Abstract and keywords
Abstract (English):
The aim of this work is to reconstruct and analyze the original project of social structure proposed by the founder of the theory of anarchism in Russia M. A. Bakunin. The appeal to this subject is due to the fact that this project was not fully presented by Bakunin in any separate work, and its essential elements were "scattered" in the scientific and journalistic works of the Russian thinker, often written "on the topic of the day" and very emotionally. Meanwhile, Bakunin's ideas are not only classics of Russian political thought, but also retain their popularity in the modern world left movement, attracting the possibility of creative implementation of the principles of self-organization, self-government, labor solidarity, free individual and collective development, social equality and justice. The principles of system and axiological approaches, retrospective, comparative and comparative historical analysis became the methodological basis. The article investigates the original theoretical approach of M. A. Bakunin to the category of "public", which, according to his project, should replace the state and become a regulator of the processes of life of the social organism on the basis of common socio-cultural norms. At the same time, the only and universal mechanism for the implementation of individual and collective creative opportunities in the social and economic sphere of life M. A. Bakunin considered self-government in the sense of the ability to manage their Affairs without any state mediation. Public self-government within free associations should be based on such principles as mutual agreement and free contract, the predominance of horizontal relations in the organization and management, the election and interchangeability of all managerial positions, the resolution of conflicts through arbitration, the absence of privileges for persons in leadership positions, the obligation of all adult members of society to engage in productive work. Today, the actualization of the conceptual ideas of M. A. Bakunin is seen by many as an "alternative answer" to the crisis and the shortcomings of modern liberal-democratic and capitalist models of social order.

Keywords:
Bakunin, anarchism, the project of social order, ideal, stateless society, self-organization, self-government, economic equality, collective labor
Text
Publication text (PDF): Read Download

Философ, социолог и революционер Михаил Александрович Бакунин (1814–1876) является основателем теории анархизма в России. Он родился в селе Прямухино Тверской губернии в семье губернского предводителя дворянства, учился в Петербургском артиллерийском училище, служил в армии. Выйдя в отставку в 1834 г., Бакунин поселился в Москве, где стал активным участником социально-философского кружка Н.В. Станкевича. В 1840 г. Бакунин выезжает в Западную Европу, некоторое время учится в Берлинском университете, устанавливает дружеские и научные контакты с П. Прудоном, К. Марксом и другими политическими деятелями революционного движения. В 1844 г., за неподчинение требованию возвратиться на родину, российский Сенат заочно приговорил Бакунина к лишению прав и ссылке в Сибирь. Во время революционных событий 1848–49 гг. в Праге и Дрездене Бакунин являлся активным их участником, за что дважды приговаривался к смертной казни, но это заменялось пожизненным заключением. В 1851 г. он был выдан российскому правительству, и после заключения в Петропавловской крепости сослан в ссылку в Сибирь, откуда в 1861 г. бежал и снова активно включился в западноевропейское революционное движение. В 1864 г. Бакунин вступил в I Интернационал, где с позиций анархизма составлял оппозицию К. Марксу и его единомышленникам, за что в 1872 г. Гаагским конгрессом был исключен из Интернационала. Умер М.А. Бакунин в Берне, где и был похоронен. Крупнейшими работами М.А. Бакунина по теории анархизма являются: «Федерализм, социализм и антитеологизм» (1867), «Наука и народ» (1868), «Наука и насущное революционное дело» (1869), «Кнуто-германская империя и социальная революция» (1871), «Государственность и анархия» (1873) и др.

Проект общественного устройства М.А. Бакунина оказал значительное влияние не только на анархистские течения в России, но и в целом на идеологию и деятельность мировых радикальных движений на протяжении XIX – начала XXI вв. При этом сам проект не был цельно изложен М.А. Бакуниным в какой-либо отдельной работе. Элементы данного проекта оказались «разбросанными» в его научных и публицистических трудах, часто написанных «на злобу дня» и весьма эмоционально. В данной статье предпринимается попытка реконструкции этого проекта.

