятиями,  которые нуждаются в реструктуризации и модернизации производственных мощностей для достижения необходимого эффекта от внешнеторговой деятельности; (5) недостаточно благоприятный инвестиционный климат для привлечения прямых иностранных инвестиций из европейских стран в отечественное производство; (6) недостаточное привлечение независимых внешних экспертов для оценки долгосрочных перспектив реализации различных государственных инвестиционных проектов Российской Федерации.

Анализ перспектив влияния расширения Европейского союза на внешнюю торговлю Российской Федерации позволил конкретизировать функции государственного регулирования внешнеторговых процессов с целью обеспечения экономической безопасности страны и поддержки политики импортозамещения.

В условиях современных интеграционных процессов можно выделить следующие функции системы регулирования внешней торговли для социально-экономического развития РФ: (1) оптимизация торговых потоков и инвестиционных ресурсов для расширенного воспроизводства конкурентоспособной промышленной продукции на внутренних и внешних рынках. Активность российского бизнеса в сфере внешней торговли является базой для формирования экономических связей, регулирующих отношения в воспроизводственном процессе на разных уровнях; (2) формирование зон прогрессивного роста доходов национальной экономики в условиях глобальной конкуренции; (3) перестройка и адаптация отраслевой структуры национальной экономической системы к изменяющимся внешнеторговым условиям. Значительное изменение пропорций в промышленном секторе страны в соответствии с требованиями европейского рынка за счет масштабной государственной поддержки инновационного пути развития; (4) реструктуризация финансирования структурного и отраслевого развития в ходе реализации государственной политики модернизации современной экономической системы. Финансовые вливания в реальный сектор экономики обновляют производственные мощности, способствуют общему оздоровлению отечественных промышленных предприятий, а также запускают адаптационные процессы к новым рыночным условиям, создавая благоприятную среду для все большей интеграции России в современную мировую экономическую систему; (5) переориентация развития национальной экономики на инновационный тип хозяйствования. Важность данной функции определяется необходимостью вливания инвестиционных ресурсов в высокотехнологичные производства, воплощающие результаты НИОКР в жизнь.

В качестве механизмов совершенствования внешнеторговой деятельности в условиях интеграции российской экономики в евразийскую экономическую систему, данным научным исследованием выделены следующие приоритетные стратегические направления развития системы внешнеторгового администрирования: (1) формирование таких экономических условий, при которых импорт санкционных европейских товаров на территорию Таможенного союза будет экономически нецелесообразным; (2) создание общей для всех стран – членов Таможенного союза системы цикличного таможенного контроля на всех уровнях: от подачи декларации на импортируемые товары до таможенного контроля после выпуска; (3) значительное сокращение времени таможенного контроля, что в свою очередь способствует созданию благоприятной конъюнктуры для развития внешнеторговой деятельности со странами – членами ЕС.

Таким образом, в целях совершенствования механизма повышения внешнеторговой конкурентоспособности России, в рамках современных интеграционных процессов, необходимо поэтапно развивать нормативно-правовое регулирование таможенного контроля. Предполагаемые мероприятия позволят расширить рамки внешнеторговой деятельности РФ как на европейском, так и на прочих направлениях.

 

References

1. Gladkov I.S. Mezhdunarodnaya torgovlya v 2017 godu: snova rost, no perspektivy ne obnadezhivayut//Vlast'. – 2018. – № 5. – S. 77–84.

2. Gladkov I.S. Vneshnyaya torgovlya ES: poisk nadezhnyh partnerov na Dal'nem Vostoke//Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy. – 2018. – Tom 4. – № 7. – S. 57–64.

3. Gladkov I.S. Vneshnetorgovye svyazi Evropeyskogo soyuza i Rossii v kontekste mirovoy torgovli: trendy 2017 g.//Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy. – 2018. – Tom 4. – № 4. – S. 28–41.

4. Gladkov I.S. Vneshnyaya torgovlya Rossii v 2017 g.: razvorot na vzlet//Vlast'. – 2018. – T. 26. – № 3. – S. 38–46.

5. Gladkov I.S. Vneshnyaya torgovlya ES – RF: sovremennaya dinamika//Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy. – 2018. – Tom 4. – № 3. – S. 1–8.

