PROJECT ACTIVITIES AS A WAY TO DEVELOP ENGINEERING LITERACY
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article is devoted to the problem of formation of engineering literacy among high school students. It is shown that the project activity of a technical and natural-science orientation serves as the basis for the formation of engineering literacy. An example of the formation and development of various components of engineering literacy in a student at various stages of preparation and implementation of design and research work on the development of an improved portable refrigerator based on the Peltier eff ect is presented.

Keywords:
engineering literacy, design and research activities, project, innovator, global innovation index, cooling chamber, Peltier elements.
Text

Основой современных ФГОС является системно-деятельностный подход [1], который реализуется, в первую очередь, через проектно-исследовательскую деятельность учащихся. Школьная проектная деятельность является хорошей подготовкой к участию в научном студенческом сообществе, особенно научно-инженерной направленности [2]. В нашей стране существует серьезная нехватка инженеров [3,4], и формирование инженерной грамотности школьников способствует решению данной проблемы, стимулируя интерес к инженерной деятельности. Проблема нехватки инженеров оказывает серьезное влияние на инновационное развитие станы, что находит отражение в динамике положения страны в Глобальном инновационном индексе [5–7]: Россия в среднем за последние четыре года занимала 43–52 места по показателю ресурсов инноваций, и 47–51 места по результатам инно-
ваций в целом. Важным инновационным ресурсом является человеческий капитал, который формируется в системе образования. В современной России зафиксировано увеличение спроса на инженерные специальности [8], но он отстает от стран-лидеров Глобального рейтинга, причем качество обученности абитуриентов естественнонаучных и инженерных вузов вызывает у специалистов определенную тревогу. В связи с этим существуют проблемы и в усвоении ряда дисциплин в высших учебных заведениях [9]. Использование ЕГЭ (ОГЭ) в качестве основной формы аттестации учащихся привело к нацеленности участников учебного процесса (учителей, учеников, администрации учебных заведений) на подготовку учеников именно к такой форме демонстрации своих учебных достижений. Для успешной сдачи ЕГЭ (ОГЭ) важно умение запоминать и воспроизводить знания и навыки решения заданий по определенным известным алгоритмам. Творческий подход и вариативность не приветствуются. Учащиеся мало уделяют времени поискам аргументов для защиты собственных идей, формулированию выводов и прогнозированию последствий на основании набора фактических данных, что сказалось на невысоком уровне естественнонаучной грамотности российских участников в исследовании PISA [10]. Российские учащиеся демонстрируют достаточно высокий уровень воспроизведения знаний, но невысокий уровень естественнонаучного мышления, что препятствует формированию инженерного мышления.

References

1. Federal’nyy gosudarstvennyy obrazovatel’nyy standart osnovnogo obshchego obrazovaniya [Federal state educational standard of basic General education]. Available at: http://window.edu.ru/resource/768/72768/fi les/FGOS_OO.pdf

2. Solodikhina A.A. Shkol’naya proektnaya deyatel’nost’ kak podgotovka k uchastiyu v nauchnom studencheskom soobshchestve [School project activities as preparation for the scientifi c student community]. Fizicheskoe obrazovanie: ot proshlogo k budushchemu : materialy Vserossiyskoy nauchno-metodicheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem pamyati prof. N.M. Kozhevnikova [Physical education: from the past to the future: materials of the all-Russian scientifi c-methodical conference with international participation in the memory of prof. N.M. Kozhevnikova]. 2017, pp. 257–260.

