Moldova
The problem of ensuring the national economic interests of the state in the system of world economic relations is considered, including: issues of the most general problems of developing world economic relations, problems of developing national economies of individual countries, problems of inter-institutional interaction and ensuring national economic interests, problems of optimizing ensuring national economic interests in the system of world economic relations. As a result of the generalization of the known variants of the interpretation of the concept “national interests”, a refined author's definition is given. The basic principles of the formation and upholding of national interests are formulated.
content, essence, principles, national economic interests, the system of world economic relations.
Одной из центральных проблем глобализации в мировой экономике является обеспечение национальных экономических интересов страны в системе мирохозяйственных связей.
Движение мировой экономики к глобальному экономическому кризису 2020-х годов, обусловленному большими циклами экономической активности Н.Д. Кондратьева [52], ужесточает рыночную борьбу на всех уровнях, в том числе на межгосударственном уровне.
В современных условиях для Республики Молдова особую актуальность приобретает проблема обеспечения ее национальных экономических интересов в системе мирохозяйственных связей.
Вопросы обеспечения национальных экономических интересов были и остаются в центре внимания ученых и специалистов-практиков.
Исследованию наиболее общих проблем развития мирохозяйственных связей посвящены труды Авдокушкина Е.Ф. [1], Линдерт П.Х. [2], Ломакина В.К. [3], Стрыгина А.В. [4], Дынкина А.А. [5], Маршалла А. [6], Николаевой И.П. [7], Иноземцева В.Л. [8], Хасбулатова Р.И. [9], Королева П.Ю. [10] и др.
Проблемам развития национальных экономик отдельных стран в системе мирохозяйственных связей посвящены труды Ворониной Л.А., Егоровой Е.М. [11], Стровского Л.Е., Казанцева С.К., Паршиной Е.А. [12], Герчиковой И.Н. [13], Фроловой Т.А. [14], Ермаковой Е.А. [15], Шевченко И.В., Александровой Е.Н., Солахова П.А., Салминой О.А. [16], Щербинина Ю.А. [17], Балюка М.А., Балюка И.А. [18], Мантусова В.Б., Тебекина А.В. [19], Кудрова В.М. [20] и др.
Проблемам межстранового взаимодействия и обеспечения национальных экономических интересов посвящены работы Днепровской И.В. [21], Жуланова Е.Е. [22], Арсеньевой В.А. [23], Семененко В.М., Коваленко Д.И. [24], Близнюк О.В. [25], Грубова А.П. [26], Таспаева С.С. [27], Белокопытова А.И. [28], Булатова А.С. [29], Михайлова В.А. [30] и др.
В то же время проблема оптимизации обеспечения национальных экономических интересов в системе мирохозяйственных связей требует более детального изучения.
В частности, самостоятельного рассмотрения требует исследование проблем обеспечения национальных экономических интересов Республики Молдова в системе мирохозяйственных связей в современных условиях с целью определения путей их решения.
При исследовании теоретико-методологических основ обеспечения национальных экономических интересов в системе мирохозяйственных связей на первом этапе были рассмотрены вопросы, касающиеся национальных экономических интересов государства, включая: содержание, сущность, принципы формирования и отстаивания национальных интересов в системе мирохозяйственных связей.
Рассмотрение вопросов, касающихся национальных экономических интересов государства (включая: содержание, сущность, принципы формирования и отстаивания в системе мирохозяйственных связей) базировалось на известных научных наработках в этой сфере, получивших отражение в трудах Барра Р. [31], Таранова П.В. [32], Кличевой Н.В. [33], Мазуровой Е.К. [34], Дорониной Н.Г. [35], Филипповой И.А. [36], Власовой Е.В. [37], Исаева Б.А. [38], Сенчагова В.К. [39], Лукьяновой А.А. [40], Делягина М.Г. [41], Фомина С.А. [42], Ведуты Е.Н. [43] и др.
Проведенные исследования позволили определить сущность понятий «национальные интересы», «национальные экономические интересы» и «отстаивание национальных экономических интересов государства в системе мирохозяйственных связей».
В общем случае под национальными интересами (national interest) понимаются объективно значимые цели и задачи национального государства как целого.
Результаты анализа основных вариантов трактовки понятия «национальные интересы» представлены в табл. 1[1].
