The author considers the development of the theory of innovation by Josef Schumpeter in the context of import substitution, as a factor in the integrated accounting of the signs of innovativeness of a product or service generated in the transport or agricultural sector of Russia.
import substitution, innovations, Josef Schumpeter, agriculture, logistics, transport.
Введение
Слово «инновация» имеет латинские корни – слово «novatio» можно перевести, как «обновление» или «изменение», приставка «in», в переводе с латыни, означает «в направлении». Таким образом, при переводе этого слова можно получить термин «innovatio» – «в направлении изменений». Из чего следует, что инновация должна иметь основной признак своего содержания, заключающийся в том, что это должен быть товар или услуга, которая ранее не была представлена на рынке, или товар или услуга, претерпевшая значительные технологические или экономические изменения своего функционального назначения. Теория генерации и развития инноваций рассматривается в контексте теории управления, так как позволяет осуществлять развитие систем управления и систем производства с использованием прогрессивных моделей и технологий. В России за последние четыре года реализуются несколько направлений в области импортозамещения, выраженные в конкретных отраслевых программах. В этой связи, изучение теоретических аспектов генерации и развития проектов с инновационной составляющей актуально и нуждается в разработке в части теории. Прикладным же аспектом является точность отнесения того или иного товара или услуги к инновационному товару или инновационной услуге [1–3].
Теория инноваций Йозефа Шумпетера определяет пять признаков инновации в товаре или услуге, реализуемой на рынке.
1. Создание нового метода производства товара или услуги. При этом условия рынка требуют, чтобы новая генерация имела низкий уровень операционных издержек. Например, в области сельского хозяйства, это – гидропонные установки, в области транспорта, это – силовые установки на нетрадиционных видах топлива.
2. Открытие нового рынка для конкретного производителя товара или услуги, независимо от того, существовал ли этот рынок ранее или нет. Например, в области сельского хозяйства это – экспансия на мировые зерновые рынки российских производителей пшеницы, в области транспорта это – поставка автомобилей на новые международные рынки и участие российских компаний в качестве подрядчиков при строительстве дорожной инфраструктуры в зарубежных странах.
3. Открытие нового источника факторов производства товара или услуги, обеспечивающего более высокую экономическую эффективность производственной деятельности производителя товара или услуги.
4. Создание новой организации в отрасли. Например, в агропромышленном комплексе это – достижение монополии или ликвидация монопольной позиции на рынке сельскохозяйственной продукции.
5. Создание нового товара или услуги, или значительное повышение качественных характеристик уже существующего товара [4-9].
Цель исследования
Целью данной работы является научный поиск направлений развития теории инноваций Й. Шумпетера применительно к товарам и услугам, генерируемым в контексте программ импортозамещения России [10].
Методологическая база исследований
Методологическую основу исследований составили труды ученых: Й. Шумпетера, Ф. Хайека, Б. Селигмена, Тебекина А.В. и др., а также авторские исследования по вопросам теории управления [11-14].
Основные результаты исследований
На основе изучения положений теории Й. Шумпетера, возможно выделить взаимосвязи признаков «инновационности» товаров или услуг, генерируемых в отраслях сельского хозяйства и транспорта в формате программ импортозамещения, реализуемых в России. Нахождение общих признаков в товарах или услугах генерируемых в формате программ импортозамещения, позволит совершенствовать теорию инноваций и позволит проводить оценку, а именно отнесение того или иного товара или услуги, имеющей инновационную составляющую. Данный подход позволит повысить качество оценки инвестиционных проектов финансируемых в формате программ импортозамещения, что позволит проводить реализацию проектов импортозамещения на более высоком, качественном уровне. В теории управления данный подход можно отнести к управлению инвестициями, а именно к эффективному внедрению инноваций в реализуемые инвестиционные проекты. На данном этапе возможна трансформация метода расчета NPV с разделением результатов инвестиционной деятельности на «классические» и результаты от внедрения инноваций. В табл. 1 представлены критерии соответствия товара или услуги, реализуемых в формате программ импортозамещения, теории Й. Шумпетера.
