ENTREPRENEURIAL UNIVERSITY IN MODERN ORGANIZATIONAL FORMS OF INTEGRATION OF STATES, EDUCATION AND BUSINESS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article deals with variety of forms and structures, which unite major institutions (state, education, business, science) in the system of innovation activity of national economy. The author singles out such organizational forms and associations of innovation activity entities as: technological platforms, clusters, state-private partnerships, «triangle of knowledge», «triple spiral». Their major characteristics and peculiarities are enlisted in the article as well. Transformation of a traditional university into an entrepreneurial one is being highlighted.

Keywords:
innovation activity, education, science, technological platforms, clusters, state-private partnership, triangle of knowledge
Text
Publication text (PDF): Read Download

Введение. Современные тенденции в мировом экономическом пространстве обнаруживают смещение вектора его развития в направлении инновационной деятельности. Формируется экономика нового типа, т.е., экономика, где определяющим ресурсом выступают новейшие знания. А необходимость воспроизводства новейших знаний в условиях институциональных разрывов между разработкой нововведений и их коммерциализацией, провоцирует создание инновационных структур организации инновационной деятельности [1, С.3]. Мы имеем ввиду организационный механизм многостороннего взаимодействия между субъектами реального сектора экономики, научными и образовательными организациями и органами государственного управления, который воплощается в различных инновационных объединениях «университеты-предприятия» и «государство-университеты» и предпринимательских структурах инновационного типа. Развиваются новые интегрированные формы организации системы образования и бизнеса [2, С.10]. Инновационная среда в экономике знаний оказывает влияние на специфику и роль традиционных университетов. Традиционный университет меняет свою институциональную форму, становясь предпринимательским университетом [3, С.8].

Методология. Основу проведения данного исследования составили фундаментальные и прикладные работы зарубежных и отечественных ученых, изучающих трансформацию организационных структур и моделей в инновационной среде экономики знаний. В качестве методов исследования были использованы: анализ (компаративный, институциональный), индукция и дедукция, методы группировки и классификации, научного наблюдения, теоретического обобщения.

Основная часть. В современной инновационной среде национальных экономик наблюдается развитие многообразия форм и структур, объединяющих в себе основные институты: государство, образование, бизнес, науку. По мнению Харина А.А. принципиально новой интегрированной структурой может стать приоритетная технологическая платформа, включающая вузы, научно-исследовательские учреждения и предприятия - инновационная интегрированная структура. Исследователь определяет такую структуру как «совокупность хозяйствующих субъектов, связанных друг с другом сетевой системой финансово-хозяйственных отношений, направленной на повышение эффективности инновационной деятельности участников посредством оптимизации ресурсного обеспечения» [2, С.11]. Роль государства заключается в поддержке развития взаимодействия предприятий и научно-образовательных организаций, путем формирования условий для расширения практики вовлечения высших учебных заведений в деятельность, осуществляемую организациями реального сектора экономики в сфере научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКТР), а также для развития потенциала высших учебных заведений как исследовательских (конструкторских, инжиниринговых) организаций. В качестве механизма интеграционного взаимодействия исследователь предлагает создание научно-исследовательского центра, который будет являться посреднической структурой между патентом и публикацией.

Мясникович М.В.  также видит повышение эффективности инновационной деятельности Беларуси в создании технологических платформ. Это объединение науки, бизнеса и образования в тех направлениях, которые представляют государственный интерес не только в Беларуси, но и в других странах. Технологическая платформа, как инновационная интегрированная структура представляет определенный интерес в таких направлениях как: информационные и космические технологии, энергетика, транспорт, лазеры, биотехнологии, фармация и тонкая химия [4]. 

Следует обратить внимание, также на еще одну форму интеграции науки, бизнеса и образования в Беларуси – форму кластеров, которые условно можно разделить на: образовательные и смешанные («научно-образовательные» и «производственно-образовательные») [5]. Кластер выступает здесь в роли интеграционного механизма, обеспечивающего интенсивное развитие и социальное партнерство образующих его организаций. Так же как и все интегрированные структуры кластеры создаются для увеличения ресурсной базы и упрощения доступа к новым технологиям, для увеличения внешнего и внутреннего потребительских рынков, для объединения научно-исследовательской базы и обеспечения открытости к использованию научных знаний [6]. В зависимости от формы кластера ядром кластера могут быть организации и предприятия, выпускающие конечную продукцию, или образовательные учреждения. По мнению Борздовой Т.В. особенностью кластеризации в Республике Беларусь и ее стимулирующим инструментом могут стать свободные экономические зоны, являющиеся частью территории хозяйственного комплекса региона [7]. В Беларуси усиливается внимание к созданию инновационно-промышленных кластеров. Концепция формирования и развития инновационно-промышленных кластеров в Беларуси, утвержденная 16 января 2014 года, предполагает две формы сотрудничества: простая форма – заключение между участниками кластера договора простого товарищества, и продвинутая форма – создание участниками кластера отдельного юридического лица, либо возложение функций на действующее, которое будет являться организацией кластерного развития [8].

