RELIGIOUS EXTREMISM AND ITS MAIN ESSENTIAL FEATURES
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article analyzes the problem of determining the essence of religious extremism. The classification of extremism is given; some essential signs of religious extremism are revealed and analyzed. It is concluded that the essential essential feature of religious extremism is the presence of a special transformed destructive form of religious consciousness, which generates a specific religious ideology, which is the basis of unity and motivation of extremist religious activity.

Keywords:
extremism, religious extremism, religious consciousness, extremist ideology, essence.
Text
Publication text (PDF): Read Download

Экстремизм, в самом общем виде, характеризуется как приверженность в политике или идеологии крайним взглядам и действиям [1]. Экстремизм, распространяясь на сферу общественного сознания, общественной психологии, идеологии, на отношения между социальными группами, общественными объединениями, политическими партиями и конфессиями, становится многообразным настолько, насколько многообразны порождающие его мотивы. Предложены различные классификации экстремизма. Так, по уровням локализации экстремизма в обществе можно выделить: индивидуальный экстремизм, экстремизм организаций, государственный экстремизм и другие его виды; по сферам общественной деятельности – экстремизм по своей направленности может быть экономическим, политическим, экологическим, националистическим, культурным, религиозным и т.д. [2]

Наиболее ярко проявляясь в религиозной сфере, стало шире употребляться и понятие «религиозный экстремизм», под которым понимается проявление нетерпимости к представителям различных конфессий либо жестоком противоборстве в рамках одной конфессии. Исходя из определения, религиозные экстремисты – это сторонники радикальных взглядов и убеждений, фанатично настроенных религиозных кругов в рамках отдельных конфессий, ставящих перед собой преимущественно религиозные цели и пытающиеся решить ситуации в социальной жизни радикальным путем.

В ряде документов религиозный экстремизм получил политико-правовую характеристику [3]. Но до сих пор в современном теоретическом дискурсе по выводам учёных однозначного толкования термина «религиозный экстремизм» [4] не существует, также отсутствует и его законодательное определение в российском праве.

Религиозный экстремизм, как и любое другое явление, – явление неслучайное, имеющее объективные причины появления, определенное содержание, сущностные признаки и закономерности. Каковы отличительные черты, сущностные признаки религиозного экстремизма? В этой статье остановимся на некоторых сущностных признаках религиозного экстремизма.

Опираясь на тезис, что сознание – это субъективные образы объективного мира, акцентируем факт присутствия в образах сознания субъективного момента, то есть отражение объектов зависит от состояния организма, опыта человека, его знаний, условий восприятия и т. д.

Религиозное сознание определяется как способ отношения верующего к миру, – это совокупность верований, которые устанавливают связь между человеческой натурой, окружающей природой и сверхъестественными силами, считающимися священными. Религиозное сознание включает идеи, представления, чувства и настроения верующего человека.

Люди по-разному реагируют на события. Известны такие состояния сознания, в которых человек воспринимает ситуацию, время, пространство иначе, чем обычно. Сознание более ярко и болезненно воспринимает происходящее, окружающий мир представляется ему более сложным, многомерным, но вместе с тем единым в соответствии с его собственным «нормальным» опытом. Возможны изменения сознания в негативную сторону: формирование крайнего догматизма, убежденности в уникальности и правильности только своих убеждений и веры, установки на дихотомию мира, его деление на «своих» и «чужих», агрессии, сопровождаемой ненавистью и т.п. Как следствие возникновение идей в крайних радикальных формах. Такую форму религиозного сознания можно определить, как деструктивную, проявляющуюся не только по отношению к духовному, психическому и физическому состоянию самой личности, но и по отношению к социальным традициям и нормам, социальным структурам и культуре, порядку и обществу в целом.

Таким образом, необходимой сущностной чертой религиозного экстремизма вообще является наличие особой трансформированной деструктивной формы религиозного сознания. Любой экстремизм, в том числе и религиозный, обязательно предполагает религиозное сознание в его особой трансформированной форме, обретающей черты деструктивности. Такое сознание всегда догматично, интолерантно, партикулярно, бинарно в восприятии и оценке мира, радикально. Это сознание является основанием для формирования радикальной идеологии, реализация которой всегда конфликтна, агрессивна и насильственна. Так, например, отмечающаяся в последнее десятилетие в России криминализация массового сознания, способствует распространению неонацистских и религиозно-националистических движений, а также нетрадиционной религиозности, вызывающей всплески агрессивной ксенофобии у определенной части населения.

Трансформированное религиозное сознание порождает специфическую религиозную идеологию, религиозную радикальную деятельность и деструктивные религиозные организации, являющиеся разрушительными.

Следующий сущностной признак – экстремистская идеология. Это главный вопрос при определении сущности экстремизма, так как именно идеология является основой сплочения и мотивирует экстремистскую деятельность организации. Каковы идейные основы и идеологическая мотивация экстремистского действия?

