State Academic University for the Humanities (Research and Design Department of the Scientific and Innovation Department, Chief Researcher)
Moscow, Moscow, Russian Federation
The paper considers the meaningful and functional features of the phenomena of mass communication and public opinion in the context of contemporary transformations of information and communication technologies in the Internet space. The article raises the problem of deactualization of such concepts as mass communications and public consciousness in the implementation of the technological scenario of socio-political development of contemporary states associated with the application of Big Data technologies in the space of social media within the framework of contemporary political management processes. The author concludes that there are significant differences between the traditional space of mass communications and the space of social media, which allows us to state the transition from the traditional phenomenon of mass to the phenomenon of socially differentiated network communities. Taking into account the transformation of the process of information consumption in the network space into a unique form of social activity, which assumes the formation of collective meanings at the level of horizontal information and communication interaction, the author also leads to the conclusion that paradigm revision of the content and functional components of the phenomenon of mass communication in relation to the modern Internet space is necessary. In turn, the analysis of technological trends associated with the personalization of information and communication impact on network users at the level of personal digital targeting, makes it possible to conclude in the work that the technological potential of political management in the network space associated with the information and communication impact on the consciousness of online- users, already in the near future will allow political actors to operate not so much with the notion of public consciousness as the aggregate individual consciousnesses.
mass communication, public consciousness, political management, Big Data, digital space, information capsule.
На протяжении достаточно продолжительного периода времени в политической науке специалисты и ученые ведут речь о теориях, концепциях, подходах, моделях и технологиях, относящихся к сфере массовых коммуникаций и управления общественным сознанием.
На сегодняшний день существует значительное число научных трудов, посвященных проблемам, связанным с процессами массовой политической коммуникации, а также процессами воздействия на общественное сознание в рамках современного политического управления [3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 13, 14]. По сути, мы можем говорить о наличии глубоко укоренившейся парадигмы, не только постулирующей объективное существование такого феномена как общественное сознание, но также допускающей управленческое воздействие на данный феномен при помощи технологий массовой коммуникации.
Однако, в условиях интенсивных технологических изменений на глобальном уровне (в первую очередь, изменений в сфере цифровых информационно-коммуникационных технологий) стремительной эволюции интернет-пространства, глубокого распространения ресурсов социальных медиа, все большего внедрения в современную общественно-политическую и управленческую практику технологий Big Data, следует рассмотреть возможность и необходимость парадигмального сдвига в сфере массовых коммуникаций, а также политического управления в аспекте содержания и особенностей формирования общественного сознания.
На наш взгляд, анализируя актуальную практику, в данном вопросе следует рассмотреть возможность исчезновения феномена массового сознания как такового, равно как и феномена массовой коммуникации уже в среднесрочной перспективе.
В данной работе мы попытаемся аргументировать подобную точку зрения и рассмотреть возможные сценарии общественно-политического развития современных государств в условиях складывающегося на сегодняшний день концепта пост-информационного общества.
В первую очередь, следует отметить, что большинство существующих концепций массовой коммуникации предполагают в качестве массы неструктурированную совокупность изолированных друг от друга в обычной жизни людей. Например, такие традиционные средства массовой информации как телевидение, радио и пресса предполагают преимущественно индивидуальное потребление информации (в лучшем случае, небольшой группой из нескольких человек, если мы говорим, например, о семье) без наличия четких устойчивых связей между потребителями.
Одновременно с этим, если мы говорим о онлайн-ресурсах и, в первую очередь, о социальных медиа, включая социальные сети, то в данном случае речь идет уже об информационно-коммуникационном воздействии не на изолированную друг от друга совокупность пользователей, но о существовании устойчивых социальных сообществ и групп, участники которых объединены между собой устойчивыми горизонтальными информационно-коммуникационными связями. При этом, как правило, существующие сетевые сообщества в той или иной степени дифференцированы по кругу интересов, социально-демографическим характеристикам, а также иным параметрам.
1. Druzhinin A.M. Ot dialoga k manipulyacii: kriticheskiy analiz sovremennyh mediapraktik // Filosofskaya mysl'. – 2017. – № 1. – S. 1–16.
2. Karpova A.Yu. Markery i effekty informacionnoy anomii v politicheskoy kommunikacii // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sociologiya. Politologiya. – 2017. – № 40. – S. 112–121.
3. Luman N. Real'nost' massmedia. -M.: - Praksis, 2005. – 256 s.
4. Markuze G. Odnomernyy chelovek // Eros i civilizaciya. Odnomernyy chelovek. – M.: AST, 2003. – 528 s.
5. Nazarov M.M. Massovaya kommunikaciya v sovremennom mire: metodologiya analiza i praktika issledovaniy. – M.: Editorial URSS, 2002. – 240 s.
