SOCIAL REPORTING: PURPOSE, BASIC FORMATION PRINCIPLES, STRUCTURE
Abstract and keywords
Abstract (English):
At present, the participation of enterprises in social events has increased significantly. In this connection, questions of the reflection of non-financial information, which satisfies public inquiries about the organization’s activities, become more relevant. One of the effective tools, that provide a holistic view of the social and economic activity of the enterprise, is social reporting. The article studies and clarifies the economic essence of the concept of “social reporting”, discusses the basic principles of the formation of social reporting and its structure. Social reporting should include the following sections: the strategy of the organization; functional structure of the organization; types of activities, legal form, size of organization; managment structure; changes in the structure, scale, form of ownership of the organization in the reporting period; business processes; stakeholder engagement; innovative development of the organization; performance indicators in the field of interaction with society. To reflect the performance indicators of innovation, environmental protection activities and performance indicators in the field of interaction with society, the article proposed forms of social reports. They propose to reflect such indicators as the share of costs associated with research and development of technologies, the acquisition of innovative products, the introduction / use of R&D results, new technologies, new technology; expenses for environmental services; the costs associated with the overhaul of fixed assets for environmental protection; costs for the protection and rehabilitation of land, groundwater and surface water, the cost of biodiversity conservation and protection of natural areas; the cost of socio-economic development of the region; the cost of charitable assistance in the field of culture, education, sports, health. The proposed social reporting format is an effective tool that increases trust, quality, reliability, and transparency in customer relationships; promotes brand awareness and investment in the environment, community, human capital; improves the quality of business management, competitiveness and quality of products; increases the efficiency of personnel management, ensures the safety and economy of natural resources

Keywords:
social reporting, social responsibility, stakeholders, key performance indicators, innovative activities, environmental protection activities
Text
Publication text (PDF): Read Download

Меры, которые реализуются предприятиями в рамках корпоративной социальной ответственности, могут находить отражение в социальных программах и публиковаться в социальной отчетности. На основании этого могут выявляться преимущества от внедрения стратегии корпоративной социальной ответственности:

- систематизируется управление проектами и обеспечивается взаимосвязь реализуемых программ и стратегии организации;

- систематизируется взаимодействие со стейкхолдерами по рациональному использованию имеющихся ресурсов организации [1];

- поддерживается принятие управленческих решений на основании совершенствования системы внутренней нефинансовой отчетности;

- повышается информационная открытость предприятия, укрепляется ее репутация на международном и российском рынках;

- укрепляется доверие со стороны заинтересованных сторон, функционирующих в регионе;

- улучшается имидж предприятия.

Эффективность корпоративных социальных программ достигается за счет:

- четкого формулирования собственной корпоративной социальной стратегии, разработки и реализации программ социальной направленности совместно с органами государственной власти, независимыми консультантами;

- ориентации на достижение существенного социального результата на основании соблюдения деловых интересов организации;

- поддержки инноваций в сфере социальных технологий и реформ;

- использования современных механизмов управления – конкурсное распределение средств, долевое финансирование, внедрение мониторинга и оценки социально-экономических результатов.

Условия, материалы и методы исследований. Цель исследования заключается в обосновании теоретических положений и 

разработке основных  направлений формирования социальной отчетности предприятий. Теоретико-методологической основой исследования  стали методы теоретического и эмпирического исследования: анализ и синтез, классификация, доказательство, системный подход, логический метод. Информационной базой исследования послужили законодательные и нормативно-правовые акты, научные работы зарубежных и отечественных специалистов в области формирования корпоративной социальной отчетности, материалы научно-практических конференций и научных журналов.

Анализ и обсуждение результатов исследования.

Разработку и внедрение стратегии развития бизнеса следует осуществлять по следующим этапам: анализируется инвестиционная привлекательность отрасли; разрабатывается сценарный прогноз развития отрасли; прогнозируются изменения спроса и предложения на внешних и внутренних рынках; анализируется конкурентная позиция предприятия в отрасли; оцениваются стратегические альтернативы; разрабатываются стратегические цели и задачи [2, 3].