Таблица 1
Результаты анализа основных вариантов трактовки понятия «национальные интересы»
№ |
Трактовка понятия |
Источник |
1 |
Интересы государства, обычно определяемые его Правительством |
Осадчая И.М. [44] |
2 |
Предмет апелляции для политиков, желающих получить поддержку своим действиям, исходя из того, что люди привержены национальной идее как социальной и политической общности. Поэтому декларируемая забота о национальных интересах представляет собой мощное средство для получения поддержки |
Осадчая И.М. [44] |
3 |
Понятие особенно действенное в вопросах внешней политики, т.к. вызывает у многих образ нации (или национального государства – nation state), защищающей свои интересы, которым угрожает опасность в анархичной международной системе |
Осадчая И.М. [44] |
4 |
Средство анализа внешней политики, подразумевающее реализацию наиболее благоприятной для страны системы отношений с другими государствами |
Осадчая И.М. [44] |
5 |
Осознанные потребности государства, определяемые экономическими и геополитическими отношениями данного государства в данную эпоху, культурно-историческими традициями, необходимостью обеспечения безопасности, защитой населения от внешней угрозы и внутренних беспорядков, экологических катастроф и т.д. |
Коновалов В.Н. [45] |
6 |
Обобщающий интерес, который снимает противоречие между интересами государства и гражданского общества |
Коновалов В.Н. [45] |
7 |
Совокупность внешнеполитических интересов государства, которые различаются по своей важности для его жизнедеятельности. Различается фиксированное (неизменное постоянное) и переменное содержание национального интереса. Неизменная часть включает задачу обеспечения внешней безопасности государства. Переменное же содержание рассматривается через призму национальных традиций, личностных качеств политических руководителей, тенденций в экономической, социальной сферах общественной жизни и т.д. |
Коновалов В.Н. [45] |
8 |
Выделяют два уровня национальных интересов государства: уровень главных внешнеполитических интересов и уровень специфических интересов. Первый связан с обеспечением его безопасности и целостности как социально-экономической, политической, национально-исторической и культурной общности, с защитой экономической и политической независимости государства. Главные интересы государство обеспечивает всеми военными, экономическими, дипломатическими и идеологическими средствами. Второй уровень охватывает отдельные, относительно частные, хотя и важные сами по себе интересы государства в сфере международных отношений |
Коновалов В.Н. [45] |
9 |
Интересы национальной общности или группы, объединенной специфическими связями и взаимоотношениями генетической и культурной гомогенности, воплощающиеся в стремлении представителей одной национальности к кооперации и объединению на основе общности культуры, выражающейся в языке, семейных, религиозных, моральных традициях и обычаях, способах рекреации, политических системах и поведении |
Санжаревский И.И. [46] |
10 |
Совокупность духовно нравственных, политических, социальных, экономических, других потребностей нации, имеющих приоритетное значение для ее существования, развития и воспроизводства. Национальные интересы исходят из представлений о целях (миссии) нации и ее духовно-нравственных ценностей. Важнейшими национальными интересами являются защита суверенитета и территориальной целостности государства и защита обусловленного традицией национального уклада |
Рогозин Д.О. [47] |
11 |
Объективно значимые цели и задачи национального государства как целого |
Фуко М. [48] |
12 |
Потребность в существовании устойчивого конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности сформированного нацией государства как главный показатель его жизненной силы. Различают внутренние и внешние национальные интересы. |
Рогозин Д.О. [47] |
13 |
Общественно-политический и психологический феномен, отражающий ценности национальной общности, служащие сохранению ее единства и целостности. Они проявляются в чувствах патриотизма, гордости за свой народ, его культуру, традиции, чувствах симпатии по отношению к представителям своей нации и являются важнейшей движущей силой поведения и деятельности, как отдельных личностей, так и нации, государства в целом. Попытка ущемить национальные интересы всегда рассматривается ее членами как покушение на их свободу и жизненные права. Обладая развитым национальным самосознанием, представители этнических общностей стремятся к единству, не поступаются своими национальными интересами, защищая их всеми возможными средствами, не только политическими, но и правовыми, а также вооруженным путем |
Крысько В.Г. [49] |
14 |
Категория, отражающая меру самосознания и самовыражения народа, характеристика общественного единства, политический принцип и социальное чувство. Активный фактор объединения этносов, конфессий и граждан, обеспечивающий духовную целостность общества и способствующий развертыванию интеллектуального и морального потенциала нации. Являются результатом осмысления истории, действительного положения и перспективной цели развития нации |
А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко [50] |
15 |
На уровне государственной политики это важный государственный ресурс, действенный фактор модернизации страны, условие и предпосылки для решения внешнеполитических задач и проблем развития страны в качестве субъекта мировой истории. Является основой патриотизма и канализированных эмоций (любовь к Родине, исторический оптимизм, вера в будущее и др.) |
А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко [50] |
16 |
Cовокупность сбалансированных интересов личности, общества игосударства в экономической, политической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. |
Словарь терминов МЧС [51]. |
Результаты обобщения известных вариантов (табл. 1) трактовки понятия «национальные интересы» показывают, что это интегральное понятие, объединяющее в себе, с одной стороны, совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития, а, с другой стороны, национальные интересы нацелены на обеспечение соблюдения интересов личности, общества и государства одновременно.
