Involving students in creative activities is the one of the primary teachers’ tasks. Creativity in teachers’ work implies the use of special games and play activities as forms of teaching. The author considers a game to be a type of activity in situations, simulating social experience acquiring and adoption for the purpose of developing and enhancing behavior self-management.
social experience, behavior self-management, game, game form, creative activities, educational activities, business game.
Игра наряду с трудом и ученьем — один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Творческим направлением деятельности учителя является широкое использование на уроке отдельных игр и игровых форм организации учебной деятельности. Кроме позитивного влияния игры на развитие ребенка, подобная форма организации учебной деятельности выступает важнейшей предпосылкой отказа учителя от авторитарных методов обучения. Освоение педагогом игровой формы организации уроков и возникновение вследствие этого психологически раскрепощенной обстановки на уроках выступают своеобразным индикатором готовности перехода учителя к более гуманной системе обучения.
Еще одним направлением деятельности педагога выступает включение учащихся в творческую деятельность. Сама творческая деятельность — процесс неоднозначный. Можно выделить два уровня творческой деятельности: эвристический и креативный. Освоить их одинаково хорошо может далеко не каждый человек; тем не менее, организуя учебную деятельность, необходимо включать учащихся в творческую деятельность обоих уровней.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции:
- развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
1. Azarov Yu.P. Igra i trud [Play and work]. Moscow, 1973.
2. Azarov Yu.P. Iskusstvo vospityvat´ [Arts educate]. Moscow, 1979.
3. Anikeeva N.P. Vospitanie igroy [Play at Russian lessons]. Moscow, 1987.
4. Baev I.M. Igraem na urokakh russkogo yazyka [Play at Russian lessons]. Moscow, 1989.
5. Bern E. Igry, v kotorye igrayut lyudi [Games people play]. Moscow, 1988.
6. Gazman O.S. V shkolu – s igroy [In school, with the game]. Moscow, 1991.
7. Dobrinskaya E.I., Sokolov E.V. Svobodnoe vremya i razvitie lichnosti [Sokolov Leisure time and personal development]. St. Petersburg, 1983.
8. Zhuravlev A.P. Yazykovye igry na komp´yutere [Language games on the computer]. Moscow, 1988.
9. Zan´ko S.F. Igra i uchen´e [Game and scientists]. Moscow, 1992.
10. Petrusinskiy V.V. Igry – obuchenie, trening, dosug [Games – education, training, leisure]. Moscow, 1994.
11. Kovalenko V.G. Didakticheskie igry na urokakh matematiki [Educational games in math class]. Moscow, 1990.
12. Kerroll L. Logicheskaya igra [Logic game]. Moscow, 1991.
13. Makarenko A.S. Nekotorye vyvody iz pedagogicheskogo opyta [Some conclusions from the pedagogical experience]. Moscow, 1958.
14. Minkin E.M. Ot igry k znaniyam [From games to knowledge]. Moscow, 1983.
15. Nikitin B.P. Stupen´ki tvorchestva, ili razvivayushchie igry [Steps creativity, or educational games]. Moscow, 1990.
16. Pidkasistyy P.I., Khaydarov Zh.S. Tekhnologiya igry v obuchenii i razvitii [Technology games in learning and development]. Moscow, RPA Publ., 1996.
17. Samoukina N.V. Organizatsionno-obuchayushie igry v obrazovanii [Organizational-obuchayushie games in education]. Moscow, Narodnoe obrazovanie Publ., 1996.
18. Spivakovskiy A.S. Igra – eto ser´ezno [Game – it´s serious]. Moscow, 1981.
19. Stronin M.F. Obuchayushchie igry na urokakh angliyskogo yazyka [Educational games for English lessons]. Moscow, 1981.
20. Udovol´stvie – v igre [Pleasure – in the game]. Moscow.
21. Kheyzinga Y. V teni zavtrashnego dnya [In the shadow of tomorrow]. Moscow, 1992.
22. Shmakov S.A. Igry uchashchikhsya – fenomen kul´tury [Games students – a cultural phenomenon]. Moscow, 1994.
23. Shmakov S.A. Kul´tura – dosug – rebenok [Culture – Leisure – child]. Moscow, 1994.
24. El´konin D.B. Psikhologiya igry [Psychology game]. Moscow, 1979.
25. Yanovskaya M.G. Tvorcheskaya igra v vospitanii mladshego shkol´nika [Creative play in educating the younger schoolboy]. Moscow, 1974.