Таблица 1
Критерии соответствия товара или услуги признакам, определяющим данный товар или услугу как инновационные
№ п/п |
Название признака |
Выражение признака |
Пример реализации |
Товар
|
|||
1 |
Новый метод производства |
Изменение технологии производства на основе отечественных научно-технических разработок |
Полимеры |
2 |
Новый рынок сбыта или снабжения |
Экспансия на мировые рынки |
Международная торговля предприятий АПК и ВПК России |
3 |
Новые факторы производства |
Трансграничное сотрудничество и особые экономические зоны |
Международная кооперация в формате ЕАЭС |
4 |
Создание новой организационной формы в отрасли |
Формирование естественной монополии |
Продукция «Росатома», «Роскосмоса» |
5 |
Создание нового товара или услуги |
Генерация нового или значительно превосходящего аналоги товара или услуги по качественным характеристикам |
Композитные материалы и сплавы |
Услуга
|
|||
1 |
Новый метод производства |
Оказание услуги на новых принципах аутсорсинга, основанных на логистических принципах (от 2PL до 5PL) |
Развитие интернет-сервисов диспетчеризации грузовых автоперевозок |
2 |
Новый рынок сбыта или снабжения |
Выход на международные рынки перевозок при развитии новых транспортных магистралей [15; 16] |
Северный морской путь, автодорога «Западная Европа – Западный Китай» |
3 |
Новые факторы производства |
Организация консорциумов в формате трансграничного сотрудничества [17] |
Северный поток, Сила Сибири |
4 |
Создание новой организационной формы в отрасли |
Объединение перевозчиков и производителей сельхозпродукции в отраслевые гильдии |
Координация деятельности в формате посева агрокультур и насыщения региональных рынков предложениями по перевозке грузов |
5 |
Создание нового товара или услуги |
Услуги, обеспечивающие гарантийный сервис и обслуживание новых товаров |
Обслуживания беспилотной авиации |
Представленные в табл. 1. выражения признаков не полны и требуют уточнения, однако, данные выражения позволяют точно идентифицировать практические формы реализации инноваций по тому или иному инновационному признаку теории Й. Шумпетера. В свою очередь, возможно формализовать степень или качество соответствия того или иного выражения инновационному признаку. В этих целях предлагается определять соответствие выражения признаку посредством простейших коэффициентов.
Представленные в табл. 2 коэффициенты сформированы с учетом базовой основы развития инноваций в России. Коэффициент A базисом определяет отсутствие отечественной технологии производства товара или услуги. Коэффициент B базисом определяет выход на новые рынки сбыта или снабжения или возврат на эти рынки после распада СССР. Коэффициент C базисом определяет развитие и более эффективное использование новых факторов производства, основанных на новых принципах в уже существующей кооперации [18]. Коэффициент D базисом определяет перераспределение рынка между малым, средним и крупным бизнесом [19]. Коэффициент E базисом определяет отсутствие на рынке отечественного товара или услуги.
Обсуждение и выводы
Анализ данных, представленных в табл. 1 и 2, позволяет определить два основных инновационных признака, которым должны соответствовать товары или услуги, производимые и оказываемые в формате программ импортозамещения. Это признаки: A (Новый метод производства) и E (Создание нового товара или услуги). Данные признаки в полной мере отвечают динамической среде мировых научно-технических разработок. Следует отметить, что продукция отечественного военно-промышленного комплекса в полной мере отвечает признакам A и E, чем и обусловлен высокий спрос на нее, несмотря на жесткую конкуренцию с европейскими производителями и производителями из США. В теории управления построение абстрактных моделей управления должно учитывать возможности применения инноваций, как в процессе управления, так и в процессе модернизации системы, по сути, замыкая процесс применения новаций в своеобразный цикл непрерывного инновационного совершенствования. Следует отметить, что не все системы адаптивны к использованию в их управлении инноваций, таким образом, возникает необходимость выделения новой отрасли в бизнес-среде – инновационного проектирования и оценки результатов инвестирования [20].
Авторская интерпретация признаков инновации теории Й. Шумпетера служит началом дискуссии об эффективности оценки инвестиционных проектов в области импортозамещения, основанных на внедрении и развитии инновационных продуктов или моделей, а также на основе глобальных информационных технологий [21].
Критическим в авторской модели соответствия выражений товаров и услуг признаком теории инноваций Й. Шумпетера (табл. 2.) является упрощенный вид расчета коэффициентов. Однако данный вид позволяет определить первоначальные границы научного поиска, определить направления совершенствования теории инноваций в её прикладном значении для отечественной экономики. Автор приглашает к дискуссии теоретиков и практиков, экспертов в области теорий инновационного развития экономики для совместного поиска более сложных, точных и эффективных моделей.