Проведенные на основе обобщения материалов изученных литературных источников [2-51] исследования показали, что основные принципы формирования и отстаивания национальных интересов заключаются в следующем.
Во-первых, это принципы обеспечения независимости и суверенитета государства. Это основополагающий принцип, соблюдение которого обеспечивает жизнеспособность государства как такового.
Во-вторых, это принцип формирования имиджа национальных интересов государства. Указанный принцип носит не только презентационный, но и идеологический характер.
В-третьих, это принципы прагматизма при формировании и отстаивании национальных интересов. Именно здоровый прагматизм позволяет локализовать влияние иллюзорных взглядов на вопросы соблюдения национальных интересов.
В-четвертых, это принцип транспарентности, означающий ясность и доступность информации о национальных интересах государства. Простота и ясность целей национальных интересов государства является залогом их поддержки подавляющей частью населения страны.
В-пятых, это принцип многовекторности формирования национальных интересов. Фактически речь идет об обеспечении сбалансированности процессов реализации национальных интересов.
В-шестых, это принцип предсказуемости формирования и отстаивания национальных интересов. Во многом этот принцип определяется преемственностью проводимых государством курсов в части реализации национальных интересов.
В-седьмых, это принцип неконфронтационного (компромиссного) отстаивания национальных интересов. Именно дипломатический характер разрешения межгосударственных разногласий является основой эффективной интеграции государства в наднациональные формирования.
Таким образом, проведенные исследования показывают, что национальные интересы представляют собой интегральное понятие, объединяющее в себе, с одной стороны, совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития, а, с другой стороны, национальные интересы нацелены на обеспечение соблюдения интересов личности, общества и государства одновременно.
Основными принципами формирования и отстаивания национальных интересов являются:
– принципы обеспечения независимости и суверенитета государства;
– принцип формирования имиджа национальных интересов государства;
– принципы прагматизма при формировании и отстаивании национальных интересов;
– принцип транспарентности, означающий ясность и доступность информации о национальных интересах государства;
– принцип многовекторности формирования национальных интересов;
– принцип предсказуемости формирования и отстаивания национальных интересов;
– принцип неконфронтационного (компромиссного) отстаивания национальных интересов.
В целом, результаты исследования содержания, сущности и принципов формирования и отстаивания национальных экономических интересов государства позволяют перейти к более подробному исследованию тенденций и перспектив современного развития мирохозяйственных связей, результаты которых частично нашли отражение в работе [53], а также к выявлению проблем обеспечения национальных экономических интересов в системе мирохозяйственных связей в современных условиях и определению потенциальных путей их решения.
[1] Сформирована автором.
1. Avdokushkin E.F. Mezhdunarodnye ekonomicheskie otnosheniya. - M.: IVC «Marketing», 2002.
2. Lindert P.H. Ekonomika mirohozyaystvennyh svyazey. Perevod s angl. M.: Respublika, 2003.
3. Lomakin V.K. Mirovaya ekonomika. M.: YuNITI, 2000.
4. Strygin A.V. Mirovaya ekonomika. - M.: Ekzamen, 2004. – 512 s.
5. Mirovaya ekonomika: prognoz do 2020 goda. Pod redakciey akademika A.A. Dynkina M.: Magistr, 2007. – 429 s.
6. Marshall A. Principy ekonomicheskoy nauki. T. 2. M.: Progress, 1993.
7. Mirovaya ekonomika: uchebnoe posobie; pod red. I.P. Nikolaevoy. - M.: YuNITI-DANA, 2000.- 528s.
8. Inozemcev V.L. Sovremennoe postindustrial'noe obschestvo: priroda, protivorechiya, perspektivy. – M.: Logos, 2000. – 302 s.
