STRATEGIC FINANCIAL ANALYSIS AS A MANAGEMENT FUNCTION FOR MAKING MANAGEMENT DECISIONS
Abstract and keywords
Abstract (English):
In the article reviews the content and role of strategic financial analysis as an important function and tool of research in the process of making management decisions; determination the role of financial strategy in the management of a company; the importance of creating an adequate information base for financial analysis; issues of improving management system of the working capital and receivables.

Keywords:
financial strategy, financial analysis, financial condition of a company, management decisions, factoring.
Text
Publication text (PDF): Read Download

Основной задачей любого предприятия является повышение эффективности деятельности. Для этих целей менеджментом компаний проводится анализ финансового состояния предприятия, в рамках которого оценивают устойчивость, платежеспособность предприятия. Среди многообразий общих стратегий предприятия особая роль уделяется финансовой стратегии предприятия. Причина этого в том, что финансово эти отношения связаны с процессами накопления, распределения и использования денежных средств, которые являются наиболее ликвидным активом, представляющим собой своеобразную «кровь» в «теле» предприятия. Отсутствие должного внимания к финансам может привести к кризису в хозяйственной деятельности предприятия и к его банкротству. И наоборот, эффективная финансовая стратегия, представляющая собой долговременный план управления финансами в целях достижения стратегических задач, будет являться залогом успешной деятельности предприятия в долгосрочной перспективе [7].

Анализ бухгалтерской отчетности предприятия позволяет подготовить информационную базу для формирования эффективной стратегии управления. Формирование целевой структуры баланса предприятия сопряжено с устранением диспропорций в темпах роста отдельных элементов активов и пассивов, в соотношении заемных и собственных источников финансирования деятельности компании, соотношением долгосрочных средств и внеоборотных активов. При построении структуры баланса необходимо руководствоваться общепризнанными правилами, согласно которым рост заемных средств должен носить невысокие темпы, а эффективность использования заемных средств не должна снижаться по мере нарастания долга.

При формировании структуры активов с точки зрения ликвидности целесообразно обратить внимание на следующие факторы:

– достаточность активов, принимающих непосредственное участие в производственном процессе, так как дефицит активов может привести к неравномерности производственного процесса и уменьшить денежные потоки;

– уменьшение доли неликвидных активов, вплоть до их реализации по ценам ниже рынка;

– выработка оптимального объема оборотных средств, с тем чтобы не было избытка оборотных средств в виде больших товарных запасов или денежных средств на счетах компании.

Анализ финансового состояния  проводится по следующим этапам [5]:

– определение качества финансового состояния;

– изучение причин его ухудшения или улучшения за рассматриваемый период;

– своевременное выявление и устранение недостатков в финансовой деятельности и поиск резервов улучшения финансового состояния;

– разработка конкретных мероприятий, направленных на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепление финансового состояния предприятия.

Исходя из фактически проведенного анализа и построения финансовой стратегии, определяется учетная политика и возможное изменение системы налогообложения, если это применимо к предприятию или виду хозяйственной деятельности.

В процессе исследования был проведен финансовый анализ ООО «Феникс Карбон», занимающейся оптовой торговлей твердым топливом. Проведенный анализ данных баланса позволил сделать вывод об активном росте компании. Рост валюты баланса в 2017 г. по отношению к 2016 г. составил 68,3% и достиг 804 998 тыс. руб. против 478 341 тыс. руб. в 2016 г., однако за первые 6 мес. 2018 г. валюта баланса незначительно снизилась – на 1,4% по отношению к показателю на начало 2018 г. При этом отмечен рост дебиторской задолженности за первые 6 мес. 2018 г. по сравнению с данным показателем в 2017 г. Показатели увеличились на 88 626 тыс. руб. (рост на 31,6%). Также отмечен рост кредиторской задолженности, которая по итогам 6 мес. 2018 г. составила 550 237 тыс. руб. по сравнению с 236 676 тыс. руб. в 2015 г., что выгодно для предприятия при обеспечении достаточной оборачиваемости кредиторской задолженности. В противном случае, это явление грозит ростом просроченной кредиторской задолженности.

В табл. 1 представлена динамика выручки ООО «Феникс Карбон»:

Таблица 1

Динамика выручки компании в 2015-6 мес. 2018 г.

Показатель

2015

2016

2017

6 мес. 2018

Валовая выручка

1 080 059

1 099 456

1 497 177

466 559

Динамика выручки

1957%

2%

36%

- 38%

 

Как видно из указанных данных, предприятие на протяжении длительного периода имело стабильную выручку, однако первая половина 2018 г. показала значительное снижение данного показателя, что может указывать на сезонность спроса.

На предприятии отмечена большая доля кредиторской и дебиторской задолженности, их оборачиваемость и оборачиваемость текущих активов напрямую влияют на платежеспособность, для анализа которой проведем расчёт показателей оборачиваемости (табл. 2):

Таблица 2

Расчет показателей оборачиваемости предприятия

Показатель

2015

2016

2017

6 мес. 2018

Оборачиваемость текущих активов

84

151

185

293

Оборачиваемость кредиторской задолженности

46

105

111

205

Оборачиваемость дебиторской задолженности

29

63

63

125

 

Показатели оборачиваемости активов, дебиторской и кредиторской задолженности составляют значительную величину, что говорит или о текущих проблемах с недостаточностью оборотного капитала, или о появлении таких проблем в ближайшем будущем. При этом отмечается большой рост периода оборота дебиторской и кредиторской задолженности в первом полугодии 2018 г., что может свидетельствовать о наличии структурных проблем на предприятии, так как период оборота вырос практически до 6 мес.