Образовательные кластеры, предполагают сотрудничество между вузами, другими образовательными учреждениями. Ядро такого кластера – университет. По мнению российских исследователей, сотрудничество в рамках образовательного кластера предполагает научно-исследовательскую деятельность субъектов образовательной системы как по вертикали, так и по горизонтали. Преимущества создания кластера – обмен технологиями, знаниями, рост квалификации среди трудовых ресурсов, преимущества агломераций и социальная инфраструктура [9, С.77].

Нельзя не остановиться на такой форме интеграции образования, государства и бизнеса как государственно-частное партнерство. Государственно-частное партнерство характеризуется как объединение усилий государства и вузов для создания благоприятного инвестиционного климата, в целях формирования спроса на инновации. Такое объединение предполагает построение механизма управления на основе равномерного распределения рисков, при котором научные исследования и разработки осуществляются на основе интеллектуального капитала вуза, инвестиционного капитала государства и государственной собственности. При этом необходимо активное использование инструментов государственного заказа и государственных закупок в качестве инструментария оказания государственной поддержки [9, С.83].

В качестве интегрированной формы организации системы образования и бизнеса следует отметить концепцию тройной спирали Г. Ицковица и Л. Лейдесдорфа «университет-предприятие-государство», которая появилась как пересечение двух так называемых двойных спиралей: «университеты-предприятия» и «государство-университеты» [10]. Концепция основана на трансформации, смещении и расширении приоритетов в деятельности участников объединения, и на возможности осуществления эффективных взаимных обменов функциями и результатами деятельности, а также, в рамках тройной спирали, их устойчивого воспроизводства [11]. Так, по мнению Ицковица Г., традиционная регулирующая и направляющая роль государства несколько расширяется, поскольку, создавая фонды для финансирования инновационного бизнеса, государство выполняет роль бизнеса [12]. Бизнес-структуры, осуществляя образовательные услуги и совершенствуя учебные программы, выполняют функции системы образования. Университеты, создавая инновационные компании, например, бизнес-инкубаторы, технопарки, центры предпринимательства и т.д., в целях коммерциализации знаний и увеличения внебюджетных доходов, а также осуществляя платные образовательные услуги, начинают выполнять роль бизнеса, роль предпринимательства. В модели тройной спирали достигается баланс интересов и формируется сотрудничество, которое развивается в наиболее эффективном направлении. Инковиц Г. рассматривает тройную спираль не только как сотрудничество трех институциональных форм, но и как взаимодействие трех пространств: знаний, согласия и инноваций. 

Грудзинский А.О. и Бедный А.Б. в своих исследованиях трансформации современных университетов акцентируют внимание на концепции рыночно-ориентированного инновационного университета, основанного на треугольнике знаний (образование-наука-инновации). Авторы замечают, что современные тенденции в сфере инновационной деятельности ведущих стран мирового сообщества, в том числе и Болонский процесс в системе образования, обуславливают необходимость внесения изменений в систему отношений университетов с предприятиями. Эти изменения диктуются новой нетрадиционной для вузовской деятельности функцией – трансфера знаний. Инновационная деятельность таких университетов предполагает «передачу знаний, включая технологии, опыт и навыки, от университета к внешним заказчикам – предприятиям, общественным и государственным структурам, приводя к инновациям в экономике и общественной сфере» [13]. 

Выводы: Современное инновационное пространство характеризуется многообразием форм и структур, объединяющих в себе такие институты экономики как: государство, образование, бизнес, наука.  Следует выделить такие организационные формы и объединения субъектов инновационной деятельности как: технологические платформы, кластеры, образовательные кластеры, государственно-частное партнерство, «треугольник знаний», «тройная спираль». Причины такой интеграции – трансформация, смещение и расширение приоритетов функционирования субъектов инновационной деятельности. Цель такого объединения – повышение эффективности инновационной деятельности его участников и страны в целом. Главенствующая роль во всех интеграционных структурах принадлежит университету, как ведущему звену в системе генерации и коммерциализации новейших знаний. Университеты, создавая инновационные компании, например, бизнес-инкубаторы, технопарки, центры предпринимательства и т.д., в целях коммерциализации знаний и увеличения внебюджетных доходов, а также осуществляя платные образовательные услуги (образовательное антрепренерство), начинают выполнять роль бизнеса, роль предпринимательства и трансформируются в предпринимательские университеты. В Беларуси наметился процесс изменения классической парадигмы образования. Поэтапно формируется и реализуется модель высшего образования, основанная на интеграции учреждений образования в крупные учебно-научно-производственные кластеры, в результате чего вузы постепенно начинают приобретать предпринимательскую специфику деятельности.

