Moskva, Moscow, Russian Federation
This article discusses the current trends in cooperation between Russia and the CIS countries in the field of gas transportation. The features of gas exports in the Asia-Pacific Region (Pacific) are disclosed. Identified and characterized the strategy of LNG supply to the countries of the vast Asia-Pacific region.
gas pipelines, Liquefied Natural Gas (LNG), gas transportation, gas exports, Russia, CIS, Asia, China, Europe.
Научный руководитель:
Гладков И.С.
д-р экон. наук, профессор
Стратегия развития сотрудничества РФ и государств, входящих в состав СНГ, закреплена в Указе Президента РФ от 14.09.1995 г. No 940 (ред. от 31.08.2005 г.) «Об утверждении Стратегического курса Российской Федерации с государствами-участниками Содружества Независимых Государств» [1].
В настоящее время развитие рынка взаимодействия в области газа РФ и стран СНГ определяется следующими тенденциями:
а) произошло увеличение объемов добычи газа практически во всех странах-продуцентах, причем Россия занимает ведущие позиции;
б) наблюдалось снижение объемов внутреннего потребления газа, в том числе и в России;
в) отмечено увеличение объемов экспорта газа из всех стран СНГ в третьи страны [15, c. 8].
В странах СНГ формируется новая стратегия развития отрасли газа, предполагающая осуществление географической диверсификации экспорта и импорта газа, цель которой состоит в достижении существенных улучшений параметров внешней торговли газом, а также сокращение импорта российского газа в условиях сокращения взаимных поставок ресурса между странами СНГ.
В табл. 1 представлены данные по динамике добычи газа в странах СНГ.
Таблица 1
Динамика добычи газа в странах СНГ (в млн куб. м) [13]
Страны |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 (1 полугодие) |
Азербайджан |
19 287 |
19 499 |
29 432 |
28 598 |
19 380 |
Белоруссия |
222 |
225 |
227 |
230 |
110 |
Казахстан |
23 597 |
25 344 |
19 921 |
22 288 |
12 536 |
Киргизия |
32 |
32 |
32 |
32 |
14 |
Таджикистан |
3 |
3 |
3 |
3 |
1 |
Туркменистан |
80 050 |
83 492 |
72 453 |
66 833 |
38 924 |
Украина |
19 710 |
19 178 |
18 732 |
17 853 |
8934 |
Узбекистан |
61 740 |
58 776 |
59 046 |
62 813 |
31 842 |
Россия |
629 948 |
637 875 |
642 242 |
690 502 |
361 522 |
Доля (в %) |
75 |
76 |
76 |
78 |
76 |
Всего |
834 589 |
844 424 |
842 088 |
889 152 |
473 263 |
Современная ситуация взаимодействия России и стран СНГ связана с возникновением экономических проблем и обострения противостояния, в первую очередь это касается РФ и Украины, самыми острыми являются вопросы ценообразования и транспортировки газа через Украину транзитом (см. [9; 10; 11]).
Также обостряется конкуренция, что становится препятствием, мешающим эффективному взаимодействию и развитию торговли газом на современном этапе. Так, например, ряд стран – экспортеров газа из СНГ (Азербайджан и Туркменистан) разрабатывают проекты создания трубопроводов в обход России, направленные в Европу и Китай, так как это страны с наибольшим спросом на газ (см. также [3; 4; 5; 6; 7]).
Данная ситуация может привести к ослаблению позиций России как поставщика природного газа.
Однако Правительство России осознает существующие проблемы, поэтому разрабатывает определенные проекты по развитию Дальнего Востока, в частности, Газпром ставит перед собой цель наращивания экспорта газа в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) и «сделать его, как минимум, сопоставимым с Европой по объему продаж» [2; 8; 12].
В РФ существуют определенные проблемы, связанные как с разработкой, так и транспортировкой газа по трубопроводам, что связано с отсталостью инфраструктуры. Система газоснабжения в основном сосредоточена в западном регионе. Ряд трубопроводов построен еще в советское время, а новые трубопроводы, которые идут на восток, только строятся.
Отметим, что в настоящий момент идет строительство газопровода «Сила Сибири». Данный газопровод является магистральным и предназначен для транспортировки газа Иркутского и Якутского центров добычи к потребителям, расположенным на Дальнем Востоке (для внутреннего потребления) и для Китая («восточный» маршрут). Его длина составляет 3000 км. Экспортная производительность порядка 38 млрд куб. м в год. Трасса газопровода идет через территории трех субъектов РФ: Иркутская область, Республика Саха (Якутия) и Амурская область.
