SELF-CONTROL FORMATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN WHEN CONDUCTING TRAINING DICTATIONS IN RUSSIAN LESSONS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article deals with the problem of the development of self-control among younger schoolchildren. The formation of self-control must begin from the first months of schooling, in particular at the initial stage of learning writing taking dictation, it is important to establish the ability to control what is written. The article presents a model for the development of self-control among younger schoolchildren as a factor in the successful self-test of dictation. The examples of the forms and methods of work in the first and second grades are given, which help to carry out the current and final control when younger schoolchildren write teaching dictations.

Keywords:
primary school; learning activities; development of self-control among younger schoolchildren; Russian language; training dictations; forms and methods of work; modeling.
Text

ЗАДАЧА РАЗВИТИЯ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ СПОСОБНОСТИ
К САМОКОНТРОЛЮ


Современное начальное образование направлено на формирование у младших школьников умения учиться, организовывать собственную деятельность, проявлять учебную самостоятельность, способность к самообучению.
Немаловажная роль в достижении этих целей принадлежит развитию способности младшего школьника к самоконтролю. Необходимость решения задачи формирования у младших школьников самоконтроля обусловливается тем, что ведущей в этот возрастной период является учебная деятельность, важнейшие компоненты которой – самоконтроль и самооценка.

В теории учебной деятельности Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова подчеркивается, что если на начальном этапе обучения дети полноценно освоят действия контроля и оценки, то их дальнейшая учебная деятельность будет более успешной. Овладение действием контроля позволяет младшему школьнику становиться субъектом учебной деятельности, то есть занимать в ней активную позицию, самостоятельно выстраивать ее в ходе решения
учебных задач, вносить коррективы в свои действия. Именно поэтому важно так организовывать образовательный процесс в начальной школе, чтобы получаемый в ходе обучения результат мог максимально контролироваться
и оцениваться в первую очередь самим учеником.

ПРИЧИНЫ НЕДОСТАТОЧНОЙ
СФОРМИРОВАННОСТИ ДЕЙСТВИЙ
САМОКОНТРОЛЯ У УЧАЩИХСЯ
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ


С сожалением приходится констатировать, что потенциал образовательного процесса при формировании у учащихся начальных классов действий контроля и самоконтроля используется не в полной мере. Практика показывает, что до сих пор в массовой школе преобладают следующие тенденции:
•• приоритет функции контроля со стороны учителя;
•• отстранение учащихся от самостоятельной контролирующей деятельности;
•• неготовность педагога принять активную позицию самих младших школьников в контрольно-оценочной деятельности. Учитель не владеет умением организовывать процесс обучения, который способствует формированию
у школьников действий самоконтроля и самооценки.
Все перечисленные тенденции провоцируют несформированность у младших школьников умений находить ошибки, устанавливать их причину, корректировать свою деятельность. В результате контроль в основном осуществляется педагогом, а ученики освобождаются от необходимости самостоятельно контролировать свою деятельность и не мотивируются на это.
Причина данной проблемы заключается в недостаточной теоретической и методической подготовке педагогов к организации процесса обучения, который стимулирует самостоятельную контрольно-оценочную деятельность младшего школьника. В современных учебных пособиях для начальной школы довольно редко предлагаются задания, направленные на тренировку способности к самоконтролю результата деятельности, а система упражнений на развитие самоконтроля процесса деятельности практически отсутствует. У педагога возникает необходимость поиска целесообразных способов формирования самоконтроля учащихся на уроках в начальных классах.

References

1. Gabeeva L.N. Razvitie samokontrolya u mladshikh shkol’nikov kak faktor uspeshnosti ikh uchebnoy deyatel’nosti [The development of self-control among younger schoolchildren as a factor in the success of their learning activities]. Vestnik Buryatskogo universiteta [Bulletin of the Buryat University]. Ulan-Ude, 2013, I. 1, pp. 18–22.

2. Davydov V.V. Teoriya razvivayushchego obucheniya [Theory of developmental learning]. Moscow, INTOR Publ., 1996. 544 p.

3. Davydov V.V., Vardanyan A.U. Uchebnaya deyatel’nost’ i modelirovanie [Educational activities and modeling]. Erevan: Luys Publ., 1981. 218 p.

4. Repkina G.V., Zaika E.V. Otsenka urovnya sformirovannosti uchebnoy deyatel’nosti [Assessment of the level of formation of educational activities]. Tomsk, Peleng Publ., 1993. 61 p.

5. Tukhman I.V. Razvitie samokontrolya v uchebnoy deyatel’nosti mladshikh shkol’nikov [The development of self-control in the educational activities of younger students]. Nachal’naya shkola [Primary School]. 2004, I. 2, pp. 20–24.

6. El’konin D.B Psikhologiya obucheniya mladshego shkol’nika [Psychology of teaching a junior student]. Izbrannye psikhologicheskie Trudy [Selected psychological works]. Moscow, Pedagogika Publ., 1989. 560 p.

Login or Create
* Forgot password?