employee
Krasnoyarsk, Russian Federation
student
Krasnoyarsk, Russian Federation
GRNTI 14.35 Высшее профессиональное образование. Педагогика высшей профессиональной школы
OKSO 44.04.01 Педагогическое образование
BBK 745 Профессиональное и специальное образование
TBK 366 Высшее образование
The article says about the possibility of using leisure activities in relation to the development of professionalism of a university student. Also given the analysis of the types and typology of leisure. The potential for application in the process of development of professionalism of a university student is revealed through the functions of leisure activities.
leisure activities, leisure, development of professionalism, university student.
Период студенчества – один из самых важных этапов формирования личности человека. В связи с изменениями, регулярно происходящими во всех сферах жизни общества, меняется также и позиция студенческой молодежи как активного участника общественных процессов. Однако по-прежнему остается важным формирование у обучающихся вузов профессиональных знаний, умений, навыков и компетенций.
Большим потенциалом в решении вопроса о способах эффективного и результативного формирования необходимых профессиональных знаний, умений, навыков и компетенций обладает тьюторское сопровождение досуговой деятельности студента. Такого рода деятельность способна помочь реализовать как потенциал человека в качестве будущего специалиста, так и раскрыть его способности и таланты, не относящиеся напрямую к профессиональной сфере.
Определяющим для нашего исследования является определение, данное Ярцевым А.А. [4]. Под досуговой деятельностью он понимает профессионально значимое социально-педагогическое явление, обладающее потенциалом развития профессиональных знаний, личностных качеств и практического опыта будущего специалиста в силу дополнения образовательного процесса эмоционально насыщенными предметно-практическими ситуациями неформального общения, активного отдыха и социально-ориентированного взаимодействия [4].
Досуговая деятельность имеет особую ценность в среде студенческой молодежи, так как она дает возможность претворения в жизнь ряда социокультурных потребностей.
Несомненным плюсом досуговой деятельности является широта выбора ее видов, форм, способов и т.д. Она отличается почти полным отсутствием семейно-бытовых и институциональных обязательств. Также стоит отметить, что в досуге наличествует большая степень свободы самовыражения личности, что может положительно сказываться на человеке.
На сегодняшний день досуговая деятельность считается самостоятельной дифференцированной сферой жизни человека. Такая обособленность дала возможность выделить обширный круг критериев досуга, а также создать его разные классификации.
В настоящее время досуг можно условно разделить на традиционный и современный [3]. Традиционный вид представлен художественным творчеством, ремеслами, спортом, коллекционированием и т.д. К современным видам досуга следует отнести, в первую очередь, Интернет и различные компьютерные сервисы, игры и пр.
Важно отметить, что досуг также бывает индивидуальным и групповым. Обе эти формы могут оказывать значительную помощь в осуществлении материальных и духовных потребностей, как отдельного человека, так и общества в целом.
В дополнение к вышеуказанным разделениям досуговой деятельности существует следующая типология досуга [2]: развивающий, развлекательный, домашний, спортивный, общественно-политический, разрушающий.
Развивающий досуг связан с расширением духовных границ человека, погружением его в мир культурных ценностей. Примером такого типа досуговой деятельности может служить чтение серьезной литературы (художественной, научной), посещение музеев, театров, выставок, лекций.
Для развлекательного типа досуга характерен акцент на зрелищности, переживании человеком ярких эмоций. Отличием от развивающего досуга здесь служит меньшая интеллектуальная вовлеченность субъекта и большее внимание к его ощущениям. Как правило, к развлекательному досугу относятся цирковые представления, настольные и компьютерные игры, посещение эстрадных концертов и др.
Домашний досуг подразумевает проведение свободного времени уединенно или в кругу семьи, друзей в пределах места проживания человека. Для него характерны наличие сложившихся традиций времяпровождения, атмосфера доверия и непринужденности. К домашнему типу досуга можно отнести различные виды хобби (к примеру, изготовление рукоделий), просмотр телевизора, серфинг в Интернете.
Спортивный досуг в большинстве случаев несет в себе активное физическое начало (непосредственные занятия спортом), либо связан с наблюдением (посещение спортивных мероприятий, соревнований).
Общественно-политический досуг характеризуется планированием и исполнением социально значимых мероприятий, акций. Сюда можно отнести исполнение деятельности в политической партии, общественном объединении, волонтерство.
Отдельно выделяется разрушающий тип досуга, который отличается ярко выраженным негативным характером и направленностью на физическую и психическую деградацию личности. Примерами в данном случае служат алкоголизм, наркомания, хулиганство, принадлежность к криминальным группам.