6. Noel'-Noyman E. Obschestvennoe mnenie: otkrytie spirali molchaniya. - M.: Progress-Akademiya, Ves' Mir, 1996. – 352 s.
7. Odincov A.V. Sociologiya obschestvennogo mneniya i vyzov Big Data // Monitoring obschestvennogo mneniya: Ekonomicheskie i social'nye peremeny. – 2017. – № 3. – S. 30–43.
8. Politicheskaya kommunikativistika: problemy predmetnogo pozicionirovaniya: Materialy metodologicheskogo seminara; pod red. L.N.Timofeevoy. - M., Izdatel'stvo RAGS, 2008. – 63 s.
9. Politicheskaya kommunikativistika: teoriya, metodologiya i praktika; pod red. L.N.Timofeevoy. - M.: ROSSPEN, 2012. – 327 s.
10. Politicheskie kommunikacii; pod red. A.I. Solov'eva. - M., 2004. - 332 s.
11. Rogovskiy E. Vybory v SShA: uspeh tehnologicheskih innovaciy // Mezhdunarodnaya zhizn'. – 2017. – №3. – S.107–122.
12. Runkov Ya.K. Ispol'zovanie neyronnyh setey v social'nyh kommunikaciyah i internet-resursah, ih obespechivayuschih // Mezhdunarodnyy zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya. – 2015. – № 12-5. – S. 676–677.
13. Samohvalova V. «Massovyy chelovek» – real'nost' sovremennogo informacionnogo obschestva // Problema cheloveka: mul'tidisciplinarnyy podhod: Materialy nauchnoy konferencii. – M., 1998. – S. 23–31.
14. Solov'ev A.I. Politicheskiy diskurs mediakratiy: problemy informacionnoy epohi // Polis. Politicheskie issledovaniya. – 2004. – № 2. – S. 124–132.
15. Chugrov S.V. Post-truth: transformaciya politicheskoy real'nosti ili samorazrushenie liberal'noy demokratii? // Polis. Politicheskie issledovaniya. – 2017. – №2. – S. 42–59.
16. Shmidt E., Koen D. Novyy cifrovoy mir. Kak tehnologii menyayut zhizn' lyudey, modeli biznesa i ponyatie gosudarstv. – M.: Izdatel'stvo Mann, Ivanov i Ferber, 2013. – 367 s.
17. Bakardijeva M. Do Clouds Have Politics? Collective Actors in Social Media Land // Information, Communication & Society. 2015. Vol. 18. No. 8. P. 983-990.
18. Bolsover G., Howard P. Computational Propaganda and Political Big Data: Moving Toward a More Critical Research Agenda // Big Data.2017. Vol. 5. No. 4. P. 273-276. DOI: 10.1089/big.2017.29024.cpr.
19. Facebook conducted secret psychology experiment on users' emotions [Elektronnyy resurs] // The Telegraph. - URL: http://www.telegraph.co.uk/technology/facebook/10932534/Facebook-conducted-secret-psychology-experiment-on-users-emotions.html (data obrascheniya: 05.06.2018).
20. Gourley S. Get ready for the robot propaganda machine [Elektronnyy resurs] // WIRED. 05.02.2015. – URL: http://www.wired.co.uk/article/robot-propaganda (data obrascheniya: 05.06.2018).
21. Kosinski M., Stillwella D., Graepel Th. Private traits and attributes are predictable from digital records of human behavior // Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America. 2013. Vol. 110, No. 15. P. 5802-5805.
22. Kosinski M., Matz S. C., Gosling S. D., Popov V., Stillwell D. Facebook as a research tool for the social sciences: opportunities, challenges, ethical considerations, and practical guideline // American Psychologist. 2015. Vol. 70. No. 6. P. 543-556.
23. Manovich L. The Science of Culture? Social Computing, Digital Humanities and Cultural Analytics. [Elektronnyy resurs]. - URL: http://manovich.net/content/04-projects/088-cultural-analytics-social-computing/cultural_analytics_article_final.pdf (data obrascheniya: 05.06.2018).
24. Watson P.J., Jones A. Google-Berg: Global Elite Transforms Itself For Technocratic Revolution [Elektronnyy resurs] // Infowars.com. 13.05.2013. - URL: http://www.infowars.com/google-berg-global-elite-transforms-itself-for-technocratic-revolution/ (data obrascheniya: 05.06.2018).