The article is devoted to the substantiation of the issues of training of public instructors for the sphere of physical culture and sports, as an important condition for the further improvement of physical culture and health and sports mass work in organizations of general and higher education. The analysis of the research work of various scientists and practitioners conducted by the authors shows that the implementation of such training favorably contributes to the tasks of developing the mass character of physical culture, introducing various socio-demographic groups of the population to regular exercise and sports, healthy lifestyles, and It is an effective means of transmitting authentic physical values.
physical education, physical education, community instructors, training
Введение. Согласно «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г.», одна из целевых установок государственной политики выражается в создании оптимальных условий для оздоровления населения страны [1]. Оздоровление предполагает непосредственную установку каждого человека на ведение здорового образа жизни, его положительное отношение, а также вовлечение в занятия физическими упражнениями и спортом. В наши дни вновь приобретает актуальность комплекс ГТО, который позволяет не только производить мониторинг уровня физического развития разных контингентов населения, но и создает предпосылки к его оптимизации. В этой связи одним из ключевых компонентов приобщения людей к активной, продуктивной, здоровой жизнедеятельности остаются физкультурно-спортивные кадры (учителя физической культуры, тренеры, инструкторы, спортсмены, спортивные судьи), а также общественники, волонтеры [3]. Именно они являются носителями знаний, правильных установок и идей по отношению к оптимизации здоровья человека, его физической работоспособности, адаптационных, иммунных, функциональных и телесно-структурных свойств организма. Чем больше грамотных людей в сфере физической культуры, способных делиться своими знаниями, тем велика вероятность увеличения числа людей, стремящихся к улучшению своих физических сил и укреплению своего здоровья. По отношению к физической культуре население становится более грамотным.
В советское время одним из каналов приобщения и формирования осознанного отношения к физической культуре и спорту являлись коллективы физической культуры. В 80-е годы их число превышало 200 тыс. и охватывало десятки миллионов активных приверженцев физической культуры – более 30% всего населения страны [6]. Такие общественные объединения организовывались на предприятиях, заводах, в высших и специальных учебных заведениях, а также в общеобразовательных школах. Основанные на общественных началах и работающие в тесном контакте со специалистами по физической культуре, они успешно продвигали ценности физической культуры в массы и способствовали пополнению рядов физкультурного движения страны. Помимо физкультурно-оздоровительной деятельности под их руководством осуществлялась подготовка общественных физкультурных кадров: физоргов, общественных инструкторов, инструкторов по спорту, юных судей по спорту [8]. Дети, прошедшие такую подготовку, в общеобразовательных школах становились главными помощниками учителей по организации физкультурно-оздоровительного процесса. После изменения формации страны, ее «перестроек», которые были как положительными, так и деструктивными, преемственности опыта работы по подготовке общественных физкультурных кадров на новую политику в сфере физической культуры практически не наблюдалось.
Подготовка общественных инструкторов по физической культуре (юные общественные инструкторы) в условиях школы может способствовать пропаганде ценностей физической культуры среди учащихся, их осознанному вовлечению в физкультурное движение, и тем самым являться одним из действенных средств реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта, как это наблюдалось в годы СССР. Это подтверждает анализ работ, касающихся данной проблемы.
Методы и организация исследования. Исследования основаны на библиографическом поиске, сборе, систематизации и обобщении информации из разных исследовательских работ по поставленной проблеме.