9. Hasbulatov R.I. Mirovaya ekonomika. – M.: Yurayt, 2012. – 884 s.
10. Korolev P.Yu. Mirovaya ekonomika. – SPb.: RTA. 2008. – 418 s.
11. Voronina L.A., Egorova, E.M. Formy mezhdunarodnogo vzaimodeystviya Rossii so stranami mira v innovacionnoy sfere i mehanizmy ego regulirovaniya. Sbornik nauchnyh statey po materialam Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii – Netan'ya: YuIM, 2012. – Ch. 2.
12. Strovskiy L.E., Kazancev S.K., Parshina E.A. Vneshneekonomicheskaya deyatel'nost' predpriyatiya. Pod red. prof. L.E. Sgrovskogo. - 2-e izd., pererab. i dop. - M.: YuNITI, 2009. – 823 s.
13. Gerchikova I.N. Mezhdunarodnoe kommercheskoe delo. – M.: Banki i birzhi, YuNITI, 2006.
14. Frolova T.A. Mirovaya ekonomika. - Taganrog: Izd-vo TTI YuFU, 2010.
15. Ermakova E.A. Mehanizmy integracii ekonomiki v sistemu mirohozyaystvennyh svyazey: regional'nyy aspekt // Uspehi sovremennogo estestvoznaniya. – 2004. – № 3 – S. 110–112.
16. Shevchenko I.V., Aleksandrova E.N., Solahov P.A., Salmina O.A. Razvitie innovacionnoy sistemy Rossii v processe integracii v global'nuyu ekonomiku: nacional'nyy i regional'nyy kontekst // Nacional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. – 2011. – №3.
17. Mirovaya ekonomika / Pod red. Yu.A. Scherbinina. – M.: YuNITI – Dana, 2007. – 318 s.
18. Balyuk M.A., Balyuk I.A. Ekonomicheskaya reforma, i KNR: gosudarstvo i rynok. - M.. 1996.
19. Mantusov V.B., Tebekin A.V. Ekonomicheskie aspekty evropeyskoy i evraziyskoy integracii. Vestnik Rossiyskoy tamozhennoy akademii. – 2015. – № 3 (32). – S. 28–35.
20. Kudrov V.M. Mirovaya ekonomika: – M.: BEK, 2000.
21. Dneprovskaya I.V. Evolyuciya GATT/VTO kak istoriya sozdaniya moschneyshego instituta globalizacii / I.V. Dneprovskaya // Molodezh' iekonomika: Novye vzglyady i resheniya: mezhvuz. sb. nauch. tr. / VolgGTU.—Volgograd. – 2004. – S. 8–11.
22. Zhulanov E.E. Modelirovanie razvitiya nacional'noy social'no-ekonomicheskoy sistemy pod vliyaniem regulirovaniya usloviy vneshneekonomicheskoy deyatel'nosti regio- nal'noy promyshlennosti // Ekonomicheskie i gumanitarnye nauki. – 2014. – №4(267). – S. 95–104.
23. Arsen'eva V.A. Osnovnye napravleniya obespecheniya ekonomicheskogo rosta v processe mezhstranovogo administrirovaniya nalogovyh sistem. // Upravlencheskiy uchet. – 2012. – № 2.
24. Semenenko V.M., Kovalenko D.I. Ekonomicheskaya teoriya. Politekonomiya. – Kiev, «Centr uchebnoy literatury», 2011 – s. 316.
25. Bliznyuk O.V. O nacional'nyh ekonomicheskih interesah v usloviyah transnacionalizacii proizvodstva. // Upravlenie ekonomicheskimi sistemami. – №3. –2012.
26. Grubov A.P. Vzaimodeystvie nacional'no-gosudarstvennyh ekonomicheskih sistem i transnacional'nyh korporaciy v-" usloviyah globalizacii / A.P. Grubov / Samarskiy gosudarstvennyy ekonomicheskiy universitet // Ekon. nauki. – 2006. – № 8(21). – S. 11–17.
27. Taspaev S.S. Osnovnye napravleniya institucional'nyh preobrazovaniy hozyaystvennogo mehanizma Rossii [Tekst] / S.S. Taspaev // Ekonomicheskie nauki. – 2006. – № 10(23). – S. 33–38.
28. Belokopytov A.I. Nacional'no-gosudarstvennye ekonomicheskie interesy Rossii kak sub'ekta globalizacii mirovoy hozyaystvennoy sistemy. // Dis. ... kand. ekon. nauk : 08.00.01 : Tambov. – 2001. – 168 c.
