The draft laws and the legal literature make various proposals on the definition of the category "children of war". The author of the article disagrees with the options already expressed and proposes to classify as "children of war" persons born within 300 days from the end of the Second world war, namely all those born on June 29, 1946 inclusive.
children of war, the legal status of the embryo.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-29-14015 мк.
Моим родителям,
Аркадию Александровичу и
Тамаре Германовне, мая 1946
года рождения посвящается
Ветеранов Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. (ВОВ), Второй мировой войны с каждым годом становится все меньше и российские власти обращают особое внимание на категорию детей войны – граждан, что пережили события военного времени. Кто относится к категории «дети войны»? Специального Федерального закона о «детях войны» по состоянию на сегодняшний день не принято. Тем не менее, в различных нормативных актах РФ существует ряд положений, указывающих на привилегии для граждан, переживших военные годы. Мнения об отнесении лиц к представленной категории, различаются. Пока не принят закон о «детях войны», нет и особого определения, которое позволило бы разобраться с соответствующей группой населения. Неофициально считается, что «детьми войны» являются все граждане, родившиеся не позднее 1945 г. Внесенный в Государственную думу в 2014 г. проект Федерального закона устанавливал дату с 22 июня 1928 г. по 3 сентября 1945 г. При этом речь идет только о тех людях, что постоянно проживали на территории СССР (за исключением отбывавших наказания, находящихся в местах лишения свободы). Дата 3 сентября 1945 г. объясняется тем, что Вторая мировая война завершилась 2 сентября 1945 г. подписанием акта о капитуляции Японии. Поэтому те дети, которые родились до этой даты, могут быть, по мнению авторов законопроекта, отнесены к категории «дети войны».
Несмотря на то, что Федеральный закон о «детях войны» еще находится в разработке, в регионах страны действуют местные акты, направленные на социальную поддержку рассматриваемой категории населения. Более чем в 15 регионах России «дети войны» выделяются в особую группу, а потому и привилегии для них устанавливаются отдельно. В большинстве же субъектов рассматриваемая категория граждан объединяется с ветеранами труда, инвалидами или тружениками тыла.
Какие существуют виды льгот для «детей войны»? Первое и самое важное это, конечно же, доплата к пенсионным выплатам. Далее идут дополнительные льготы, такие как бесплатный проезд в общественном транспорте, льготы на коммунальное и медицинское обслуживание, на установку некоторых видов техники, а также на погребение. Таким образом, большинство льгот объединены в медицинскую, проездную, налоговую и жилищную группы. Регионы имеют право дополнять представленный минимум льгот. В перечень дополнительных благ могли бы войти и некоторые компенсационные выплаты или субсидии [2].
Законы о «детях войны» действуют, например, в Красноярском крае, а также Белгородской, Тульской, Самарской, Волгоградской областях. Существуют также и некоторые другие области, края и республики, которые предоставляют рассматриваемый статус на официальной основе. При этом большинство субъектов ожидают принятия Федерального закона о детях войны, а потому предоставляют лишь официально установленные статусы вроде военного ветеранского, труженика тыла, ветерана труда и др. Органы социальной защиты часто идут навстречу гражданам. Несмотря на то, что закон о «детях войны» пока не принят, государственные инстанции могут присвоить нуждающимся гражданам другой подходящий статус. В частности, гражданин, осуществлявший трудовую деятельность не менее полугода в период с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г., может получить статус труженика тыла. Единственное условие – работа должна была осуществляться на не оккупированных территориях СССР. Лица, обладающие медалью за самоотверженный труд в годы ВОВ, также имеют право на получение такого статуса. Блокадники и инвалиды ВОВ могут получить ряд привилегий, если предоставят в орган социальной защиты паспорт и документ о праве на льготы.
Проект закона о «детях войны» фракция КПРФ внесла еще в 2014 г. Согласно проекту нормативного акта, для рассматриваемой категории граждан устанавливаются льготы в виде внеочередной установки домашнего телефона, прохождения ежегодного медицинского осмотра, бесплатного проезда, а также преимущества при вступлении в кооперативы. Устанавливается в законопроекте и ежемесячная денежная выплата в 1 тыс. руб., данная сумма подлежит ежегодной индексации. Если гражданин имеет несколько статусов, то группа льгот предоставляется всего одна – по выбору гражданина. Проект коммунистов не был принят парламентариями. В 2016 г. в Госдуму была подана повторная инициатива – на этот раз вместе с депутатами от «Справедливой России». В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что действие указанного законопроекта предполагается распространить на граждан, родившихся в период с 22 июня 1928 г. по 9 мая 1945 г. и являвшихся в годы войны несовершеннолетними.
