RECREATING ART-HISTORICAL IMAGE OF THE «RED ZONE» INTERIOR IN THE MALY THEATRE
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article deals with a unique monument of history and culture, dating back to the era of classicism and playing an important role in the historical context and architectural ensemble of Moscow. The restoration processes of facades and interiors in 2013-2016 of the Academic Maly Theater of Russia, which is an object of cultural heritage of federal significance, are studied. The history of construction, the problems of uneven precipitation of the building and its stabilization are considered. In the process of restoration work, within the framework of supervision, scientific and methodological guidance, there is an opportunity for additional research, which in turn allows recreating a single artistic ensemble of the theater's interiors belonging to the so-called "red zone". The issues of recreating the author's coloristic solution of the auditorium, the painting of the ceiling and the auditorium border are reviewed in detail. They are the dominant of interior with unique features and undoubted monument of decorative and applied art of the middle of the XX century. In the process of repair works, the overall coloristic style of the premises has changed to simplification. Apparently, this is due to the fact that repair works were carried out by economic services, often without attaching importance to the coloristic nuances. The significance of interdisciplinary approach in restoration is emphasized.

Keywords:
theatres, restoration, color, painting, interior, adaptation of cultural heritage
Text
Publication text (PDF): Read Download

Историческое здание Государственного Малого Академического театра России на Театральной площади в Москве – уникальный объект культурного наследия (памятник истории и культуры), восходящий к эпохе классицизма и играющий важную роль в историческом контексте и архитектурном ансамбле Москвы.

Так называемая «первоначальная объемная композиция», на самом деле сложилась  в три этапа (с 1821 по 1871 год) и в создании этого памятника участвовало несколько равноправных авторов.

0002

Рис. 1. План площади при Петровском театре,
 высочайше одобренный 10 ноября 1821 года,
 арх. И.О. Бове

Так, два главных фасада здания, по Театральной площади и по Театральному проезду, восходят к проектам знаменитого О.И. Бове. Позднее, в 1838-39 годах, «Первый Малый театр» (Театр Варгина), за исключением фасадов был «поглощен» объемом Нового Каменного Малого театра: К.А. Тон кардинально перестроил «Театр Варгина», сохранив фасады Бове, добавил «Новый флигель» по Неглинному проезду и вписал зрительный зал и сцену Нового театра во внутреннее пространство «покоя», образованное тремя объемами. Однако, окончательное сложение Малого театра с хрестоматийной симметричной композицией главного фасада по Театральной площади, произошло к 1871 году, после пристройки к Малому театру «Декорационного сарая» по проекту архитектора императорских театров А. Никитина.

Последняя масштабная реконструкция театрального здания была проведена в период с 1939 г. по 1948 г. под руководством инженера А.Н. Попова и архитектора-художника А.П. Великанова, в ходе которой была перестроена сцена, изменены конструкции и интерьеры зрительного зала, внесены изменения в планировку и декоративную отделку фасадов здания, а также, отделку парадных залов и артистической части. Работы по усилению свай основания были выполнены под руководством инженера И.И. Флоринского.

5887562428772

Рис. 3. Вид Театральной площади. Фото конца 40-х гг XX века из архива ГАМТ

Тем не менее, процесс неравномерной осадки здания продолжался, и в конце 80-хх гг. XX в. была предпринята еще одна попытка стабилизировать здание (фирма «Бауэр» работы по усилению фундаментов).

Последние годы отмечены серией постоянно идущих ремонтов, направленных на поддержание технического состояния театрального здания.

Таким образом, реконструкция начала XXI века, должна была решить накопившиеся проблемы Малого театра. При этом, осознавая жизненную необходимость именно реконструктивных работ, важно было соблюсти баланс и «остаться в рамках» научной реставрации для тех элементов здания, которые были определены в предмете охраны, как особо ценные. Руководствуясь именно этими соображениями все интерьеры зрительской части,  директорской зоны и некоторые артистические помещения вошли в состав «красной (реставрационной) зоны». Фасады также вошли в этот список.

Итак, широкомасштабные работы были завершены к концу 2016 года и включали весь спектр реконструктивных (усиление и стабилизация конструкций, освоение подвального и чердачного пространств), реставрационных (реставрация и воссоздание утраченных элементов исторического интерьера и фасадов, предметов обстановочного комплекса) мероприятий. Принципиально переработана и внедрена новая концепция работы всех инженерных систем.

