pozdnikova@mail.ru, Russian Federation
This article addresses the problem of moral choice in relation to adolescence. An analysis of the study of the phenomenon of moral dilemma in various fields of science, both in the works of Russian scientists and foreign ones is given. The psychological mechanism of committing moral actions is described. The tasks of the general education school and the family in matters of spiritual and moral education of the younger generation are defined. The peculiarities of manifestation in adolescents of moral qualities and moral behavior, namely, goodwill, honesty, truthfulness, patience, mercy, sympathy, etc., are revealed. consciousness, education and development of moral feelings. The significance of the process of developing the skills and habits of moral behavior, raising the culture of behavior is indicated.
moral choice situation, moral dilemma, moral standards, situation of moral conflict, spiritual and moral education, adolescence
Для современного общества характерна тенденция обострения нравственных проблем. Особенно актуален этот вопрос среди молодежи. Подростковый возраст один из сложных этапов в развитии личности. Именно в этот возрастной период ребенок в полной мере начинает осознавать всю широту, многообразие и сложность происходящих социальных явлений. Возникает множество ситуаций, требующих принятия ответственного решения. Перед подростком встают задачи определиться, какой линии поведения придерживаться, что выбрать эгоизм или гуманизм, доброту и всепрощение или жестокость; милосердие, сострадание, чуткость или равнодушное отношение к другому человеку; дружбу и товарищеский долг или ссоры, вражду и предательство; интеллигентность или хамство и т.д. Очень часто выбор какого-либо решения в подобных ситуациях может идти вразрез с моральными нормами, предписаниями, характерными для данного социального континуума. Затруднительность такого нравственного выбора свидетельствует о том, что человек столкнулся с моральной дилеммой. В подростковом возрасте моральный выбор осложняется тем, что для молодых людей большое значение имеет мнение окружающих его сверстников. Пути и способы решения ситуаций морального выбора находятся в прямой зависимости как от уровня развития социума, так и от степени сформированности духовно-нравственных качеств личности, от полноты объема интериоризованных моральных ценностей.
В процессе принятия решения в ситуации морального выбора, т.е. когда возникает нравственная дилемма с затрагиванием личных интересов, происходит при взаимодействии когнитивных и эмоционально-личностных качеств личности подростка. Обратившись к толковому словарю С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой, мы видим, что под дилеммой понимается «положение, при котором выбор одного из двух противоположных решений одинаково затруднителен» [1]. Среди научных исследований можно встретить множество публикаций, посвященных проблеме решения моральных дилемм. Так, в своей работе И.М. Созинова, И.И. Знаменская, Ю.И. Александров описывают экспериментальное диагностирование детей разного возраста, в ходе которого представляются результаты конкретных примеров принятия решений в ситуациях моральных дилемм [2].
Условия решения моральных дилемм, а также факторы, сопутствующие этому процессу, определяет С.В. Молчанов [4]. К таковым ученый относит: социально-психологические условия, личностные особенности, уровень развития мыслительных процессов и связанные с ним атрибутивные процессы, а также ситуативные факторы и структурные и содержательные особенности таковых ситуаций нравственного выбора.
С философской точки зрения данная проблема также анализируется. В частности, А.В. Разин [3] настаивает на том, что необходимо учитывать определенные особенности в условиях моральной дилеммы. А именно, возникновение ситуаций морального выбора: обусловлено в какой-то мере неучтенностью определенных обстоятельств, безответственным или в недостаточной степени ответственным отношением к ситуации и поступками людей; является доказательством несовершенства нашего социума.
Среди отечественных ученых, занимавшихся изучением моральной дилеммы как духовно-нравственной проблемы, можно выделить Ю.И. Александрова, К.Р. Арутюнову, А.А. Сычева, И.А. Колиниченко, Т.В. Корнилову, О.С. Маркову, О.А. Подольского и др.
В зарубежных исследованиях проблема нравственного поведения, поступков и морального выбора рассматривалась с позиций эмоциональной регуляции (Нэнси Айзенберг [5]), иерархии ценностных ориентаций (С.Х. Шварц, А. Барди [6]), динамики приоритетов личностных ценностей ( S. Juujarvi [7]), нравственной направленности в структуре личности (Gilligan C., Attanucci J. [8]), содержательности моральных дилемм (Wark G. R., Krebs D. L. [9]) и др.