3. Bayarkhuu B. Imeetsya li defi tsit inzhenerov, tekhnicheskogo personala na ulanbatarskoy zheleznoy doroge [If there is a shortage of engineers, technical staff ulanbatorskaya railway]. Natsional’nyy issledovatel’skiy Tomskiy politekhnicheskiy universitet [National research Tomsk Polytechnic University]. 2015, I. 34, pp. 285-288

4. Kochetkova E.V. Sotsial’no-ekonomicheskie faktory snizheniya vypuska inzhenerno-tekhnicheskikh spetsialistov s uchetom mezhstranovykh sopostavleniy [Socio-economic factors of reducing the output of engineering specialists taking into account cross-country comparisons]. Uchrezhdenie Rossiyskoy akademii nauk Tsentral’nyy ekonomiko-matematicheskiy institut (TsEMI) RAN [Establishment of the Russian Academy of Sciences Central economic and mathematical Institute (CEMI) RAS]. 2016, I. 1(35), pp. 56–64.

5. Cornell University, INSEAD, and WIPO (2016). The Global Innovation Index 2016: Winning with Global Innovation. Ithaca, Fontainebleau, and Geneva. 422 r. http://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/wipo_pub_gii_2016.pdf

6. Cornell University, INSEAD, and WIPO (2017): The Global Innovation Index 2017: Innovation Feeding the World, Ithaca, Fontainebleau, and Geneva. 433 r. http://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/wipo_pub_gii_2017.pdf

7. Cornell University, INSEAD, and WIPO (2018): The Global Innovation Index 2018: Energizing the World with Innovation. Ithaca, Fontainebleau, and Geneva. 385r. http://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/wipo_pub_gii_2018.pdf

8. Monitoring kachestva priema v vuzy [Monitoring the quality of admission to universities]. Moscow, Natsional’nyy issledovatel’skiy universitet Vysshaya shkola ekonomiki Publ., 2017. Available at: https://ege.hse.ru/stata_2017

9. Perchenok R.L., Krasyuk T.V., Solodikhina M.V. Problematika kachestva izucheniya kursa fi ziki v professional’nom uchebnom zavedenii [Problems of quality of studying physics in a professional school]. Nauchnye issledovaniya v obrazovanii [Scientifi c researches in education]. 2008, I. 4, p. 71.

10. Osnovnye rezul’taty mezhdunarodnogo issledovaniya PISA-2015 [The main results of the international study PISA-2015]. Available at:http://www.centeroko.ru/pisa15/pisa15_res.html

11. Solodikhina M.V., Solodikhina A.A., Nemolochnov E.V. Proektnaya deyatel’nost’ i kriticheskoe myshlenie [Project activities and critical thinking]. Fizika v shkole [Physics in school]. 2018, I. 2, pp. 289–291.

12. Kazakova Yu.V., Petrova E.B. Issledovatel’skaya deyatel’nost’ uchashchikhsya na baze vuza: zachem ona nuzhna, i kak ee otsenivat’? [Research activity on the basis of the University: why is it needed, and how to evaluate it?]. Shkola budushchego [School of future]. 2017, I. 3, pp. 155–160.

13. Solodikhina A.A. Proektnaya deyatel’nost’: shkola — vuz [Project activities: school — University]. Fizika v shkole [Physics in school]. 2017, I. 3, pp. 51–55.

14. Malysheva Yu.S., Andreeva S.P. Lichnostno-znachimye kachestva v strukture professional’nykh kachestv inzhenerov [Personality-signifi cant qualities in the structure of professional qualities of engineers]. Materialy vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Matematika. Informatika. Kompetentnostnyy podkhod k obucheniyu v vuze i shkole [Proceedings of the all-Russian scientifi c-practical conference. Mathematics. Informatics. Competence-based approach to education at University and school]. Kurgan, 23 aprelya 2013. pp. 65–67.

15. Sitnov K.E. Vliyanie tsifrovykh tekhnologiy na psikho-intellektual’noe razvitie cheloveka [The impact of digital technologies on human psycho-intellectual development]. Materialy konferentsii «Lomonosov 2018». Sektsiya: Psikhologiya [Proceedings of the conference “Lomonosov 2018”. Section: Psychology]. Moscow, MGUPubl., 2018.

Login or Create
* Forgot password?