Отдельного внимания заслуживают вопросы, которые связаны с оценкой и реализацией социальной ответственности.

Оценку корпоративной социальной ответственности следует осуществлять по следующим направлениям: результаты деятельности в области устойчивого развития; экономическая результативность; экологическая ответственность; социальная ответственность [4].

Одним из инструментов, способствующих повышению качества планирования, мониторинга и оценки социально-экономической деятельности организации, является социальный отчет. Социальный отчет – это добровольная форма отчетности, в которой раскрывается информация об основных аспектах и результатах социально-экономической деятельности организации, связанных со стратегией устойчивого развития бизнеса. В социальном отчете должны найти отражение достоверные и доступные для основных заинтересованных пользователей данные о социальной ответственности фирмы перед обществом [5, 6, 7]. Раскрывая в отчетности информацию о социальной ответственности и корпоративном управлении, компания привлекает инвесторов, так как на основе информации нефинансового характера можно снизить риски неэффективных финансовых вложений и обеспечить приток дополнительного финансирования запланированных мероприятий по развитию бизнеса [8, 9, 10]. Таким образом, нефинансовая информация позволяет акционерам и другим заинтересованным сторонам получить объективное представление о текущем положении и перспективах развития бизнеса.

Вместе с тем, следует отметить, что большинство российских предприятий не в полной мере раскрывают нефинансовую информацию, в том числе и по вопросам корпоративного управления [11, 12]. Это прежде всего связано с определенными финансовыми затратами, необходимыми для ее составления.

Несмотря на это, в практике формирования социальных отчетов крупных российских корпораций наблюдается определенная тенденция по постепенному улучшению раскрытия нефинансовой информации в соответствии с международными стандартами ведения социальной отчётности [13, 14].

Выделяют две группы социальной отчетности внешнюю и внутреннюю. Внешняя социальная отчетность отражает такие данные как  расходы, связанные с социальной деятельностью; расходы по благоустройству территорий, принадлежащих предприятию; расходы по защите окружающей среды; расходы по созданию новых рабочих мест. Во внутренней социальной отчетности отражаются затраты, выделяемые на социальную поддержку работников предприятия и членов их семей; расходы по благоустройству рабочего места и быта сотрудников предприятия; расходы, связанные с выплатой дополнительных пенсий бывшим сотрудникам; суммы предоставляемых льготных займов работникам предприятия.

Основными принципами формирования корпоративной социальной отчетности являются:

1. Принцип содержательности означает, что в социальной отчетности должна отражаться информация, учитывающая мнения и интересы всех заинтересованных в социальных инициативах организации лиц.

2. Принцип сопоставимости подразумевает, что в социальной отчетности отражаются показатели, являющиеся базовыми при оценке и сравнении деятельности различных предприятий, изучении динамики развития социальной ответственности предприятия за определенные периоды времени и сопоставлении уровней социальной ответственности разных организаций.

3. Принцип регулярности заключается в периодическом пересмотре социальных проектов, осуществляемых предприятием.

4. Принцип последовательности способствует сопоставимости показателей социальной ответственности предприятия.

 

References

1. Krasnov D.V. Formy i mekhanizmy vzaimodeystviya so steykkholderami v protsesse podgotovki nefinansovoy otchetnosti rossiyskimi kompaniyami. [Forms and mechanisms of interaction with stakeholders in the process of preparing non-financial reporting by Russian companies]. // Vestnik Moskovskogo finansovo-yuridicheskogo universiteta. – The Herald of Moscow University of Finance and Law. – 2016. – №4. – P. 93-101.

