student
VAC 05.17.00 Химическая технология
VAC 05.23.00 Строительство и архитектура
UDK 33 Экономика. Экономические науки
Now the modern agriculture of Russia functions in very difficult, social and economic conditions that affects the economic and social sphere of the country. In these conditions state regulation becomes objectively necessary measure vital for preservation of society. In this article influence of state regulation on indicators of agricultural production in Russia is considered. After very long stagnation the agriculture of Russia became active to renew, since 2000. Thanks to complex, system support from the state investments, new technologies, effective managers came to branch. As the proof of that positive results served in production of main types of agricultural production, such as grains, potatoes, vegetables and meat. To it essential inflow of financing from the consolidated budget of the country was an incitement. Growth of total amount of gross output is result of such changes. Thanks to complex support of agricultural branch from the state at the expense of state programs development and improvement of branches is predicted.
Regulation, analysis, agricultural production, state, state programs, grants
Переход к рыночной экономике сопровождался глубоким кризисом инвестиционной сферы, который выразился в резком снижении инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности, особенно в реальном секторе экономики. Это отрицательно сказалось на формировании и развитии материально-технической базы сельского хозяйства и других отраслей; на резком снижении производительности труда и конкурентоспособности отечественной продукции.
Сложившиеся темпы инвестиционного развития в России нельзя признать удовлетворительными, а отставание отечественного сельского хозяйства от развитых стран мира настолько велико, что без принятия крупномасштабных мер государственного значения его преодоление будет невозможно. В сельское хозяйство, несмотря на сезонный характер производства, вкладывается инвестиций в 2,4 раза меньше, чем в промышленность в расчете на объем продукции [1].
Сложившаяся неблагоприятная инвестиционная политика по отношению к предприятиям агропромышленного сектора значительно замедляет как темпы разработок методических рекомендаций, учитывающих уникальность этого производства, так и внедрение уже имеющихся положений по анализу капитальных вложений, что естественно отрицательно влияет на эффективность привлечения и использования инвестиций в; этой и сопряженных отраслях.
Сегодня отечественные экономисты вслед за зарубежными коллегами рассматривают инвестиции как долгосрочные вложения капитала в различные сферы экономики, инфраструктуру, социальные программы, охрану среды как внутри страны, так и за рубежом с целью развития производства, социальной сферы, предпринимательства, увеличения прибыли [2].
На данный момент в Российской Федерации разработана государственная инвестиционная программа «Развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы» [3].
В данной программе разработано множество подпрограмм подразумевая под собой поддержку под отрасли растениеводства, животноводства, развитие мясного скотоводства, так же поддержка малых форм хозяйствования, и развитие сельских территорий, такие как:
- подпрограмма 1 «Развитие под отрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства»;
- подпрограмма 2 «Развитие под отрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства»;
- подпрограмма 3 «Развитие мясного скотоводства»;
- подпрограмма 4 «Поддержка малых форм хозяйствования»;
- подпрограмма 5 «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие»;
- подпрограмма 6 «Обеспечение реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы»;
- подпрограмма 7 «Развитие овощеводства открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства»;
- подпрограмма 8 «Развитие молочного скотоводства»;
- подпрограмма 9 «Поддержка племенного дела, селекции и семеноводства»;
- подпрограмма 10 «Развитие оптовораспределительных центров и инфраструктуры системы социального питания»;
- подпрограмма 11 «Развитие финансово-кредитной системы агропромышленного комплекса».
Государственная программа «Развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» разработана в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 29 декабря 2006 года №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», так же базируется на концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1662 – р, доктрине, стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012 г. №559 – р, концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденный распоряжением правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. №2136 – р, государственной программе на 2008 – 2012 годы, а так жена ряде других федеральных и ведомственных целевых программ по проблемам развития агропромышленного комплекса страны [4].
Агропромышленный комплекс и его базовая отрасль – это и есть сельское хозяйство, являющееся системообразующей экономикой страны, формирующей агропродовольственный рынок, продовольственную и экономическую безопасность, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий.
Прогноз реализации государственной программы основывается на достижении значений ее основных показателей (индикаторов), а также частных индикаторов реализации подпрограмм и федеральных целевых программ, включенных в государственную программу [5].
Прогнозируемые объемы производства продукции сельского хозяйства и пищевых продуктов по большинству их видов позволят (с учетом допустимого импорта) обеспечить питание населения страны по рациональным нормам (кроме молока, плодов и фруктов) и достичь пороговых значений показателей, определенных доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной указом президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. №120 [6].
Одновременно возрастут ресурсы для экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Кроме зерна и продуктов его переработки на внешний рынок страна сможет экспортировать сахар растительное масло, а также продукцию животноводства.
В результате реализации государственной программы будет обеспеченно достижение установленных значений по большинству основных показателей доктрины.