В 2014 г. между Газпромом и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (CNPC) был подписан договор на поставку газа по газопроводу «Сила Сибири». Срок действия договора составляет 30 лет, согласно договору предполагается поставка газа в КНР в размере 38 млрд куб.м. газа в год. Поставки должны быть начаты в декабре 2019 г.
Начиная с 2014 г. началось строительство газопровода «Сила Сибири». Экспертами высказывалось мнение, что Китай не испытывает особой потребности в российском газе, так как в самом Китае добывается достаточно газа, а нехватка устраняется покупкой СПГ. Так, в 2017 г. Китаем было задействовано 237 млрд куб. м. газа – причем, собственных ресурсов, добытых внутри страны из них две трети от этого количества, на сегодняшний день Китай является шестым в мире производителем газа [18].
Но перспектива Китая как покупателя российского газа заключается в том, что потребности в газе в данной стране растут быстрее, чем Китай этот газ добывает на собственной территории. Поэтому Китай прибегает к импорту газ, который, по прогнозам экспертов, к 2030 г. может достигнуть 200 млрд куб.м.
В настоящий момент Китай закупает газ в Казахстане и Туркменистане, однако, эти страны прокладывают трубопровод в Европу, кроме того, производственные мощности не смогут обеспечить двойные поставки.
До настоящего времени Газпром не участвовал в поставках газа в Китай, потому что серьезно не занимался развитием СПГ. Кроме того, Газпром никак не мог достигнуть договоренности с Китаем о строительстве трубопровода. Стоимость проекта составляет 55 млрд долл. США. Проекты, в которые сейчас инвестирует Газпром («Сила Сибири», «Северный поток — 2» и «Турецкий поток»), отражаются на прибылях компании.
При этом эксперты говорят о том, что для китайцев газопровод «Сила Сибири» является запасным вариантом, если возникнут проблемы с поставками СПГ или возникнет жесткая нехватка собственного газа.
При этом финансирование проекта «Сила Сибири» производится только силами Газпрома.
Аналитики Sberbank CIB заявили, что выгодоприобретателями проектов Газпрома являются не акционеры компании, а подрядчики, которые осуществляют строительство газопроводов – «Стройгазмонтаж» Ротенберга и «Стройтранснефтегаз» Тимченко [14].
Анализ мнения экспертов показал, что рентабельность газопровода на Восток очень сильно зависит от цен на нефть, поскольку стоимость контрактов привязана к цене на указанный ресурс. Если полагаться на то, что цены на нефть будут расти, тогда можно с уверенностью говорить о выгоде трубопровода на Восток. Однако, в случае низких цен на нефть, проект не будет рентабельным.
На текущий момент в страны Азии поставляется газ в виде СПГ. Министр энергетики А. Новак считает, что РФ может увеличить к 2035 г. долю на рынке сжиженного природного газа до 15–20% [16].
Сейчас в России СПГ производят два завода: первый – «Сахалин-2», оператор Sakhalin Energy, второй был запущен в декабре 2017 г. «Ямал СПГ», принадлежащий компании «Новатэк». Основной ресурсной базой для СПГ является ресурс полуостровов Ямал и Гыдан, чьи запасы газа составляют порядка 38 трлн куб м. То есть поставки с СПГ-заводов не будут наносить ущерб традиционным поставкам газа через газопровод.
Один из ключевых рисков проекта по СПГ – перевозка данного газа по Северному морскому пути. Круглогодичная транспортировка из порта Сабетта будет возможна только в западном направлении, в то время как в восточном – лишь с июля по декабрь.
В общей сложности будет задействовано 15 танкеров – все они будут сооружены на корейской верфи Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (DSME). Первый такой танкер, «Кристоф де Маржери», в зимнюю навигацию 2016–2017 гг. успешно прошел ледовые испытания, а в минувшем августе провел первый рейс, доставив СПГ из Норвегии в Республику Корея за 17 дней.
В летнюю навигацию арктические СПГ-танкеры будут доставлять СПГ потребителям напрямую, а в зимнюю они будут заходить в терминал Зебрюгге, где бельгийская компания Flyxus будет оказывать услуги по перевалке СПГ на танкеры конвенционного типа для последующей доставки потребителям в Азии через Суэцкий канал.
Согласно оценкам «Ямал СПГ», доставка СПГ в азиатские страны через восточное направление будет занимать в два раза меньше времени, чем через западное. Однако в полной мере реализовать это преимущество будет невозможно до тех пор, пока «Атомфлот» не введет в строй универсальные атомные ледоколы мощностью 60 МВт – «Арктика», «Сибирь» и «Урал»; их сдача намечена на 2019, 2020 и 2021 г.