Возможности применения досуговой деятельности в формировании профессионализма студента связаны, в первую очередь, с функциями, которые досуг выполняет. Для объяснения их значения мы используем классификацию Л.А. Акимовой [1], которая подразделяет предназначение досуга на следующие функции:
- компенсаторская функция;
- соучастие в процессе естественного отбора;
- игровое начало досуговой деятельности;
- социализирующая функция;
- ценностно-гедонистическая функция;
- функция развития;
- функция общения.
Далее следует охарактеризовать каждую из функций. Компенсаторская функция досуга неразрывно связана со стремлением человека развить в себе отсутствующие качества, способности и др.
Функция соучастия в процессе естественного отбора раскрывается через человеческую деятельность, связанную с созданием искусственной среды и с «окультуриванием» окружающего мира. Также необходимо отметить, что данная функция обозначает и личный культурный рост человека.
Функция наличия игрового начала помогает сделать досуг максимально практико-ориентированным. Такая настроенность способствует росту эффективности и результативности обучения в процессе досуга, а также тренировке способности человека решать смоделированные и реальные ситуации.
Социализирующая функция досуга затрагивает важные для процесса социализации факторы: деятельность, общение и самосознание. Дополнительно она ассоциируется с формированием особой структуры отношений внутри участников осуществления досуговой деятельности.
Ценностно-гедонистическая функция досуга связана, в первую очередь, с внутренним состоянием человека. Она отвечает за эмоциональное состояние удовлетворения, ощущение успеха, личной значимости. Данная функция является одним из наиболее мотивирующих на интенсивную досуговую деятельность компонентов.
Своеобразным дополнением к социализирующей функции выступает функция развития. Она касается практически всех сторон жизни человека, однако зависит от конкретной направленности досуговой деятельности. Яркая особенность функции развития – это взгляд на досуговую деятельность как на часть существования на протяжении всей жизни человека.
Функция общения рассматривается в качестве взаимодействия человека в процессе досуговой деятельности с социумом. Она также характеризуется наличием трех измерений: время, пространство, среда.
На наш взгляд, наиболее важными функциями досуговой деятельности, которые будут оказывать существенное влияние на формирование профессионализма студента вуза, являются компенсаторская, ценностно-гедонистическая и функция наличия игрового начала.
Удовлетворение широкого спектра потребностей – одна из главных возможностей компенсаторской функции. В зависимости от направления обучения, студент может выбрать такой вид досуга, который будет развивать в нем недостающие качества или умения. К примеру, человек, обучающийся по педагогической специальности, способен почерпнуть полезные методы сплочения коллектива из командных видов спорта (футбол, баскетбол, волейбол и др.). Такой опыт, грамотно перенесенный в профессиональную сферу, откроет новые возможности в работе с детским коллективом.
Большую роль в формировании профессионализма студента вуза способна сыграть ценностно-гедонистическая функция досуга. Чувство хорошо выполненного, успешно завершенного дела удовлетворяет потребность личности в сознании собственной состоятельности. Такие характеристики мотивируют студента на осознание себя как человека «умелого», способного справиться не только с задачами конкретного досуга, но и с профессиональными функциями.
Особенное внимание стоит уделить функции наличия игрового начала в досуговой деятельности. Она ориентирует будущего специалиста на практику, заставляет задуматься о том, сможет ли он в реальной профессиональной ситуации применить свои знания, умения и навыки. Также данная функция выполняет своеобразную миссию: она «развлекая, поучает». Под этим подразумевается ее направленность на обучение человека, что является полезным для студента вуза.
Вышесказанное подтверждает мнение о том, что досуговая деятельность обладает большим потенциалом для применения в формировании профессионализма у студентов вуза.
Стоит отметить, что значительную роль в вышеупомянутом процессе играет выбор студентом определенной формы досуга. Она может как соотноситься с его направлением обучения, так и быть прямо ей противоположной. Однако из любого вида досуга всегда есть возможность вынести нечто полезное и применимое в профессиональной области.
1. Akimova, L.A. Sociologiya dosuga : uchebnoe posobie / L. Akimova // Moskva : MGUKI, 2003. – 123 s.
2. Eremeeva, L.I. Dosugovaya deyatel'nost' kak faktor samorazvitiya studencheskoy molodezhi / L.I. Eremeeva // Vestnik YuGU. – 2017. – №1 (44). – S. 43–48.
3. Ionova, O.V. Cennosti dosugovoy sfery studencheskoy molodezhi / O.V. Ionova // Izvestiya VUZov. Povolzhskiy region. Obschestvennye nauki. – 2016. – №2 (38). – S. 153–159.
4. Yarcev, A.A. Dosugovaya deyatel'nost' kak faktor professional'nogo stanovleniya buduschego pedagoga : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01 / Yarcev Artem Aleksandrovich. – Nizhniy Novgorod, 2004. – 152 c.