Для общей оценки платежеспособности предприятия рассмотрим коэффициент текущей ликвидности за последние годы, представленный в табл. 3:

Таблица 3

Оценка показателя общей ликвидности предприятия

Показатель

2015

2016

2017

6 мес. 2018

Коэффициент текущей ликвидности

1,05

1,05

1,22

1,30

 

В целом, предприятие выглядит устойчиво, но негативные тенденции, выявленные в рамках анализа финансового состояния, требуют разработки стратегии развития компании в перспективе. В первую очередь, необходимо уделить внимание работе с оборотными средствами, которые, как показал анализ, являются основой роста выручки компании, уровня рентабельности и управления дебиторской задолженностью, как залогу повышения автономности предприятия и роста доходов собственников компании.

Главной задачей предприятия в настоящий момент в части улучшения системы управления оборотным капиталом является ускорение его оборачиваемости, для этих целей целесообразно рассмотреть использование факторинга, что позволит возвращать дебиторскую задолженность.

Применимо к анализируемому предприятию представляется целесообразным воспользоваться факторингом для восстановления оборачиваемости активов и впоследствии вернуться к вопросу кредитования для увеличения выручки предприятия. Схема факторинговой операции выглядит следующим образом: осуществив поставку продукции, предприятие отправляет в банк документы о переходе права собственности (счет-фактура, акт выполненных работ), банк после обработки документов оплачивает поставщику до 90% стоимости отгруженного товара, а оставшиеся 10% поставщик получает после оплаты покупателем всей суммы за товар в пользу банка.

Факторинг имеет ряд преимуществ перед кредитом для продавца:

– ускоренное получение денежных средств;

– отсутствие необходимости оценивать кредитные риски и надежность покупателей товаров;

– улучшается структура баланса.

Другим важным направлением для менеджмента ООО «Феникс Карбон» является вопрос управления дебиторской задолженностью. Дефицит денежных средств на предприятии изменил структуру продаж и снизил поступление выручки, что повлекло за собой изменение взаимоотношений с контрагентами. Для целей повышения эффективности работы с дебиторской задолженностью следует сформировать стратегию, которая будет опираться на анализ следующих факторов:

– установление характера дебиторской задолженности;

– анализ задолженности по видам услуг и контрагентам для определения возможных рисков невозврата и поиска путей снижения рассрочки;

 – рыночная оценка текущей дебиторской задолженности;

– расчет скидок при ускорении оплаты за быстрый расчет;

– возможная продажа дебиторской задолженности;

– рассмотреть возможности факторинга и аккредитивной формы расчетов между контрагентами.

При формировании стратегии необходимо проводить исследование проблемы по двум направлениям:

– сравнение дополнительной прибыли, связанной с той или иной схемой спонтанного финансирования с затратами и потерями, возникающими при изменении политики реализации услуг;

– сравнение оптимальной величины и сроков дебиторской задолженности, которые проводятся по уровню кредитоспособности, времени отсрочки платежа, стратегии скидок.

Представляется целесообразным использовать вариант предоставления скидки за быструю оплату отгруженной продукции для ООО «Феникс Карбон». Например, снижение цены на 2% при оплате в течение 30 дней, после чего скидка аннулируется. Этот инструмент будет стимулировать дебиторов к расчетам и способствовать сокращению величины задолженности.

Таким образом, предлагаемые рекомендации, такие как совершенствование управления оборотными средствами и использование скидок при управлении дебиторской задолженности, приведет к изменению технико-экономических показателей предприятия, тем самым повысят экономическую эффективность деятельности предприятия. В свою очередь, эффективное построение стратегии развития компании, базирующейся на своевременной оценке и анализе финансового состояния предприятия, позволит точнее и правильнее подобрать необходимые направления и способы оптимизации финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

References

1. Balabanov I.T. Finansovyy analiz i planirovanie hozyaystvuyuschego sub'ekta. – 3-e izd., dop. – M.: Finansy i statistika, 2008. – 208 s.

2. Vahrin P.I. Finansovyy analiz v kommercheskih i nekommercheskih organizaciyah: Uchebnoe posobie / P.I. Vahrin – M.: IKC «Marketing», 2008. – 320 s.

3. Vlasova K.E. Finansovaya strategiya: teoreticheskie osnovy i metodiki razrabotki / K.E. Vlasova. – M.: Prospekt, 2014. – 256 s.

4. Kovalev V.V. Finansovyy analiz: metody i procedury. V.V. Kovalev – M.: FiS, 2009. – 560 s.

5. Kazakova N.A. Finansovyy analiz: uchebnik i praktikum dlya bakalavriata i magistratury : v 2 ch. : [grif UMO] / 2-e izd., pererab. i dop. – M. : Yurayt, 2018.

6. Kamyshanov P.I., Kamyshanov A.P. Finansovyy i upravlencheskiy uchet i analiz: uchebnik / Kamyshanov P. I., Kamyshanov A. P.– M. : INFRA-M, 2017. – 591 s

7. Kurilov K.Yu. k.e.n., docent kafedry «Finansy i kredit» Tol'yattinskiy gosudarstvennyy universitet, stat'ya Finansovaya strategiya predpriyatiya, soderzhanie i osnovnye komponenty», 2014 g.

8. Sheremet A.D. Metodika finansovogo analiza deyatel'nosti kommercheskih organizaciy / A. D. Sheremet, E. V. Negashev. — 2-e izd., pererab. i dop. — M.: INFRA-M, 2008. – 208 s.

Login or Create
* Forgot password?