В результате удельный вес российской продукции в общих ресурсах (с учетом структуры переходящих запасов) составит:
- зерна – 99,7 %;
- свекольного сахара – 93,2 %;
- растительного масла – 87,7 %;
- картофеля – 98,7 %; мяса и мясопродуктов – 91,5 %;
- молока и молочных продуктов – 90,2 %.
Валовой сбор зерна повысится к 2020 г. до 115 млн. тонн против 85,2 млн. тонн в среднем за 2006 – 2010 г.г., или на 34,97 %, сахарной свеклы – до 41 млн. тонн против 21,7 млн. тонн, или на 51,2 %. Этому будут способствовать меры по улучшению использования земель сельскохозяйственного назначения, обеспечению развития элитного семеноводства.
Производство скота и птицы (в живой массе) к 2020 г. возрастет по сравнению с 2010 г. до 14,1 млн. тонн, или на 33,3 %, молока – до 38,2 млн. тонн, или на 19,9 %. Основной прирост будет получен за счет роста продуктивности скота и птицы на основе улучшения породного состава. Среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве увеличится до 22,5 тыс. рублей, или до 55 % среднего ее уровня по экономике страны. Для этих целей предполагается обеспечить ежегодный прирост инвестиций в сельское хозяйство в размере 4,5 %, создать условия для достижения уровня рентабельности в сельскохозяйственных организациях не мене 10–15 % (с учетом субсидий).
Реализуются меры по расширению лизинга, организации страхования, введению механизма закупочных и торговых интервенций, защите отечественного рынка от необоснованного импорта, особенно сахара и мяса, финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей, привлечению инвестиций в АПК. Приняты базовые законы о земельных отношениях, «О личном подсобном хозяйстве», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и др.
Вместе с тем применяемых мер государственной поддержки сельскохозяйственного товаропроизводителя недостаточно. Необходима целенаправленная работа по экономическому оздоровлению сельского хозяйства страны.
Таблица 1
Объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы «Развития сельского хозяйства
и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
на 2013 – 2020 годы», млн. руб.
Год |
Млн. рублей |
В % к прошлому году |
В % к общему объему инвестиций |
2013 |
197 671,64 |
- |
9,30 % |
2014 |
170 150,18 |
86,08 % |
8,00 % |
2015 |
187 864,11 |
110,41 % |
8,84 % |
2016 |
258 139,95 |
137,41 % |
12,14 % |
2017 |
300 227,19 |
116,30 % |
14,12 % |
2018 |
324 028,08 |
107,93 % |
15,24 % |
2019 |
337 775,17 |
104,24 % |
15,89 % |
2020 |
350 363,55 |
103,73 % |
16,48 % |
Итого: |
2 126 219,89 |
- |
100,00 % |
Как видно из выше приведенных данных в проценте к общему объему инвестиций, выделенных на реализацию государственной программы, сумма инвестиций с каждым годом увеличивается. Наибольшая сумма инвестиций на реализацию программы в 2020 году и составит 350 363,55 млн. рублей или 16,48 % от общей суммы ассигнований.
Проанализировав данные таблицы 2, можно сделать вывод, что наибольшая доля бюджетных ассигнований Программы приходится на развитие растениеводства, что составляет более 25%, наибольшая сумма поддержки растениеводства планируется на 2020 год. Наименьшая доля бюджетных ассигнований приходится на подпрограмму «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие», около 1,5%, для развития и усовершенствования отрасли сельского хозяйства этого явно недостаточно.
Рассмотрим экономические показатели действия государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в 2014-15 году.
Валовые сбор зерна в Российской Федерации в 2014 году, по предварительным данным, составил 103,8 млн. тонн, что на 12,4% больше уровня предыдущего года.
В 2014 году снизился валовый сбор основных технологических культур: сахарной свеклы (на 16,8%) и семян подсолнечника (на 17,0%), что обусловлено снижением урожайности этих культур, а также сокращением убранных площадей подсолнечника (на 8,0%) по сравнению с уровнем предыдущего года. Валовые сборы картофеля и овощей увеличились на 3,0% и 2,3% соответственно за счет роста урожайности. Производство льноволокна сократилось (на 2,7%) за счет снижения убранных площадей (на 10,0%) при росте урожайности (на 8,2%).
Основными производителями зерна и технических культур все так же остаются сельскохозяйственные организации, доля которых в производстве зерна в 2014 году составила 73,8%, подсолнечника – 70,1%, сахарной свеклы – 88,9%.
Крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями в 2014 году собрано 25,4% от общего сбора зерна в хозяйствах всех категорий, сахарной свеклы 10,5%, подсолнечника – 29,5%.
Производство картофеля и овощей в основном сосредоточенно в хозяйствах населения, которыми в 2014 году, выращено 80,1% общего сбора картофеля и 69,3% овощей.
