Moscow, Russian Federation
Rostov-on-Don, Rostov-on-Don, Russian Federation
The article is devoted to the description of prospects of the leasing potential development in investment and innovation activity of Russian economy. The specificity of the industry structure, regional features, market potential in the Federal districts of the Russian Federation are analyzed. The factors influencing the dynamics of the domestic market of leasing services are revealed. The assessment of uniformity of its development, geographical distribution of the leasing property cost and the projected economic effect of the use of leasing in the implementation of the innovative scenario is carried out.
innovative model of development, financial leasing, leasing market, Federal district of Russia, the sectoral structure of the economy, the potential of leasing, economic impact.
На сегодняшний день одним их приоритетных направлений долгосрочного социально-экономического развития экономики России на период до 2030 г. [11] является переход на инновационную модель, которая предполагает модернизацию производственной инфраструктуры в приоритетных отраслях народного хозяйства, внедрение инновационных технологий, рост деловой и инвестиционной активности предприятий, эффективное использование региональных ресурсов и возможностей.
Следует отметить, что осуществление инновационного сценария в РФ осложняют: большой риск реализации проектов в инновационной среде, высокий уровень финансовой несостоятельности предприятий, недостаток собственных средств, сложности с получением кредитов, диспропорции на рынке труда, усиление межрегиональной конкуренции за инвестиции, зависимость регионов от федеральных ресурсов, сокращение бюджетных расходов [6; 15]. В связи с этим возникает необходимость поиска новых источников финансирования бизнеса.
Современным финансовым инструментом, позволяющим сформировать эффективный механизм инвестиционной политики для использования новой техники, оборудования и прогрессивных технологий в промышленности, обеспечения увеличения ассортимента, объёмов собственного производства, повышения конкурентоспособности отечественной продукции является лизинг [5]. Он предложен Правительством Российской Федерации как инструмент, который позволит минимизировать негативные явления в различных секторах экономики и обеспечить инвестиции в основной капитал предприятий. По сравнению с другими источниками привлечения заёмных средств, лизинг обладает такими преимуществами, как более простая система их получения, снижение размера налогооблагаемой базы, возможность участия в программах государственного субсидирования для поддержки МСП.
В условиях нестабильного макроэкономического фона особая роль отводится рынку лизинга РФ. В целях определения основных факторов влияния на динамику объёмов рынка необходимо проводить анализ и оценку потенциала его использования с учетом территориальных, региональных и отраслевых особенностей.
В соответствии с исследованием RAEX («Эксперт РА»), лизинг является сегментом финансового рынка России, который демонстрирует уверенный рост по всем индикаторам развития в течение нескольких лет подряд. Согласно информации Центрального банка РФ, к началу 2018 г. совокупный лизинговый портфель составил 3,45 трлн руб. Количество лизинговых сделок увеличилось более чем на 35% – с 141 тыс. до 191 тыс., а средняя сумма сделки – с 8,2 млн руб. до 8,5 млн руб. Сумма новых лизинговых договоров выросла на 40% (1,62 трлн руб.). Стоимость имущества лизинговых компаний, объёмы профинансированных ими средств и полученных лизинговых платежей достигли своего максимального значения, поставив исторический рекорд [1; 14]. Ведущие позиции по количеству новых договоров в 2017 г. занимают Европлан, ВТБ Лизинг, ВЭБ-лизинг, Балтийский Лизинг, Сбербанк Лизинг, РЕСО-Лизинг, Элемент Лизинг, Мэйджор Лизинг, КОНТРОЛ Лизинг, CARCADE Лизинг. Лидером по стоимости имущества, переданного в лизинг, является Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) [6; 14].
В отраслевой структуре экономики России наибольший размер арендной платы по договору лизинга наблюдается в сегментах транспорта и связи, обрабатывающих производств и добычи полезных ископаемых, что обусловлено необходимостью обновления основных фондов в соответствующих отраслях и высокой стоимостью оборудования (рис. 1). Среди основных фондов наибольшим спросом пользуются железнодорожная техника, авиационный, грузовой транспорт, легковые автомобили, суда. На транспортные сегменты приходится около 80%, строительную технику – 4,5%, сельскохозяйственную технику – 3,4%, машиностроительное оборудование – 3,1%, недвижимость и оборудование для газо- и нефтедобычи – 1,7% лизингового портфеля [2; 14]. Такое соотношение связано со строительством объектов инфраструктуры, ростом пассажирских и грузовых перевозок.
