Plekhanov Russian University of Economics (Department of world economy, Professor, professor)
Moskva, Moscow, Russian Federation
Moskva, Moscow, Russian Federation
The article describes the position of Russia in supplying gas to the European market. It describes its competitive advantages. It gives a brief description of Russia's competitors in the field of gas exports to the European market, their pros and cons, as well as the real opportunities to shift Russia from the European gas supply market.
gas pipelines, Liquefied Natural Gas (LNG), gas transportation, natural gas exports, Russia, Gazprom, the USA, China, Europe, the EU.
Основа экспортной стратегии компании «Газпром» в Европе состоит в использовании единого экспортного канала и системы долгосрочных контрактов на поставку газа. Большая часть российского газа, поставляемого в европейские страны, реализуется по долгосрочным контрактам, срок которых составляет до 25 лет, это подтверждается межправительственными соглашениями [6, с. 74].
Однако, несмотря на наличие долгосрочных контрактов, у России в области поставок газа с европейским рынком есть определенные сложности.
На газовом рынке Европы в 2018 г. сложилось новое, не очень благоприятное для РФ положение.
Россия занимает лидирующее положение по поставкам газа в Европу. Доля России на нем в настоящий момент составляет около 34% (рис. 1), но ранее, в некоторые периоды, она доходила до 40%.
Последние несколько лет Европейский союз втянут в геополитическое противостояние с РФ, причем некоторые эксперты (и политические деятели) Евросоюза высказывают намерения о снижении газовой зависимости от России (см. подробнее: [2; 3; 4; 5; 8; 9]).
Стоит учесть, что реальной альтернативы российскому газу на европейском рынке до недавнего времени не было. Положение изменилось в 2018 г. Это связано с открытием Азербайджаном газопровода в Европу. Данный проект поддержали правительства США и Великобритании. По словам президента Азербайджана, «южный газовый коридор (ЮГК) имеет большое значение для энергобезопасности Европы, диверсификации источников и маршрутов поставок» [11].
В ЮГК участвуют Азербайджан, Грузия, Турция, Греция, Болгария, Албания и Италия. К проекту намерены присоединиться еще Босния и Герцеговина, Хорватия и Черногория.
Также проект предусматривает разработку второй очереди газового месторождения Шах-Дениз в Каспийском море, расширение уже работающего трубопровода Баку – Тбилиси – Эрзурум и Трансадриатический газопровод (TAP). Из имеющихся планов следует, что с 2020 г. по ЮГК в Европу ежегодно будет транспортироваться 10 млрд кубометров азербайджанского газа [11].
Этот проект может стать конкурентом для «Газпрома» как в Европе, так и в Турции, хотя изначальные объемы поставок азербайджанского газа (10 млрд куб. м – для Европы и 6 млрд куб. м – для Турции) не такие большие [14]. Можно напомнить в этой связи, что РФ поставляет в Европу примерно 200 млрд куб. м газа.
В стратегическом отношении новый трубопровод увеличит значимость Азербайджана не только как экспортера природного газа, но и как транспортера и транзитера газа через территорию Турции в западном направлении.
Однако специалисты «Газпрома» считают, что рынка Европы хватит на всех. По прогнозу Wood Mackenzie, потребление газа в Европе увеличится к 2035 г. с 541 млрд до 546 млрд куб. м, а IHS Markit прогнозирует увеличение спроса к этому времени до 572 млрд куб. м [15].
Основная опасность для российских проектов в Турции и Европе со стороны ЮГК – перспектива присоединения к нему Туркменистана. В августе 2018 г. была подписана конвенция о статусе Каспия с правом каждой из стран решать судьбу трубопроводной инфраструктуры в этом регионе [10]. Это увеличивает шансы вхождения Туркменистана в ЮГК, а вслед за ним и других конкурентов «Газпрома». Тогда стоит ждать падения цен на газ в Европе. Однако пока себестоимость добычи газа на Шах-Денизе составляет 35 долл. США за 1 тыс. куб. м против 15 долл. США у «Газпрома». Понятно, это делает газовый экспорт «Газпрома» более конкурентоспособным.
Еще одной проблемой РФ являются действия Соединенных Штатов, которые, помимо оказания давления на Евросоюз, налаживают масштабные поставки в ЕС сжиженного газа.
Сжиженный природный газ (СПГ), транспортировка которого не требует строительства многокилометровых трубопроводов, если и не теснит голубое топливо, поставляемое традиционным транспортом, то постепенно создает ему реальную конкуренцию. По оценке, Россия в этом бизнесе будет играть отнюдь не первую роль. Тройка лидеров – это Австралия, США и Катар. Причем экспортные возможности Соединенных Штатов существенно вырастут (сейчас США производят всего 15 млрд куб. м). Поставляя эти выросшие объемы в Европу, США намерены снизить долю России в энергобалансе стран ЕС (см.: [1; 12]).