Определяя экстремистскую идеологию, обычно называются некоторые определенные идеи (например, идеи расового, национального неравенства или физического насилия) в качестве критериев экстремизма или описываются формальные, внешние признаки экстремальной идеологии. Для определения сущности этого недостаточно. Идеология – явление целостное. Но по сути своей – это социальное самосознание определенной социальной группы. С одной стороны, – это отражение объективной социальной действительности с точки зрения определенной социальной общности, а, с другой, – выражение базовых социальных интересов данной социальной общности. А по форме идеология – это ценностное сознание, система взглядов на социальную реальность.

В структуре любой идеологии можно выделить две основные части: позитивную, дающую представление о социальном идеале, идеальном человеке, определяющую кодекс правильного поведения, и критическую, оценивающую существующую социальную реальность и место в ней личности с точки зрения своих интересов и социальных идеалов. Таким образом, выражаясь в разных формах базовое содержание идеологии всегда связано с двумя вышеуказанными частями.

В процессе социализации личность идентифицирует себя с определенной социальной или этнической группой, усваивая и принимая идеологию данной группы за истинную. И уже на базе сформированной идеологии формируются убеждения личности, определяющие способ мышления и восприятия социальной реальности, эмоциональные переживания, мотивы поведения.

Однако между убеждениями и поведением человека не всегда устанавливается прочная связь. Она не возникает, если убеждений нет или они не прочны. Убеждения сформированы и прочны, если у человека существует потребность утверждать, реализовывать, защищать и пропагандировать данную идеологию. Защищая свою идеологию, возможно накопление противоречий и зарождение конфликта между интересами данной социальной группы и ее социальных оппонентов.

Поэтому для определения экстремистской идеологии в качестве главного критерия следует обращать внимание, в первую очередь, на содержательные, теоретико-ценностные элементы идеологии.

Идеология может содержать элементы антигуманизма. И потенциально такая идеология может стать экстремистской, но не всегда ростки экстремизма достигают полного развития.

Для того, чтобы идеология превратилась в экстремистскую необходимы еще несколько важных условий: 1. специальные идеологи – люди, которые будут культивировать данную идеологию и внедрять экстремистские идеи в подготовленное к их восприятию массовое сознание людей; 2. чрезвычайная историческая ситуация, угрожающая жизни человека, из которой человек не видит конструктивного выхода.

Из опыта недавнего прошлого можно вспомнить, что даже самая прекрасная идея, доведенная до абсурда, превращается в свою противоположность и становится опасной для окружающих. В определенные исторические моменты в экстремистскую идеологию превращались такие идеологии, как расизм, фашизм, извращенный коммунизм, идеологические концепции современных нетрадиционных религиозных сект.

Ряд исследователей, исходя из того, что религиозный экстремизм имеет внутреннюю природу, возникает в лоне религий на основе радикализации доктринальных учений и идей, выделяют радикальную религиозную идеологию в качестве основного сущностного признака религиозного экстремизма. В частности, Е.В. Косорукова в своём монографическом исследовании определяет религиозный экстремизм как крайнюю форму реализации радикальной религиозной идеологии [5]. Схожего мнения придерживается и начальник научно-исследовательского отделения КЮИ МВД, кандидат юридических наук Р.Р. Абдулганеев, считающий, что религиозный экстремизм как негативное социальное явления сопряжено «с реализацией радикаль­ной религиозной идеологии» [6]. Доцент кафедры Самарского государственного экономического университета М. А. Яворский полагает, что религиозный экстремизм – это «крайняя форма реализации радикальной религиозной идеологии» [7].

Таким образом, экстремистской идеологией можно назвать такую форму идеологии определенной социальной группы, в которой: на уровне представлений об обществе – идеи социального, расового или национального неравенства доведены до крайней степени (право на достойное существование имеют только высшие социальные группы, а низшие группы подлежат безграничной эксплуатации и даже геноциду); на уровне оценки существующей социальной реальности – преобладание примитивной биполярной системы оценки (свои-чужие, добро-зло, белое-черное), причем воплощением зла оказывается существующая социальная система; на уровне социального идеала – форма общественного устройства, в которой наиболее полно реализованы интересы данной социальной группы в ущерб интересам всех других социальных групп; на уровне программы социальной деятельности – экстремистская идеология предлагает изменение существующего общества, в котором сохранилась бы данная социальная группа и наиболее полно реализовались ее социальные интересы; на уровне поведенческих норм и установок – ориентации на действия прямого физического насилия, разрушения, уничтожения противников, институтов существующей социальной системы, доминирование нормы вседовозволенности.