29. Mirovaya ekonomika. Pod red. A.S. Bulatova, — M.: Ekonomista, 2005. – 734 s.
30. Geopolitika. Pod obsch. red V.A.Mihaylova. –M.: Izd-vo RAGS, 2007-368 s.
31. Barr R. Politicheskaya ekonomiya: V 2-h tt. – T. 1: Per. s fr. – M.: Mezhdunarodnye otnosheniya, 2007. – 608 s.
32. Taranov P.V. Transformaciya nacional'nyh interesov v usloviyah perehodnoy ekonomiki Rossii (voprosy teorii i metodologii): Monografiya/ Taranov, Petr Vladimirovich. - Rostov n/D: Izd-vo RGEU "RINH", 2000. – 220 s.
33. Klicheva N.V. Valyutnoe regulirovanie v obespechenii finansovo-ekonomicheskoy bezopasnosti gosudarstva v sisteme mirohozyaystvennyh svyazey: avtoref. dis. na soisk. uchen. step. kand. ekon. nauk: special'nost' 08.00.14
34. Mazurova E.K. Mezhdunarodnye ekonomicheskie organizacii v sisteme regulirovaniya mirohozyaystvennyh svyazey. Special'nost' 08.00.14 — Mirovaya ekonomika. Avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoy stepeni doktora ekonomicheskih nauk. Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta imeni M.V. Lomonosova. Moskva. – 2003.
35. Doronina N.G. Aktual'nye problemy zaschity interesov gosudarstva v ekonomicheskih otnosheniyah. // "Zhurnal rossiyskogo prava". – 2005. – N 12.
36. Filippova I. A. Sovremennye vneshneekonomicheskie svyazi. - Ul'yanovsk: UlGTU. – 159 s. – 2011.
37. Vlasova E.V. Funkciya rossiyskogo gosudarstva po zaschite nacional'nyh interesov strany v oblasti ekonomiki. Dissertaciya kandidata ekonomicheskih nauk: 08.00.05. Moskovskaya akademiya ekonomiki i prava. – Moskva, 2010. – 189 s.
38. Isaev B.A. Nacional'nye nuzhdy, nacional'nye interesy i avtoritet gosudarstv. M, 2003.
39. Senchagova V.K. Ekonomicheskaya bezopasnost' Rossii: Obschiy kurs. 2-e izd. - M.: Delo, 2005. – 896 s.
40. Luk'yanova A.A. Nacional'nye interesy kak osnova ustoychivogo razvitiya rossiyskoy ekonomiki. // Faktory ustoychivogo razvitiya ekonomiki Rossii na sovremennom etape: Mezhvuzovskiy sbornik nauchnyh trudov Penza: PGPU. – 2005. – S. 89–94.
41. Delyagin M.G. Osnovy vneshney politiki Rossii: matrica interesov / M. G. Delyagin. – M.: INFRA-M, 2007. – 80 s.
42. Fomin S.A. Obespechenie nacional'noy bezopasnosti. – M.: Flinta, 2007. – 224 s.
43. Veduta E.N. Strategiya i ekonomicheskaya politika gosudarstva. – M.: Akademicheskiy Proekt, 2010. – 456 s
44. Politika. Tolkovyy slovar'. — M.: "INFRA-M", Izdatel'stvo "Ves' Mir". D. Anderhill, S. Barrett, P. Bernell, P. Bernem, i dr. Obschaya redakciya: d.e.n. Osadchaya I.M., 2001.
45. Politologiya. Slovar'. — M: RGU. V.N. Konovalov. 2010.
46. Politicheskaya nauka: Slovar'-spravochnik. Sost. Sanzharevskiy I.I., 2010.
47. Voyna i mir v terminah i opredeleniyah. Pod obschey redakciey D.O. Rogozina, 2014.
48. Fuko M. Politicheskaya tehnologiya individov. // Intellektualy i vlast'. M., 2002.
49. Etnopsihologicheskiy slovar'. – M.: MPSI. V.G. Krys'ko. 1999.
50. Sociologiya: Enciklopediya. A.A. Gricanov. B.L. Abushenko, G.M. Evel'kin, G.N. Sokolova, O.V. Tereschenko. Minsk: Interpresservis; Knizhnyy Dom. 2003.
51. EdwART. Slovar' terminov MChS, 2010.
52. Tebekin A.V. Strategicheskiy menedzhment. – M.: Yurayt, 2019.
53. Tebekin A.V., Kozhuhar V.R., Bozrov A.R. Sovremennye tendencii i perspektivy razvitiya mirohozyaystvennyh svyazey. // Vestnik Moskovskogo universiteta im. S.Yu. Vitte. Seriya 1: Ekonomika i upravlenie. – 2017. – № 2 (21). – S. 3–9.