Необходимость таких работ обусловлена серьезным массивом проблем, которые накапливались десятилетиями и явились результатом сложной строительной истории театра.

Одно из самых полных натурных исследований в интерьерах Государственного Академического Малого тетра России проведено в 2006 году специалистами ФГУП «Институт по реставрации памятников истории и культуры «СПЕЦПРОЕКТРЕСТАВРАЦИЯ». К сожалению, не все помещения удалось обследовать, поскольку объем работ был ограничен условиями текущего реставрационного ремонта. Сами авторы признавали тот факт, что исследование не было исчерпывающим и надеялись на возможность продолжения. Либо, как отдельной научно-исследовательской работы, либо как работы, проводимой в рамках авторского надзора и научно-методического руководства и сопровождающей проведение ремонтно-реставрационных работ. Авторы особенно отмечали тот факт, что живописный плафон, живопись верхнего откоса проема сцены, главные ложи с кулуарами, потолки бельэтажа, фойе, главные лестничные всходы и Щепкинское фойе остались необследованными. Тем не менее, на основании исследований по основным помещениям, можно сделать достаточно верные выводы об их первоначальном виде и дальнейшем колористическом развитии. Эти исследования и послужили основой для соответствующего раздела проекта, в котором разработаны принципы воссоздания художественно-исторического образа интерьеров «красной зоны» ГАМТ.

В процессе производства реставрационных работ, в рамках авторского надзора и научно-методического руководства, появилась возможность дополнительных исследований, что в свою очередь позволило воссоздать единый художественный ансамбль интерьеров театра, относящихся, к так называемой «красной зоне».

588756210b045.jpg

Рис. 3. Чертеж живописного плафона зрительного зала. Арх. А.П. Великанов. Архив ГАМТ

Художественная роспись плафона и падуг зрительного зала является интерьерной доминантой и несомненным памятником декоративно-прикладного искусства середины XX века. Специалистами ФГУП «СПЕЦПРОЕКТРЕСТАВРАЦИЯ» при визуальном обследовании уже в 2006 году отмечалась жизненная необходимость серьезного обследования и тщательной реставрации и консервации не только живописи и холста, но самого деревянного основания – «деки».

В процессе производства реставрационных работ в интерьерах зрительного зала представилась уникальная возможность обследования деревянной деки и живописного убранства непосредственно с лесов.

Живопись плафона потолка зрительного зала выполнена по холсту, который, в свою очередь наклеен на плоское деревянное перекрытие (акустическую деку). Живописное убранство потолка представляет собой треугольники с театральными масками над сценой, остальное же пространство потолка визуально разбито на 8 секторов, стремящихся к центру, в которых строго диагонально расположена растительно-орнаментальная декоративная живописная композиция, выполненная в технике «гризайль». Живопись выполнена в тепло-бежевой гамме масляными красками.

Центральная арка над сценой обрамлена декоративной живописью в технике «гризайль», и представляет собой имитацию лепного декора. Живопись выполнена по холсту, наклеенному на штукатурную основу. По периметру потолка проходит падуга, украшенная фризом с изображением грифонов, которая так же выполнена в технике «гризайль» на красно-бордовом фоне.

Декоративная падуга отделена от потолка и стен профилированными деревянными элементами. Нижний карниз написан в той же технике. Сама живопись выполнена по криволинейным поверхностям.

Кроме визуального обследования проведены микологические и химико-технологические исследования подосновы, холста, грунта, красочных слоев и лаков. Выявлен значительный уровень микологического повреждения материалов отделки интерьеров зрительного зала. Выяснилось, что декоративный вид живописи плафона находится в неудовлетворительном состоянии, в разной степени интенсивности утрачены прочностные характеристики живописи. Необходимо особенно отметить, что состояние живописи плафона было плохим не только с точки зрения утраты внешнего экспозиционного или демонстрационного вида, подлинности или не подлинности, но и с точки зрения физического состояния холста и деревянной основы под холстом: длинные и широкие вспучивания, смятость, наслоение, разрывы живописи и др. Все эти проблемы возникли из-за неудовлетворительного состояния деревянной основы и многочисленных поновлений красочных слоев друг на друга.