М.А. Бакунин был твердо убежден в том, что единственным условием социальной жизни, способствующим полному развитию каждого человека и раскрытию личностного потенциала, является общественное устройство на началах самоорганизации (подобные идеи не потеряли своей актуальности и в настоящее время, часто встречаясь в социальных сетях Интернета и сетевых многопользовательских компьютерных играх [17; 18]). В его анархистской теории именно общественность должна была заменить собой государство и стать регулятором процессов жизнедеятельности социального организма на основе единых социокультурных норм. Важно подчеркнуть, что в целом анархистская альтернатива государству виделась в развитии любого рода самоуправления без посредства каких-либо чиновничьих структур. В связи с этим, М.А. Бакунин отмечал, что общество, в отличие от государства, является естественной формой существования человечества, оно изначально управляется не законами и приказами, а правами, привычками и естественными потребностями людей. Сама возможность общественного прогресса Бакуниным связывалась не с «мыслью и волей правителей и законодателей», а с инициативностью, почином и творческой активностью свободных масс. Он выражал уверенность, что общество, построенное на началах анархии, – это будет «живая организация и как таковая она станет в тысячу раз выше существующей теперь... она будет свободно и безгранично прогрессировать и совершенствоваться» [6, с. 225–226].

Здесь необходимо отметить, что М.А. Бакунин не был склонен идеализировать как самих людей будущего безгосударственного общества, так и отношений между ними. Он считал, что и при анархизме вполне могут существовать тунеядцы, лица, уклоняющиеся от общественно-полезного труда, и даже преступники, поскольку объективно могут иметь место те виды преступлений, которые не зависят от общественного строя, а возможны в равной мере как при феодализме, капитализме, так и при коммунизме: преступления на эротической почве, из-за ревности, дурное обращение родителей с детьми и т.д. В отношении этих преступлений Бакунин допускал применение насилия как такового, но решительно отвергал нормирование его судебно-административными институтами. Бакунин отрицал тот специфический вид насилия, который исходит от государственной власти, полагая, что это не способствует развитию в людях чувства справедливости. Формирование этого чувства эффективно лишь посредством общественного воздействия на личность, которая будет испытывать на себе нравственный прессинг всего коллектива.

Допуская общественное насилие в качестве возможного, но крайнего средства, М.А. Бакунин отдавал большее предпочтение таким методам воздействия на личность, как убеждение и воспитание. Он был уверен, что «воспитание, образование и организация общества на основе свободы и справедливости должно заменить наказание». По мере развития общества на безгосударственных принципах саморегуляции антиобщественные поступки людей с помощью социальной профилактики будут сведены к минимуму, а общий нравственный уровень возрастет. Воспитательные и образовательные учреждения сделают ненужными администрацию и полицию, а для преступников и иных антисоциальных элементов больница заменит тюрьму, а врачи-психиатры – судей.

Единственным и универсальным механизмом реализации индивидуальных и коллективных творческих возможностей как в социально-политической, так и в экономической сфере жизни М.А. Бакунин считал самоуправление, как качественно особый вид управления, возможность распоряжаться своими делами без всякого государственного посредничества. В основе общественного самоуправления в пределах свободных ассоциаций должны лежать такие принципы, как взаимное соглашение и свободный договор, преобладание в организации и управлении обществом горизонтальных связей, выборность и взаимозаменяемость всех руководящих должностей, разрешение конфликтов при помощи третейского суда, отсутствие привилегий для лиц, находящихся на руководящих постах, обязанность всех взрослых членов общества заниматься производительным трудом. М.А. Бакунин полагал, что самоуправление, т.е. органы прямого народоправства, эффективны не только в малых общинах, но и в масштабах больших социальных объединений, при условии, что они будут организовываться на принципах федерации и конфедерации.

В вопросах социально-экономической жизни М.А. Бакунин считал, что такие формы собственности как частная и государственная соответствуют низшему фазису человеческой эволюции, а перспективы будущего общественного строя связывал с распространением и развитием различных видов ассоциированной, коллективной собственности и с приоритетом коллективных форм труда. В работе «Наша программа» он заявлял: «Основой экономической правды мы ставим два коренных положения: земля принадлежит только тем, кто ее обрабатывает своими руками, земледельческим общинам. Капитал и все орудия труда – работникам, рабочим ассоциациям» [7, с. 402]. В современных общественных науках подобный экономический идеал М.А. Бакунина принято называть «анархо-коллективистским» или «анархо-социалистическим».