Спрос на СПГ в мире растет во многом благодаря стремлению Китая сократить вредные выбросы, отказавшись от работающих на угле электростанций. Специалисты Citigroup ожидают, что спрос Китая на природный газ будет расти в среднем на 13% в год вплоть до 2021 г. (см.: [13]).
Увеличению добычи углеводородов американскими компаниями будет способствовать указ президента США, подписанный в апреле 2018 г. и направленный на расширение масштабов добычи нефти и газа на континентальном шельфе США.
К некоторым другим конкурентам, например, Катару, России также стоит относиться серьезно. Так, государственная компания этой страны «Qatar Petroleum» рассчитывает сохранить за собой первое место по производству СПГ и для этого расширяет добычу на гигантском шельфовом месторождении в Персидском заливе. Добыча газа в рамках этого проекта приносит Катару около 60% его экспортной выручки.
Получить свою долю рынка хочет и Австралия, которая ввела в эксплуатацию две последние очереди проекта «Gorgon» в рамках сотрудничества с американской «Chevron», что позволяет практически удвоить существующие мощности Австралии по сжижению газа.
В целом, как полагают эксперты, после продолжительного затишья на мировом рынке СПГ процесс реализации проектов в этой области набирает обороты. Его подогревает ожидание дефицита предложения этого вида топлива, который предположительно будет наблюдаться в ближайшие пять лет. Вероятность того, что «избыточный» сжиженный газ устремится в богатые европейские страны, весьма велика. Это может представлять собою вполне реальную опасность для «Газпрома».
При этом США и ряд стран Европы не противодействуют данным проектам, как азербайджанскому, так и австралийскому, в отличие от российского проекта «Северный поток-2».
Однако сложившееся положение для конкурентов компании «Газпром» не является столь простым и беспроблемным.
Так, аргументы США, которыми они пытаются убедить всех в своем будущем лидерстве в экспорте газа, можно подвергнуть серьезному сомнению. В настоящее время в США реально функционирует только один крупный завод по переработке газа в СПГ – Sabine Pass. Его мощность — менее 20 млрд куб. м. Помимо увеличения производства СПГ американским компаниям придется расширять мощности по его загрузке в морские танкеры. Европа не обладает достаточными мощностями по приему СПГ из США.
Как подсчитали эксперты, нынешняя стоимость строительства одного комплекса мощностью в 10 млрд кубометров в год СПГ составляет 1,5 млрд долл. США. Стоимость только европейской части глобального газового маршрута из Соединенных Штатов в страны Евросоюза может дойти до 30 млрд долл. США.
Между тем затраты на строительство «Северного потока-2» суммарно составляют примерно 10,5 млрд долл. США – втрое меньше американской сметы. Понимая рыночную привлекательность российского проекта, США сознательно играют на понижение, включая механизм политических санкций против России. Угрозы США подвергнуть экономической обструкции европейские компании, финансирующие создание этого маршрута, привели к тому, что один из спонсоров, германский энергоконцерн Uniper, уже заявил о возможном выходе из проекта.
Если Uniper действительно покинет проект, а затем к нему присоединятся другие финансовые партнеры «Газпрома» по «Северному потоку-2», то шансы России достроить этот газопровод вовремя существенно сократятся.
«Северный поток-2» в настоящее время находится под угрозой. «Нафтогаз» Украины, поддерживая политику США, также оказывает сильнейшее давление на ЕС, пытаясь остановить этот проект, так как он идет в обход ее границ. США и Украина настаивают на том, чтобы Румыния вынесла на рассмотрение Европарламента поправки к Газовой директиве ЕС, которые могут остановить строительство газопровода «Северный поток-2» и продолжения «Турецкого потока» в европейские страны (см.: [15; 16]).
Европа заинтересована в более экономичном варианте, как с точки зрения обеспечения транспортировки, так и стоимости самого ресурса.
В 2018 г. средняя цена поставок российского топлива в дальнее зарубежье составила 220 долл. за тысячу кубометров. Стоимость американского газа с учетом доставки доходит до 290 долл. Возможно, именно поэтому в отчете Еврокомиссии по газовому рынку за I квартал 2018 г. отмечалось, что импорт СПГ в государства Старого Света из третьих стран снизился (примерно на 1/7).
У других потенциальных экспортеров голубого топлива в ЕС также есть определенные затруднения с осуществлением их планов. Катар может сорвать обещания по увеличению поставок СПГ в европейские страны. Еще в июне 2017 г. страна разорвала дипломатические отношения с Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами. В том числе, было остановлено движение СПГ-танкеров из Катара в Европу через территориальные воды этих государств. Потенциал роста грузооборота по данной морской трассе ограничен, поэтому Катар может отложить планы по увеличению экспорта газа в ЕС на неопределенный срок.
