Sankt-Peterburg, St. Petersburg, Russian Federation
St Petersburg, St. Petersburg, Russian Federation
The paper reports the principles of the social perceptive competence formation during comic perception. A possibility of the application of repertoire test of personal structures for the diagnostics of social perceptive capabilities is shown and empirically tested. The results of the experimental autosociometric estimate of the cartoon character group interaction are shown. The outlooks in the use of interactive technologies in the course of the social perceptive competences formation in designer- students are outlined.
cartoon characters, status-role positions, autosociometric estimate, personal sociometric indices, role test of person structures
Диагностика и формирование социально-перцептивных способностей связаны с целым рядом методологических трудностей обуслов-ленных междисциплинарными связями раз-личных психологических концепций и прежде всего взаимовлиянием общих и специальных способностей на межличностное восприятие. Как показано в целом ряде отечественных и зарубежных исследований [1, 6, 9, 12, 21, 22 и др.] социально-перцептивной компетентно-стью называют ключевые аспекты компетент-ности в общении, определяемые объемом зна-ний, характером отношений и степенью овла-дения компетенциями, связанными с адекват-ным восприятием и пониманием людей. Ос-нову компетентности составляют социально-перцептивные способности, которые в меж-личностном восприятии проявляются в каче-стве социально-перцептивных компетенций, таких как восприятие себя через другого, вос-приятие другого через соотнесение с собой, восприятие себя через результаты собствен-ной деятельности, непосредственное воспри-ятие внешнего облика другого и т.д. Освоение социально-перцептивных компетенций обес-печивает развитие способностей, определяю-щих уровень личностного развития (таблица 1) [12]. 1. Социально-перцептивные способности В процессе рассмотрения факторов соци-альной перцепции со стороны воспринимаю-щего субъекта, целесообразно затронуть про-блему его способностей. Выдающийся отече-ственный психолог Б.М. Теплов выделил «три признака в понятии способность» [18, с.146]: 1. Способностями являются индивиду-ально-психологические особенности, отли-чающие одного человека от другого. 2. Способностями называют только те ка-чества личности, которые имеют отношение к успешности обучения и профессиональной деятельности. 3. Способности не сводятся к знаниям, навыкам и умениям, которые выработаны у человека, способности связаны с формирова-нием профессионально-важных качеств. Можно выделить в актуальных способно- стях два базовых компонента [3, 15, 20 и др.]: 1. Отработанная совокупность действий и операций, с помощью которых осуществляет-ся данный вид деятельности. 2. Качество процессов, которые позволя-ют регулировать функционирование действий и операций в процессе деятельности. С позиции рассмотренных определений, можно констатировать, что способности чело-века к восприятию следует считать специаль-ными по отношению к общим. Целесообразно в структуре социально-перцептивных способ-ностей выделить как общие (перцептивные), так и специальные (социально-перцептивные, включающие невербальные компоненты). Способности связаны как с профессио-нально-важными качествами, так и с соответ-ствующими компетенциями, что позволяет интерпретировать детали внешнего облика (наблюдательность), давать вербальную ин-терпретацию невербальному поведению, при-менять приемы остроумия (шутить), реагиро-вать на комическое (смеяться), воспринимать произведения искусства (например, живо-пись), проявлять эмпатию и рефлексию. Специальные способности, которые обес-печивают восприятие рисованного юмора, как показано Т.В. Семеновой, следует рассмот-реть более детально [12]: • наблюдательность – способность ви-деть смысл в мелочах, которыми, как правило, богата карикатура; • остроумие – способность применять приемы остроумия при вербальной оценке, описывать людей и ситуации; • распознавание невербального поведе-ния – способность интерпретировать комиче-ские позы и жесты; • чувство юмора – это способность рас-познавать комизм ситуации без слов; • эмпатия – способность к состраданию, в отличие от злорадства; • эстетичность – способность чувство-вать красоту, гармонию, симметрию и т.