В самом общем виде идеал коллективистского анархизма виделся Бакунину федерирующимся «снизу вверх» вольным союзом территориальных коммун и производственных фабричных и сельских ассоциаций [3, с. 96]. «Этот идеал, – писал Бакунин, – представляет... народу на первом плане конец нужды, конец нищеты и полное удовлетворение всех материальных потребностей посредством коллективного труда... конец господам и всякому господству и вольное устройство народной жизни сообразно народным потребностям... самим народом, помимо всех правительств и парламентов, вольный союз земледельческих и фабричных рабочих товариществ, общин, областей и народов» [2, с. 324].

Одну из главных общественных задач такой модели хозяйствования М.А. Бакунин видел в возможностях формирования автономных самоуправляющихся структур работников как коллективных ассоциированных собственников и субъектов коллективного труда. По его убеждению, коллективный труд будет способствовать становлению полноценного института рабочего самоуправления с принципами выборности, свободной ротации руководящих должностей и жестким контролем за управлением предприятиями, участие в котором предполагалось установить пропорционально трудовому вкладу труженика. Проблема распределения материального продукта также соотносилась с принципами по затраченному труду: предполагалось пользование запасом созданных трудом благ в зависимости от личного вклада в их производство. Это, по мнению Бакунина, исключит всякую возможность избранным жить за счет общества, исчезнет тунеядство и эксплуатация человека человеком. «Никто больше не сможет эксплуатировать чужой труд, – писал он, – каждый должен будет работать для того, чтобы жить. И каждый, кто не пожелает трудиться, волен будет умереть с голоду, если только он не отыщет какого-либо союза или коммуны, которые согласились бы из жалости содержать его» [8, с. 3]. В некотором смысле развитием идей М.А. Бакунина стала работа по изучению крестьянства представителей русской «организационно-производственной школы» (А.В. Чаянова, А.Н. Челинцева, Н.П. Макарова, Н.Д. Кондратьева и др.) Современный историк Е.Н. Кананерова, в частности, отмечает, что «А.В. Чаянов на основе глубокого исследования крестьянского хозяйства и бурно развивавшейся крестьянской кооперации в 1910–1914 и 1922–1928 гг. предложил в 1927 г. альтернативную сталинскому варианту коллективизации программу "кооперативной коллективизации", развивающей смешанную кооперацию. Это могло стать демократической альтернативой специализации под контролем предпринимателей; застою и централизации в руках государства. ... Программа А.В. Чаянова была принята бухаринским крылом руководства Коммунистической партии как основа первоначального плана пятилетки, но отвергнута Сталиным» [12, с. 45–46].

Важно отметить, что отправным моментом всего проекта общественного устройства М.А. Бакунина являлась идея так называемого «экономического равенства». Подобно тому, – был уверен этот русский анархист, – что экономическое освобождение есть основа всякого освобождения [10, с. 164], то и «политическое равенство – немыслимо без равенства экономического» [15, с. 75]. Цель же экономического равенства Бакунин видел в том, чтобы обеспечить равенство возможностей для любого человека реализовать свой творческий потенциал на индивидуальном и общественном уровне, что одновременно разрешило бы извечную проблему социальной справедливости: «Необходимо установить равенство для каждого в исходной точке жизненного существования так, чтобы каждый, руководимый собственной природой, был сыном своих собственных дел» [4, с. 146].

