MECHANISMS OF INTERCULTURAL INTERACTION IN THE EDUCATION SPACE OF THE REPUBLIC OF MOLDOVA
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article addresses language policy in the Republic of Moldova and their realization in the context of communication between representatives of multicultural and plurilingual community. The author analyses the system of teaching the state language (Romanian) and the languages of ethnic and cultural communities represented in Moldova (Russian, Ukrainian, Bulgarian, Gagauz), considers issues of training educators for universities and schools of the country and realization of new curricula aimed at forming the ability to provide effective communication in the intercultural space.

Keywords:
intercultural interaction, education, multiethnic community, plurilingual, state language, national minorities.
Text

Республика Молдова — страна с немногочисленным, но многонациональным населением, расположенная на юго-востоке Европы между Румынией и Украиной. Состав населения региона в этническом и культурном отношении всегда был достаточно разнообразным, что четко прослеживалось на протяжении всех исторических эпох [7, с. 81] — в этом состоит уникальность данного края. Сегодня в Молдове создалась уникальная лингвистическая ситуация: население страны фактически подразделено на две большие категории: первую называют молдоязычной (или румыноязычной — в зависимости от политической ориентации и подходов к проблеме), другую — русскоязычной. Причем последняя включает не только этнических русских, но и представителей других национальностей — украинцев, болгар, гагаузов, цыган, армян, евреев, белорусов и пр., для которых русский язык выступает в качестве родного наряду с языком своей национальности. Многие из них никакого другого языка, кроме русского, не знают. Очевидно, что для всех этих людей русский язык — единственный, который их объединяет. Более того, все они, по мнению современных исследователей, составляют «часть Русского мира» Молдавии, их «культурные интересы и запросы в значительной степени ориентированы на Россию и связаны с ней» [6, с. 6]. Сила влияния русского языка и культуры в Молдове объясняется не численностью русского населения, а другими, долговременными, глубинными и устойчивыми явлениями и процессами: культурная жизнь Бессарабии XIX в. более столетия развивалась в российском контексте, строилась на образцах русской культуры [13, c. 121]. На протяжении десятилетий XX в., когда Молдавия была частью Советского Союза, жизнь народов, ее населяющих, была связана с русским миром, русскими ценностями. Тянущиеся к высокой русской культуре молдаване и представители других национальностей считали обязательным знание русского языка, так как это открывало возможность приобщиться к русской культуре и посредством ее — к мировой, а также успешно социализироваться. В силу этого в Молдавии, в отличие от других союзных республик (например, Грузии, Узбекистана), знание национального языка — языка большинства, равно как и языков национальных меньшинств, оказалось не востребованным. Таким образом, описанная лингвистическая ситуация — использование русского языка в качестве языка межкультурного взаимодействия — является специфической особенностью полиэтнического сообщества современной Молдовы. Этим обусловлена актуальность исследования, цель которого — изучить механизмы межкультурного взаимодействия в республике. Для минимизации возможных межкультурных столкновений в современных полиэтнических сообществах существует целый комплекс мер и механизмов, которые стимулируются политикой влиятельных мировых и европейских международных организации.

References

1. Groza Yu. Ukreplenie social'noy splochennosti i obschey identichnosti v Respublike Moldova. Osnovnye voprosy i prakticheskie rekomendacii [Tekst] / Yu. Groza, M. Yopp, V. Kul'minskiy. — Kishinev, 2017. — 50 s.

2. Zakon o funkcionirovanii yazykov na territorii Moldavskoy SSR Nr. 3465 ot 01.09.1989 // Veştile Nr. 9, stat'ya № 217 [Elektronnyy resurs]. — URL: http://lex.justice.md/viewdoc/ (data obrascheniya: 17.02.2018).

3. Kodeks Respubliki Moldova Nr. 152 ot 17.07.2014 ob obrazovanii // Monitorul Oficial Nr. 319-324, stat'ya №: 634. [Elektronnyy resurs]. — URL: http://lex.justice.md/ru/355156/ (data obrascheniya: 03.03.2018).

4. Kul'tura dobrososedstva. Kurrikulum po fakul'tativnomu predmetu dlya 2-go i 3-go klassa [Tekst] / Ministerstvo prosvescheniya Respubliki Moldova / sost. A. Nikitchenko. — Kishineu: Pro-Didaktika, 2016. — 40 s.

5. Nikolaesku-Onofrey L. Problemy prepodavaniya yazykov v shkolah s kontingentom uchaschihsya nacional'nyh men'shinstv: Analiz potrebnostey [Tekst] / L. Nikolaesku-Onofrey; sost. L. Nikolaesku-Onofrey. — Ch.: PRO DIDACTICA, 2009. — 92 s.

6. Ostapenko L.V. Russkie v Moldavii. Dvadcat' let spustya. Etnosociologicheskoe issledovanie [Tekst] / L.V. Ostapenko, I.A. Subbotina, S.L. Nesterova. — M.: IEA RAN, 2012. — 403 s.

7. Rabinovich R.A. K voprosu o polietnichnosti v rannesrednevekovoy Moldove [Tekst] / R.A. Rabinovich // Rusin. 2006. — № 4. — S. 81–89.

8. Statisticheskiy ezhegodnik Respubliki Moldova 2017 [Tekst]. — Chişinău: Biroul Naţional de Statistică al Republicii Moldova, 2017. — 485 s.

9. Uchebnye plany dlya nachal'nogo, gimnazicheskogo i liceyskogo obrazovaniya na 2016–2017 uchebnyy god [Tekst] / Ministerul Educației Al Republicii Moldova. Surriculum Național. — Kishineu, 2017. — 50 s.

10. Chumak G. Uchebniki, kotorye my tak dolgo zhdali [23.11.12] // Informacionno-analiticheskiy portal ava.md [Elektronnyy resurs]. — URL: https://ava.md/2012/11/21/uchebnikikotorye-my-tak-dolgo-zhdali/ (data obrascheniya: 04.03.2018).

11. Educaţie pentru dezvoltarea comunităţii. Curriculum opțional preuniversitar / Ministerul Educaţiei Al Republicii Moldova / Autori: Goraş V., Sclifos L. — Ch.: Pro Didactica, 2015. — 33 p.

12. Educaţie intercultural. Curriculum şcolar clasele I–IX / Minstitutul de Ştiinţe ale Educaţiei / aut.: Pogolşa L., Petrovschi N., Samoilenco V., Uzicov N. — Chişinău, 2012. — 22 p.

13. Voevoda E.V. et al. Language policy in the Russian Empire: legal and constitutional aspect / E.V. Voevoda, A.Y. Belogurov, N.M. Romanenko, M.V. Silantyeva, L.P. Kostikova // Journal of Constitutional History. 2017. Vol. 33. No. 1. P. 121–129.

Login or Create
* Forgot password?