д. Следует отметить, что, осуществляя дея-тельность по восприятию какого-либо объек-та, воспринимающий его человек осваивает и развивает социально-перцептивные компетен-ции (способности), актуализируя процессы анализа и генерализации, что позволяет на очередном этапе своего развития осваивать новые социально-перцептивные компетенции. Выработанные в процессе работы с рисован-ным юмором социально-перцептивные компетенции, способствуют восприятию комического. В нашем исследовании развитие социаль-но-перцептивных способностей базировалось на восприятии и оценке мультипликационных персонажей «Смешарики» (Крош, Лосяш, Нюша, Тин, Ежик, Копатыч, Бараш, Совунья и Каркарыч), характерологические особенности которых, влияющие на статусно-ролевые по-зиции в процессе сценарного взаимодействия оценивались на основе формализации моди-фицированного варианта теста личностных конструктов (В.В. Спасенников, Ю.И. Смир-нов, С.К. Торбин, С.Н. Федотов) [10]. Критериями отбора мультипликационных персонажей для анализа их ролевого взаимо-действия явились три принципа раскрытых в публикациях по анализу групповой динамики [1, 4, 7 и др.]: • принцип дидактической культуросооб-разности; • принцип сюжетной основы группового взаимодействия; • принцип ситуативно-тематической ре-левантности. Диагностировать межличностные отноше-ния и личностные особенности персонажей мультфильмов можно опираясь на результаты эмпирических исследований, с использовани-ем репертуарного теста личностных конструктов (персонажи – качества). На первом этапе были выбраны персонажи. В качестве элементов, как и в простой диади-ческой решетке, брались единичные отноше-ния. При выборе элементов для решетки учи-тывались два ключевых фактора [19, 20, 22]: 1. Элементы должны находиться в диапа-зоне пригодности используемых конструктов. Конструкты – это различия, которые мы про-водим между персонажами и событиями. 2. Элементы должны представлять вы-борку, из которых они сконструированы. Раз-рабатываемый тест позволяет выявлять, каким образом восприятие персонажей влияет на ролевое поведение. В исследовании А.В. Антюхиной и Л.А. Мулляр показано, что персонажи, вступая в ролевое взаимодействие, проявляют в меж-личностных отношениях как положительные, так и отрицательные качества, что может вы-зывать симпатии, антипатии, конфликты [1]. После просмотра мультфильмов эксперт-ным путем можно оценить проявляемые каче-ства в процессе ролевого взаимодействия и выявить с помощью аутосоциометрии статус-но-ролевые позиции мультипликационных персонажей [4]. После заполнения ролевого списка персо- нажей, были выявлены конструкты. Они вы-являлись следующим образом: испытуемого спрашивали, чем двое из троих персонажей, отмеченных кружками в первой строке, «сходны между собой и тем самым отличны от третьего персонажа». Когда испытуемый принял решение, его просили поставить кре-стики в кружки, соответствующие тем двум персонажам, которые сходны между собой. Кружок, соответствующий третьему, отлич-ному от них персонажу, остается пустым. За-тем испытуемому предлагалось написать в графе «Конструкты. Выявленный полюс» сло-во или короткую фразу, разъясняющую, чем именно эти персонажи сходны между собой. Противоположная по смыслу характеристика записывалась под заголовком «Противопо-ложный полюс». Испытуемый (эксперт) отмечал галочкой персонажи, обладающие важной характери-стикой (по выявленному полюсу). После за-полнения всех строк решетки была получена следующая морфологическая таблица (таблица 2). 2. Ролевой тест личностных конструктов Выбор ролевого теста личностных конст-руктов в процессе оценивания межличностно-го взаимодействия мультипликационных пер-сонажей связан с закономерностями воспри-ятия. Как показано в работе [2] система со-ставления вербального портрета плохо связана с процедурой оценки и опознания, значительно более точное описание личностных особенностей достигается на основе распознавания невербальных компонентов при использовании репертуарного теста личностных конструктов в динамике взаимодействия персонажей. Одним из важных достоинств метода ре-пертуарных решеток, как следует из анализа публикаций отечественных и зарубежных ученых в сфере экпериментальной психологии является возможность формализации выборов выявленных конструктов с учетом различных модификаций социометрических измерений [3, 5, 9, 13, 21 и др.]. В ходе проведения статистической обра-ботки было выявлено какую информацию эксперт сообщает непосредственно. Возмож-ности, которые предоставляет метод реперту-арных решеток, можно продемонстрировать на практике. Преимущество репертуарных решеток заключается в том, что к данным, по-лученным от одного конкретного эксперта, можно применить весь арсенал статистиче-ских методов, традиционно используемых для анализа групповых данных [2, 5, 8, 11, 17 и др.]