Elec, Russian Federation
This article discusses the problems associated with determining the role of the head of agency in charge of preliminary investigation in the criminal process. Analysing the norms of the Criminal Procedure Code of the Russian Federation, as well as other legal acts regulating the activities of inquiry bodies, the concept of the head of the inquiry body is formulated, a list of his duties and officials who may be charged with the authority of the inquiry body are established.
patrol investigator, criminal procedure code of the Russian Federation, head of agency in charge of preliminaryinvestigation, criminal proceedings.
Научный руководитель:
Касаткина Е.М.
Старший преподаватель кафедры конституционного и муниципального права института права и экономики Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина
Все главные уголовно-процессуальные функции установлены в ст. 15 УПК РФ (защита, обвинение, разрешение уголовного дела). Согласно п. 45-47, 55 ст. 5 УПК РФ, стороны – «участники уголовного судопроизводства, выполняющие на основе состязательности функцию обвинения (уголовного преследования) или защиты от обвинения, сторона защиты – обвиняемый, а также его законный представитель, защитник, гражданский ответчик…»; «Сторона обвинения – прокурор, а также следователь, начальник следственного отдела, дознаватель, частный обвинитель…» [1]. Исходя из всего этого, можно сделать вывод, что стороной обвинения законодатель обозначил лиц, осуществляющих предварительное расследование, а также должностных лиц, выполняющих функцию обвинения (уголовного преследования).
Одним из нововведений для УПК РФ стало закрепление термина «дознаватель», которым называют должностное лицо органа дознания, правомочное осуществлять предварительное расследование в форме дознания [1]. Введя это определение, законодатель достиг своей цели, связав этого участника уголовного процесса с предварительным расследованием в форме дознания, по которому должно проводиться возбуждение уголовного дела.
Дознаватель должен осуществлять свою деятельность в соответствии с законностью (ст. 7 УПК РФ), охраной прав и свобод человека и гражданина (ст. 11 УПК РФ), а также соблюдая иные принципы уголовного судопроизводства. Контроль над действиями, проводимыми во время производства дознания, осуществляют начальники органа дознания и подразделения дознания.
В п. 17 ст. 5 УПК РФ дается определение понятию «начальник органа дознания». Им является должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.
В то же время в гл. 6 УПК РФ, регламентирующей правовое положение участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения, начальник органа дознания законодателем не указан. Также его положение не содержится в п. 47 ст. 5 УПК РФ, перечисляющей всех участников стороны обвинения.
Для определения роли начальника органа дознания в уголовном процессе, необходимо установить его права и обязанности в области судопроизводства, так как они и определяют роль субъекта уголовного процессуального права.
Но сначала необходимо сказать, что начальник органа дознания это, прежде всего, должностное лицо, входящее в штат учреждения [5, с. 92]. В системе органов внутренних дел начальник ОВД обладает статусом начальника органа дознания, поскольку он является руководителем ведомства, указанного законодателем в ст. 40 УПК РФ. Кроме начальника ОВД, статусом начальника органа дознания обладают также его заместители: начальник криминальной полиции и начальник полиции общественной безопасности. «Данный вывод основывается на законодательном положении, поскольку указанные должностные лица являются по должности заместителями начальника ОВД, т.е. заместителями начальника органа дознания. Таким образом, на основании п. 17 ст. 5 УПК они наряду с начальником ОВД также обладают статусом начальника органа дознания. В пользу данного утверждения можно привести положение Закона РФ "О милиции" (ст. 8 и 9), согласно которому начальник криминальной милиции и милиции общественной безопасности являются начальниками органов дознания» [3, с. 15].
В уголовном процессуальном праве то, что является правом одного участника, это же является обязанностью для другого участника уголовного судопроизводства и наоборот. Сравнивая правовое положение начальника органа дознания с правовым положением других участников судопроизводства со стороны обвинения, представляющих государственные органы и должностные лица, можно конкретизировать основные права и обязанности начальника органа дознания.
Права и обязанности начальника органа дознания указаны законодателем в различных статьях УПК РФ. Так п. 17 ст. 5 УПК РФ определяет, что начальник органа дознания – это уполномоченное лицо, имеющее право давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действиях, осуществлять иные полномочия. Подобные нормы находятся и в других статьях УПК РФ, которые определяют правовое положение не только органов дознания и их должностных лиц, но и иных участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения – прокурора, следователя.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации включает несколько статей, закрепляющих полномочия начальника органа дознания. Но стоит отметить, что законодатель не стал приводить в систематизированный вид содержание этих статей. Вследствие чего становится сложным правильное понимание полномочий начальника органа дознания, как субъекта уголовного судопроизводства.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации разделяет полномочия начальника подразделения дознания на 2 группы.
Первая группа включает полномочия начальника органа дознания в отношении дознавателей, находящихся в его подчинении. К ним относятся право:
1) поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном ст. 145 УПК РФ, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу;
2) изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи;
3) отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;
4) вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела [1].
Ко второй группе относится осуществление начальником органа дознания прав, в связи с выполнением полномочий, указанных в ч. 2 ст. 40.1 УПК РФ. Согласно этой норме, он имеет право проверять не только материалы сообщения о преступлении, но и материалы уголовного дела, находящиеся в производстве дознавателя. Также начальник органа дознания уполномочен давать указания о производстве отдельных следственных действий, о квалификации преступления и об объеме обвинения, о направлении расследования, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения.