Результаты исследования и их обсуждение. Так как подготовка общественных физкультурных кадров в советское время велась не только в общеобразовательных школах, но и во многих других учреждениях, изучение и описание этого процесса происходило применительно к разным социальным структурам:
1. Проблема подготовки общественных физкультурных кадров была затронута в работе Дормидонтовой Л.С. «Эффективность взаимодействия школы и внешкольных учреждений в физкультурно-спортивной работе на селе», целью которой являлось повышение эффективности физкультурно-спортивной работы среди сельских школьников во внеурочное время. В качестве эксперимента в ряде сельских поселений Красноярского края были созданы советы, которые объединяли внеклассную и внешкольную работы по физической культуре и спорту. Совет был дифференцирован на комиссии, одна из которых занималась организацией физкультурно-спортивной работы на селе. Эта работа осуществлялась при помощи общественных инструкторов из состава учащихся школ. Для повышения их авторитета и формирования положительного отношения к их труду со стороны сельских жителей, в том числе и школьников, были организованы курсы специальной подготовки, которые проходили в форме семинаров. Ответственность за подготовку инструкторов возложили на ДЮСШ, так как в них ребята осваивали теорию и методику проведения тренировочных занятий по конкретному виду спорта и проходили практику по организации и проведению различных спортивно-массовых мероприятий. Пройдя специальную подготовку, в ходе которой были получены необходимые навыки инструктора-общественника, учащиеся ДЮСШ привлекались к проведению внеклассной работы по физической культуре и спорту, а также оказывали практическую помощь учителям физической культуры в проведении уроков, спортивных мероприятий. Осуществление этого эксперимента показало, что работу по физической культуре и спорту со школьниками необходимо строить на принципах самоуправления с широким использованием общественного физкультурного актива. Это способствует формированию интереса к профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта у самих инструкторов, а также является эффективным средством приобщения населения к физкультурному движению [2].
2. Наиболее основательно вопросы подготовки инструкторов-общественников по физической культуре были разобраны в работе Стрельцова В.А. «Педагогические основы подготовки и руководства деятельностью общественных физкультурных кадров в коллективах физкультуры». Им была определена классификация общественных физкультурных кадров, которых готовили коллективы физической культуры в разных организациях. В особенности, в школах такие коллективы осуществляли подготовку общественных инструкторов и судей по спорту, а также физоргов. В вузах, к уже перечисленным физкультурным общественникам, добавлялась подготовка общественных инструкторов по комплексу ГТО.
В ходе исследования В.А. Стрельцовым было выявлено, что общественные физкультурные кадры вносят существенный вклад в развитие физической культуры и спорта. Автор подчеркивает «необходимость упорядочения деятельности различных физкультурных кадров, о необходимости научного обоснования форм и методов подготовки и руководства их деятельностью в коллективах физической культуры». Для осуществления этого им были разработаны квалификационные характеристики физкультурного актива. Они раскрывались в двух пунктах: назначение общественных физкультурных кадров и требования к их подготовке. Была подчеркнута добровольность общественной деятельности физкультурных кадров. Она проявлялась в наличии внутренних побуждений к такой работе. Также автором была разработана система подготовки общественных физкультурных кадров [9].
3. Тема подготовки общественных кадров в сфере физической культуры, но уже в 21 в. была затронута Мануровым И.М. и Соловьевым Н.А. в работе «Научное обоснование работы по подготовке общественных физкультурных кадров». Они проанализировали вопросы, касающиеся теории и практики, а также необходимости разработки методических основ и правовой базы для подготовки общественных физкультурных кадров среди студентов сельскохозяйственных вузов. И.М. Мануров и Н.А. Соловьев подчеркнули, что научное обоснование подготовки общественных физкультурных кадров пытались дать еще в 60–80-е годы прошлого века, но цельной концепции по этому вопросу выработано не было, поэтому эта тема по-прежнему остается актуальной. Авторами работы также отмечено, что необходимость в общественниках на сегодняшний день обусловлена нехваткой профессиональных физкультурных кадров в сельском физкультурном движении. В связи с этим значительно повышается роль подготовки общественно физкультурных кадров в сельскохозяйственных вузах, которые готовят специалистов для работы на селе.
Исследование проводилось на Ижевской государственной сельскохозяйственной академии. Отмечается, что кафедрой физической культуры этой академии накоплен большой опыт работы по подготовке общественников еще со времен СССР. Но, несмотря на то, что на момент исследования (2013–2014 гг.) такая подготовка продолжает осуществляться, выяснилось, что для этого практически нет каких-либо правовых и инструктивных документов. Последний документ был выпущен лишь в 1999 г. под названием «Методические рекомендации по подготовке инструкторов-общественников по массовой физкультурно-оздоровительной работе в высших сельскохозяйственных учебных заведениях». В этих рекомендациях дается описание того, кто может стать инструктором, но слабо раскрыты его обязанности.