. Как следует из ролевых взаимодействий мультипликационных персонажей как поло-жительные, так и отрицательные качества влияют не складывающиеся отношения, сим-патии и антипатии между персонажами, что можно выявить с использованием различных модификации метода социометрии, которые достаточно подробно описаны в работе А.Д. Глоточкина, Г.В. Ложкина и В.В. Спасенни-кова [3]. Метод социометрия применяется для диаг-ностики межличностных отношений в группе. С помощью этой техники можно получить информацию об отношениях между персона-жами. На примере персонажей с использова-нием социометрических исследований можно получить детальную информацию о межлич-ностных отношениях между персонажами, определить социально – психологический климат в коллективе, узнать, кто – является скрытым лидером, а кто – отвергнутым чле-ном коллектива [13, 16, 21 и др.]. Непарамет-рическая социометрия позволяет вычислять как персональные, так и групповые социомет-рические индексы, выявлять неформальные отношения в микрогруппах и строить нагляд-ное отображение связей между персонажами групповой динамики. Надежность непараметрической социомет-рии зависит от правильного выбора критериев оценки внутригруппового климата. Общая схема социометрического исследования сле-дующая. После постановки задач исследова-ния формируются основные гипотезы и поло-жения, касающиеся возможных критериев оп-роса членов групп. Социометрический опрос не похож на обычный опрос, в нем вместо признака, как в обычном опросе, ответом яв-ляется номер, под которым зашифрован тот или иной персонаж. Результаты непараметрической социомет-рии, полученные в ходе исследования можно представить в виде координатной социограммы. После того, как все участники исследова-ния сделали свой выбор, проводится обработ-ка данных. Социоматрица по варианту непа-раметрической процедуры представляет собой таблицу, в которую включаются все положи-тельные и отрицательные выборы. Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений. По верти-кали записываются за номерами имена всех членов группы, которая изучается; по гори-зонтали – только их номер. На соответствую-щих пересечениях цифрами +1, +2, +3 обозна-чают тех, кого испытуемый каждый испытуе-мый в первую, вторую, третью очередь, циф-рами -1, -2, -3 – тех, кого подопытный не из-бирает в первую, вторую и третью очередь. Взаимный положительный или отрицатель-ный выбор заносится в таблицу. После того, как положительные и отрицательные выборы будут занесены в таблицу, необходимо под-считать алгебраическую сумму всех получен-ных каждым членом группы выборов. Затем вычисляются персонажные и групповые ин-дексы [3]. Эмоциональная экспансивность – отра-жает отношение персонажа к другим членам группы и вычисляется как разность между ко-личеством положительных и количеством от-рицательных выборов, отданных другим чле-нам группы, отнесенная к численности груп-пы, уменьшенной на единицу, то есть к коли-честву возможных выборов, определяемую по следующей формуле (1): (1) Где Ej – эмоциональная экспансивность j – члена, R – сделанные j –членом выборы (+/–), ∑ – знак алгебраического суммирования числа полученных выборов i-члена, N – число членов группы. Социометрический статус – это свойство персонажа как элемента социометрической структуры занимать определенную простран-ственную позицию в ней, т.е. определенным образом соотноситься с другими элементами. Такое свойство развито у элементов группо-вой структуры неравномерно и для сравни-тельных целей может быть измерено числом – индексом социометрического статуса. Статус так же измеряет потенциальную способность персонажа к лидерству, вычислить который можно по следующей формуле (2). (2) Где Ci – социометрический статус i – члена, Ri – полученные i – членом выборы, ∑ – знак алгебраического суммирования числа полу-ченных выборов i – члена, N – число членов группы. Характеристика группы как целостной сис-темы выражается рядом групповых индексов, среди которых наибольшее значение имеет индекс групповой сплоченности. Он отражает степень взаимосвязанности индивидов, тесно-ту их эмоциональных связей и поэтому харак-теризует внутреннюю социально – психологи-ческую атмосферу группы, от которой зависят ее потенциальные возможности. Главное дос-тоинство социоматрицы заключается в том, что она позволяет произвести ранжирование членов группы, выявив среди них наиболее и наименее популярных, установить порядок влияния в группе. Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгруп-повых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. Вместе с официальной или формальной структурой общения, отражающей рациональную, норма-тивную, обязательную сторону взаимоотно-шений, в любой социальной группе выявляет-ся психологическая структура неофициально-го или неформального порядка, формирую-щаяся как система межличностных отноше-ний, симпатий и антипатий. Особенности та-кой структуры во многом зависят от ценност-ных ориентаций участников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценок и само-оценок. Cуществует несколько неформальных структур в группе, например, структуры взаи-моподдержки, взаимовлияния, популярности, престижа, лидерства и др. Неформальная структура зависит от формальной структуры группы в той степени, в которой индивиды подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельности, правилам ролевого взаимодействия. С помощью социометрии можно оценить это влияние. Социометриче-ские методы позволяют выразить внутригруп-повые отношения в виде числовых величин и таким образом получить ценную информацию о состоянии группы (таблица 3). Проанализировав данные из социоматрицы, с помощью интерактивных образовательных технологий можно наглядно представить и определить, какие мультипликационные персонажи имеют положительные межличностные отношения, а кто является конфликтующей стороной. Кто и почему испытывает симпатии, а кто вызывает негативные эмоции и каким образом они проявляются. Анализ данных социоматрицы показывает, что взаимные антипатии определены у персо-нажей под номером №5 и №6, так как у пер-сонажа №5 более высокий социометрический статус, и он является неформальным лидером в отличии от персонажа №6 у которого низкая эмоциональная экспансивность и низкий уро-вень притязаний. По сюжету мультфильма «Смешарики» конфликт между «Копатычем» (№5) и «Лосяшем» (№6) возник из-за границы огорода. Обучающей целью сюжета мультфильма является: расширение теоретических знаний о характеристике конфликта в соответствии с его социокультурными классификациями (со-циальный статус участников, их количество, степень силового давления и принятия проти-воречий, результаты). Сюжет позволяет раз-вить необходимые умения определять основ-ные параметры межличностного конфликта (сущность, структуру, причину и динамику), оценивать поведение сторон, целостно вос-принимать конфликтные ситуации, давать комплексную характеристику конфликтов, определять конструктивные подходы к их ре-гулированию. На координатной социограмме (рис. 1) представлены результаты социометрических данных, по которым можно выявить статусно-ролевые позиции. Персонаж, который опреде-лен как лидер группы является мультиплика-ционный персонаж №2 т.к у него выявлен са-мый высокий показатель социометрического статуса, у него же эмоциональная экспансив-ность определена как самая высокая в группе персонажей. Данный персонаж обладает меж-личностной привлекательностью, проявляет эмоциональный отклик на переживания других. Так же с высоким социометрическим ста-тусом обладает персонаж №4, который обла-дает такими качествами как – энергичность, коммуникабельность, оптимизм, богатое во-ображение. Характеризуется как общитель-ный взаимодействующий с другими персона-жами в дружеских отношениях, построенных на взаимных предпочтениях и симпатиях. Используя интерактивные образовательные технологии на практике можно сформировать бесконфликтные межличностные отношения в студенческом коллективе высшего учебного заведения на примере просмотра видео сюже-тов, анализа динамики межличностных отно-шений причин возникновения конфликтов. Опыт проведения занятий со студентами позволяет сделать некоторые предваритель-ные выводы. Формирование бесконфликтного общения при помощи интерактивных техно-логий с учетом статусно-ролевых позиций персонажей будет эффективным при соблю-дении следующих условий: 1. Лидерами среди ролевых персонажей являются наиболее эмоционально экспансив-ные, пользующиеся наибольшим авторитетом. 2. Возможна коррекция динамики меж- личностных отношений наиболее конфликт-ных персонажей с завышенным уровнем при-тязаний, и низким социометрическим статусом. 3. Целесообразно выявлять наличие сим-патий, антипатий среди персонажей с учетом специфики статусно-ролевых взаимодействий. Активные методы обучения подтверждают эффективность применения технологии инте-рактивного обучения как важного условия формирования социальных эмоций и социаль-но-перцептивной компетентности у студентов 3. Результаты экспертного оценивания взаимодействия мультипликационных персонажей Рис. 1 – Социограмма статусно – ролевых позиций мультипликационных персонажей
1. Antyukhina A.V., Mudlyur L.A. Folklore-fairy recon-struction of social status by means of “success-failure” image-concept // Scientific Problems of Humanitarian Researches. – 2009. – No.12. – pp. 142-146.