6. Gladkov I.S. Vneshnyaya torgovlya ES – RF: opyt statisticheskogo issledovaniya//Nauchno-analiticheskiy vestnik Instituta Evropy RAN. – 2018. – № 1. – S. 225–229.

7. Gladkov I.S. Dinamika i struktura vneshnetorgovyh svyazey Evropeyskogo soyuza na etape poslednego ego rasshireniya//Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika. – 2017. – № 4 (12). – S. 6–22.

8. Gladkov I.S. Vneshnetorgovye svyazi Evropeyskogo soyuza na sovremennom etape: «effekt cherepahi»//Vlast'. – 2017. – T. 25. – № 10. – S. 105–111.

9. Gladkov I.S. Mezhdunarodnaya tovarnaya torgovlya: trendy i itogi 2016 g//Vlast'. – 2017. – T. 25. – № 5. – S. 91–97.

10. Gladkov I.S. Vneshnetorgovye svyazi Evropeyskogo Soyuza i Rossii: aktual'nye trendy (itogi 2016 g., zaglyadyvaya v 2017 g.)//Mezhdunarodnaya ekonomika. – 2017. – № 4. – S. 59–74.

11. Gladkov I.S. Vneshnetorgovye svyazi Rossiyskoy Federacii: trendy v sankcionnyy period i itogi 2016 g.//Vlast'. – 2017. – № 3. – S. 94–105.

12. Gladkov I.S. Osobennosti vneshnetorgovyh svyazey Evropeyskogo soyuza na sovremennom etape//Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika. – 2017. – № 2 (10). – S. 91–107.

13. Gladkov I.S. Vneshnyaya torgovlya ES: trendy v sankcionnyy period//Vlast'. – 2016. – T. 24. – № 12. – S. 32–39.

14. Gladkov I.S. Mezhdunarodnaya tovarnaya torgovlya 2001-2015: trendy i provaly 2015 g//Vlast'. – 2016. – T. 24. – № 6. – S. 92–100.

15. Gladkov I.S. Vneshnetorgovye svyazi na postsovetskom prostranstve: tendencii XXI v.//Vlast'. – 2016. – № 4. – S. 52–61.

16. Gladkov I.S. Vneshnyaya torgovlya Rossiyskoy Federacii na sovremennom etape: novye trendy 2015 g//Vlast'. – 2016. – T. 24. – № 3. – S. 136–145.

17. Gladkov I.S. Evropeyskiy soyuz v sisteme sovremennoy mezhdunarodnoy torgovli//Sovremennaya Evropa. – 2016. – № 1 (67). – S. 85–94.

18. Gladkov I.S. Menedzhment: uchebnoe posobie/3-e izd. -M.: IE RAN, Prospekt. 2016. – 216 s.

19. Gladkov I.S. Vneshnyaya torgovlya Evropeyskogo soyuza: trendy 2001–2014 godov//Mezhdunarodnaya ekonomika. – 2015. – № 11-12. – S. 37–50.

20. Gladkov I.S. Vneshnyaya torgovlya Rossiyskoy Federacii i sankcii: predvaritel'nye itogi//Mezhdunarodnaya zhizn'. – 2015. – № 5. – S. 112–130.

21. Gladkov I.S. Vneshnetorgovye svyazi Rossii v usloviyah sankcionnogo davleniya (2014 g.)//Vlast'. – 2015. – № 4. – S. 48–52.

22. Gladkov I.S. Dinamicheskie i strukturnye harakteristiki sovremennyh vneshnetorgovyh svyazey Evropeyskogo Soyuza//Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika. – 2015. – № 4 (4). – S. 30–38.

23. Gladkov I.S. Postkrizisnaya evolyuciya mezhdunarodnoy torgovli//Mezhdunarodnaya ekonomika. – 2014. – № 7. – S. 31–38.

24. Gladkov I.S. Mezhdunarodnaya tovarnaya torgovlya v 2001-2013 gg.: trendy v gruppe liderov//Vlast'. – 2014. – № 5. – S. 15–18.

25. Gladkov I.S. K novomu etapu vo vzaimnoy torgovle Evropeyskogo soyuza i Rossiyskoy Federacii//Vlast'. – 2013. – № 5. – S. 014–018.

26. Gladkov I.S. XXI vek: novyy «triumvirat» v mezhdunarodnoy torgovle (v pogone za liderom)//Vlast'. – 2012. – № 7. – S. 139–143.