Сомнительно, что и газ из Австралии станет помехой российскому на европейском рынке. Основные потребители австралийского СПГ – Япония, Республика Корея и Китай. Китай с 2017 г. стал вторым крупнейшим импортером СПГ. Цена австралийского газа на лондонском газовом хабе NBP примерно на 20–30 долл. выше, чем на азиатских рынках. Причем это только закупочная стоимость, не учитывающая затраты на транспортировку и регазификацию. Закупать в больших объемах это топливо трейдеры не спешат [12].
Значительного увеличения поставок со стороны Средней Азии и Кавказа также может не произойти. В 2017 г. азербайджанское месторождение «Шах-Дениз-2» дало чуть более 10 млрд кубометров газа. Для начальной загрузки Южного газового коридора, в том числе газопровода TANAP, необходимо как минимум вдвое больше. Однако в лучшем случае достичь отметки в 18 млрд кубометров в год у Баку получится лишь в 2022 г.
Если отложить в сторону геополитические реалии и считать только экономические эффекты, то Россия остается самым выгодным газовым партнером для стран Евросоюза (см. подробнее: [4; 5; 6; 7; 8; 9; 12]). На практике, российский газ намного дешевле.
Единственная действительно серьезная проблема для российского газа – это давление США, Украины и некоторых европейских стран, если они смогут реализовать свои планы, то «Газпрому» придется продумывать стратегию и тактику сохранения своего присутствия на европейском рынке. Но драматизировать ситуацию не стоит, как считают эксперты, так как Россия давно пытается создать плацдарм для завоевания газового рынка Азии, весьма привлекательного с точки зрения перспектив бурного экономического развития данного региона мирового хозяйства.
Правда, расширяя свое присутствие в азиатском направлении, Россия рискует столкнуться уже не с привычными конкурентами – США и Катаром, а с новым мощным соперником – Австралией, которая продолжает усиливать свои позиции на соседних с ней региональных топливных рынках.
1. Braginskiy O.B. Neftegazovyy kompleks mira. Monografiya. – M.: Izd-vo «Neft' i gaz» RGU nefti i gaza im. I.M. Gubkina, 2016. – 640 s.
2. Gladkov I.S. Vneshnyaya torgovlya Rossii v 2017 g.: razvorot na vzlet//Vlast'. – 2018. – T. 26. – № 3. – S. 38–46.
3. Gladkov I.S. Mezhdunarodnaya torgovlya v 2017 g.: snova rost, no perspektivy ne obnadezhivayut//Vlast'. – 2018. – T. 26. – № 5. – S. 77–84.
4. Gladkov I.S. Vneshnetorgovye svyazi Evropeyskogo Soyuza na sovremennom etape: «effekt cherepahi»//Vlast'. – 2017. – T. 25. – № 10. – S. 105–111.
5. Gladkov I.S. Dinamika i struktura vneshnetorgovyh svyazey Evropeyskogo Soyuza na etape poslednego ego rasshireniya//Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika. – 2017. – № 4 (12). – S. 6–22.
6. Pershin V.K., Kislicyn E.V. Tendencii razvitiya rynka prirodnogo gaza Evropy: osobennosti, uchastniki, perspektivy // Izvestiya UrGEU. – 2016. – № 5. – S.74–87.
7. Piskulov Yu.V. Geopoliticheskie riski v global'noy ekonomike i mezhdunarodnoy torgovle//Rossiyskiy vneshneekonomicheskiy vestnik. – 2015. – № 2. – S. 14–21.
8. Piskulov Yu.V. Rossiya – Zapad: obratnaya storona konflikta (razmyshleniya ekonomista)// Mezhdunarodnaya ekonomika. – 2015. – № 1. – S. 4–8.
9. Hasbulatov R.I., Piskulov Yu.V. Novyy mirovoy gumanisticheskiy poryadok diktuet neobhodimost' otbrosit' politiku konfrontacii, protekcionizma i sankciy //Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika. – 2015. – № 2. – S. 19–35.
10. Konvenciya o pravovom statuse Kaspiyskogo morya. 12 avgusta 2018 goda [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http://kremlin.ru/supplement/5328
11. Azerbaydzhan otkryl gazoprovod v Evropu. [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: https://lenta.ru/news/2018/05/29/az_gas/
12. Evropa ne mozhet izbavit'sya ot gazovoy zavisimosti ot Rossii. [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http://www.rosbalt.ru/business/2017/12/05/1666046.html
13. SShA gotovyatsya investirovat' v novye SPG-terminaly. [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2018/12/07/788720-ssha-investirovat-spg-terminali
14. Ugroza iz Baku: naskol'ko opasen novyy gazoprovod dlya «Gazproma». [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: https://www.rbc.ru/business/29/05/2018/5b0d2a389a79472bcb56ab94
15. Ekspert: vokrug «Severnogo potoka-2» reshaetsya fundamental'nyy vopros. [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: https://ria.ru/20190118/1549583836.html