Анализ работы кафедры выявил, что силами преподавателей и тренерского состава осуществляется подготовка общественных инструкторов, общественных тренеров, судей, организаторов спортивной работы. Отмечено, что такую работу со студентами можно осуществлять прямо на занятиях по физической культуре, где у них есть возможность получить специальные знания инструктора-общественника, а также на различных соревнованиях, в специально организованных кружках и секциях. Наряду с этим подчеркивается необходимость организации и проведения специальных семинаров.
По завершении подготовки проводится аттестация для получения квалификации по программе подготовки общественных физкультурных кадров – основание присвоения студентам звания общественного инструктора, тренера, судьи по спорту. В Ижевской ГСХА соответствующие удостоверения по традиции вручаются вместе с дипломом на торжественном собрании после окончания вуза.
В заключение авторами было отмечено, что в исследуемом ими вузе поднимается вопрос о необходимости введения теоретического курса, касающегося организации спортивно массовой работы для студентов, проходящих обязательный курс физического воспитания. Это было аргументировано тем, что встречаются случаи, когда руководящие должности в сфере физической культуры и спорта на селе могут занимать студенты в силу разных причин активно не занимающиеся ранее спортом. Соответственно, им не хватает теоретических знаний и практического опыта в осуществлении такой работы [5].
4. В труде Моргунова Е.В. «Организация школьного физкультурно-спортивного клуба для учащихся» также поднимается вопрос о подготовке общественного инструктора, который будет распространять в школе идеи о здоровом образе жизни, популяризировать Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО и физическую культуру в целом. В нем подчеркивается тот факт, что количество школ со школьными физкультурно-спортивными клубами (альтернатива школьным коллективам физической культуры советских школ) в стране растет. Что эта идея не нова и уже четко структурирована. Руководство такими клубами осуществляется методическими объединениями учителей физической культуры. Они содействуют реализации инициатив воспитанников во внеурочной деятельности: привлечение школьников к организации физкультурно-спортивной работе в школе. В работе представлен разбор деятельности физкультурного клуба «Тридцаточка» гимназии №30 г. Кургана. В структуре этого клуба сформирована «Школа общественного инструктора», в которой осуществляется подготовка общественных инструкторов. Но в работе нет описаний системы подготовки таких инструкторов [7].
5. Опыт подготовки общественных инструкторов советского времени был перенят и за рубежом. В частности, это отражено в труде китайского научного деятеля Лань Ю. «Основы подготовки общественных инструкторов физической культуры в Китае». Он считал, что привлечение общественных инструкторов, которые создавали бы условия для занятий с населением физическими упражнениями и спортом, поможет сделать физкультурные и спортивные ценности более доступными для населения.
По ходу исследования выяснилось, что подготовка инструкторов общественников в Китае регламентируется соответствующими программно-нормативными документами. Во всех провинциях страны открыты курсы подготовки общественных инструкторов, по завершении которых инструктору присваивается соответствующая категория, выдается свидетельство, заверенное Главным государственным управлением КНР по делам физической культуры и спорта.
Длительность прохождения курса подготовки инструкторов-общественников зависит от категории инструктора, на которую обучается человек. Таких категорий 4: инструкторы третьей категории – 150 часов, второй – 120 часов, первой – 90 часов и государственной (высшей) категории 60 часов. Программа подготовки включает в себя теоретическую и практическую части. Соотношение часов на обе части зависит от категории инструктора. Чем выше категория инструктора (самая высшая – государственная категория), тем больше часов отводится на теоретическую подготовку и меньше на практическую, а также уменьшается общее количество часов на прохождение программы. Это свидетельствует о взаимосвязи программ на всех уровнях подготовки и повышения квалификации инструкторов.
Для эффективного овладения инструкторами и будущими инструкторами знаний, учебный материал распределен на аудиторные (от 53 до 80% времени) и самостоятельные занятия (от 20 до 47% времени в зависимости от категории).
