Saransk, Russian Federation
Saransk, Russian Federation
Saransk, Russian Federation
Saransk, Russian Federation
GRNTI 14.15 Система образования
GRNTI 14.25 Общеобразовательная школа. Педагогика общеобразовательной школы
The article discusses the use of the competence-based approach in primary general education, which allows you to meet the need of younger students in socialization. The practice-oriented aspect of socialization provides different types of functional literacy: language, mathematical, informational, household. The ways of formation of these types of functional literacy through school subjects are revealed. Examples are given of creative tasks that allow developing by younger schoolchildren to have spoken communication skills, concrete practical skills of working with incomplete texts, to find solutions in quasi-lifelong learning situations that are as close as possible to those arising in life itself and meaningful for children of this age group.
elementary school training course; types of functional literacy of the younger student; implementation of the competence approach; competence; speech communication; learning situation; incomplete text; practical skills.
Работа выполнялась в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям
научной деятельности вузов – партнеров по сетевому взаимодействию (ФГБОУ ВПО «ЧГПУ» и МордГПИ) по теме: «Фор-
мирование ключевых компетенций у младших школьников посредством решения практико-ориентированных задач».
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Одним из направлений компетентностного подхода в рамках начального общего образования является отбор практико-ориентированных знаний, умений, навыков. Среди огромного числа окружающих объектов значимыми для человека становятся в основном те, которые служат удовлетворению разных его потребностей. В качестве одной из значимых для младшего школьника можно выделить его потребность в социализации. Социализация, в процессе которой ребенок формирует свое представление об устройстве общества, приобретает знания об общественных нормах, – потребность объективная: без ее удовлетворения полноценная жизнь в обществе невозможна. Практико-ориентированный аспект социализации проявляется в знакомстве ребенка с функционированием социальных объектов, инициации формирования умений, доступных для освоения детьми этого возраста и обеспечивающих разные виды функциональной грамотности [6].
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
ПОСРЕДСТВОМ УЧЕБНЫХ
ПРЕДМЕТОВ КУРСА
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Остановимся на каждом из видов функциональной грамотности младших школьников и рассмотрим варианты их формирования посредством предметов школьного курса, на первый взгляд совсем не предназначенных для этой цели.
Языковая функциональная
грамотность
Характеристика языковой функциональной грамотности: ученик отвечает на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов; орфографически и пунктуационно грамотно оформляет письменную речь; пользуется алфавитными перечнями. По мнению исследователей, любой текст создается с учетом особенностей коммуникативной ситуации, тех явлений внеязыковой действительности, в которых протекает речевое общение [10].
1. Belova N.A., Kashkareva E.A. Traektorii razvitiya professional’noy mezhkul’turno-kommunikativnoy kompetentsii uchitelya v sisteme pedagogicheskoy podgotovki [Trajectories of the development of professional intercultural and communicative competence of teachers in the system of pedagogical training]. Gumanitarnye nauki i obrazovanie [Humanities and education]. 2012, I. 2 (10), pp. 64–67.
2. Buneeva E.V. K opredeleniyu ponyatiya «funktsional’no gramotnaya yazykovaya lichnost’ mladshego shkol’nika» [On the definition of the concept of “functionally literate language personality of the younger student”]. Nachal’naya shkola plyus do i posle [Primary School plus before and after]. 2009, I. 7, pp. 65–70.
3. Buneeva E.V., Chindilova O.V. Nemnogo teorii literaturnogo chteniya v voprosakh i otvetakh s praktikumom i domashnim zadaniem dlya chitateley [A bit of literary reading theory in questions and answers with practical work and homework for readers]. Nachal’naya shkola plyus do i posle [Primary School plus before and after]. 2004, I. 11, pp. 3–10.
4. Buneeva E.V., Chindilova O.V. Priemy produktivnogo chteniya nesploshnykh tekstov [Techniques of productive reading of incomplete texts]. Nachal’naya shkola plyus do i posle [Primary School plus before and after]. 2014, I. 4, pp. 55–59.
5. Vershinina N.V., Chiranova O.I. Kommunikativno-rechevaya kompetentsiya kak osnova razvitiya matematicheskoy rechi mladshikh shkol’nikov [Communicative and speech competence as a basis for the development of mathematical speech of younger students]. Gumanitarnye nauki i obrazovanie [Humanities and education]. 2014, I. 1 (17), pp. 14–19.
6. Dubova M.V., Maslova S.V. Kompetentnostnaya zadacha kak sredstvo dostizheniya effektov v obuchenii mladshikh shkol’nikov [Competence task as a means of achieving effects in the education of younger schoolchildren]. Gumanitarnye nauki i obrazovanie [Humanities and education]. 2013, I. 1, pp. 18–23.
7. Dubova M.V., Maslova S.V. Kompetentnostnye zadachi v nachal’noy shkole: tekhnologicheskiy aspect [Competency tasks in primary school: the technological aspect]. Moskva–Saransk: MANPO – Mordovskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy institut Publ., 2011. 202 p.
8. Logvina I., Rozhdestvenskaya L. Formirovanie navykov funktsional’nogo chteniya [Formation of functional reading skills]. Tartu, TARTU ULICOOL. NARVA KOLLEDZ Publ., 2012. 58 p.
9. Svetlovskaya N.N. Osnovy nauki o chitatele: teoriya formirovaniya tipa pravil’noy chitatel’skoy deyatel’nosti [Fundamentals of the reader: the theory of the formation of the type of proper reading activity]. Moscow, Magistr Publ., 1993. 180 p.
10. Assuirova L.V., Desyaeva N.D., Zinov’eva T.I. Pedagogicheskaya ritorika [Pedagogical rhetoric]. Moscow, Akademiya Publ., 2013. 256 p.
11. Funktsional’naya gramotnost’ mladshego shkol’nika [Functional literacy of the younger student]. Moscow, Rossiyskiy uchebnik Publ., 2018. 225 p.
12. Chindilova O.V. Obuchenie vdumchivomu chteniyu [Teaching Thoughtful Reading]. Nachal’naya shkola: plyus-minus [Elementary School: give or take]. 2001, I. 5, pp. 61–64.
13. Chindilova O.V., Buneeva E.V. Tekhnologiya produktivnogo chteniya kak obrazovatel’naya tekhnologiya deyatel’nostnogo tipa [The technology of productive reading as an educational technology of the activity type]. Nachal’naya shkola plyus do i posle [Primary School plus before and after]. 2012, I. 8, pp. 3–9.