2. Klychova G.S., Ziganshin B.G., Zakirova A.R., Valieva G.R., Klychova A.S. Benchmarking as an efficient tool of social audit development // Journal of Engineering and Applied Sciences. – 2017. – Vol. 12. № 19. – P. 4958-4965.

3. Klychova G.S., Klychova A.S., Zakirova A.R. Consulting services: essence, types and main directions of use. [Konsaltingovye uslugi: suschnost, vidy i osnovnye napravleniya ispolzovaniya]. // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - The Herald of Kazan State Agrarian University – 2017. – Vol. 12. №2. – P. 109-115

4. Bezruchuk S.L., Laychuk S.M. Social responsibility of business: reflected in reporting. [Sotsialnaya otvetstvennost biznesa: otrazhenie v otchetnosti]. // Mezhdunarodnyy bukhgalterskiy uchet. - International Accounting. – 2013. – №27. – P. 33-40.

5. Alborov R.A., Kontsevaya S.M., Kozmenkova S.V. Integrated reporting in agriculture: the composition and implementation problems. [Integrirovannaya otchetnost v selskom khozyaystve: sostav i problemy vnedreniya]. // Mezhdunarodnyy bukhgalterskiy uchet. - International Accounting. – 2018. – Vol. 21. №4 (442). – P. 413-428.

6. Vakhrushina M.A., Krasnova M.V. Current trends in corporate social reporting. [Sovremennye tendentsii predstavleniya korporativnoy sotsialnoy otchetnosti]. // Mezhdunarodnyy bukhgalterskiy uchet. - International Accounting. – 2012. – №19. – P. 23-27.

7. Kivarina M.V. Corporate social responsibility. [Korporativnaya sotsialnaya otvetstvennost]. // Ekonomicheskiy zhurnal. - Economic Journal. – 2011. – № 23. – P. 116-121

8. Klychova G.S., Zakirova A.R., Yusupova A.R., Kamilova E.R. Formation of reporting in the sustainable development sphera with the use of information technologies. [Formirovanie otchetnosti v oblasti ustoychivogo razvitiya s primeneniem informatsionnykh tekhnologiy]. // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - The Herald of Kazan State Agrarian University. – 2018. – Vol. 13. № 2 (49). – P. 161-167

9. Kovaleva N. N. Conceptual approaches to the formation of non-financial social reporting. [Kontseptualnye podkhody po formirovaniyu nefinansovoy sotsialnoy otchetnosti]. // Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta. The Herald of Bryansk State University. – 2011. – № 3. – P. 279-282.

10. Krasnova M.V. Study of the essence of corporate social reporting. [Issledovanie suschnosti korporativnoy sotsialnoy otchetnosti]. // Mezhdunarodnyy bukhgalterskiy uchet. - International Accounting. – 2011. – №28. – P. 13-18.

11. Kuchkovskaya N.V., Sukhov A.A. Methodological aspects of corporate social reporting. [Metodologicheskie aspekty korporativnoy sotsialnoy otchetnosti]. // Vestnik Instituta kompleksnykh issledovaniy aridnykh territoriy. – The Herald of the Institute of Integrated Studies of Arid Territories. – 2009. – № 1 (18). – P. 52-57

12. Timofeeva S.A. Evaluation of the main results of the social reporting formation in Russia. [Otsenka osnovnykh rezultatov formirovaniya sotsialnoy otchetnosti v Rossii]. // Mezhdunarodnyy bukhgalterskiy uchet. - International Accounting –2012. – №12. – P. 36-45.

13. Paulus Wirutomo. Sociological Reconceptualization of Social Development: With Empirical Evidence from Surakarta City, Indonesia // Asian Social Science. – 2014. – Vol. 10, No. 11. – P. 283-293.

14. Bakr Ali Al-Gamrh and Redhwan Ahmed AL-Dhamari. Firm Characteristics and Corporate Social Responsibility Disclosure // International Business Management. – 2016. – № 10. – P. 4283-4291.

Login or Create
* Forgot password?