На конец декабря 2014 года, поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех сельхозпроизводителей, по расчетам, составляло 19,1 млн. голов (на 2,2% меньше чем в 2013 году), в т.ч. коров – 8,4 млн. (на 2,5% меньше), свиней – 19,4 млн. (на 1,7% больше), овец и коз – 24,3 млн. (сохранилось на уровне предыдущего года), птицы – 518,5 млн. голов (на 4,8% больше).
В 2015 году в хозяйствах всех категорий, по расчетам, увеличилось производство скота и птицы на убой (в живом весе), молока и яиц – практически не изменилось.
Таблица 2
Распределение бюджетных ассигнований Программы «Развития сельского хозяйства
и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
на 2013 – 2020 годы»
Программы |
Год |
Итого: |
|||||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
||
Растениеводство |
67 467,5 |
39 288,1 |
51 838,5 |
61 678,5 |
75 239,6 |
81 801,5 |
87 274,4 |
90 802,8 |
555 391,2 |
Животноводство |
72 313,4 |
57 449,2 |
30 708,8 |
40 033,8 |
39 785,1 |
37 931,8 |
35 157,5 |
33 066,8 |
346 446,7 |
Мясное скотоводство |
4 903,4 |
6 737,8 |
6 948,9 |
9 348,1 |
10 787,5 |
11 649,8 |
12 566,6 |
13 606,6 |
76 548,6 |
Поддержка малых форм хозяйствования |
8 620,0 |
8 189,0 |
9 760,0 |
15 795,9 |
17 911,5 |
17 239,4 |
18 155,2 |
18 609,2 |
114 280,2 |
Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие |
5 300,0 |
1 900,0 |
3 144,5 |
4 106,5 |
4 157,5 |
4 277,6 |
4 333,8 |
4 389,8 |
31 609,8 |
Овощеводство |
- |
- |
5000 |
|
|
79,8 |
7718,9 |
7784,8 |
43039,6 |
Развитие молочного скотоводства |
- |
- |
24223,9 |
34316,9 |
42275,1 |
45425,5 |
49333,3 |
51826,3 |
247401,1 |
Развитие племенного дела, селекции, семеноводства |
- |
- |
7190,2 |
12706,6 |
14189,4 |
14211,9 |
14436,5 |
14600,0 |
77334,7 |
Развитие системы социального питания |
- |
- |
2433,9 |
10310,1 |
14202,5 |
15816 |
17034,3 |
19482,3 |
79279,0 |
Развитие финансово-кредитной системы АПК |
2000 |
- |
- |
11200 |
11300 |
20900 |
21600 |
21700 |
88700 |
Обеспечение реализации государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы. |
21429,4 |
37393,6 |
24044,9 |
25492,5 |
29825,5 |
29431 |
30238,2 |
31175,6 |
229031,0 |
Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года. |
- |
11292,5 |
13992,5 |
16129,17 |
20277,5 |
23097,7 |
25875,9 |
28945 |
139610,3 |
Развитие мелиоративных земель сельскохозяйственного назначения на 2014-2020 г. |
- |
7899,8 |
8577,8 |
9980,7 |
12560,7 |
14465,8 |
14050,4 |
14374,2 |
81909,6 |
В сельскохозяйственных организациях в 2015 году по сравнению с 2014 годом, производство скота и птиц на убой (в живом весе) выросло на 4,3 % (в 2014 г. по сравнению с 2013 г. на 10,5 %), молока – на 0,1 %, яиц – уменьшилось на 0,1 % (снизилось на 1,6 %).
Надои молока на 1 корову в сельскохозяйственных организациях в 2014 году составили 4962 килограмма против 4644 килограмма в 2015 году, яйценоскость кур-несушек в сельскохозяйственных организациях – 310 штук яиц против 305 штук год назад.
В 2015 году возросла продажа основных продуктов сельского хозяйства всеми сельхозпроизводителями. В хозяйствах всех категорий, по расчетам, реализовано по всем каналам 54,0 млн. тонн зерна, 2,2 млн. тонн картофеля, 2 млн. тонн овощей, 8,9 млн. тонн скота и птицы (в живом весе), 13,4 млн. тонн молока, 28,6 млн. штук яиц.