1. Tebekin A.V. Teoriya upravleniya. Uchebnik – M.: Knorus, 2017. – 342 s.
2. Tebekin A.V., Tebekin P.A. Obschenauchnye metody v sisteme klassifikacii metodov prinyatiya upravlencheskih resheniy v menedzhmente // Marketing i logistika. – 2016. – №2 (4). – S. 37–40.
3. Tebekin A.V., Bogatyrev L.A. Formirovanie kriteriev ocenki effektivnosti innovacionnoy deyatel'nosti pri realizacii gradostroitel'noy politiki // Marketing i logistika. – 2017. – №1 (9). – S. 116–131.
4. Shumpeter Y. Istoriya ekonomicheskogo analiza: v 3 t. – T. 2. – SPb. : Ekonomicheskaya shkola, 2001.
5. Shumpeter Y. Teoriya ekonomicheskogo razvitiya. – M. : Progress, 1982.
6. Grebel T. Entrepreneurship: a New Perspective. – New York : Routledge, 2004.
7. Hebert R., Link A. N. The Entrepreneur: Mainstream Views and Radical Critiques. – New York : Praeger, 1988.
8. Schumpeter in the History of Ideas / ed. by Yu. Shionoya and M. Perlman. – Michigan : The University of Michigan Press, 1994.
9. Schumpeter J. Business Cycles: A Theoretical, Historical and Statistical Analysis of the Capitalist Process. – New York; London, 1939.
10. Arskiy A.A. Sovremennye aspekty teorii innovaciy Yozefa Shumpetera v agropromyshlennom komplekse Rossii // Povyshenie kvalifikacii rukovoditeley i specialistov APK kak uslovie obespecheniya stabil'nogo razvitiya otrasli. Sbornik materialov mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. – 2018. – S. 142–145.
11. Arskiy A.A. Informacionno-tehnicheskie aspekty profilaktiki kontrabandy kul'turnyh cennostey // Marketing i logistika. – 2017. – №4 (12). – S. 5–10.
12. Arskiy A.A. Importozameschenie v logisticheskih sistemah. Problemy i resheniya // Upravlencheskie nauki v sovremennom mire. – 2016. – T. 2. – № 2. – S. 104–106.
13. Arskiy A.A. Ocenka effektivnosti upravlencheskih resheniy v antikrizisnom upravlenii predpriyatiya agropromyshlennogo kompleksa // Marketing i logistika. – 2018. – №2 (16). – S. 6–11.
14. Arskiy A.A. Issledovanie problem importozamescheniya v kursovyh i diplomnyh rabotah studentov vuzov // Mir sovremennoy nauki. – 2016. – № 1(35). – S. 31–33.
15. Arskiy A.A. Faktor ekonomicheskogo potenciala tamozhennoy territorii v antikrizisnom upravlenii avtotransportnym predpriyatiem // Marketing i logistika. – 2017. – №5 (13). – S. 6–12.
16. Arskiy A.A. Logisticheskaya kooperaciya // Upravlencheskie nauki v sovremennom mire. – 2015. – T.2. – №1. – S. 381–384.
17. Tebekin A.V. Metodicheskiy podhod k issledovaniyu problem razvitiya vneshneekonomicheskoy deyatel'nosti na primere analiza processov transgranichnyh avtomobil'nyh perevozok // Marketing i logistika. – 2016. – № 5 (7). – S. 48–66.
18. Arskiy A.A. Uchet regional'nogo faktora v logisticheskom proektirovanii // Strategii biznesa. – 2015. – №9 (17). – S. 3–7.
19. Arskiy A.A. Razvitie otechestvennyh logisticheskih sistem v usloviyah zapadnyh sankciy // Strategii biznesa. –2014. – №1. – S. 118–119.
20. Tebekin A.V. O napravleniyah razvitiya nacional'noy ekonomiki // Marketing i logistika. – 2017. – №4 (12). – S. 60–90.
21. Arskiy A.A. Kachestvennye kriterii informacionnogo obmena v logistike mezhdunarodnoy torgovli // Mezhdunarodnaya logistika. Sbornik nauchnyh statey. – Minsk. – 2017. – S. 102–107.