USE OF FUZZY SETS UNDER ESTIMATION OF EDUCATIONAL COMPUTER ROOM REGIONAL TECHNICAL COLLEGE
Abstract and keywords
Abstract (English):
In the present study emphasizes the need for a profile of software in the educational process of higher education. It contains the important role of information - resource in today's information society. With a brief description of the number of re-used types of profile software, the non-discontinuous update which improves the quality of education. Criteria Listed school computer class - the necessary object in Proc Mr. process. It is shown that all the criteria have a different nature, which resulted in the need to use fuzzy sets. When describing an example-is led linguistic variable input with the original base set and the term set. This work allows extension-rit the scope of fuzzy sets. This work may be useful to middle management.

Keywords:
information technology, the role of information, the apparatus of fuzzy sets, the input linguistic variable, fuzzy rules
Text
Publication text (PDF): Read Download

Учебная деятельность регионального технического высшего учебного заведения сопровождается использованием различного рода аппаратного и программного обеспечения. Такое использование развивает, преобразует и дополняет систему обучения регионального высшего учебного заведения, что в результате повышает качество образования студентов вуза [1–5].

Сегодня высшие учебные заведения имеют специализированные компьютерные залы различного профиля, что позволяет внедрять современное аппаратное, программное обеспечение с требуемыми лицензионными параметрами, и создавать единое учебно-информационное пространство в вузе.

Эффективное использования нового профильного программного обеспечения в учебном процессе повышает качество обучения. Под эффективным использованием будем понимать оптимальную эксплуатацию компьютерных залов. Компьютерный фонд высшего учебного заведения в процессе эксплуатации претерпевает множества изменений (замена компьютеров, компьютерных сетей, программных продуктов, баз данных, обслуживающего персонала, различного рода технических и программных средства связи и т.д.).

Каждый компьютерный класс характеризуется площадью, числом рабочих мест, установленным программным обеспечением, численностью студентов и т.д. В силу существующих различий компьютерных классов и требуемого программного обеспечения для обучения студентов различных курсов и направлений, различной численности групп возникает задача оптимального использования компьютерных залов (рис. 1). При решении задачи, связанной с анализом параметров, характеризующих компьютерный зал, следует учитывать, что параметры могут быть различной природы как количественные, так и качественные. Например, численность рабочих мест в зале и число студентов в группе – количественные показатели, степень соответствия программных продуктов, используемых в обучении – параметр слабоформализованный, т.е. качественный. Для оценки таких параметров различной природы не всегда есть возможность использовать известные существующие алгоритмы, поэтому будем использовать аппарат нечетких множеств [6–11].

 

Рис. 1 Система выбора компьютерного зала

 

 

Аппарат нечетких множеств позволяет выполнить оценку параметров различной природы в одном числовом интервале. Для формирования оценки выбора компьютерного зала разработаем совокупность нечетких правил, в которой выполним оценку параметров. В основу положим упрощенный нечеткий вывод, характеризующийся наличием этапа фаззификации, этапа непосредственного нечеткого вывода, этапа агрегации.

Этап фаззификации для всех входных лингвистических переменных выполним с учетом их базовых множеств. Начальное множество термов для всех входных лингвистических переменных определим как – «малое», «среднее», «высокое». На вид функций принадлежностей аппарат нечетких множеств не накладывает никаких ограничений. В данной работе для функции принадлежности будем использовать треугольный вид, наиболее распространенный при решении практических задач с известными интервальными значениями [5, 6]. В качестве входных лингвистических переменных определим: число рабочих мест, площадь, программное обеспечение, число студентов в группе. Вид треугольной функции принадлежности был обоснован выше (trimf). Рассмотрим алгоритм нечеткого вывода в конкретном применении. Опишем входные лингвистические переменные:

«Площадь компьютерного зала». Каждый компьютерный зал содержит определенное число мест. Экспертные оценки числа рабочих мест предоставлены в таблице 1.