2. Budyakova T.P. Experimental estimate of verbal portrait system efficiency at person identification // Experimental Psychology, 2016. – Vol.9. – pp. 53-65.
3. Glotochkin A.D., Lozhkin G.V., Spasennikov V.V. Procedure of small group formation taking into account interpersonal and operational aspects of operators interaction // Psychological Journal, 1986. – Vol.7. – No.1. – pp. 22-29.
4. Golubeva G.F. Nonparametric sociometry in analysis of tie of formal and informal substructure in senior pupils communications // Alma Mater (Bulletin of Higher School). – 2017. – No.4. – pp. 37-39.
5. Korobitsyn D.V. Person determinants of low sociometric status of students // Pedagogic Education in Russia. – 2013.- No.5. – pp. 117-121.
6. Kuzmenko A.A., Skovorodko A.A., Spasennikov V.V. Formation of significant professional characteristics in design students based on competence approach // Alma Mater (Bulle-tin of Higher School). – 2017. – No.5. – pp. 66-70.
7. Labunskaya V.A. Human Expression: Communication and Interpersonal Perception / V.A. Labunskaya. – Rostov- upon-Don: Phoenix, 2012. – pp. 608.
8. Manichev S.A., Pogrebitskaya A.E., Fedorov S.I. Psychometrics of Situations and features // S-Petersburg Psychological Journal. – 2015. – No.12. – pp. 1-25.
9. Nevryuev A.N., Mokhova S.B. Peculiarities in strategies of students’ conflict behavior (psychological and nonpsychological specialties) // Experimental Psychology. – 2013. – No.1. – pp. 87-97.
10. Patent of Russia No. 1809455, IPC-09B7/07. Device for Estimate of Psychological Compatibility / V.V. Spasennikov, Yu.I. Smirnov, S.I. Torbin, S.N. Fedotov. – M.: - 1993.
11. Radchikova N.P., kishtymova E.A. Problem in definetion of similarity in categorizing // Experimental Psychology. – 2014. – Vol.7. – No.2. – pp. 49-63.
12. Semenova T.V. Social Psychology of Comic / T.V. Semenova. – Samara: SSU. – 2009. – pp. 376.
13. Sidorenkov A.V., lokteva E.A., Mkrtchyan E.A. Instruments for investigations of interpersonal contradiction and conflict types in small groups // Psychological Journal, 2014. – Vol.35. – No.2. – pp. 103-117.
14. Sobkin V.S. Experience of social psychological analysis of cartoon moral conflict understanding // Cultural Historical Psychology. 2014. – Vol.10. – No.4. – pp. 12-26.
15. Spasennikov V.V. Economic psychology as basic training subject on specialty (by the example of psychologist-orgconsultant specialization) // Human Factor: Problems of Psy-chology and Ergonomics. – 2004. – No.4. – pp. 58-60.
16. Spasennikov V.V., Zadorozhnyuk I.E. Ways for educational process optimization: potential of economic psychology // Sociology of Education. – 2012. No.12. – pp. 15-53.
17. Spasennikov V.V., Golubeva G.F. Economic Psychology of Business Communications. – Bryansk: BSTU. – 2013.- pp. 131.
18. Teplov B.M. Practical thinking // Anthology on Gener-al Psychology under the editorship of Gippenreiter Yu.B., Petukhov V.V. – M.: Publishing House of Moscow University, 1981. – pp. 145-148.
19. Francella F., Bannistr D. New Method of Person Study. – M.: Progress, - 1987. – pp. 162.
20. Davis M.H., Capobiankos, Kraus L.A. Measuring conflict-related behaviors: reliability and validity evidence regardings the conflict dynamics profile // Educational and Psychological Measurement. 2004. – Vol.64. – №4, p. 707-731.
21. Sobkin V.S., Lykova T.A. Sociometric status of Theatre college students and its relation to their personal characteristics and Educational activities. // Psychology in Russia: State of the Art. 2015. – Vol.8. №4. – pp. 155-156.
22. Stephan W.G. Psychological and communication processes associated with integroup conflict resolution // Small Group Research. – 2008. – Vol.39. – №1. – p.28-41