Динамика российского рынка лизинга и его сегментов зависит от воздействия политико-правовых, международных, организационно-административных, экономических, инвестиционных, территориальных и прочих групп факторов [13]. Несмотря на благоприятные перспективы развития рынка в 2018 г., существуют факторы, способные замедлить его дальнейший рост (табл. 1).
Таблица 1
Факторы, влияющие на динамику российского рынка лизинговых услуг
в 2017–2018 гг. [4; 6; 14]
Факторы позитивного воздействия |
Факторы негативного воздействия |
|
|
Проведём оценку равномерности развития отечественного рынка лизинговых услуг в территориальном аспекте путём изучения общей стоимости договоров финансового лизинга, динамики объёма нового бизнеса, а также исследования специфики федеральных округов России.
По данным Федеральной службы государственной статистики за 2012–2017 гг., существенную долю в общей стоимости заключённых лизинговыми организациями договоров финансового лизинга по всем основным фондам имеет Центральный федеральный округ, который отличается высокой капитализацией и коммерческой концентрацией. После кризисных явлений 2015–2016 гг. заметен значительный рост общей стоимости договоров в Уральском, Северо-Западном, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. В Южном федеральном округе росту данного показателя способствовала реализация ряда крупных инфраструктурных проектов для подготовки к Чемпионату мира по футболу, к строительству моста на Крымский полуостров [12]. В Северо-Кавказском федеральном округе общая стоимость договоров в сфере финансового лизинга снизилась.
Таблица 2
Общая стоимость договоров, заключенных организациями в сфере финансового лизинга по всем основным фондам, млрд руб. [9]
Россия и федеральные округа |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
Россия в целом |
777,9 |
892,9 |
1 028,2 |
502,4 |
743,5 |
1140,6 |
Центральный ФО |
636,7 |
692,9 |
828,8 |
340,4 |
455,7 |
757,3 |
Северо-Западный ФО |
12,1 |
53,3 |
77,3 |
45,3 |
57,9 |
103,9 |
Южный ФО |
4,6 |
5,6 |
3,7 |
2,5 |
5,5 |
4,9 |
Северо-Кавказский ФО |
1,79 |
1,77 |
0,97 |
0,296 |
0,219 |
0,184 |
Приволжский ФО |
61,7 |
50,3 |
36,8 |
31,1 |
30,8 |
51 |
Уральский ФО |
40,1 |
41,6 |
34,9 |
43 |
139 |
151,9 |
Сибирский ФО |
12 |
13,8 |
11,3 |
5,8 |
10,6 |
18,4 |
Дальневосточный ФО |
8,9 |
33,6 |
34,3 |
34 |
43,6 |
52,8 |
В географическом распределении нового бизнеса значительная доля принадлежит Москве (42%). Наиболее высокая концентрация стоимости переданного клиентам лизингового имущества в течение рассматриваемого периода без НДС наблюдается в Центральном, Приволжском и Сибирском федеральных округах. На Южный федеральный округ приходится 5,9%. Динамика показателя представлена на рис. 2.
Проанализируем территориальные, региональные и отраслевые особенности, потенциал рынка лизинговых услуг, а также факторы, влияющие на перспективы его развития в федеральных округах РФ.