Говоря о нравственном поведении, мы должны понимать его как основу нравственной культуры личности. Складывающаяся определенным образом жизненная ситуация, имеющая в основании нравственную альтернативу принятия решений, влечет за собой ее чувственно-эмоциональное переживание, за которым следует ее осмысление и определение мотивов собственного поведения. После такого нравственного осознания всех сложившихся условий происходит выбор и принятие решения, а волевой стимул личности способствует совершению поступка. Поступок, совершенный подростком, основан на его нравственном выборе и может соответствовать или не соответствовать этическим нормам. Из поступков складывается нравственное поведение, опирающееся на моральное осознание собственных действий, добросовестное исполнение своих обязанностей, самоуважение, осознание значимости своей личности и окружающего общества. Нравственное поведение является результатом свободного выбора школьника. Оно зависит от сформированных у него нравственных норм, качеств и принципов. Как известно, воспитание строится на отношениях, которые и формируют понятие ценности личностью. Их проявление отражается не только в поступках и поведении, но и в привычках, которые рефлексируются и эмоционально оцениваются личностью. В итоге вырабатываются жизненные навыки, присущие данному возрасту. Ситуации морального выбора всегда неоднозначны. Одним из самых сложных вопросов при оценке поступка выступает соответствие мотива и реального последствия морального выбора.
В условиях общеобразовательной школы возможно целенаправленное создание мотива поведения учащихся через опосредованное столкновение подростков с ситуацией морального выбора (на примерах других людей, произведений и т.п.). Подростки в условиях образовательного процесса подростков погружаются в ситуации морального конфликта с целью их духовно-нравственного воспитания. Так литературные произведения обладают богатым потенциалом в этом плане. Перед школьниками ставят задачу дать оценку нравственного выбора героев. Для анализа можно взять такие художественные произведения, как «Раковый корпус», «Матренин двор» (А.И. Солженицын), «Обмен» (Ю.В. Трифонов), «Убиты под Москвой» (К.Д. Воробьев), «Горячий снег» (Ю.В. Бондарев), «Сотников» (В.В. Быков), «Выбор Софии» (У. Стирон), «Тарас Бульба» (Н.В. Гоголь), «Отверженные» (В. Гюго), «Капитанская дочка» (А.С. Пушкин), «В лето 2430 от Р.Х.» (А. Азимов), «Поющие в терновнике» (К. Маккалоу), «Уроки французского» (В. Распутин), «Теплый хлеб» (К.Г. Паустовский), «Воскресенье», «Кавказский пленник» (Л.Н. Толстой). С остротой социальной и нравственной проблематики подростки соприкасаются в драматических произведениях «В день свадьбы», «В добрый час», «Вечно живые», «В поисках радости» (В.С. Розов), «Прошлым летом в Чулимске», «Утиная охота», «Старший сын», «Провинциальные анекдоты» (А.В. Вампилов). Правильно выстроенная работа на уроках с литературными произведениями позволит заложить прочный фундамент для формирования устойчивой положительной самостоятельности в различных видах деятельности и собственном поведении наряду с проявлением активной общественной и гражданской позиции. Знакомясь с героями произведений, школьники видят, что человек постоянно оказывается в ситуациях, когда приходится принимать то или иное решение. Им предстоит оценить поступок того или иного героя в конкретной ситуации, конкретной исторической эпохе, этот поступок в приложении его к современным условиям развития общества. Перед подростками ставится задача определить, какой из вариантов поведения является наиболее предпочтительным именно для него лично, опираясь на личные или общественные этические установки. Целесообразно поставить учащихся перед задачей собственного понимания ситуаций морального выбора. Среди методов духовно-нравственного воспитания в учебной деятельности можно выделить рассказ как форму словесного изложения материала; разъяснение как метод эмоционально-словесного воздействия; этическую беседу как метод привлечения обучающихся к обсуждению и анализу поступков, выработки нравственных оценок и моральных представлений, являющихся основой для формирования нравственных взглядов и убеждений; а также нравственный пример педагога.
Воспитательные ориентиры современного российского образования на духовно-нравственное становление личности обучающихся, опирающиеся на официальные документы, регламентирующие данное направление воспитательной деятельности, должны обеспечить формирование нравственного облика, чувств, позиции и поведения молодых людей. Одной из приоритетных задач сегодня в школе является воспитание человека нравственности и культуры. Духовно-нравственное воспитание подростков опирается на основы, заложенные ранее. Вопросы преемственности затрагивались в работах Х.А. Заникоевой, И.Р. Хагажеевой, И.Р. Поздняковой, И.В. Мищериной [10] и др.
