THE PSYCHOLOGICAL AND PHYSIOLOGICAL FEATURES OF CHILDREN WITH MENTAL DISORDERS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article focuses on the features of children with mental disorders and the prerequisites of deviant activities that affect the physical and mental health of the child. The possible difficulties in the process of socialization of a disabled child are presented in the paper. The article also describes the modern conditions created for comfortable education of disabled children in Russia

Keywords:
mental diseases, the physical and psychological features, socialization
Text
Publication text (PDF): Read Download

Понятие «ментальной инвалидности» включает в себя разнообразный спектр отклонений психического и умственного характера. В перечень нарушений, объединенных данным общим названием, входят такие, как шизофрения, эпилепсия, аутизм, дефекты речи, умственная отсталость, органические поражения ЦНС, генетические заболевания, клиническая депрессия, деменция и многие другие. Подобного рода заболевания часто сопровождаются потерей слуха, зрения и нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Согласно данным, полученным из источников Росстата в течение последних пяти лет, общее число детей с ограниченными возможностями здоровья в России сохраняет свою динамику и сегодня составляет порядка 2% от общего количества детей в России. Наиболее часто наблюдаемыми заболеваниями среди представителей детского населения сегодня являются психические расстройства и расстройства поведения – 22,8%, врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения – 20,6%, болезни нервной системы – 20,0% [7]. В России актуальной проблемой является определение заболеваний на ранней стадии и своевременное лечение пациентов.

Главной причиной возникновения заболеваний данной группы являются генетические мутации и неблагоприятное воздействие внешней среды. Одним из наиболее важных факторов влияния извне являются заболевания плода во время беременности. Особо опасными являются краснуха, корь, туберкулез, токсоплазмоз, вирус эпидемического паротита и возникновение внутриутробных энцефалитов. Большое влияние на развитие мозга плода оказывают хронические инфекционные болезни, заболевания сердечно-сосудистой системы, почек, печени, нарушения обмена веществ у матери, воздействие радиоактивного и рентгеновского облучения на половые клетки родителей и сам плод. Наркомания и алкоголизм в России являются главной причиной возникновения подобных заболеваний у детей. В случае постоянного злоупотребления алкоголем и наркотиками возникают патологические изменения в генетическом аппарате, что приводит к хромосомным и эндокринным заболеваниям ребенка [4].

Психофизическое развитие ребенка включает ряд возрастных этапов, каждый из которых характеризуется своими особенностями. В младенчестве ребенок может не отличаться от своих сверстников, но, тем не менее, уже в этот период становится возможным наблюдение определенного ряда проблем в развитии, многие дети намного позже начинают прямо держать голову, ровно стоять и ходить [6]. Подобного рода нарушения могут послужить признаком ментальных нарушений у ребенка.

Своеобразие физического развития детей с ментальными заболеваниями выражается в нарушении их функциональных систем и органов, что происходит из-за нарушений в центральном и периферическом отделах коры головного мозга.

Психика ребенка с ментальным заболеванием также отличается от психики здорового ребенка, что выражается в сложности адаптации к окружающему миру. Детям с ОВЗ свойственен более медленный темп восприятия, особенно большого количества непривычной информации. У детей с ментальными отклонениями здоровья нарушена познавательная деятельность, что является причиной низкой способности анализировать, сравнивать и оценивать. Дети с ОВЗ зачастую раздражительны, нетерпеливы и крикливы, им трудно дается запоминание новой информации, также они не могут выразить свои желания и потребности в устной форме, могут составлять, в основном, простые предложения. Ментальные заболевания являются препятствием для обдумывания действий и накопления опыта, что создает сложности для перехода от одного вида деятельности к другому [2].

Речевой дефект негативно сказывается на развитии ребенка в целом, так как служит преградой для развития коммуникативных способностей. Дети с ментальными нарушениями эмоционально неустойчивы, что проявляется в нестабильности проявления эмоций. Для адаптации и обучения детей с ОВЗ создаются специализированные школы, в которых учителя помогают ребенку получить навыки, чтобы он мог продолжить обучение и социализироваться [3].

В России существуют школы VI, VII, и VIII вида. В них проходит обучение детей с проблемами в физическом и психическом развитии, с СДВГ и ЗПР, а также с умственной отсталостью. В школе VIII вида дети могут получить навыки столярного, швейного или слесарского мастерства [1]. Для детей с подобными заболеваниями существуют индивидуальные коррекционные занятия, при условии, что ребенок не способен заниматься в группе, то есть, с отсутствием концентрации внимания или с ярко выраженным нарушением развития.

Изоляция детей с подобными заболеваниями может негативно сказаться на их адаптации в обществе. Общение со сверстниками способствует развитию коммуникативных способностей. Для работы с такими детьми люди обучаются в специализированных учреждениях. Система работы с детьми состоит из воспитательной, развивающей и трудовой деятельности, для того чтобы развить в ребенке качества и способности, которые в будущем помогут ему вести самостоятельную жизнь [5].

Минздрав России создал Концепцию помощи детям с ментальными нарушениями. Она направлена на раннее выявление и своевременную помощь детям, а также на доступность и качество лечения; также постоянно будет происходить обучение новых специалистов, будут проводиться курсы повышения квалификации.

References

1. Gosudarstvennaya programma «Dostupnaya sreda» na 2016-2020 gody.

2. Zaharova I.Yu. Lechebno-pedagogicheskaya diagnostika detey s narusheniyami emocional'no-volevoy sfery. – M.: Terevinf, 2010.

3. Karabanova O.A. Organizaciya razvivayuschey predmetno‐prostranstvennoy sredy v sootvetstvii s Federal'nym gosudarstvennym obrazovatel'nym standartom doshkol'nogo obrazovaniya / O.A. Karabanova, E.F. Alieva, O.R. Radionova, P.D. Rabinovich, E.M. Marich. – M., 2014.

4. Lapshin V.A., Puzanov B.P. Osnovy defektologii. – M.: Prosveschenie, 1990. – 145 s.

5. Malofeev N.N. Inklyuzivnoe obrazovanie v kontekste sovremennoy social'noy politiki [Tekst]. / N.N. Malofeev // Vospitanie i obuchenie detey s narusheniyami razvitiya. – 2009. – № 6. – S. 3-9.

6. U. Kisling Sensornaya integraciya v dialoge: Ponyat' rebenka, raspoznat' problemu, pomoch' obresti v ravnovesie. 4 izd. – M.: Terevinf, 2014.

7. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki. – Rezhim dostupa: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ (data obrascheniya 30.08.2018)

Login or Create
* Forgot password?