Dmitrov, Russian Federation
Moskva, Moscow, Russian Federation
The article considers the prospects for the development of inclusive education in the Russian educational system, analyzes the main problems of the implementation of integration ideas and suggests ways of more effective implementation of this concept in professional and higher education.
inclusive education, education, integration, disabled person, person with disabilities, training, student, educational organization, educational complex for disabled people, employment of disabled people.
Введение
В настоящее время происходит модернизация общества, данные процессы затрагивают все сферы, в том числе и образование. На сегодняшний момент существует тенденция широкого внедрения идей интегрированного обучения на всех уровнях образования, как общего, так и профессионального, что обусловлено комплексом факторов, наиболее значимым из которых является общемировой опыт распространения данных идей. Развитие инклюзивного образования в Российской Федерации, без всякого сомнения, не будет эффективным, если действовать только методом экстраполяции — формального переноса наиболее удачных зарубежных моделей образовательной интеграции в неизменяемые условия обучения и воспитания российских образовательных организаций без осмысления ее философии и теории. Объектом исследования выступили лица с ограниченными возможностями здоровья трудоспособного возраста, выборка охватила около 1500 респондентов из более 40 субъектов Российской Федерации.
Методика
По нашему мнению, целесообразным будет формирование особой российской модели реализации инклюзивного образования, опираясь на собственный исторический опыт, особенности экономической и социальной сферы жизни общества, наконец, на ментальность населения. Обеспечение формальной правовой возможности инклюзии для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в ряде случаев может идти вопреки их интересам и не во всех случаях будет работать на благо. Поэтому существует немаловажная задача определения условий, способствующих физическому, психическому и личностному развитию людей с ОВЗ и инвалидов, поскольку именно определение таких условий и предоставляет им реальные возможности для построения своего жизненного пути, демонстрируя альтернативы. Одной из проблем с которой сталкивается инклюзия на сегодняшний день, является социокультурная незрелость значительной части населения страны, морально не готовой воспринимать людей с какими-либо отклонениями как полноценных членов общества.
1. Inklyuzivnyy social'nyy predprinimatel'skiy proekt [Elektronnyy resurs]. — URL: https://evland.ru
2. Invalidnost' i social'noe polozhenie invalidov v Rossii / pod red. T.M. Malevoy. — M.: Delo, 2017 [Elektronnyy resurs]. — URL: https://www.ranepa.ru/social/news-social/issledovanie-invalidnost-i-socialnoe-polozhenie-invalidov-v-rossii
3. Romanov P.V., Yarskaya-Smirnova E.R., Vaytfild S., Kelli S. Sociologicheskoe issledovanie problem invalidnosti i reabilitacii v Rossiyskoy Federacii. Analiz osnovnyh rezul'tatov issledovaniya [Elektronnyy resurs]. — URL: www.rehabsys.ru
4. Skovorodkina I.Z. Vospitanie professional'noy kul'tury: soderzhanie, metody, modeli [Tekst] / I.Z. Skovorodkina // Molodoy uchenyy. — 2016. — № 7.6. — S. 220–223. — URL: https://moluch.ru/archive/111/28178/ (data obrascheniya: 12.02.2019).
5. Federal'naya gosudarstvennaya informacionnaya sistema «Federal'nyy reestr invalidov» [Elektronnyy resurs]. — URL: https://sfri.ru
6. Shishov S.E. K voprosu ob opredelenii celey obrazovatel'nogo prostranstva v sovremennom globaliziruyuschemsya mire [Tekst] / S.E. Shishov // V sbornike: Obrazovatel'noe prostranstvo v informacionnuyu epohu. Sbornik nauchnyh trudov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii 6–7 iyunya 2016 g. — M.: Institut strategii razvitiya obrazovaniya RAO, 2016. — S. 251–261.