Существенные физические повреждения холста живописного плафона в сочетании с необходимостью реставрационных работ по деревянному основанию (акустической деки) подтолкнули к принятию трудного решения: проводить реставрацию живописи не «на месте» а в условиях мастерской. Это решение относилось только к живописному плафону. Живописное убранство портала сцены, падуга реставрировались непосредственно с лесов, для чего в зрительном зале созданы особые условия ТВР.

 

003_ Работы по антисептированию.jpg

Рис. 4. Состояние холста и основания.
Микологические повреждения. Работы по биоцидной обработке штукатурного основания.
Фото 2015 года

 

После проведенных противоаварийных и консервационных работ по живописному плафону, которые проводились «на месте», холст был разрезан на 10 фрагментов, намотан на специально изготовленные валы и перевезен в реставрационные мастерские.

Параллельно с работами по реставрации живописного убранства шли работы по воссозданию утраченного колористического решения зрительного зала.

Проведенное частичное натурное обследование доступных на тот момент интерьеров (ФГУП «Спецпроектреставрация», 2006 год), блестяще выполненное художником-реставратором Чепурным А. С., дополнено обследованиями, проведенными, в том числе и автором данной статьи, в рамках авторского надзора и научно-методического руководства. Выяснилось, что в процессе производства ремонтных работ общая колористическая стилистика помещений медленно, но верно изменилась в сторону упрощения. Это, вероятно, обусловлено тем, что ремонтными работами, в основном занимались хозяйственные службы, часто не придавая значения колористическим нюансам.

Для решения данной задачи, вся накопленная к этому времени информация по колористике интерьеров Малого театра проанализирована и на основе полученных материалов выполнены контрольные выкраски. Кроме того, один цвет предлагался к согласованию в количестве четырех-пяти оттенков. Выбранные оттенки постоянно сопоставлялись с расчищенным и отреставрированным живописным убранством зрительного зала, поскольку только таким способом, можно добиться целостного ансамбля. Кроме того, учитывался также и цвет тканевой «одежды зала», интенсивность и оттенок электрического освещения, позолота, цвет паркета и мебели. Материал для финального согласования представлял собой полностью открашенный фрагмент всех элементов интерьера того или иного помещения. И даже на этой стадии, некоторые цветовые нюансы были откорректированы. В частности, все внутренние двери лож выкрашены в цвет стен, для исключения цветовых рефлексов. Архивные фотографии подтвердили правильность данного подхода.

 

008_Воссоздание живописи в местах утрат.jpg

Рис. 5. Работы по реставрации живописи.
 Фото 2015 года

Благодаря уникальной возможности изучения высококлассного исследовательского материала коллег, сопоставления этого материала с новыми исследованиями, проведенными в рамках авторского надзора и научно-методического руководства, удалось воссоздать единый художественный ансамбль зрительного зала Государственного Академического Малого театра России.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

References

1. Pokrovskaya Z.K. Osip Beauvais [Osip Bove]. M.: Stroiizdat, 1999. Pp. 132–136 p. (rus)

2. Krasheninnikov A.F. Architects of Moscow in the time of baroque and classicism [Zodchie Moskvy vremeni barokko i klassicizma]. M.: Pro-Congress-Tradition, 2004. 41 p. (rus)

3. Vinogradov V.A. (under ed.) Moscow is 850 years old [Moskva 850 let.]. Anniversary edition of the government of Moscow. 1 volume. M.: AO Moscow textbooks. Pp. 279–280. (rus)

4. Ikonnikov A.V. Stone chronicle of Moscow [Kamennaya letopis' Moskvy]. M.: Mosk. Worker, 1978. Pp. 121–122. (rus)

5. Project documentation. 2, book. 6, part 5 “Field studies of painting in the interior of the auditorium and lobby” [«Naturnye issledovaniya pokrasok v inter'erah zritel'nogo zala i kuluarov»]. Code 1383. M.: Federal State Unitary Enterprise “Special Project Restoration”. 2006. (rus)

6. Ilvitskaya S.V., Danilenko I.A., Okhlyabinin S.D. Glossary of architectural and construction terms and scientific definitions in the field of history of architecture and restoration of architectural monuments [Glossarij arhitekturno-stroitel'nyh terminov i nauchnyh definicij v oblasti istorii arhitektury i restavracii pamyatnikov arhitektury]. Moscow, GUZ. 2015. 156 p. (rus)


Login or Create
* Forgot password?