Планы по развитию этой отрасли достаточно большие, если – по предварительным итогам-2018 – Россия уже вышла на 8% мирового рынка СПГ с возможностью производить до 30 млн тонн в год, то к 2030 г. планируется более чем утроить этот показатель [17]. Европейские и азиатские цены дают российскому газу хорошую возможность к агрессивному захвату рынка СПГ, но на этом следует учитывать две существенные проблемы. По мнению экспертов, мировое производство СПГ будет опережать спрос, а значит, серьезная конкуренция и борьба за рынок будет только нарастать. Вторая проблема заключается в том, что некоторые страны намерены активно противостоять успехам российского СПГ и бороться против России.
1. Ukaz Prezidenta RF ot 14.09.1995 N 940 (red. ot 31.08.2005) «Ob utverzhdenii Strategicheskogo kursa Rossiyskoy Federacii s gosudarstvami - uchastnikami Sodruzhestva Nezavisimyh Gosudarstv»
2. Braginskiy O.B. Neftegazovyy kompleks mira. Monografiya. – M.: Izd-vo «Neft' i gaz» RGU nefti i gaza im. I.M. Gubkina, 2016. – 640 s.
3. Gladkov I.S. Vneshnyaya torgovlya Rossii v 2017 g.: razvorot na vzlet//Vlast'. – 2018. – T. 26. – № 3. – S. 38–46.
4. Gladkov I.S. Mezhdunarodnaya torgovlya v 2017 g.: snova rost, no perspektivy ne obnadezhivayut//Vlast'. – 2018. – T. 26. – № 5. – S. 77–84.
5. Gladkov I.S. Vneshnetorgovye svyazi Evropeyskogo Soyuza na sovremennom etape: «effekt cherepahi»//Vlast'. – 2017. – T. 25. – № 10. – S. 105–111.
6. Gladkov I.S. Dinamika i struktura vneshnetorgovyh svyazey Evropeyskogo Soyuza na etape poslednego ego rasshireniya//Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika. – 2017. – № 4 (12). – S. 6–22.
7. Gladkov I.S. Postkrizisnaya evolyuciya mezhdunarodnoy torgovli//Mezhdunarodnaya ekonomika. – 2014. – № 7. – S. 31–38.
8. Migaleva T.E., Pakin A.K. Strategii Rossii i ES na sovremennom etape v gazovoy sfere // Upravlenie ekonomicheskimi sistemami: elektronnyy nauchnyy zhurnal. – 2016. – № 11 (93). – S. 35.
9. Piskulov Yu.V. Geopoliticheskie riski v global'noy ekonomike i mezhdunarodnoy torgovle//Rossiyskiy vneshneekonomicheskiy vestnik. – 2015. – № 2. – S. 14–21.
10. Piskulov Yu.V. Rossiya – Zapad: obratnaya storona konflikta (razmyshleniya ekonomista)//Mezhdunarodnaya ekonomika. – 2015. – № 1. – S. 4–8.
11. Hasbulatov R.I., Piskulov Yu.V. Novyy mirovoy gumanisticheskiy poryadok diktuet neobhodimost' otbrosit' politiku konfrontacii, protekcionizma i sankciy //Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika. – 2015. – № 2. – S. 19–35.
12. Gen Chzhe Eksportnaya strategiya Rossii v sektore prirodnogo gaza na sovremennom etape // Social'no-ekonomicheskoe razvitie gosudarstv Evrazii i drugih zarubezhnyh stran. – № 1. – 2016. – S. 177–182.
13. Mezhdunarodnoe energeticheskoe agentstvo (International Energy Agency) [Elektronnyy resurs]. – Rezhim dostupa: http://wds.iea.org
14. Pribyl'nyy vsem podryad. [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: https://www.rbc.ru/newspaper/2018/05/21/5afc50979a79471ce133d69a
15. Problemy i finansov i perspektivy Mezhdunarodnogo vzaimootnosheniy universiteta Rossii v Moskve i stran SNG na rynke gaza: monografiya/A.A. Kolomeyceva. – M: «Izdatel'skiy dom «NAUChNAYa BIBLIOTEKA», 2017. – 246 s.
16. Rossiya uvelichila eksport SPG v strany ATR za vosem' mesyacev na 48,2%. [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: https://tass.ru/ekonomika/5515531
17. Rossiyskiy SPG: uverennyy hod i dve ser'eznye problemy. [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: https://regnum.ru/news/2545005.html
18. «Sila Sibiri». Etot gazoprovod polozhit konec zavisimosti Gazproma ot Evropy. [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: https://inosmi.ru/politic/20180410/241946352.html