employee from 01.01.2006 until now
Moskva, Moscow, Russian Federation
Success in all areas of business management depends on the development of specific tasks, but some small business managers perform better in the role of administrators, merchants, or inventors, rather than leaders. What distinguishes leadership from small business management is that in order to lead others, a leader must rely less on power, and more on authority. In business relations, authority usually originates from a number of sources: charisma, natural qualities, traditions, roles, functions, status, etc. In the process of analyzing leadership in a small business, one should take into account not only the leader, group, task and situation, but also the fact that changing any of these factors will affect all the others. Skillful leaders take into account individual needs in the group and the requirements for performing tasks.
leader, leadership style, business, authority, authority, functions, situation, group, task.
Лидерство в бизнесе означает умение поставить цели и вдохновить людей к слаженным действиям для их достижения. Лидер в бизнесе — это больше, чем хороший менеджер, хотя обе эти роли требуют значительного умения в координировании работы других, часто очень разных людей. Если основная цель управленческого умения заключается в том, чтобы бизнес функционировал эффективно, лидерство в бизнесе должно обеспечить верное направление его развития. Требования, предъявляемые к деловым качествам лидера, в крупном и малом бизнесе различны. В более крупных организациях лидеры вынуждены «играть в политику», чтобы сглаживать конфликты разных групп внутри фирмы и вне ее. В отличие от них малый бизнес, хотя и ни в коей мере не застрахован от конфликтов, все же обладает преимуществом более простой структурной организации. В малом бизнесе хороший лидер обычно выполняет три ключевые роли:
• направляющую — определяя задачи бизнеса, поддерживая новые идеи и стиль работы;
• организующую — координируя бизнес как групповую деятельность для успешного достижения цели;
• вдохновляющую — обеспечивая понимание значимости бизнеса в изменяющемся мире и защищая свое дело в отношениях с внешним миром.
Ни одну из ролей нельзя отделить от других, и каждая требует разнообразных качеств, если лидер хочет выполнять роль успешно.
Лидер — это человек, умеющий убедить других людей делать то, что он хочет, независимо от того, каковы были их собственные первоначальные намерения. Иначе говоря, это кто-то, кто может использовать качества и умение людей, работающих в команде, и направить команду к достижению целей лидера. В случае успеха лидеру удается заставить группу принять свои цели как собственные. Цели лидера могут исходить из его личных целей или отражать требования ситуации. В большинстве учебников по лидерству примерами обычно служат полководцы, политические деятели или выдающиеся спортсмены. Александр Македонский, Оливер Кромвель и Наполеон Бонапарт — наиболее популярные фигуры лидеров. Каждый из них четко понимал, что он хотел, но, как мы убедимся позднее, эти люди не очень-то подходят как модели для оценки качеств лидера, необходимых во многих организациях малого бизнеса. В самом деле, когда-то Наполеон насмехался над Британией как нацией лавочников, демонстрируя презрение не только к Британии, но и к сектору розничной торговли, который даже сейчас образует одну из наиболее крупных, хотя и сокращающихся форм малого бизнеса в Британии. Маловероятно, чтобы Наполеон мог успешно управлять современным магазином, и еще маловероятнее, что его военные методы могли бы остановить упадок розничной торговли в последние годы. В бизнесе лидерство не столько носит характер чего-то яркого, выдающегося, сколько воплощает в себе необходимые способности и стремление быть одним из немногих, умеющим поставить ясные достижимые цели, обладающим авторитетом, способным координировать деятельность других в направлении этих целей. Успех во всех областях управления малым бизнесом зависит от разработки конкретных задач, но некоторые менеджеры малого бизнеса проявляют себя лучше в роли администраторов, коммерсантов или изобретателей, нежели лидеров. Отличает лидерство от менеджмента в малом бизнесе то, что, несмотря на тяжелую нагрузку и ежедневные проблемы, лидер постоянно смотрит вперед, видит цель и организует бизнес в правильном направлении. Слишком часто менеджерам в малом и даже в более крупном бизнесе не удается сосредоточиться на этом из-за кризисов и рутинных административных дел.
1. Stogdill R.M. Personal factors associated with leadership: survey of the literature / R.M. Stogdill // Journal of psychology. —1948.
2. Adizes I. Ideal’nyy rukovoditel’ Pochemu im nel’zya stat’ i chto iz etogo sleduet [An Ideal Leader. Why they cannot become and what follows from this]. Moscow: Al’pina Pablisher Publ., 2016. 264 p. Available at: http://www.iprbookshop.ru/42101.html/
3. Andriyanchenko E.G. Teoreticheskiy analiz problemy liderstva v zarubezhnoy sotsial’noy psikhologii [Theoretical analysis of the problem of leadership in foreign social psychology]. Molodoy uchenyy [Young Scientist]. 2012, I. 10.
4. Bendas T.V. Psikhologiya liderstva [Leadership Psychology]. St. Petersburg: Piter Publ., 2009. 448 p.
5. Vasil’ev V.K. Fenomenologiya liderstva [Phenomenology of leadership]. Obshchestvo i politika [Society and Politics]. St. Petersburg: Sankt-Peterburgskii gouniversitet Publ., 2000.
6. Gibson Dzh. L. Organizatsii: povedenie, struktura, protsessy [Organizations: behavior, structure, processes]. Moscow: INFRAM Publ., 2000. 662 p.
7. Daft R.L. Uroki liderstva [Leadership Lessons]. Moscow: Eksmo Publ., 2006. 480 p.
8. Adizes I. Razvitie liderov: Kak ponyat’ svoy stil’ upravleniya i effektivno obshchat’sya s nositelyami inykh stiley [Leadership Development: How to understand your management style and communicate effectively with carriers of other styles]. Moscow: Al’pina Biznes Buks Publ., 2008. 259 p.
9. Kandzhemi Dzh.P. Psikhologiya sovremennogo liderstva: amerikanskie issledovaniya [Psychology of modern leadership: American studies]. Moscow: Kogito-tsentr Publ., 2007.
10. Latfullin G.R., Gromova O.N. Organizatsionnoe povedenie [Organizational behavior]. St. Petersburg: Piter Publ., 2010. 464 p.
11. Meskon M., Al’bert M., Khedouri F. Osnovy menedzhmenta [Fundamentals of Management]. Moscow: Vil’yams Publ., 2009. 704 p.
12. Prigozhin A.I. Dezorganizatsiya: prichiny, vidy, preodolenie [Disorganization: causes, types, overcoming]. Moscow: Al’pina Biznes Buks Publ., 2007. 402 p.