ON THE ISSUE OF FORMATION OF THE COMPOSITION AND CONTENT OF EDUCATIONAL PROGRAMS OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION IN THE DIRECTION OF "INNOVATION MANAGEMENT"
Abstract and keywords
Abstract (English):
the existing approaches to the formation of the composition and content of educational programs in the specialty "Innovation Management" are considered. Taking into account the current trends in global innovation development, including in the framework of the Industry 4.0 model, an updated version of the composition and content of educational programs in the specialty Innovation Management has been proposed.

Keywords:
educational programs, specialty, innovation management
Text
Publication text (PDF): Read Download

В условиях ускорения научно-технического прогресса, все возрастающее значение приобретает образовательная специальность «Управление инновациями».

Содержание образовательной программы «Управление инновациями» («Инновационный менеджмент») нашло отражение в работах многих авторов, в том числе Акмаевой Р.И. [1], Алексеева А.А. [2], Балабанова В.С., Дудина М.Н. [3], Барышевой А.В., Балдина К.В., Ищенко М.М. [4], Беляева Ю.М. [5], Вишнякова Я.Д., Кирсанова К.А., Киселевой С.П. [6], Голубкова Е.П. [7], Горфинкеля В.Я., Базилевич А.И., Бобкова Л.В. [8], Грибова В.Д., Никитиной Л.П. [9], Дармиловой Ж.Д. [10], Ильенковой С.Д. [11], Кожухара В.М. [12], Кузнецова Б.Т., Кузнецова А.Б. [13], Медынского В.Г. [14], Мухамедьярова А.М. [15], Тебекина А.В. [16], Уколова В.Ф. [17], Фатхутдинова Р.А. [18], Якобсона А.Я. [19] и др.

Однако высокая динамичность процессов социально-экономического развития с упором на непрерывное обновление в условиях перехода от пятого технологического уклада к шестому [20] требует по-новому взглянуть на процессы подготовки кадров в вузе по специальности «Управление инновациями».

Рассмотрим этот вопрос с позиций ретроспективного анализа преподавания «Управление инновациями» в вузе.

Необходимо отметить, что первым полноценным шагом к развитию «Управление инновациями» как образовательной специальности применительно к экономическим специальностям можно считать содержание дисциплины «Инновационный менеджмент» в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по специальности 061100 «Менеджмент организации» [21].

Состав специальных дисциплин по специальности 061100 «Менеджмент организации» [21] и содержание дисциплины «Инновационный менеджмент» представлены на рис.1 и рис. 2, соответственно.

Следующим шагом в развитии процессов изучения инновационного менеджмента можно считать Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Управление инновациями», утвержденный Министерством образования и науки в 2005 г. [22].

В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Управление инновациями» [22] областью профессиональной деятельности выпускника является инновационное развитие страны, региона, территории, отрасли и отдельных организаций по следующим направлениям.

Во-первых, это реализация процессов инновационных преобразований. При этом крайне важно отделять процессы инновационных преобразований от любых преобразований в социально-экономических системах любых масштабов, нередко интерпретируемых как инновационные.

Во-вторых, это вопросы нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности. Эта проблематика имеет достаточно сложный характер. Необходимо отметить, что, несмотря на внесение изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» [23], Федеральный закон «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике» [24], к сожалению, до настоящего времени не принят.

В Федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике» освящен лишь узкий спектр вопросов, касающийся государственной поддержки инновационной деятельности (гл. IV ФЗ №254 от 21.07.2011) [23], в том числе:

– определение основных целей гос. поддержки инновационной деятельности (ст. 16.1);

– установление принципов государственной поддержки инновационной деятельности (ст. 16.1);

– определение субъектов и форм государственной поддержки инновационной деятельности (ст. 16.2);

– определены полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской
Федерации по вопросам государственной поддержки инновационной деятельности (ст. 16.3);

– установление условия и правила финансирования государственной поддержки инновационной деятельности (ст. 16.4);

– определение правил оценки эффективности расходования бюджетных средств, направляемых на государственную поддержку инновационной
деятельности (ст. 16.5).