Дети войны – это последние живые свидетели ужасов войны, с пеленок, с еще несформировавшимся иммунитетом, оказавшиеся в чрезвычайных жизненных обстоятельствах, голодные, разутые и раздетые, перенесшие взрослые трудности и лишения, выросшие практически без присмотра родителей или лишившиеся их. Их матери не доедали, отцы только вернулись с фронтов Второй мировой войны, много и тяжело трудились, претерпевали лишения, преодолевали трудности, но и стремились к появлению новой жизни, к продолжению своего рода. Категория детей войны нуждается в особом внимании государства, так как они пережили вместе со взрослыми тяготы и лишения военного времени. Решение вопроса об официальном признании на государственном уровне статуса лиц «детей войны» особую остроту имеет также в связи с тем, что большинство из них достигли преклонного возраста и по этой причине уходят из жизни.
Исходя из этого, в целях сохранения преемственности поколений в Российской Федерации и восстановления социальной справедливости предлагается принять законопроект и установить в Российской Федерации статус «дети войны».
Законопроект состоит из трех глав – общих положений, мер социальной поддержки и заключительной части. В первой статье дается характеристика рассматриваемой группе граждан. Указывается возраст «детей войны», а именно точные даты рождения таких лиц.
Не ставя задачу рассмотрения льгот, привилегий, компенсаций, которые могут быть предоставлены такой категории граждан, позволим себе высказать мнение относительно той категории лиц, которые могут быть отнесены к категории «дети войны». Представленный проект Закона выделяет возрастную категорию граждан, родившихся в период с 22 июня 1928 г. по 3 сентября 1945. В эту категорию попадают граждане, которым на начало войны не исполнилось 14 лет (трудоспособный возраст), а также граждане, родившиеся в период войны. Вопросы достижения определенного возраста, как основания социального обеспечения рассматриваются в юридической литературе в связи с различными обстоятельствами [7]. Стоит уделить внимание данному вопросу и в связи с определением категории «дети войны».
Согласно данным Министерства труда и социальной защиты РФ, сегодня в России граждан этой категории насчитывается 13 млн чел. Из них 2,3 млн детей войны не получают никаких льгот. Только в 15 регионах все дети войны, отнесенные к данной категории, получают льготы.
В заключении Комитета Государственной думы по труду, социальной политике и делам ветеранов на проект Федерального закона № 270199-7 «О статусе детей Великой Отечественной войны», отмечается, что законопроектом предусматривается установление статуса детей войны для граждан Российской Федерации, родившихся в период с 22 июня 1928 г. по 9 мая 1945 г., постоянно проживавших на территории СССР в годы Великой Отечественной войны (далее – дети войны). Комитет отмечает, что установление вышеуказанного периода необоснованно сужает круг лиц, которые могли бы претендовать на получение указанного статуса. К гражданам, чье детство совпало с годами Великой Отечественной войны, могут быть отнесены и лица, рожденные ранее установленного периода и на момент окончания Великой Отечественной войны, являвшиеся совершеннолетними, но в определенный период времени, наряду с другими детьми, испытавшие на себе тяготы военного времени.
Нам же хотелось бы обратить особое внимание не на начальную дату возможного временного периода, по которому будет определяться отнесение лиц к такой категории граждан, как «дети войны», и соответственно предоставление им льгот, а на ее окончание. По нашему мнению, такое внимание способствовало бы более полной реализации принципа социальной справедливости, о необходимости соблюдения которого неоднократно высказывались теоретики и практики [3].
Как мы отмечали выше, в первом законопроекте о детях войны обозначалась дата 3 сентября 1945 г., то есть дети, рождённые до этой даты, могут быть отнесены к категории «дети войны», во втором законопроекте – это дата 9 мая 1945 г. Это даты, определенные с ориентиром на даты окончания Второй мировой войны и Великой Отечественной войны соответственно. Мы предложили бы другую дату, чтобы была ясность понимания и последовательность в действиях законодателя по отношению к тем, кто переносил трудности и лишения, не только уже будучи рождённым, но и находясь в утробе матери. А именно мы предлагаем отнести к категории «дети войны» и детей, зачатых в период до окончания Второй мировой войны, то есть до 2 сентября 1945 г. и рожденных в течение 300 дней со дня окончания Второй мировой войны. По календарю – это дата 29 июня 1946 г.