Таблица 3
Регионы-лидеры по стоимости лизинговых договоров в федеральных округах России [9]
Федеральные округа РФ |
Регионы-лидеры по стоимости ЛД |
Отраслевая специализация |
Предметы лизинга |
ЦФО |
Город Москва; Московская область; Воронежская область |
Наукоемкие и трудоемкие производства; машиностроение, металлообработка, легкая и химическая промышленности |
Автомобили, железнодорожные средства транспорта, воздушные летательные аппараты, суда |
СЗФО |
Город Санкт-Петербург; Калининградская область; Вологодская область |
Север и северо-восток: добыча и переработка природных ресурсов; юго-запад: машиностроение, химическая и лесная промышленность, производство товаров народного потребления. Промышленное производство, транспортные услуги грузового транспорта и логистики; туристические услуги |
Легковой и грузовой автотранспорт, железнодорожная техника; хозяйственный инвентарь, вспомогательное оборудование, аппаратура, приборы для отраслей народного хозяйства |
ЮФО |
Краснодарский край; Ростовская область; Республика Крым |
АПК, сельскохозяйственное машиностроение, металлургия, химия и нефтехимия, пищевая промышленность |
Сельхозтехника, техника для пищевой и перерабатывающей промышленности, автомобильный сегмент |
СКФО |
Ставропольский край |
АПК, туризм, санаторно-курортная сфера, электроэнергетика, производство строительных материалов, легкая, химическая, топливная промышленность, машиностроение, металлургия |
Хозяйственный инвентарь, вспомогательное оборудование, аппаратура, приборы для отраслей народного хозяйства, автомобили |
ПФО |
Республика Татарстан; Нижегородская область; Республика Башкортостан |
Машиностроение (авиационная, ракетно-космическая отрасли, судостроение, приборостроение, энергетическое машиностроение, станкостроение и другие отрасли) и нефтехимическая промышленность |
Транспортные средства, в том числе автомобили, воздушные летательные аппараты; хозяйственный инвентарь, вспомогательное оборудование, аппаратура, приборы для отраслей народного хозяйства |
УрФО |
Тюменская область; Ямало-Ненецкий автономный округ |
Север: ТЭК, электроэнергетика, нефтегазопереработка и нефтегазохимия; Юг: обрабатывающая промышленность, машиностроение и металлургия, оборонно-промышленный комплекс |
Железнодорожный, автомобильный, воздушный транспорт, хозяйственный инвентарь, вспомогательное оборудование, аппаратура, приборы для отраслей народного хозяйства |
СФО |
Красноярский край; Кемеровская область; Иркутская область |
ИКТ, машиностроение, авиастроение, черная и цветная металлургия, ТЭК, химия и нефтехимия, лесная и деревоперерабатывающая, пищевая промышленность, АПК |
Вспомогательное оборудование, аппаратура, приборы, хозяйственный инвентарь для отраслей народного хозяйства, средства транспорта (автомобильный, железнодорожный) |
ДВФО |
Приморский край; Хабаровский край |
Нефте-, газо-, угле- и лесохимическая промышленность, добыча топливно-энергетических ресурсов, комплексные металлургические производства, авиация, судостроение. |
Машины и оборудование, транспортные средства (автомобили, суда, железнодорожный транспорт). |
По данным совместного исследования Картотека.ру и Консалтингового агентства «Территория лизинга», в Центральном федеральном округе зарегистрировано 2720 организаций, осуществляющих лизинговую деятельность [10]. Москва является финансовым и инвестиционным центром страны, где сосредоточено наибольшее количество крупнейших компаний-лизингодателей: ГТЛК, ВТБ Лизинг, Сбербанк Лизинг, Альфа-Лизинг, ТрансФин-М, Европлан и др. Они занимают ведущие позиции по развитию клиентского сервиса после заключения договора, специальных программ для повторных клиентов, подходов позиционирования и технологий продаж. Среди них существует конкуренция по цене и качеству оказания лизинговых услуг вследствие хорошей осведомлённости клиентов. Перспективы рынка лизинговых услуг в ЦФО будут связаны с сохранением лидирующих позиций округа в индустриальном и постиндустриальном развитии страны; развитием транспортно-логистической, энергетической, туристической инфраструктуры; созданием полимагистральных транспортных коридоров; производством интеллектуальных услуг и наукоемкой продукции; поддержкой и модернизацией агропромышленного комплекса [11].
В Северо-Западном федеральном округе зарегистрировано 572 лизинговых компаний и представительств [10], среди которых лидируют Балтийский Лизинг, Интерлизинг, ГЛК Зест, ГЛК Северная Венеция. Санкт-Петербург характеризуется высокой концентрацией участников рынка, развитой конкурентной средой, осведомленностью клиентов о лизинговых компаниях и приоритетом ценового фактора (конечной стоимости) над другими преимуществами лизинга. В регионах СЗФО наблюдаются низкий уровень осведомленности потенциальных клиентов о лизинге, конкуренция с кредитованием, а также более дешёвые закупки за пределами РФ и возможность ввозить имущество без НДС. На спрос лизинговых услуг и развитие российского рынка в СЗФО положительно повлияют усиление транспортно-логистической, инновационной, финансово-координирующей специализации региона, развитие европейских транзитных транспортных коридоров, модернизация базовых секторов экономики округа, в том числе нефтегазового комплекса, создание высокотехнологичных производств, реализация крупных инфраструктурных проектов, освоение континентального шельфа РФ, подготовка к экономическому использованию ресурсов Арктической зоны [11].
