PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF DESIGN MANAGEMENT: STATE AND MUNICIPAL SERVICE
Abstract and keywords
Abstract (English):
The lack of skills of state and municipal employees, as well as the rigid organizational structure of the authorities, hamper the implementation of project management in the regions of Russia. In addition, the process of implementing project management often faces unresolved methodological and regulatory issues that do not allow the effective implementation of project management and its integration into strategic planning in the region. A review of the problems of implementing project management at the regional level allowed recommendations for their resolution.

Keywords:
authorities, project management, experience of implementation, problems, region.
Text

Среди публикаций на тему внедрения проектного управления в систему государственного и муниципального управления можно встретить перечисление различных проблем, среди которых есть повторяющиеся формулировки, но нет явно выраженных главных проблем, сдерживающих реализацию проектного управления. Под проблемой принято понимать нечто не позволяющее двигаться к намеченной цели, некое препятствие, которое сдерживает достижение цели. Что касается методов выявления проблем и структурирования проблемного поля, то здесь чаще можно встретить социологические методы (анализ документов, опросы анкетные и интервью) и методы сокращения размерности проблемного поля (например, формирование блоков проблем по какому-либо признаку) и экспертного построения графов проблем [15]. В качестве документов для анализа в настоящей работе выбраны публикации научных статей, размещенные в научной электронной библиотеке [1; 4; 8; 12; 13; 17; 18], посвященные проблемам внедрения проектного управления в органах власти РФ, а также нормативные документы [7]. Часто специалисты называют в качестве проблемы недостаточную готовность работников к изменениям как в части новой для них проектной деятельности, так и последующих изменений, связанных с реализацией проектов и возможными рисками. Кроме того, проблемно воспринимается взаимодействие сотрудников разных структурных подразделений и разных ведомств в части обеспечения эффективных коммуникаций в сочетании с выполнением функциональных обязанностей в рамках должностных инструкций. Сдерживает реализацию проектов и снижает качество конечного результата, по мнению исследователей, несовершенство нормативно-правовой базы как в части организации процессов проектного управления, так и в части показателей оценки самого результата управления. Многое, по мнению исследователей, зависит от четкого формулирования целей проектов и от квалифицированного формирования проектных команд. В этом плане выделяются проблемы ориентации проектов на содержание стратегий и вовлеченности в проектное управление представителей основных групп влияния (стейкхолдеров — руководителей органов власти, руководителя проекта, членов проектной команды, кураторов, инвесторов, заинтересованных представителей бизнеса и некоммерческих организаций). Иногда как следствие указанных проблем указывается несоответствие организационной структуры управления проектом или неэффективные коммуникации внутри и с внешней средой проекта. По итогам структурирования проблемного поля, составленного из указанных и иных проблем, выполним методом морфологического анализа и формирования блоков проблем, что позволит сократить размерность перечня проблем. Каждый блок получит название, отражающее основное содержание проблем, входящих в блок, что отражено в табл. 1. Построение графа проблем путем установления причинно-следственных связей, выполненное методом парных сравнений, представлено на рис. 1, из которого следует, что выделяются два корневых блока проблем:
• жесткая организационная структура мешает создавать эффективные команды для реализации проектов;
• отсутствие навыков проектного менеджмента снижает эффективность проектного управления.

References

1. Baklanova Yu.O. Evolyutsiya podkhoda k proektnomu upravleniyu innovatsiyami: initsiativa, proekt, programma, portfel' // Sovremennye tekhnologii upravleniya, 2012. № gos. reg. stat'i 042120017. URL: http://sovman.ru (data obrashcheniya: 14.07.2018).

2. Bakhanova V.G., Badmaeva D.A. Problemy vnedreniya metodologii proektnogo upravleniya v sub"ektakh RF // Sovremennye tendentsii v ekonomike i upravlenii: Novyy vzglyad. 2016. № 41-1. S. 44–48.

3. Belgorodskaya oblast' stala liderom v strane po urovnyu zrelosti sistemy proektnoy deyatel'nosti. URL: https:// belregion.ru/press/news/index.php?ID=23871 (data obrashcheniya: 14.07.2018).

4. Bisakaeva M.A., Gukasova N.R. Proektnoe upravlenie kak faktor uspekha regional'nykh institutov razvitiya // Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2017. № 8-4. S. 330–332.