27. Gladkov I.S. Mirovoy ekonomicheskiy krizis i mezhdunarodnaya torgovlya (opyt sravnitel'nogo issledovaniya)//Vlast'. – 2011. – № 9. – S. 160–165.

28. Gladkov I.S. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye ekonomicheskie otnosheniya: uchebnoe posobie / I. S. Gladkov. Moskva, Izdatel'stvo: Binom. Lab. Znaniy. 2009. (4-e izd., pererab. i dop.) 341 s.

29. Gladkov I.S. Menedzhment uchebnoe posobie dlya studentov vuzov / I.S. Gladkov. – M.: Izdatel'stvo: Binom. Lab. znaniy. 2006. – 215 s.

30. Gladkov I.S. Vneshnetorgovye svyazi Rossii i Evrosoyuza v kontekste rasshireniya ES. M.: IE RAN, 2005. – 100 s.

31. Gladkov I.S. Ekonomika: ekonomicheskaya teoriya, istoriya ekonomiki, mirovaya ekonomika, mezhdunarodnye ekonomicheskie otnosheniya: integrirovannyy uchebnyy kurs. –M.: Izd. kompaniya KnoRus, 2005. – 438 s.

32. Gladkov I.S. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye ekonomicheskie otnosheniya. Uchebnoe posobie po kursam «Mirovaya ekonomika», «Mezhdunarodnye ekonomicheskie otnosheniya». -M.: Izdatel'sko-torgovaya korporaciya «Dashkov i K», 2003. – 296 s.

33. Gladkov I.S., Gorbatenko E.Yu. Vneshnetorgovye svyazi novyh stran-chlenov Evropeyskogo soyuza//Mezhdunarodnaya ekonomika. – 2018. – № 4. – S. 27–45.

34. Gladkov I.S., Dubovik M.V. Osobennosti primeneniya ekonomicheskih sankciy v sisteme vneshnetorgovyh svyazey Evropeyskogo Soyuza//Mezhdunarodnaya ekonomika. – 2018. – № 8. – S. 38–48.

35. Gladkov I.S., Dubovik M.V. Aktual'nye trendy v ekonomike i vneshney torgovle ES na etape sankciy//Azimut nauchnyh issledovaniy: ekonomika i upravlenie. – 2018. – T.7. – № 1 (22). – S. 95–98.

36. Gladkov I.S., Zorina I.Yu. Genezis rossiyskoy promyshlennosti//Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika. – 2008. – № 34. – S. 81–86.

37. Gladkov I.S., Piloyan M.G. Istoriya mirovoy ekonomiki: Nauchnoe izdanie/2-e izdanie. -M.: IE RAN, Prospekt. 2016. – 384 s.

38. Gladkov I.S., Piloyan M.G. Istoriya mirovoy ekonomiki (posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedeniy). -M.: Binom. Lab. znaniy. 2007. – 216 s.

39. Gorbatenko E.Yu. Prioritety sovremennoy vneshnetorgovoy politiki Evropeyskogo Soyuza // Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy. – 2018. – № 7. – S. 42–48.

40. Gorbatenko E.Yu. Vneshnyaya torgovlya Evrosoyuza i RF v period sankciy//Vlast'. – 2017. – № 9. – S. 44–46.

41. Gorbatenko E.Yu. Evolyucionnaya dinamika processa formirovaniya edinogo evropeyskogo ekonomicheskogo prostranstva//Ekonomika i predprinimatel'stvo. – 2016. – № 6 (71). – S. 184–187.

42. Gorbatenko E.Yu. Perspektivy prisoedineniya Balkanskogo poluostrova k ES na fone vneshneekonomicheskih interesov Rossii//Ekonomika i predprinimatel'stvo. – 2015. – № 3 (ch.2). – S. 33–37.

43. Gorbatenko E.Yu., Carev S.P. Fenomen «centra» i «periferii» na territorii Evropeyskogo Soyuza//Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy. – 2018. – № 7. – S. 65–79.

44. Piloyan M.G. Ekonomicheskaya istoriya: uchebnoe posobie / Pod red. professora I.S. Gladkova. -M.: Dashkov i K°, 2003. – 149 s.

45. World Economic Outlook (WEO): Cyclical Upswing, Structural Change. April 2018. – Wash.: IMF, 2018. – 282 p.

Login or Create
* Forgot password?