И этого явно недостаточно для полноценного нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности в Российской Федерации.

В-третьих, в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по специальности «Управление инновациями» [22] в качестве направления профессиональной деятельности определена инфраструктура инновационной деятельности. И это закономерно, поскольку именно инфраструктура определяет возможности и ограничения любой структуры, в том числе инновационной.

В-четвертых, в Государственном образовательном стандарте «Управление инновациями» [22] затрагиваются вопросы инновационного предпринимательства. Именно инновации являются движущей силой предпринимательства. И наоборот – предпринимательство является основой развития инновационной деятельности.

В-пятых, в стандарте «Управление инновациями» [22] в качестве направления профессиональной деятельности выделяется инвестиционно-финансовое обеспечение инновационной деятельности. Инвестиционное обеспечение является неотъемлемой частью инновационной деятельности, поскольку возврат вложений в инновационные решения происходят всегда позднее, чем для традиционных решений. Не случайно специализация, связанная с инновационной деятельностью в паспорте научных специальностей ВАК по специальности 08.00.05, в предыдущей версии, действующей до принятия в 2009 г. действующего паспорта [27], имела название «Управление инновациями и инвестиционной деятельностью».

В-шестых, в качестве направления профессиональной деятельности в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по специальности «Управление инновациями» [22] выделяется развитие (разработка) и реализация (осуществления) технологий нововведений.

В-седьмых, в стандарте «Управление инновациями» [22] в качестве направления профессиональной деятельности выделяется развитие инноватики как области научно-технической деятельности.

Последнее направление заслуживает особого рассмотрения, поскольку один из основоположников инновационного менеджмента Й. Шумпетер определял инновацию как научно-техническую комбинацию, мотивированную предпринимательским духом [25].

При этом необходимо отметить, что основоположники менеджмента в целом, и инновационного менеджмента в частности, например, Ф.У. Тейлор [26], рассматривали науку управления как вторую специальность, именуемую, применительно к производству, «эффективной инженерией» или «индустриальной инженерией». Поскольку научиться управлять можно только зная сам объект управления: самолет, автомобиль, катер, предприятие и т.д. Игнорирование этого постулата ведет к краху образовательного процесса по направлению «управление» в целом.

Возвращаясь к Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности «Управление инновациями» [22], необходимо отметить, что ядром всей программы подготовки специалистов по этой специальности является изучение инноватики как области знаний.

Инноватика как область знаний в общем случае предусматривает изучение:

– содержания и сущности инновационной деятельности;

– технологий организации инновационной деятельности;

– подходы к управлению инновационными процессами;

– методы трансформации новых знаний в востребованные рынком и обществом инновации как на коммерческой (коммерциализация), так и на некоммерческой основе (инновации в социальной сфере).

Поскольку основной практической направленностью изучения инноватики является достижение умений и навыков трансформации новых знаний в востребованные инновации, закономерно, что в качестве объектов профессиональной деятельности выпускников, в соответствии с Государственным образовательным стандартом «Управление инновациями» [22] являются:

прогнозирование процессов инновационного развития, определяющее содержание проектов и программ, обеспечивающих необходимую адаптацию производственно-хозяйственной деятельности предприятий к складывающимся инновационным тенденциям;

– умение реализации процессов, проектов и программ освоения производства инновационной продукции и (или) использования инноваций, включая: использование новых ресурсов, новой продукции (товаров, работ, услуг), новых технологий, новых методов организации деятельности, новых рынков, а также возможные сочетания перечисленных инновационных изменений;

– умение реализации инновационных проектов и программ на отраслевом и межотраслевом, региональном и межрегиональном, национальном (государственном) и международном (межгосударственном) уровнях.

Исходя из изложенного рассмотрения, состав изучаемых дисциплин высшего профессионального образования по специальности «Управление инновациями» («Инновационный менеджмент») сегодня можно представить иерархической совокупностью, приведенной на рис. 3.