Если присутствуют все указанные признаки на выделенных уровнях, то можно говорить о наличии экстремистской формы идеологии. Таким образом, экстремистская идеология – это извращенная программа преодоления острого конфликта между интересами определенной социальной группы и ее социальных оппонентов, спонтанная и неадекватная форма разрешения нетерпимого исторического социального положения определенной социальной группы. Поэтому можно предположить, что экстремистскую форму в чрезвычайных социально-исторических обстоятельствах может принять любая идеология, правая или левая, буржуазная или пролетарская и т.д.

Таким образом, особенности экстремистского религиозного сознания проявляются в тотальном подчинении жизни его системы ценностей, поведения человека той или иной религиозной идее. Как только происходят неоправданная, не основанная на реальности гиперболизация какой-либо проблемы; придание свойств целого отдельной части социального явления; сведение многообразия жизни только к этому аспекту бытия или имеет место отрицание иных способов видения мира, можно говорить об экстремизме как состоянии сознания (индивидуального или общественного). Разделение мира на две различные группы: «мы» (хорошие, умные, трудолюбивые, справедливые и т.д.) и «они» (плохие, готовящиеся на нас напасть, угрожающие нам, хуже образованные и т.п.); перенос негативных черт отдельных лиц на всю социальную (религиозную, национальную) группу — все это неотъемлемые черты экстремистского сознания. Именно это обстоятельство способствует обезличиванию представителей иной социальной группы и делает возможным применение насилия, вплоть до совершения преступлений террористического характера, по отношению к ним.

Экстремистское сознание нуждается в соответствующей идеологии, и в этом случае обращение к религиозным системам выглядит практически закономерным. Религия, в силу присущей ей функции интеграции, объединяет группу людей, дает ей общий смысл, помогает найти свое место в окружающем мире. Не случайно в массовом сознании зачастую смешиваются принадлежность к религиозной группе и национальность («православный» — «русский», «мусульманин» — «чеченец» и т.д.). В то же время религия, выделяя одну группу, противопоставляет ее другим. В периоды социально- политических катаклизмов, разрушения светской системы ценностей именно этот аспект начинает превалировать. Как представляется, само содержание идеологии не имеет значения. Это и понятно, поскольку любая проблема (построение идеального мира, борьба за чистоту веры, возвращение к истокам ислама и т.д.) может быть провозглашена как основная, главенствующая и требующая всеобщего внимания, единственно важная, т.е. доведена до «крайности».

Религиозный экстремизм оказывает деструктивное влияние как на духовную безопасность России, так и на ее культурно-цивилизационное и социально-политическое устройство. И так как в числе наиболее уязвимых демографических групп для распространения экстремизма находится молодежь, необходимо активно противостоять деятельности экстремистских религиозных организаций, выявляя и изучая сущность и

References

1. Ol'shanskiy D.V. Psihologiya terrorizma. SPb: Piter, 2002. – S.124.

2. Nacionalisticheskiy i religioznyy vektory v ekstremizme i terrorizme: ugolovno-pravovoy i kriminologicheskiy analiz: monografiya / M.M. Gradusova, V.A. Mazurov, D.P. Potapov, V.V. Snesar', A.Yu. Trufanov. – Barnaul : Izd-vo Alt. un-ta, 2010. – S. 17.

3. Koncepciya protivodeystviya terrorizmu v Rossiyskoy Federacii, utverzhdena Prezidentom Rossiyskoy Federacii 05 oktyabrya 2009 g.; Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federacii ot 12 maya 2009 g. № 537 «O Strategii nacional'noy bezopasnosti Rossiyskoy Federacii do 2020 goda»; Ukaz Prezidenta RF ot 19 dekabrya 2012 g. № 1666 «O Strategii gosudarstvennoy nacional'noy politiki Rossiyskoy Federacii na period do 2025 goda».

4. Zhuravskiy A. Religioznyy ekstremizm v konflikte interpretaciy. [Elektronnyy resurs]. URL: https://www.sova-center.ru/religion/publications/2003/10/d1225/ (data obrascheniya: 13.10.2018).

5. Kosorukova E.V. Religioznyy i molodezhnyy ekstremizm kak negativnye yavleniya v sovremennoy Rossii: monografiya / E.V. Kosorukova. — Kazan': KYuI MVD Rossii, 2012. – S. 63.

6. Abdulganeev R.R. Religioznyy ekstremizm: kriminologicheskiy i ugolovno-pravovoy aspekty: monografiya / R.R. Abdulganeev; pod red. M.V. Talan. — Kazan': Kazanskiy yuridicheskiy institut MVD Ros¬sii, 2015. – S. 17.

7. Yavorskiy, M. A. Prichiny i usloviya religioznogo ekstremizma v sovremennoy Rossii / M. A. Yavorskiy // Yuridicheskiy mir. Obscherossiyskiy nauchno-prakticheskiy pravovoy zhurnal 2008. №11 (143). – S. 23.

Login or Create
* Forgot password?