5. Vasil'ev A.I., Prokof'ev S.E. Organizatsiya proektnogo upravleniya v organakh gosudarstvennoy vlasti // Upravlencheskie nauki. 2016. № 4. S. 44–52.

6. GOST R 54869-2011 Proektnyy menedzhment. Trebovaniya k upravleniyu proektom [Elektronnyy resurs]. URL: http://libnorm.ru/poisk.htm?searchid=2292176&text=54871-2011&web=0 (data obrashcheniya: 10.06.2018).

7. GOST R 54870–2011 «Proektnyy menedzhment. Trebovaniya k upravleniyu portfelem proektov» (utverzhden i vveden v deystvie Prikazom Federal'nogo agentstva po tekhnicheskomu regulirovaniyu i metrologii ot 22 dekabrya 2011 g. № 1583-st). M.: Standartinform, 2011.

8. Gryadunova A. V., Kryukova O.A., Leonova O.V. Proektnyy menedzhment v sisteme gosudarstvennogo upravleniya: problemy primeneniya // Srednerusskiy vestnik obshchestvennykh nauk. 2016. T. 11. № 4. S. 203–213.

9. Dergachev E.E., Solomakhin A.N. Rossiyskiy opyt primeneniya proektnogo upravleniya v organakh gosudarstvennoy vlasti // Region: gosudarstvennoe i munitsipal'noe uprav-lenie. 2017. № 3. URL: http://regiongmu.ru/wpcontent/ uploads/2017/11/RegionGMU01503011.pdf (data obrashcheniya: 10.05.2018).

10. Dmitriev A.V. Metodika vnedreniya proektnogo podkhoda v upravlenie sotsial'nym razvitiem rossiyskikh regionov // Naukovedenie. 2013. № 1. S. 1–8.

11. Efimov Ya.G. Proektnoe upravlenie v organakh gosudarstvennoy vlasti. «Novaya nauka i formirovanie kul'tury znaniy sovremennogo cheloveka». Sbornik nauchnykh trudov. Pod redaktsiey S.V. Kuz'mina. Kazan', 2018. S. 140–143.

12. Kozlova A.A., Sinyaeva O.Yu. Sil'nye i slabye storony vnedreniya proektnogo menedzhmenta v gosudarstvennoe upravlenie // Liderstvo i menedzhment. 2016. T. 3. № 1. S. 7–16. DOI: 10.18334/lim.3.1.2099.

13. Korablev M.M. Razvitie proektnogo podkhoda v gosudarstvennom upravlenii // Uchenye zapiski kazanskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2010. T. 152. № 4. S. 228–235.

14. Lapygin Yu.N. Aktual'nost' proektnogo upravleniya. Regional'-naya ekonomika: teoriya, problemy, praktika. Materialy XI mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Vladimir: VF RANKhiGS, 2018. S. 90–95.

15. Lapygin Yu.N. Sistemnoe reshenie problem. M.: Eksmo, 2007. 336 s.

16. Mayskie Ukazy Prezidenta [Elektronnyy resurs]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Mayskie_ukazy (data obrashcheniya: 12.07.2018).

17. Mardeyan N.A., Galieva M.O. Adaptatsiya proektnogo podkhoda k programmno-tselevomu upravleniyu byudzheta v Rossiyskoy Federatsii // Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2016. № 10-2. S. 945–948.

18. Mirzoeva S.M. Osnovnye problemy vnedreniya tekhnologiy proektnogo upravleniya v rossiyskuyu praktiku // Ekonomika predprinimatel'stva. №5-2. 2015. S. 500–5002.

19. Ob utverzhdenii Polozheniya ob upravlenii proektami v organakh ispolnitel'noy vlasti i gosudarstvennykh organakh Belgorodskoy oblasti, a takzhe podvedomstvennykh im uchrezhdeniyakh, predpriyatiyakh i organizatsiyakh (s izmeneniyami na 16 aprelya 2018 goda). Postanovlenie Pravitel'stva Belgorodskoy oblasti ot 31 maya 2010 goda N 202-pp (s izmeneniyami na 16 aprelya 2018 goda). URL: http://docs.cntd.ru/document/424080691 (data obrashcheniya 14.07.2018).

20. Perechen' porucheniy Prezidenta RF po itogam Peterburgskogo mezhdunarodnogo ekonomicheskogo foruma, prokhodivshego 18–20 iyunya 2015 goda. Pr-1366, p.8 [Elektronnyy resurs]. URL: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/50024/print (data obrashcheniya: 13.07.2018).

21. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 17 oktyabrya 2009 goda N 815 «O poryadke organizatsii ispolneniya proektov po realizatsii Osnovnykh napravleniy deyatel'nosti Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii na period do 2012 goda» [Elektronnyy resurs]. URL: http:// docs.cntd.ru/document/902146594 (data obrashcheniya: 12.07.2018).

22. Prikaz Ministerstva ekonomicheskogo razvitiya RF ot 5 iyunya 2013 g. № 304 «O Sovete po vnedreniyu proektnogo upravleniya v federal'nykh organakh ispolnitel'noy vlasti i organakh gosudarstvennoy vlasti sub"ektov Rossiyskoy Federatsii» [Elektronnyy resurs]. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/councilintrprojmanag/doc20130605_07 (data obrashcheniya: 20.11.2016).

23. Proektnoe upravlenie kak instrument privlecheniya investitsiy. URL: http://www.rusinvestforum.org/news/proektnoeupravlenie-kak-instrument-privlecheniya-investitsiy/ (data obrashcheniya: 14.07.2018).

24. Ramenskaya L.A. Osobennosti proektnogo upravleniya v organakh gosudarstvennoy vlasti na regional'nom urovne // Fundamental'nye issledovaniya. 2018. № 1. S. 111–115. URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=42059 (data obrashcheniya: 14.07.2018).

25. Rasporyazhenie Minekonomrazvitiya Rossii № 26R-AU ot 14 aprelya 2014 g. «Ob utverzhdenii Metodicheskikh rekomendatsiy po vnedreniyu proektnogo upravleniya v organakh ispolnitel'noy vlasti» [Elektronnyy resurs]. URL: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depStrategy/201404181 (data obrashcheniya: 13.07.2018).

26. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 17 noyabrya 2008 g. № 1662-r «O Kontseptsii dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda» [Elektronnyy resurs]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102168120&backlink=1&&nd=102125730 / (data obrashcheniya: 20.03.2015).

27. Sivyakova M. V. Razvitie proektnoy deyatel'nosti vo Vladimirskoy oblasti. Strategicheskoe upravlenie: teoriya, praktika i problemy: materialy XV Mezhregional'noy nauchno-prakticheskoy konferentsii 15 dekabrya 2017 goda (g. Vladimir). Vladimir: Vladimirskiy filial RANKhiGS, 2018. S. 146–150.

28. Skopin A.O. Upravlenie regional'nymi proektami i proektnoe upravlenie ekonomikoy regiona: sravnenie definitsiy // Regional'naya ekonomika i upravlenie: elektronnyy nauchnyy zhurnal. 2012. № 29. S. 18.

29. Solov'eva T.V. K voprosu o primenenii proektnogo podkhoda v upravlenii regional'noy ekonomikoy // Novye tekhnologii. 2011. № 1. S. 126–129.

30. Tlisov A.B., Kiseleva N.N. Vnedrenie proektnogo upravleniya v deyatel'nost' organov vlasti regiona kak mekhanizm povysheniya ego investitsionnoy privlekatel'nosti // Upravlencheskoe konsul'tirovanie. 2016. № 12. S. 49–54.

31. Trubitsin Yu.Yu. Vnedrenie proektnogo upravleniya v organakh vlasti. Mozhno li predskazat' rezul'tat [Elektronnyy resurs]. Yaroslavl', 2015. URL: http://pmforesight.ru/download/PM_Gos_2015.pdf (data obrashcheniya: 15.05.2018).

32. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 7 maya 2018 g. N 204 "O natsional'nykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2024 goda" [Elektronnyy resurs]. URL: https://rg.ru/2018/05/08/president-ukaz204-site-dok.html (data obrashcheniya: 10.05.2018).

33. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 30.06.2016 g. № 306 «O Sovete pri Prezidente Rossiyskoy Federatsii po strategicheskomu razvitiyu i prioritetnym proektam» [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/40945 (data obrashcheniya: 13.07.2018).

34. Uskova T.V., Kopytova E.D. K voprosu o vnedrenii proektnogo upravleniya v organakh vlasti // Problemy razvitiya territorii. 2017. № 4. S. 7–27.

35. Yudina E.S. Vnedrenie proektnogo podkhoda v organakh ispolnitel'noy vlasti // Modeli. Sistemy, seti v ekonomike, tekhnike, prirode i obshchestve. 2014. № 3. S. 177–181.

Login or Create
* Forgot password?