М.А. Бакунин считал, что устранение экономического, а, следовательно, классового неравенства приведет к исчезновению как неравенства политического, т.е. к упразднению исторических сословий, так и к исчезновению традиционного антагонизма между умственным и физическим трудом. Он был уверен, что человек будущего прогрессивного общества должен соединить в себе функции умственной и физической деятельности, достигнув, тем самым, полноценного состояния личности: «Обе эти силы, мускульная и нервная, должны быть одинаково развиты в каждом цельном человеке и не только не могут вредить друг другу, а напротив, каждая должна поддерживать, расширять и укреплять другую» [13, с. 45]. Наука, умственный труд, полагал Бакунин, сделаются достоянием не узкого круга лиц, а станут доступными для всех членов общества, имеющих желание и призвание этим заниматься, но, правда, не в ущерб общественному физическому труду, который должен быть обязательным для всех. М.А. Бакунин был убежден, что при этом «великие умы» ничего не потеряют, а наоборот приобретут бесценный опыт трудовой практики, а также «укрепятся физически, а еще более духовною солидарностью и справедливостью» [13, с. 44]. С другой стороны, научное образование должно стать достоянием всего общества. Если наука при этом и «потеряет в движении ввысь», но зато она выиграет в широте распространения. «Будет меньше ученых, но будет и меньше невежд», а труд образованного работника станет более осмысленнее, и, следовательно, более производительнее, чем труд невежественного рабочего. М.А. Бакунин делал вывод, что «в интересах как самого труда, так и науки, не должно существовать ни рабочих, ни ученых, а должны быть только люди» [13, с. 45]. Следует отметить, что в России аналогичную идею построения цельного человека через солидарность с другими людьми разрабатывали в XIX в. многие русские мыслители из совершенно разных политических, экономических и философских лагерей, в частности В.Ф. Одоевский [11, с. 129–130], славянофилы и т.д., однако решения этой задачи предлагались иные.

Если в области экономической жизни справедливое общество будущего связывалось М.А. Бакуниным с коллективной собственностью и ассоциированными формами труда, то в социальной сфере идеалом ему виделось общественное устройство на началах свободы, равенства, самоуправления и федерации индивидов со «всеобщим правом голоса, безграничной свободой печати, пропаганды, слова и собраний, абсолютной свободой союзов» [8, с. 74]. В своей работе «Программа общества международной революции» (1864) Бакунин попытался нарисовать приблизительную схему всей жизни человека – от рождения до старости – в будущем анархическом обществе.

Уже по факту своего рождения, считал он, ребенок должен получить статус «свободного человека». В малолетнем возрасте для ребенка допустима опека матери «по естественному праву», но при разумном контроле общества, которое обязано будет предоставить все необходимые средства и возможности для содержания, воспитания и дальнейшего образования всех детей. Целью такого общественного воспитания и образования, по Бакунину, является «подготовка детей к свободе» [8, с. 102]. Образование должно охватывать все отрасли науки, техники и промышленности, оно должно быть одновременно и научным, и профессиональным. Получив «всестороннее образование», молодой человек далее будет вступать в те или иные профессиональные ассоциации, союзы, объединения, артели, корпорации в соответствии со своими наклонностями, интересами и потребностями, внося свой трудовой вклад в благосостояние всего общества. Когда человек достигает преклонного возраста, общество вновь должно взять на себя обязанности по его опеке и содержанию. Программа Бакунина предусматривала также равенство мужчин и женщин во всех политических и социальных правах, упразднение легальной семьи, основанной на гражданском праве и имуществе, признание свободной формы брака, отмену официального статуса какой-либо церкви, при одновременном признании абсолютной свободы совести и культа, любых религиозных ассоциаций, но которые не должны обладать никакими гражданскими и политическими правами, и лишены были бы возможности заниматься воспитанием детей [8, с. 73].

В своем проекте М.А. Бакунин, отрицая политический централизм, видел возможность воплощения идеала общественного строя исключительно на федеративных началах «как как реализации принципа взаимоотношений и взаимовыгодного сотрудничества любых свободных ... человеческих объединений» [14, с. 201]. По мнению Бакунина, общественный прогресс, который он связывал с процессами политической децентрализации и параллельным установлением горизонтальных хозяйственных связей, приведет к разрушению централизованного механизма государственного управления и к замене его новым видом социальных отношений на федеративной основе, допускающим, по мере необходимости, лишь принцип экономической централизации по типу «Координационного Совета Федерации, ведающим управлением общими делами» [16, с. 68]. Сравнивая принципы федерализма и государственного централизма как организующие начала, имеющие целью достижение единства людей в обществе, Бакунин отмечал, что при централизме единство достигается путем «удушения свободы» и «становится фатальным, разрушает просвещение, достоинство и процветание индивидуумов и народов», тогда как федерализм является таким единением людей, которое проникнуто «великим принципом свободы. Без него нет ни просвещения, ни справедливости, ни процветания, ни человечности» [9, с. 21].

