Abstract and keywords
Abstract (English):
Swift changes in the educational sphere call for the teachers to unlock their professional and personal potential. At the same time, effectiveness of teachers’ professional potential is directly related to their individual axiological choices and reorientation of personal value system in the context of reforms that are under way in the higher education system. The most relevant ability of the day is the ability to lay down the most significant professional goals and to reveal within the role requirements new meaningful ideas and values, which would form a basis for their self-actualization.

Keywords:
teacher, general education system modernization, values, meanings, motivational environment, professional self-actualization.
Text

Свою статью мы посчитали необходимым начать с высказывания А. Маслоу о самоактуализации: «Самоактуализация может быть осуществлена лучше всего через увлеченность значимой работой» [1, с. 38]. В этом высказывании заложен глубокий смысл. Во-первых, фиксируется момент наилучшей возможности реализовать свой потенциал с помощью профессиональной деятельности. Во-вторых, отмечается, что деятельность должна быть социально значимой, а это полностью соответствует сущности педагогической деятельности. В-третьих, должна быть в наличии высокая профессиональная мотивация.

Современное общество требует, в том числе, иных подходов к процессам подготовки и самореализации профессионалов, которые должны обладать не столько высоким уровнем профессионализма, сколько способностью к эффективной реализации имеющегося профессионального потенциала с высокой продуктивностью в динамично меняющихся современных условиях.

В ряде современных исследований (А.Л. Журавлев, Д.Н. Завалишина, Е.П. Ермолаева), посвященных проблеме профессиональной самореализации, данное понятие раскрывается как интегральная динамическая характеристика субъекта профессиональной деятельности, отражающая процесс и результат осуществления личностью в работе своей индивидуальности, трансляции своего содержания другим людям и культуре через созидательные и коммуникативные процессы.

По мнению А.М. Кириченко, «изменения в обществе и образовании обусловили новые акценты в положении учителя, отражающие его перевод из объектной в субъектную позицию: рост персонализации учительского труда, повышение требований профессионально-личностного порядка в профессиональной практике, где возрастает приоритет личностного фактора» [2, с. 4].

References

1. Kaz M.S., Nikitin A.A. Motivatsionnaya sreda kak faktor dostizheniya strategicheskikh tseley kompanii [Nikitin Motivational environment as a factor to achieve the strategic goals of the company] Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of Tomsk State University]. 2009, no. 3, pp. 45–47.

2. Kirichenko A.M. Professional´naya samorealizatsiya uchitelya v usloviyakh transformiruyushchegosya rossiyskogo obshchestva Kand. Diss. [Professional self-realization of the teacher in terms of a transformed Russian society Cand. Diss.]. Stavropol´, 2005.

3. Maslou A. Novye rubezhi chelovecheskoy prirody [New frontiers of human nature]. Moscow, Smysl Publ., 2011.

4. Pichugin S.S. Tvorcheskaya samorealizatsiya uchitelya v innovatsionnoy deyatel´nosti po obrazovatel´noy sisteme «Shkola 2100» [Creative self-teacher in innovation in the educational system "School 2100"]. Available at: http://www.school2100.ru/arc/arch_pdf/periodic_07.pdf

Login or Create
* Forgot password?