Но в то же время существуют и иные полномочия начальника органа дознания, не закрепленные в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации. Данные нормы находятся в нормативных актах [2, с. 67], регулирующих ведомственную деятельность начальника гор(рай)органа внутренних дел (его заместителя – начальника полиции общественной безопасности) как начальника органа дознания при руководстве специализированными подразделениями дознания. Эти полномочия включают в себя:
- обеспечение исполнения поручений по расследованию уголовных дел в форме дознания;
- распределение поступивших заявлений и подлежащих расследованию уголовных дел в форме дознания;
- продление по ходатайству дознавателя срока проверки сообщения о преступлении;
- организация взаимодействия дознавателей с другими службами и подразделениями ОВД;
- изучение уголовных дел, находящихся в производстве дознавателя, дача по ним указаний о производстве необходимых процессуальных действий и сроках их выполнения;
- осуществление контроля за приостановлением уголовных дел дознавателями [4, с. 123].
По некоторым уголовным делам начальник органа дознания в соответствии с ч. 2 ст. 40 УПК РФ имеет право давать указания о проведении дознания. К ним относятся уголовные дела, в которых не обязательно производство предварительного следствия или выполнения неотложных следственных действий.
Открытым остается вопрос о передаче процессуальных полномочий начальником органа дознания сотруднику органа дознания, так как данный механизм не получил должного регулирования в УПК. Согласно иным нормативно-правовым актам, регламентирующим ведомственную деятельность, поручение о производстве дознания дается начальником органа дознания путем написания на процессуальном документе соответствующей резолюции подчиненному сотруднику подразделения службы криминальной милиции или милиции общественной безопасности. Именно эта резолюция является правовым основанием для осуществления должностными лицами подразделений ОВД различных видов уголовно-процессуальной деятельности по сообщениям о преступлениях и уголовным делам, а также моментом приобретения конкретным должностным лицом ОВД статуса дознавателя. Закон ничего не говорит о передаче данного полномочия другим должностным лицам (например, заместителям начальников криминальной полиции и полиции общественной безопасности), поэтому поручать производство дознания могут только должностные лица, указанные в ч. 1 ст. 41 УПК. А именно: начальник органа дознания, его заместители.
В то же время, ч. 2 ст. 41 УПК РФ запрещает возлагать полномочия по проведению дознания на лицо, которое уже проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия. Законодатель сделал это с целью не допустить совмещения в лице дознавателя двух отличающихся друг от друга функций, первая из которых осуществление расследования в форме дознания, а другая проведения по этому уголовному делу оперативно-розыскных мероприятий. Иначе, одновременное сочетание данных функций может привести к принятию дознавателем ошибочных решений.
Дознаватель свои полномочия по проведению дознания получает от начальника органа дознания. В ч. 1 ст. 41 УПК РФ сказано, что полномочия органа дознания, предусмотренного п.1 ч. 2 ст. 40, возлагаются на дознавателя начальником органа дознания или его заместителем.
Взаимодействие между начальником органа дознания и начальником подразделения дознания описывает ч. 4 ст. 40.1 УПК РФ. Она содержит следующее упоминание о начальнике органа дознания: «Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их выполнение. При этом дознаватель вправе предоставить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания» [1].
Рассматривая вышеупомянутую норму, можно сделать вывод, что все жалобы на начальника подразделения дознания, полученные от подчиненных сотрудников, начальник органа дознания имеет право разрешать по существу.
Также следует упомянуть, что начальник органа дознания, являясь руководителем данного органа, обладает теми же правами, что и начальник подразделения дознания, о чем говорит п. 17 ст. 5 УПК РФ.
Исходя из изложенных ранее функциональной деятельности и полномочий начальника органа дознания, можно прийти к выводу, что его ролью в уголовном судопроизводстве являются контроль, руководство и, в случае необходимости, самостоятельное устранение пробелов и недостатков в работе подчиненных сотрудников, осуществление посреднической деятельности между прокурором, дознавателем и лицом (или группой лиц), в отношении которого ведется предварительное следствие. Однако, для того чтобы процессуальные полномочия и функции наиболее точно определяли статус начальника органа дознания, необходимо максимально сконцентрировать их в одной ст. 37 УПК РФ.
1. "Ugolovno-processual'nyy kodeks Rossiyskoy Federacii" ot 18.12.2001 N 174-FZ (red. ot 11.10.2018) [Elektronnyy resurs] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/ (data obrascheniya 09.10.2018)
2. Gryzlov B.V. Pravovye osnovy deyatel'nosti organov vnutrennih del [Tekst]: Sbornik normativnyh pravovyh aktov: V 3-h tomah. / Volkov Yu.N., Kaplunov A.I., Milyukov S.F.; pod red.: Gryzlov B.V. - S.-Pb.: Yurid. centr Press, 2003. – 842 c.
3. Esina A.S. Doznanie v organah vnutrennih del [Tekst]: uchebno-prakticheskoe posobie / A.S. Esina , E.N. Arestova.; pod red. A.S. Esinoy. - M.: TK Velbi, Izd-vo Prospekt, 2005. – S. 128.
4. Rumyancev N.V. Doznanie v organah vnutrennih del [Tekst]: ucheb. posobie dlya studentov vuzov, obuchayuschihsya po special'nosti «Yurisprudenciya» / N.V. Rumyanceva, F.K. Zinnurova.; pod red. N.V. Rumyanceva, F.K. Zinnurova. – M.: YuNITI-DANA: Zakon i pravo, 2012. – 375s.
5. Ryzhakov A.P. Organy doznaniya v ugolovnom processe [Tekst] / A.P. Ryzhakov. – M.: Direkt-Media, 2013. – 258 s.