Таблица 3
Валовые сборы и урожайность основных, сельскохозяйственных культур
Культуры |
Год |
2015 в % к 2014 году |
||
В среднем за 2010-2014 гг. |
2014 |
2015 |
||
Зерно |
||||
валовый сбор, млн. тонн. |
83,1 |
92,4 |
103,8 |
112,4 |
урожайность, ц с 1 га. Урожайной площади. |
20,7 |
22 |
24,1 |
109,5 |
Сахарная свекла |
||||
валовый сбор, млн. тонн. |
35,8 |
39,3 |
32,7 |
83,2 |
урожайность, ц с 1 га. Урожайной площади. |
361 |
442 |
364 |
82,3 |
Подсолнечник |
||||
валовый сбор, млн. тонн. |
8 |
10,6 |
8,8 |
83 |
урожайность, ц с 1 га. Урожайной площади. |
12,6 |
15,5 |
14 |
90,3 |
Льноволокно |
||||
валовый сбор, млн. тонн. |
43 |
39 |
38 |
97,3 |
урожайность, ц с 1 га. Урожайной площади. |
8,6 |
8,5 |
9,2 |
108,2 |
Картофель |
||||
валовый сбор, млн. тонн. |
28,9 |
30,2 |
31,1 |
103 |
урожайность, ц с 1 га. Урожайной площади. |
134 |
145 |
149 |
103,2 |
Овощи |
||||
валовый сбор, млн. тонн. |
13,9 |
14,7 |
15 |
102,3 |
урожайность, ц с 1 га. Урожайной площади. |
202 |
214 |
218 |
102,1 |
Таблица 4
Производство основных видов продукции животноводства за 2014-2015 г.г.
Показатели |
Год |
Отклонение 2015 г. в % к 2014 г. |
|
2014 |
2015 |
||
Скот и птица на убой (в живом весе), млн. тонн. |
12,18 |
12,7 |
104,3 |
Молоко, млн. тонн. |
30,57 |
30,6 |
100,1 |
Яйца, млрд. штук |
41,34 |
41,3 |
99,9 |
Таблица 5
Объем реализации основных сельскохозяйственных продуктов за 2014-2015 года, млн. тонн
Показатели |
Год |
Отношение 2015 г. в % к 2014г. |
|
2014 |
2015 |
||
Зерно |
40,66 |
54 |
124,7 |
Семена подсолнечника |
5,076 |
5,4 |
106 |
Сахарная свекла |
29,42 |
27,6 |
93,4 |
Картофель |
2,31 |
2,2 |
94,9 |
Овощи |
1,84 |
2 |
108,1 |
Скот и птица (в живом весе) |
8,25 |
8,9 |
107,3 |
Молоко |
12,97 |
13,4 |
103,2 |
Яйца, млрд. шт. |
28,63 |
28,6 |
99,9 |
Выводы. Сельское хозяйство России в данный момент находится на пороге возобновления объемов производства. Для того чтобы сельхозтоваропроизводители активно развивались, набирали мощность в производстве отечественной продукции, а также становились конкурентоспособными с заграничной продукцией, необходимо государственное регулирование деятельности предприятий на основе государственных программ, дотаций.
На данный момент в России действует программа «Развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы» в которой наибольшая доля бюджетных ассигнований направленна на развитие растениеводства, более 25 %, из которой наибольшая сумма планируется в 2020 году. Наименьшая доля бюджетных ассигнований приходится на развитие технической и технологической модернизации, а также инновационного развития, 1,5 %, чего явно будет недостаточно, так как от этого зависит обновление машинотранспортного парка, применение новых технологий, усовершенствований в производстве.
На данный момент в сельском хозяйстве России можно выделить несколько проблем, в отросли растениеводства и животноводства, такие как:
1. В растениеводстве предстоит освоить интенсивные технологии, базирующиеся на новом поколении тракторов и сельскохозяйственных машин, увеличить объемы внесения минеральных удобрений, осуществить переход на посев семян перспективных высокоурожайных сортов и гибридов. В отношении отдельных культур необходимо существенное расширение посевных площадей.
2. В животноводстве решении задачи ускоренного производства мяса и молока позволит повысить уровень потребления населения этих продуктов при одновременном их импортозамещении. Это связанно с оптимистическими тенденциями развития свиноводства и птицеводства.
1. Bokusheva R., Valentinov V. Osobennosti investicionnoy aktivnosti sel'sko-hozyaystvennyh predpriyatiy // APK: ekonomika, upravlenie. 2008. № 2. S. 51-54.
2. Orlova E.R. Investicii: kurs lekciy - 3-e izd. - M.: Omega-L, 2006, 207 s.
3. http://mcx.ru/navigation/docfeeder/show/342.htm.
4. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 14.07.2012 № 717 (red. ot 19.12.2014) «O Gosudarstvennoy programme razvitiya sel'skogo hozyaystva i regulirovaniya rynkov sel'skohozyaystvennoy produkcii, syr'ya i prodovol'stviya na 2013–2020 gody» // Kosul'tantPlyus.
5. Vodyannikova V.T. Ekonomika sel'skogo hozyaystva. M.: Izd. KolosS, 2008. 388 s.
6. Mazolev V.Z. Gasiev P.E. Formirovanie investicionnoy politiki v APK // Ekonomika sel'skogo hozyaystva i pererabatyvayuschih predpriyatiy. 2010. № 11. S. 54.