*Работа выполнена в рамках гранта «БРФФИ – РГНФ-2015г. № Г15Р-004 от 04.05.15

References

1. Galimulina F.F. Upravlenie razvitiem tehnologicheskih platform v innovacionnyh sektorah Rossiyskoy ekonomiki. Dissertaciya na soiskanie uchenoy stepeni kandidata ekonomicheskih nauk, Kazan', 2014. 162 s.

2. Harin A.A. Metodologiya formirovaniya innovacionnyh integrirovannyh struktur obrazovaniya, nauki i biznesa: dissertaciya na soiskanie step. doktora ekon. nauk: po special'nosti 08.00.05 GOUVPO «Gosudarstvennyy universitet upravleniya». Moskva, 2012. 304 s.

3. Korzhenevskaya O.N. Specifika razvitiya vuzovskogo predprinimatel'stva v usloviyah formirovaniya ekonomiki znaniy. Avtoreferat dir-cii na soiskanie stepeni kand.ek.nauk, Volgogradskiy gosudarstvennyy tehnicheskiy universitet, Volgograd, 2014. 26 s.

4. Myasnikovich M.V. Integraciya v EEP, EvrAzES i SNG:vektor perspektivy//Belorusskiy ekonomicheskiy zhurnal. 2013. – №2. S.4–17

5. Markov A. V. Proizvodstvenno-obrazovatel'nye klastery v Belarusi. Aktual'nye problemy biznes-obrazovaniya: materialy XIV Mezhdunar. nauch.-praktich. konf., 16–17 apr. 2015 g., Minsk / Bel. gos. un-t, In-t biznesa i menedzhmenta tehnologiy. Minsk, 2015. S.162–167

6. Prilozhenie 2 k strategii privlecheniya pryamyh inostrannyh investiciy v Respubliku Belarus' na period do 2015 goda [Elektronnyy resurs]. Sistem. trebovaniya: AdobeAcrobatReader. URL: www.government.by/upload/docs/fileaaec28e03042f52d.PDF (data obrascheniya: 28.12.2015)

7. Borzdova T.V. Innovacionnye klastery v Respublike Belarus': vozmozhnosti formirovaniya. [Elektronnyy resurs]. Sistem. trebovaniya: AdobeAcrobatReader. URL: http://www.e-edu.by/main/departments/realestate/staff/borzdova/publications/2-22.pdf (data obrascheniya: 07.02.2016)

8. Koncepcii formirovaniya i razvitiya innovacionno-promyshlennyh klasterov v Respublike Belarus', utverzhdennaya postanovleniem Soveta Ministrov RB № 27 ot 16.01.2014. [Elektronnyy resurs]. URL:www.ekonomist.by/news/show/11467 (data obrascheniya: 12.03.2016)

9. Dzhinzhdoliya, A.F. Razvitie predprinimatel'stva v obrazovatel'noy sfere v ramkah gosudarstvenno-chastnogo i social'nogo partnerstva v usloviyah ekonomiki znaniy: monografiya/ A.F. Dzhindzholiya, I.A. Morozova, L.S. Shahovskaya, M.N. Mysin; pod obsch. red. L.S. Shahovskoy; VolgGTU. Volgograd, 2015. 160 s.

10. Ickovic G. DNK innovacionnogo razvitiya// Ekspertnyy sayt vysshey shkoly ekonomiki [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.opec.ru/1335337.html (data obrascheniya: 02.12.2015)

11. Troynaya spiral' professora Genri Ickovica. [Elektronnyy resurs]. URL: http://izvestia.ru/news/370024 (data obrascheniya: 17.11.2015)

12. Inkovic G. Model' troynoy spirali//Innovacionnaya Rossiya №4, 2011.

13. Grudzinskiy A.O., Bednyy A.B. Transfer znaniy – funkciya innovacionnogo universiteta// Vysshee obrazovanie v Rossii. 2009. №9. S.66–71


Login or Create
* Forgot password?