Развитию рынка лизинговых услуг Южного федерального округа в 2016–2017 гг. способствовал рост деловой и инвестиционной активности в пищевой и перерабатывающей, лёгкой промышленности, металлообработке, медицине, сельском хозяйстве. Эта тенденция объясняется продолжением политики импортозамещения, общим подъемом авторынка, притоком инвестиций в осуществление ряда крупных инфраструктурных проектов (подготовка к Чемпионату мира по футболу 2018 г., проект по строительству моста на Крымский полуостров, развитие дорожной инфраструктуры), реализацией федеральных и региональных программ субсидирования транспорта, лизинга оборудования [4; 7]. Количество ключевых игроков на рынке лизинга ЮФО не меняется. Среди крупнейших участников рынка: Сбербанк Лизинг, Лизинговое агентство, МСБ-Лизинг, Ген Лизинг, ГКР-Лизинг и др. В экономике Юга России для лизинговых компаний актуальны такие источники спроса, как создание кластеров сельскохозяйственного, энергетического, транспортного машиностроения; развитие высокотехнологичных перерабатывающих производств в химическом комплексе; реализация проектов развития нефте- и газодобычи на Каспийском шельфе; формирование транспортно-логистических комплексов международного и межрегионального значения; модернизация сферы ЖКХ [11; 12]. Главные сдерживающие факторы – непрозрачность и размытость регулирования рынка лизинга и увеличение задолженности со стороны лизингополучателей.
В настоящее время Северо-Кавказский федеральный округ является отстающим по показателям производства и потребления, непривлекательным для частных инвесторов из-за последствий кавказских конфликтов. Для СКФО характерна тенденция стабильного сокращения общей стоимости договоров финансового лизинга и переданного клиентам лизингового имущества по всем основным фондам. Стоимость переданного клиентам лизингового имущества самая низкая среди всех федеральных округов. В округе работают представительства лизинговых компаний других регионов: ВЭБ-Лизинг, ВТБ Лизинг, Европлан, МСП Лизинг, ГКЛ Зест и др. На Северном Кавказе рынок лизинга стимулируют реализуемая Минэкономразвития программа субсидирования, действующая в Ставропольском крае, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии и Северной Осетии; поддержка МСБ в сферах оптовой торговли и дистрибуции, животноводства, пчеловодства и производства строительных материалов; сотрудничество с фондом по развитию потенциала предпринимателей; финансирование небольших проектов [7].
Рынок лизинга Приволжского федерального округа не однороден, так как каждая из республик и областей имеет свои особенности. На его территории зарегистрировано 793 компании и представительства, осуществляющие лизинговую деятельность [10]. В их числе: Лизинговая компания КамАз, Восток-Лизинг, Горьковская Лизинговая Компания, ПР-Лизинг, Волгопромлизинг, Лизинг-Трейд. Региональные лизинговые компании конкурируют с федеральными игроками за счет цены, а не качества оказания услуг. На лизинговый рынок Приволжского федерального округа положительно повлияет решение следующих проблем: совершенствование законодательной базы и правоприменительной практики, проведение изменений в самих лизинговых компаниях (риск-менеджмент, автоматизация и практика корпоративного управления [3; 5]). Перспективы рынка будут связаны с ростом объема инвестиций в отраслях, которые не занимались обновлением оборудования (ЖКХ, речной транспорт), развитием транспортной, энергетической инфраструктуры, а также созданием современной логистической системы [11].