Духовно-нравственное воспитание, реализуемое в стенах школы, должно иметь комплексный характер и быть ориентировано на достижение таких результатов, как: гуманное отношение к другим людям; сформированность субъектной позиции в жизни общества; приобретение опыта эмоционально-чувственного переживания и добровольной заботы об окружающих; интериоризацию жизненных ценностей подростком; положительное отношение к культурно-историческому наследию; стремление к саморазвитию в течение всей жизни. Помимо этого нужно отметить, что разнообразные программы и даже отдельные воспитательные мероприятия должны быть направлены на проявление у подростков нравственных качеств и морального поведения, а именно доброжелательности, честности, правдивости, терпения, милосердия, сочувствия и др. Как педагоги, так и родители должны способствовать формированию у детей трудолюбия, а также выработке привычки осуществлять полезную деятельность. Немаловажное значение имеет уважительное отношение к результатам труда других людей, ценностное отношение к окружающей среде. Заложенные в школе и дома основы духовно-нравственного воспитания помогут подросткам осуществить правильный моральный выбор в проблемной ситуации. Среди задач нравственного воспитания можно обозначить следующие: формирование нравственного сознания, воспитание и развитие нравственных чувств, выработка умений и привычек нравственного поведения, воспитание культуры поведения, а также выработка эталонов высокоморального поведения и формирование видения расхождений между сущим и должным.
Организация духовно-нравственного воспитания должна опираться на его социальную востребованность в жизни подростка, его семьи, других людей, общества. Интериоризация моральных норм о ценностях свидетельствует об успешной социализации личности. Своевременное социальное созревание происходит посредством добровольного и посильного включения подростка в решение проблем окружающего его социума и даже общества в целом. В результате этого процесса происходит и духовно-нравственное развитие ребенка. Своей содержательной полноты оно достигает в процессе интеграции с жизнью и реальными социальными проблемами, требующими решения, основанного на моральном выборе.
Можно сделать вывод, что встреча подростков с ситуацией морального выбора приводит к возникновению внутреннего противоречия, которое служит стимулом их личностного развития. Решение моральной дилеммы является важнейшим элементом духовно-нравственного воспитания и развития личности. Когнитивный и эмоциональный опыт принятия ответственных решений в условиях этической дилеммы создает основу для дальнейшего нравственного роста подростков.
1. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyy slovar' sovremennogo russkogo yazyka //M.: Az'. – 1995. – 907 s.
2. Sozinova I.M., Znamenskaya I.I., Aleksandrov Yu.I. Nravstvennoe otnoshenie k «chuzhomu» u detey 3-11 let. Reshenie moral'nyh dilemm: predubezhdeniya i predpochteniya // Teoreticheskaya i eksperimental'naya psihologiya. – 2013. – T. 6. – №1. – C. 44–57.
3. Razin A.V. Moral'nye dilemmy // Vestnik RUDN. Seriya: Filosofiya. – 2014. – №2. – S. 66–82.
4. Molchanov S.V. Usloviya i faktory resheniya moral'nyh dilemm v podrostkovom vozraste // Nacional'nyy psihologicheskiy zhurnal. – 2014. – №4 (16). – S. 42–51.
5. Eisenberg N. Emotion, regulation and moral development // Annual Reviews Psychological. – 2000, Vol. 51, No. 1, pp. 665-697.
6. Bardi A. & Schwarts S.H. Value hierarchies across cultures //Journal of Cross-Cultural Psychology. – 2001, Vol. 32, No. 2, pp. 268-290.
7. Juujarvi S. The ethics of care and its development. – Helsinki: University of Helsinki, 2003, 342 p.
8. Gilligan C., Attanucci J. Two moral orientations: Gender differences and similarities //Merrill-Palmer Quarterly. – 1988, Vol. 33, No. 3, pp. 223-237.
9. Wark G. R., Krebs D. L. The construction of moral dilemmas in everyday life //Journal of Moral Education. – 2000, Vol. 29, No. 1, pp. 5-21.
10. Pozdnyakova I.R., Mischerina I.V. O probleme preemstvennosti nachal'nogo i srednego obrazovaniya v processe formirovaniya lingvisticheskoy kompetencii lichnosti // Vserossiyskaya nauchno-prakticheskaya konferenciya Lichnost' v kul'ture i obrazovanii: psihologicheskoe soprovozhdenie, razvitie, socializaciya. – Stavropol'. – 2017. – №5. – S. 632–635.