Здесь необходимо отметить, что особенностью построения анархической федерации у М.А. Бакунина являлась незыблемость принципа, согласно которому федеративные права не должны были превосходить прав общинных, точно также как последние не могли превосходить прав человека и гражданина, ущемлять его свободу. На основе такого социального структурирования «перевернутой пирамиды», Бакуниным в программе «Международного тайного общества освобождения человечества» (1864) был предложен федеративный проект организации общественной жизни как свободного объединения от периферии – к центру. Согласно этому проекту, индивиды могли самостоятельно образовывать любые союзы друг с другом, союзы должны были свободно объединяться в общины, общины в свою очередь могли входить в состав провинций, не теряя своей автономии. Провинции образовывали бы нацию и, наконец, завершала эту общественную структуру уже на глобальном уровне интернациональная федерация – содружество наций. Затем будет учрежден Генеральный конгресс корпоративных федераций, который будет избирать свое бюро. При этом Бакунин призывал к разрушению, размыванию всех «искусственных» государственных и политико-административных границ, которые сложились в процессе исторического развития народов. «Долой искусственные границы, – писал еще молодой Бакунин в брошюре «Воззвание к славянам» (1849), – насильственно проведенные конгрессами деспотов ради так называемых исторических, географических, коммерческих, стратегических необходимостей» [1, с. 11].

В прогрессивном обществе будущего, был убежден М.А. Бакунин, историческое и юридическое право будет заменено принципами свободного соглашения между индивидами и нормами «обычного права», которое возникает и формируется в процессе естественного социокультурного развития, и где закрепляется все то, что люди считают положительным и полезным для себя. На основании этих норм «обычного права» и должна строиться вся система социальных отношений, начиная от уровня межличностных связей, и кончая глобальной социальной организацией, которая представлялась Бакунину в виде Интернационального Объединения «рабочих союзов, как индустриальных, так и земледельческих, как научных, так и союзов работников искусства и литературы... в международный братский союз» [5, с. 197–198]. Бакунин вполне серьезно проектировал возможность такого федеративного планетарного объединения уже в ближайшем для него будущем: на первом этапе предполагалось создание Евро-Американского Сообщества, которое впоследствии, но уже в более отдаленной перспективе, «сольется с азиатским и африканским агломератом народов» [13, с. 36–37].

В целом проект общественного устройства М.А. Бакунина является ярким примером социального утопизма. Но до сих пор немалая популярность идей Бакунина среди мировых левых движений свидетельствует и о серьезных недостатках современной либерально-демократической и капиталистической модели. В идеях Бакунина являются привлекательными возможности творческой реализации принципов самоорганизации, самоуправления, трудовой солидарности, свободного индивидуального и коллективного развития, социального равенства и справедливости.

References

1. Bakunin M.A. Vozzvanie k slavyanam [Appeal to Slavs]. Berlin, Izdanie Gugo Shteynitsa, 1904, 52 p.

2. Bakunin M.A. Gosudarstvennost' i anarkhiya [Statehood and]. Bakunin M.A. Filosofiya. Sotsiologiya. Politika. [Bakunin M. A. Philosophy. Sociology. Policy]. M., Izdatel'stvo «Pravda» Publ, 1989, pp. 291-526.

3. Bakunin M.A. Izbrannye sochineniya v 5 tomakh [Selected works in 5 volumes]. V. 1. Pg. M., Knigoizdatel'stvo «Golos truda», 1919. 320 p.

4. Bakunin M.A. Izbrannye sochineniya v 5 tomakh [Selected works in 5 volumes]. V. 3. Pg. M., Knigoizdatel'stvo «Golos truda», 1920. 218 p.

5. Bakunin M.A. Izbrannye sochineniya v 5 tomakh [Selected works in 5 volumes]. V. 5. Pg. M., Knigoizdatel'stvo «Golos truda», 1922. 216 p.