Теоретический курс включает в себя гуманитарные дисциплины, теорию и методику физического воспитания, теорию и методику фитнеса, а также некоторые дополнительные дисциплины.
Лань. Ю. подчеркивает, что благодаря такой системе подготовки общественных инструкторов физической культуры, которая ведется на базе государственных курсов, количество инструкторов-общественников в стране постоянно увеличивается, тем самым возрастает возможность реализации задач массовой физической культуры [4].
Выводы и рекомендации. На сегодняшний день подготовка общественных физкультурных кадров осуществляется в основном на базе методических разработок и рекомендаций прошлого века и требует более точного научного обоснования, а также систематизации. Со стороны государства этот процесс регулируется слабо и зачастую основан на самодеятельных началах той или иной школы. Опыт прошлого, с которым нам удалось познакомиться через анализ исследовательских работы различных деятелей, свидетельствует о том, что осуществление такой подготовки благоприятно содействует решению задач по развитию массовости физической культуры, является действенным средством передачи подлинных физкультурных ценностей. Актуальность осуществления подготовки общественных инструкторов, как и в целом всех категорий общественных физкультурных кадров, подчеркивается не только в общеобразовательных учреждениях, но и высших учебных заведениях. Много вопросов остается по поводу кадрового и финансового обеспечения данного направления работы. Но для их решения можно обратиться к опыту коллег из других стран, например, Китая, где реализация такой работы на практике проходит довольно успешно. Инструкторы обучаются своему будущему делу в специализированных центрах, а по их окончании получают соответствующий документ государственного образца, дающий им все основания для осуществления своей работы по приобщению населения к занятиям физической культурой. При этом большой акцент ставится на то, что такая форма физкультурной практики наиболее доступна для всех слоев населения, особенно в век коммерциализации физической культуры и спорта.
1. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 07.08.2009 N 1101-r «Ob utverzhdenii Strategii razvitiya fizicheskoy kul'tury i sporta v Rossiyskoy Federacii na period do 2020 goda».
2. Dormidontova L.S. Effektivnost' vzaimodeystviya shkoly i vneshkol'nyh uchrezhdeniy v fizkul'turno-sportivnoy rabote na sele: avtoref. dis. … kand. ped. nauk. – M.: VNIIFK. – 1983. – S.19.
3. Kniga uchitelya fizicheskoy kul'tury. Pod. obsch. red. V.S. Kayurova. Predisl. I.P. Savinkova. M.: Fizicheskaya kul'tura i sport. – 1973. – S. 333.
4. Lan' Yu. Osnovy podgotovki obschestvennyh instruktorov fizicheskoy kul'tury v Kitae // Slobozhans'kiy naukovo-sportvniy visnik. –2012. – № 5. – S. 114–117.
5. Manurov I.M. Solov'ev N.A. Nauchnoe obosnovanie raboty po podgotovke obschestvennyh fizkul'turnyh kadrov // Nauka, innovacii i obrazovanie v sovremennom APK: materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. 11–14 fevralya 2014 g. V 3 t. Izhevsk: FGBOU VPO Izhevskaya GSHA, – 2014. – T. 2. – S. 17–21.
6. Matveev L.P. Teoriya i metodika fizicheskoy kul'tury. – 3-e izd., pererab i dop. – M.: Fizkul'tura i Sport, SportAkademPress. – 2008. – 544 s.
7. Morgunova E.V. Organizaciya shkol'nogo fizkul'turno-sportivnogo kluba dlya uchaschihsya // Tendencii razvitiya nauki i obrazovaniya. – 2017. – № 22-3. – S. 23.
8. Obschestvennyy trener, sud'ya, organizator. URL: https://yunc.org/ (data obrascheniya 01.12.2018).
9. Strel'cov V.A. Pedagogicheskie osnovy podgotovki i rukovodstva deyatel'nost'yu obschestvennyh fizkul'turnyh kadrov v kollektivah fizkul'tury: dis. … kandid. ped. nauk. M.: VNIIFK. – 1983 – S. 203.