Структура рынка лизинговых услуг Уральского федерального округа различна и зависит от особенностей региона и потребителя. В округе зарегистрировано 352 компании и представительства, которые осуществляют данный вид деятельности [10]. Среди них Ураллизинг, Западно-Сибирская Лизинговая Компания, УралБизнесЛизинг, Эксперт-Лизинг, ЧелИндЛизинг. По данным аналитического центра «Эксперт», за 2017 г. на территории Урала и Западной Сибири объем нового бизнеса участников исследования прирос на 70% до 60 млрд руб., а совокупный лизинговый портфель – на 36% до 90 млрд руб. [8]. Такая тенденция связана со снижением ключевой ставки, с улучшением экономической ситуации и инвестиционного климата в регионах, реализацией отложенного спроса в сегментах автотранспорта, добычи полезных ископаемых и лесной отрасли, эффективностью мер государственной поддержки, повышением уровня экономической грамотности бизнесменов и их информированности о финансовых инструментах развития бизнеса. Очевидно, что лизинговая отрасль имеет большой потенциал развития. В то же время существуют факторы, которые сдерживают развитие лизинга. К ним можно отнести недостаточную платежеспособность клиентов и ограниченность долгосрочного заемного финансирования для лизинговых компаний, ожидание очередной волны кризиса, сомнения в сохранении макроэкономической стабильности и риски высокой волатильности курса рубля.
Территория Сибирского федерального округа характеризуется сильной неравномерностью по направлениям и динамике экономического развития. В 2017 г. общая стоимость договоров финансового лизинга по всем основным фондам СФО выросла на 73,6% до 18,4 млрд руб., а объём нового бизнеса составил 9,2%. Всего зарегистрировано 393 лизинговые компании и представительства [10]. В округе представлены все значимые игроки рынка федерального и регионального уровня: Лизинговая компания Дельта, КузбассФинансЛизинг, Рафт Лизинг, ЮСТЭК-Лизинг и др. Государственные лизинговые компании сильны в силу доступности финансирования, однако они не всегда мобильны и готовы предложить оптимальное решение для клиента, особенно если речь идет о малом и среднем бизнесе. Также существенна конкуренция со стороны кредитных организаций. На рынок лизинговых услуг в СФО положительно повлияет реализация экономического, научно-технического, научно-образовательного потенциала округа, которая будет связана с организацией новых инновационных производств; масштабным развитием транспортной инфраструктуры: железнодорожного, автомобильного, воздушного, морского, речного и трубопроводного транспорта [11].
По данным Федеральной службы государственной статистики, в Дальневосточном федеральном округе наблюдается положительная динамика общей стоимости договоров финансового лизинга по всем основным фондам. Темпы прироста в 2017 г. составили 21%. В то же время, на Дальнем Востоке слабо развиты инфраструктура лизингового рынка, а также сеть лизинговых компаний, консалтинговых фирм, что вызвано рядом региональных проблем, в том числе отсутствием соответствующей законодательной инициативы, низкой степенью информированности лизингополучателей относительно эффективности лизинговых услуг вследствие отсутствия у многих компаний отдела маркетинга и системы информационной поддержки лизинга [11; 14]. Крупнейшие компании на территории округа: ЛК Сименс Финанс, Универсальная Лизинговая компания, ТаймЛизинг, Инвест-Бизнес Лизинг. Лизинговая отрасль имеет большой потенциал развития в случае реализации крупномасштабных инвестиционных проектов, которые направлены на диверсификацию экономики региона, создание инновационных производств, развитие объектов транспортной и промышленной инфраструктуры.
Территориальный анализ показал, что в федеральных округах России существует диспропорция в пользу экономически развитых регионов. Наиболее выражено это в ЦФО и СЗФО, где более половины финансовых организаций округов осуществляют деятельность в Москве и Санкт-Петербурге. В остальных округах присутствует 3–4 лидирующих региона с примерно одинаковым уровнем развития финансовых рынков. Такая тенденция связана со спецификой регионов, отраслевыми особенностями, деловой активностью, разным уровнем потребностей в финансовых услугах, а также условиями их предоставления.
Очевидно, что использование современных финансовых инструментов, в том числе лизинга, будет способствовать обновлению материально-технической базы предприятий и повышению их инновационной активности в регионах, что отразится на макроэкономических показателях федеральных округов России (рис. 3).
Таким образом, в условиях перехода к инновационной модели развития лизинг позволит обеспечить рост экономики страны и её регионов. В перспективе данный финансовый инструмент станет проводником государственной политики в сегменте поддержки приоритетных отраслей федеральных округов России. Его использование имеет долгосрочный экономический эффект, который выражен в росте объёма ВРП, промышленного производства, потребления выпускаемой продукции, в увеличении налоговых поступлений в бюджет, повышении уровня жизни и благосостояния населения.
