Moskva, Russian Federation
Moskva, Moscow, Russian Federation
Moskva, Moscow, Russian Federation
Moskva, Moscow, Russian Federation
Moskva, Moscow, Russian Federation
Moskva, Moscow, Russian Federation
The article discusses the value characteristics and features of the motivation of the labor activity of the generation Z, whose representatives will be actively entering the labor market in a couple of years. Generation Z is the first generation for which the Internet and mobile communications are available from childhood. For them, there is no world without high technology, so they have their own characteristics and interests. All employers are interested in the question of what employees they will own, and what methods of motivation will be effective when working with them. This article presents an analysis of the cost characteristics and features of Z generation based on the data obtained in the framework of the study of motivation involving the Z-generation. Based on these data, conclusions are made about the ways of motivation of this generation, which will allow the company to develop a system of motivation and stimulation of employees that will match the similarities and differences of employees, and will increase the level of involvement of specialists of different ages.
generation Z, motivation, values, involvement, digital generation, generation theory.
Наш мир постоянно меняется и никогда не стоит на месте. Научно-технический прогресс постепенно стирает различие между физическим и виртуальным миром, и перемены во всех сферах жизни общества неизбежны. Поколение Z вынуждено жить и развиваться в стремительно меняющихся условиях. Именно поэтому ему присущи особые черты, интересы, а идеалы значительно отличаются от предыдущего поколения. Чтобы оставаться актуальными и идти в ногу со временем, ученые серьезно занимаются вопросом изучения особенностей развития нового поколения, его социальных и моральных установок, предпочтений и желаний, взглядов на карьеру и успех. Теория поколений рассматривает особенности отдельных возрастных групп, сменяющих друг друга примерно каждые 20 лет. Она была создана в 1991 г. американскими учеными Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом. Они одновременно и независимо друг от друга решили подробно изучить такое понятие как «поколение». Данная теория рассматривала всю историю США в рамках поколенческих циклов, которые основывались на идее о том, что люди, рожденные в один и тот же временной промежуток, ввиду особенности происходящих исторических событий получали схожие экономико-социальные предпочтения в будущем. В соответствии с данной теорией четыре смежных поколения образуют цикл продолжительностью около 80 лет, который непрерывно повторяется. Таким образом, ценности представителей пятого поколения имеют схожий характер с ценностями первого поколения с незначительными особенностями, обусловленными другим уровнем развития и историческими событиями. Теория поколений — один из удобных инструментов в сфере управления персоналом. Она позволяет разрабатывать методы эффективного руководства, ориентируясь на базовые ценности различных возрастных групп. Адаптацию теории поколений для России выполнила команда под руководством Евгении Шамис — координатора проекта Rugenerations [1]. Сейчас в России живут и работают представители следующих поколений:
• поколение «Беби-бумеры»;
• поколение Х;
• поколение Y (или поколение «Миллениум»);
• поколение Z.
Мы в данной статье остановимся на поколении Z, представители которого через пару лет начнут активно выходить на рынок труда. Fast Company сообщает, что, по прогнозам, к 2020 г. численность поколения Z составит около 40% от общей численности населения [2]. А сейчас представители поколения Z еще только начинают свой профессиональный путь. Однако эйчарам стоит заранее познакомиться с приоритетами и особенностями самых молодых на сегодняшний день возможных сотрудников. Для многих «зетов» система ценностей закладывается именно сейчас, ведь самые старшие из них едва закончили школу. Всех бизнесменов интересует вопрос, как находить со вчерашними детьми общий язык, как внушить им уважение и мотивировать их, в чем давать свободу и какие действия поощрять. Чтобы понять, какими характеристиками будут обладать сотрудники в их лице, мы провели исследование мотивации и вовлеченности данного поколения.
1. Teoriya pokoleniy N. Khouva i V. Shtrausa. Vozmozhnosti prakticheskogo primeneniya [Theory of generations N. Howe and V. Strauss. Possibilities of practical application]. Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/teoriya-pokoleniy-n-houvai-v-shtrausa-vozmozhnosti-prakticheskogo-primeneniya (2015) (accessed 28 April 2018)
2. Stillman D. , Stillman I. Pokolenie Z na rabote. Kak ego ponyat’ i nayti s nim obshchiy yazyk [Generation Z at work. How to understand it and find a common language with it]. Moscow, 2018, Mann, Ivanov i Ferber Publ.
3. Pokolenie Z: kak rabotodatelyu dostuchat’sya do samodostatochnykh individualistov (2016) [Generation Z: how can an employer reach out to self-sufficient individualists (2016)]. Available at: https://www.hr-director.ru/article/66050-qqq-16-m5-16-05-2016-pokolenie-z (accessed 10 April 2018).
4. Predstaviteli pokoleniya z: v chem ikh osobennost’? [Representatives of the generation z: what is their feature?]. 2017. Available at: https://www.hr-director.ru/article/66488-qqq-17-m1-pred-staviteli-pokoleniya-z-v-chem-ih-osobennost (accessed 10 April 2018).
5. Zikermann G., Linder Dh. Geymifikatsiya v biznese: kak probit’sya skvoz’ shum i zavladet’ vnimaniem sotrudnikov i klientov [Gamification in business: how to break through the noise and capture the attention of employees and customers]. 2014.
6. Kino na rabochem meste: kak v PwC snimali molodezhnyy serial [Cinema in the workplace: as in PwC filmed the youth series]. 2016. Available at: https://hr-tv.ru/articles/author-opinion/kak-v-pwc-cnimaly-molodezhniy-serial.html (accessed 22 October 2018).
7. Sotrudnik Z: kak ego uderzhat’ i motivirovat’? [Employee Z: how to keep and motivate him?]. 2017. Available at: http://hr-media.ru/sotrudnik-z-kak-ego-uderzhat-i-motivirovat/ (accessed 28 August 2018).
8. Geymifikatsiya — effektivnyy instrument nematerial’noy motivatsii personala [Gamification is an effective tool for non-material motivation of staff]. Available at: https://www.hr-director.ru/geymifikatsiya (accessed 15 May 2018).
9. Pokolenie z: teoreticheskiy aspekt [Generation z: theoretical aspect]. 2018. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/pokolenie-z-teoreticheskiy-aspekt (accessed 15 May 2018).
10. Pokolenie Z: Kak stavit’ zadachi segodnyashnim dvadtsatiletnim [Generation Z: How to set goals for today’s twenty years old]. Available at: https://vc.ru/flood/10701-generation-z (accessed 15 May 2018).