Действительно, в соответствии со ст. 17 ГК РФ – правоспособность гражданина возникает в момент его рождения. Вместе с тем, и в российском законодательстве и практике есть примеры правового регулирования отношений с участием нерождённого ребенка. Самый известный пример, – следуя концепции римского права, российское наследственное право, как и право ряда иных стран, в качестве возможных наследников рассматривает неродившихся лиц, зачатых при жизни наследодателя (п. 1 ст. 1116 ГК РФ). Ребёнок, который на момент смерти своего отца зачат, но ещё не родился (насциту́рус от лат. nasciturus) имеет право наследовать имущество отца. Федеральный закон «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк", устанавливает правила, в соответствии с которыми соответствующие льготы имеют "лица, ставшие инвалидами",… из числа лиц, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации (переселения) находились в состоянии внутриутробного развития» [6]. На основании сказанного можно сделать вывод, что речь идёт о признании состояния внутриутробного развития как состояния, порождающего правовые последствия. В юридической литературе высказываются крайне противоречивые мнения о правовом статусе эмбриона, ребёнка, находящегося в состоянии внутриутробного развития. Ранее, обращаясь к рассмотрению вопросов смежной тематики, об органах и тканях человека, как особых объектах гражданского права, мы отмечали, что действие Закона «О трансплантации органов и (или) тканей человека» не распространяется на органы, их части и ткани, имеющие отношение к процессу воспроизводства человека, включающие, в том числе, эмбрионы [5]. Отдельные авторы, рассматривая проблему определения правового статуса эмбриона, делают вывод: «поскольку эмбрион не обладает правосубъектностью, его следует рассматривать как предмет правоотношений». Позволим себе не согласиться с подобным мнением и высказать мысль о закреплении за эмбрионом юридического статуса предсубъекта в отношениях, в которые он вовлекается, что может гарантировать особое отношение и высокую степень охраны, а при необходимости и защиты. В зарубежном законодательстве мы можем видеть иные примеры определения начала жизни. Например, в Германии и в Швейцарии моментом начала жизни считается момент зачатия. «В России считается общепризнанным, что нерождённый – не человек, а всего придаток, часть женского организма. Однако современные научные исследования показывают, что на всем протяжении внутриутробного развития плод не может считаться частью тела матери» [4]. С точки зрения современной биологии (генетики и эмбриологии) жизнь человека как биологического индивидуума начинается с момента слияния ядер мужской и женской половых клеток и образования единого ядра, содержащего неповторимый генетический материал, – отмечают профессоры В.А. Голиченков и Д.В. Попов [1].
Таким образом, полагаем не только возможным, но и необходимым уточнение категории лиц, которые могут быть отнесены к категории «дети войны», с учетом новых знаний и с целью единообразного подхода законодателя к положению ребёнка, находящегося в утробе матери в ситуации, когда установление такого состояния, как состояния порождающего правовые последствия, может повлиять на возможность предоставления гражданину соответствующих льгот и привилегий.
1. Ahundova I. Zhizn' cheloveka nachinaetsya pryamo s momenta zachatiya http://www.stranamam.ru/post/(data obrascheniya 13.10.2018).
2. Kovalenko K.E. Analiz praktiki predostavleniya subsidiy i kompensacionnyh vyplat naseleniyu // Social'noe i pensionnoe pravo. – 2017. – № 4. – S. 47–50.
3. Pashkova G.G. Realizaciya principa social'noy spravedlivosti v prave social'nogo obespecheniya // Social'noe i pensionnoe pravo. – 2016. – № 2. – S. 3–8.
4. Popov A.N. O nachale ugolovno-pravovoy ohrany zhizni v Rossiyskoy Federacii // Kriminalist. – 2013. – № 2 (13). – S. 77–84.
5. Serebryakova A.A., Varyushin M.S. Gosudarstvenno-pravovoe regulirovanie ispol'zovaniya organov i tkaney cheloveka kak osobyh ob'ektov grazhdanskogo prava v celyah transplantacii (komparativistskoe issledovanie) // Medicinskoe pravo. – 2012. – № 2. – S. 36–40.
6. Serova O.A., Serebryakova A.A. Shafikov A.M. Social'naya zaschita grazhdan, podvergshihsya vozdeystviyu radiacii vsledstvie avarii na PO «Mayak» i sbrosov radioaktivnyh othodov v reku Techa. Chelyabinsk. Poligraf-master. 2013. 189 s. Recenziya//Vestnik Baltiyskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta. 2017. № 1 . S. 92-94; Byulleten' Verhovnogo Suda Rossiyskoy Federacii. – 1998. – № 4. – S. 13.
7. Suleymanova F.O. Dostizhenie vozrasta kak osnovanie social'nogo obespecheniya // Social'noe i pensionnoe pravo. – 2017. – № 3. – S. 8–13.