1. Gazman V.D. Lizingovyy portfel' Rossii / Finansy. – 2018. – № 5. – S. 59–64.
2. Gazman V.D. Traektoriya strukturnyh izmeneniy na lizingovom rynke Rossii / Finansovyy biznes. – 2016. – № 5 (184). – S. 3–10.
3. Grigoryan A.A., Grigoryan G.A. Finansovoe polozhenie lizingovyh kompaniy i osnovnye tendencii razvitiya lizingovogo rynka v Rossii / Lizing. – 2018. – № 1. – S. 28–34.
4. Lizing rastet na infrastrukture / Oficial'nyy sayt delovoy gazety «Kommersant». – [Elektronnyy resurs] – Rezhim dostupa: https://www.kommersant.ru/doc /3420267 (data obrascheniya: 16.02.2019)
5. Maksimov, R.V. Snizhenie riskov investicionnoy deyatel'nosti s pomosch'yu lizinga / Upravlenie riskom. – 2014. – № 1.
6. Orkina E.A., Sinicyna T.S. Povyshenie effektivnosti lizinga kak instrumenta finansirovaniya predpriyatiy v ekonomike RF // Sovremennyy menedzhment: problemy, issledovaniya, perspektivy (2018): sbornik nauchnyh statey VII zaochnoy Mezhdunarodnoy satellitnoy konferencii: Belorusskiy gosudarstvennyy ekonomicheskiy universitet i dr.; (g. Minsk, 11 dekabrya 2017 g.) / red. gruppa: I.N. Rusak, T.V. Buhovec. – Minsk: Kolorgrad, 2018. – 484 s.
7. Oficial'nyy sayt delovogo zhurnala «Ekspert Yug». – [Elektronnyy resurs] – Rezhim dostupa: http://expertsouth.ru/novosti/ (data obrascheniya: 14.02.2019)
8. Oficial'nyy sayt delovogo zhurnala «Ekspert Ural». – [Elektronnyy resurs] – Rezhim dostupa: http://www.acexpert.ru/archive/nomer-36-774/na-podsose.html (data obrascheniya: 14.02.2019)
9. Oficial'nyy sayt Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki. – [Elektronnyy resurs] – Rezhim dostupa: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/ rosstatsite/main (data obrascheniya: 09.02.2019)
10. Oficial'nyy sayt informacionno-analiticheskogo zhurnala «Territoriya lizinga». – [Elektronnyy resurs] – Rezhim dostupa: http://kleasing.ru/journal/oldjournal/ (data obrascheniya: 11.02.2019)
11. Prognoz dolgosrochnogo social'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federacii na period do 2030 goda (razrabotan Minekonomrazvitiya Rossii)/ PSP Konsul'tant Plyus. – [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 144190/4c3674f211a65e5503e9bf95e11221a4bd7fda7e/ (data obrascheniya: 17.02.2019)
12. Pryadko I.A., Sinicyna T.S. Razvitie gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v regional'noy ekonomike Rossii // Russian Journal of Management. OOO «Izdatel'skiy Centr RIOR». – 2018. – T. 6. – №1. – S. 5–5. DOI: 10.29039/article_5b06a2e2e83468.86270286
13. Risk-menedzhment na predpriyatii. Upravlenie kommercheskimi riskami v social'no-ekonomicheskih sistemah: uchebnoe posobie / pod red. prof. T.Yu. Anopchenko, doc. N.A. Osadchey. – Rostov n/D: Rost. gos. stroit. un-t, 2013. – 152 s.
14. Rynok lizinga po itogam 2017 goda: dvizhenie vverh / Oficial'nyy sayt mezhdunarodnogo reytingovogo agentstva «Ekspert RA». – [Elektronnyy resurs] – Rezhim dostupa: https://raexpert.ru/researches/leasing/2017 (data obrascheniya: 10.02.2019)
15. Charaeva M.V. Identifikaciya i ocenka finansovyh riskov v sovremennom predprinimatel'stve // Finansovaya analitika: problemy i resheniya. – 2016. – №11.