From the standpoint of the Christian humanitarian psychological paradigm, the article discusses the principle of polyvalence as a backbone regulatory standard of spiritual and moral development within the system of Cossack education. Psychological meaning of the said principle is revealed and its main integrative features are highlighted. Intellectual representations are characterized as pieces of cognitive, metacognitive and intentional experience. The author discusses moral and conceptual constructs within the framework of spiritual and moral evolution of a person from egocentrism toward altruism.
humanitarian Christian paradigm, multivalency principle, spiritual and moral development, intellect, moral and conceptual constructs.
Проблема духовности в современной психологии и педагогике рассматривается в контексте развития личности, и ее толкование, как правило, осуществляется с позиции либо гуманистической, либо гуманитарной парадигмы. В первом случае реализуется антропоцентричный подход, во втором — теоцентричный (и в зарубежной психологии образования и педагогике, и в русской имеет место христоцентричный подход).
Для гуманистической психологии и педагогики характерно то, что человек возводится к Абсолюту. Наиболее целостно это находит отображение в личности. Последняя являет собой интегративное образование, представленное вершинной формой самобытия. Полагается, что личность должна быть успешной, достигать желаемого результата в постоянно меняющихся социальных условиях. Приоритетным здесь является индивидуальность, самоценность, самобытность человека как активного носителя субъективного опыта.
Развитие духовности человека в гуманистической психологии неотделимо от развития личности. Причем следует отметить, что понимание духовности не выходит за границы культурологических традиций, она во многом сводима к следованию моральным нормам и воспроизводству культуры, а ее смысл зачастую низводится вплоть до узко социальных потребностей. Полагаю, что такое понимание духовности весьма ограниченное. Духовность имеет более глубокие корни, выходящие за границы социального существования. Именно это позволяет говорить о ней как об основной ценности, определяющей смысл человеческого бытия, через которую реализуется творческое, разумное, нравственное начало в человеке. В конечном итоге, думается, именно духовное развитие человека должно обеспечить решение многих проблем его существования и в целом сохранить цивилизацию. Все это делает актуальным гуманитарный подход в психологии и педагогике.
1. Davydov V.V. Teoriya razvivayushchego obucheniya [Theory of developmental education]. Moscow, 1986.
2. Zen´kovskiy V.V. Psikhologiya detstva [Psychology of childhood]. Moscow, 1996.
3. Kondrat´ev S.V. Teoriya personifitsirovannogo obucheniya [Theory of personalized instruction]. Kaluga, 2002.
4. Leont´ev D.A. Ocherki psikhologii lichnosti [Essays on the psychology of personality]. Moscow, 1997
5. Kholodnaya M.A. Psikhologiya intellekta [Psychology of Intelligence]. Moscow, 1997.