Таким образом, проведенные исследования показали, что изучение дисциплин высшего профессионального образования по специальности «Управление инновациями» («Инновационный менеджмент») можно представить следующей иерархической совокупностью.

На первом этапе (первый курс бакалавриата) изучается введение в инноватику (введение в специальность), где рассматриваются базовые понятия инновационного менеджмента.

На втором этапе (второй курс бакалавриата) изучаются общие аспекты инноватики, включая: теоретические основы инновационной деятельности; модели инновационной деятельности и моделирование инновационных процессов; организацию и управление инновационной деятельностью; государственное регулирование инновационной деятельности. То есть идет рассмотрение методологической базы, технологий исследования, организации и регулирования инновационной деятельности.

На третьем этапе (третий курс бакалавриата) изучаются базовые основы осуществления инновационной деятельности, включая: управление инновационным бизнесом; управление инновационными проектами; управление инвестициями в инновационные проекты и программы; коммерциализацию результатов научно-технической и иной инновационной деятельности. То есть идет рассмотрение всех основных составляющих управления инновационной деятельностью.

На четвертом этапе (четвертый курс бакалавриата) изучаются основные прикладные аспекты инновационного менеджмента, включая: управление человеческими ресурсами в процессе инновационного развития социально-экономических систем; управление рисками в инновационной деятельности; маркетинг инноваций; логистику инновационных процессов; управление интеллектуальной собственностью; инжиниринг и реинжиниринг бизнес-процессов. Разумеется, на этом и последующих этапах изучение дисциплин высшего профессионального образования по специальности «Управление инновациями» («Инновационный менеджмент») могут рассматриваться и другие прикладные направления инновационного менеджмента с учетом специализации подготовки обучаемых.  

References

1. Akmaeva R.I. Innovacionnyy menedzhment malogo predpriyatiya, rabotayuschego v nauchno-tehnicheskoy sfere: Uchebnoe posobie / R.I. Akmaeva. – Rn/D: Feniks, 2012. – 541 c.

2. Alekseev A.A. Innovacionnyy menedzhment. uchebnik i praktikum dlya bakalavriata i magistratury / A.A. Alekseev. – Lyubercy: Yurayt, 2016. – 247 c.

3. Balabanov V.S. Innovacionnyy menedzhment / V.S. Balabanov, M.N. Dudin. – M.: Elit, 2014. – 282 c.

4. Barysheva A.V. Innovacionnyy menedzhment: Uchebnoe posobie, 3-e izd.(izd:3) / A.V. Barysheva, K.V. Baldin, M.M. Ischenko. – M.: ITK Dashkov i K, 2015. – 384 c.

5. Belyaev Yu.M. Innovacionnyy menedzhment: Uchebnik dlya bakalavrov / Yu.M. Belyaev. – M.: ITK Dashkov i K, 2016. – 220 c.

6. Vishnyakov, Ya.D. Innovacionnyy menedzhment. Praktikum: Uchebnoe posobie / Ya.D. Vishnyakov, K.A. Kirsanov, S.P. Kiseleva. – M.: KnoRus, 2013. – 326 c.

7. Golubkov, E.P. Innovacionnyy menedzhment: Uchebnoe posobie / E.P. Golubkov. – M.: NIC INFRA-M, 2013. – 184 c.

8. Gorfinkel' V.Ya. Innovacionnyy menedzhment: Uchebnik / V.Ya. Gorfinkel', A.I. Bazilevich, L.V. Bobkov. – M.: Vuzovskiy uchebnik, INFRA-M, 2012. – 461 c.

9. Gribov V.D. Innovacionnyy menedzhment: Uchebnoe posobie / V.D. Gribov, L.P. Nikitina. – M.: NIC INFRA-M, 2013. – 311 c.

10. Darmilova Zh.D. Innovacionnyy menedzhment: Uchebnoe posobie dlya bakalavrov / Zh.D. Darmilova. – M.: ITK Dashkov i K, 2016. – 168 c.