6. Bakunin M.A. Knuto-germanskaya imperiya i sotsial'naya revolyutsiya [Knut-Germanic Empire and the social revolution]. Bakunin M.A. Filosofiya. Sotsiologiya. Politika. [Bakunin M. A. Philosophy. Sociology. Policy]. M., Izdatel'stvo «Pravda» Publ, 1989, pp. 188-290.

7. Bakunin M.A. Nasha programma [Our program]. Utopicheskiy sotsializm v Rossii: Khrestomatiya. [Utopian socialism in Russia: reader]. M., Izdatel'stvo politicheskoy literatury Publ, 1985, pp. 401-402.

8. Bakunin M.A. Programma obshchestva mezhdunarodnoy revolyutsii [Program of the international revolution]. Mikhail Bakunin. 1876-1926: Neizdannye materialy i stat'i [Mikhail Bakunin. 1876-1926: Unpublished materials and articles]. M., Vsesoyuzn. o-vo politich. katorzhan i ssyl'no-poselentsev Publ, 1926. 190 p.

9. Bakunin M.A. Federalizm, sotsializm i antiteologizm [Federalism, socialism and antitheologism]. Bakunin M.A. Filosofiya. Sotsiologiya. Politika. [Bakunin M.A. Philosophy. Sociology. Policy]. M., Izdatel'stvo «Pravda» Publ, 1989, pp. 11-124.

10. Borovoy A.A. Bakunin [Bakunin]. Mikhailu Bakuninu (1876-1926). Ocherki istorii anarkhicheskogo dvizheniya v Rossii [Mikhail Bakunin (1876-1926). Essays on the history of the anarchist movement in Russia]. M., Golos truda Publ, 1926, pp. 134-173.

11. Ishutin A.A. Kholizm i solidarnost' v filosofskikh vzglyadakh V.F. Odoevskogo [Holism and solidarity in V. F. Odoevsky's]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Serija: Filosofskie nauki. [Bulletin of the Moscow state regional University. Series: Philosophical Sciences]. 2018, I. 2, pp. 124-133.

12. Kananerova E.N. Razvitie otechestvennoy agrarnoy istoriografii v XX v. [Development of domestic agricultural historiography in the XX century]. Vestnik Ekaterininskogo instituta [Bulletin of the Catherine Institute]. 2017, I. 3 (39), pp. 44-49.

13. Maksimov G. Besedy s Bakuninym o revolyutsii [Conversations with Bakunin about the revolution]. Chicago, Delo truda Publ, 1934. 48 p.

14. Matyukhin A.V. Obshchestvennaya mysl' Rossii XIX - nachala XX vv. [Social thought of Russia XIX - early XX centuries]. Sotsial'no-gumanitarnye znaniya [Social and humanitarian knowledge]. 2009, I. 3, pp. 193-208.

15. Polonskiy V. Taynyy Internatsional Bakunina [Bakunin's Secret International]. Mikhail Bakunin. 1876-1926: Neizdannye materialy i stat'i [Mikhail Bakunin. 1876-1926: Unpublished materials and articles]. M., Vsesoyuzn. o-vo politich. katorzhan i ssyl'no-poselentsev Publ, 1926. 190 p.

16. Steklov Yu.M. Mikhail Aleksandrovich Bakunin, ego zhizn' i deyatel'nost'. 1814-1876: V 4-kh tomakh [Mikhail Bakunin, his life and work. 1814-1876: In 4 volumes]. V. 3. M., Izd-vo Kommunist. akad Publ, 1927, 550 p.

17. Fedorchenko S.N. Computer Game Studies kak novaya oblast' politologii. [Computer Game Studies as a new field of political science]. Nauchno-analiticheskiy zhurnal Obozrevatel' – Observer. [Scientific Analytical Journal Observer]. 2018, I. 9 (344), pp. 70-85.

18. Fedorchenko S.N. Setevoy polis: grazhdanin na perekrestke real'noy i virtual'noy politiki. [Network Policy: a citizen at the crossroads of real and virtual politics]. Nauchno-analiticheskiy zhurnal Obozrevatel' – Observer. [Scientific Analytical Journal Observer]. 2019, I. 4 (351), pp. 68-85.

Login or Create
* Forgot password?