11. Innovacionnyy menedzhment. 4-e izd., pererab. i dop. Uchebnik. Grif MO RF. Grif UMC «Professional'nyy uchebnik». / Pod red. S.D. Il'enkovoy. — M.: YuNITI, 2012. — 391 c.

12. Kozhuhar V.M. Innovacionnyy menedzhment: Uchebnoe posobie / V.M. Kozhuhar. – M.: Dashkov i K, 2016. – 292 c.

13. Kuznecov B.T. Innovacionnyy menedzhment: Uchebnoe posobie dlya studentov vuzov, obuchayuschihsya po ekonomicheskim special'nostyam / B.T. Kuznecov, A.B. Kuznecov. – M.: YuNITI-DANA, 2013. – 367 c.

14. Medynskiy, V.G. Innovacionnyy menedzhment: Uchebnik / V.G. Medynskiy. – M.: NIC INFRA-M, 2013. – 295 c.

15. Muhamed'yarov, A.M. Innovacionnyy menedzhment: Uchebnoe posobie / A.M. Muhamed'yarov. — M.: INFRA-M, 2013. – 176 c.

16. Tebekin A.V. Innovacionnyy menedzhment. Uchebnik dlya bakalavrov / Moskva, 2017. Ser. 58 Bakalavr. Akademicheskiy kurs (2-e izd., per. i dop.).

17. Ukolov, V.F. Innovacionnyy menedzhment v gosudarstvennoy sfere i biznese: uchebnik / V.F. Ukolov. – M.: Ekonomika, 2009. – 400 c.

18. Fathutdinov R.A. Innovacionnyy menedzhment: Uchebnik dlya vuzov / R.A. Fathutdinov. – SPb.: Piter, 2013. – 448 c.

19. Yakobson A.Ya. Innovacionnyy menedzhment: Uchebnoe posobie / A.Ya. Yakobson. — M.: Omega-L, 2014. – 176 c.

20. Tebekin A.V., Shirokova L.N. Vzaimosvyaz' obrazovatel'nyh programm s dinamikoy tehnologicheskih ukladov. // Transportnoe delo Rossii. – 2014. – № 1. – S. 86–89.

21. Gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego professional'nogo obrazovaniya. Special'nost' 061100 - "Menedzhment organizacii". Kvalifikaciya «Menedzher». Utverzhden Zamestitelem ministra obrazovaniya Rossiyskoy Federacii V.D. Shadrikovym 17.03.2000 g. №234 ek/sp.

22. Gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego professional'nogo obrazovaniya. Special'nost' 220601 — Upravlenie innovaciyami. Kvalifikaciya — inzhener-menedzher. Utverzhden Zamestitelem Ministra obrazovaniya i nauki A.G. Svinarenko «20» dekabrya 2005 g. Registracionnyy № 749 teh/sp.

23. Federal'nyy zakon ot 23.08.1996 N 127-FZ (red. ot 23.06.2016) "O nauke i gosudarstvennoy nauchno-tehnicheskoy politike" (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2017). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11507/9960b5513ba6c9951da8041ca204c21652849641/

24. Poyasnitel'naya zapiska k proektu federal'nogo zakona "Ob innovacionnoy deyatel'nosti i gosudarstvennoy innovacionnoy politike" (ne deystvuet). https://base.garant.ru/3108864/

25. Shumpeter Y. Teoriya ekonomicheskogo razvitiya (issledovanie predprinimatel'skoy pribyli, kapitala, kredita, procenta i cikla kon'yunktury): Per. s nem. - M.: Progress, 1982. – 455 s.

26. The Principles of Scientific Management, F. W. Taylor, Harper & Brothers, New York, 1911.

27. Pasport nauchnoy special'nosti, razrabotannyy ekspertnym sovetom Vysshey attestacionnoy komissiey Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federacii v svyazi s utverzhdeniem prikaza Minobrnauki Rossii ot 25 fevralya 2009 g. № 59.

Login or Create
* Forgot password?