Лингвистическая  переменная  x1=<Площадь, T, [15–55], G1, M1>, T={ малая (A1) ,средняя(A2),высокая(A3)}.

 

Таблица 1

Экспертные оценки площади компьютерного зала x1

Площадь

15

20

30

35

40

45

55

малая

1

0,9

0,5

0,3

0,2

0

0

средняя

0,1

0,3

0,5

1

0,5

0,3

0,1

высокая

0

0

0,2

0,3

0,5

0,9

1

 

На рис. 2 представлены графики функций принадлежности Т множеств.

 

Рис. 2. Графики функций принадлежности лингвистической переменной x1

 

 

Остальные входные лингвистические переменные описываются аналогично. Для выходной лингвистической переменной (комп_зал) также была выбрана треугольная функция принадлежности (trimf). Для выходной лингвистической переменной используем следующее множество термов: «малое соответствие», «среднее соответствие», «высокое соответствие».

Представим фрагмент нечетких правил для работы разработанной нечеткой системысистемы

1. If («число мест» – малое) and («программное обеспечение» is малое) and («число студентов в группе» is высокое) and («площадь» is малая) then («комп_зал»  is малое соответствие)

2. If («площадь» is высокая) or («программное обеспечение» is высокая) or ((«число мест» - малое) or ((«число студентов в группе» is высокое) then («комп_зал»  is малое соответствие)

3. If («площадь»is средняя) and («программное обеспечение»is среднее) and (Num_j is среднее) and ((«число мест»is среднее) then («комп_зал»  is среднее соответствие)

4. If («площадь»is высокая) and («программное обеспечение» is высокая) and («число студентов в группе» is малое) and («комп_зал»  is высокое соответствие)

5. If («площадь»is высокая) and («программное обеспечение»is высокая) and («число студентов в группе» is среднее) and ((«число мест» is среднее) then («комп_зал»  is среднее соответствие)

Заключение

Внедрение нового профильного программного обеспечения при использовании компьютерных залов в обучении определяет модификацию устоявшихся организационных форм и методов обучения.

Эффективное использование компьютерных залов для применения профильного программного обеспечения в обучении открывает дополнительные возможности для повышения качества подготовки студентов. Профильное программное обеспечение – это неотъемлемый компонент процесса обучения выпускников технического вуза.

Рассмотренные подходы в данной работе позволяют расширить область применения теории нечетких множеств. Полагаем, данная работа может быть полезна руководству среднего звена (руководителям компьютерных залов, учебно-методическому отделу и др.).

References

1. Zayceva L.A. Ispol'zovanie informacionnyh komp'yuternyh tehnologiy v uchebnom processe i problemy ego metodicheskogo obespecheniya. // Internet-zhurnal «Eydos». 2006. 1 sentyabrya. eidos/journal/2006/0901-5.htm.

2. Krasnov S.V., Artemkina E.V. Problemy vnedreniya sovremennyh informacionnyh tehnologiy v uchebnom processe vuza // Vestnik Volzh. un-ta. Ser. : Informatika. 2000. Vyp.1.S. 190–191.

3. Krasnova G.A. Novye informacionnye tehnologii v obrazovanii // Problemy teorii i metodiki obucheniya. 2001. № 5. S. 39–42.

4. Lorenc A. Razvitie i rasprostranenie Internet – obrazovaniya vo vsem mire // Vysshee obrazovanie segodnya. M., 2002. № 7/8. S. 42–45

5. Prikladnye nechetkie sistemy: Perevod s yapon./ K. Asai, D. Vatada, S. Ivai i dr.; pod red. T. Terano, K. Asai, M. Sugeno. M.: Mir, 1993.

6. Mamdani E. H. Applications of fuzzy algorithms for simple dynamic plant. Porc. IEE. 1974. vol. 121, n. 12, pp. 1585–1588.

7. Kofman A. Vvedenie v teoriyu nechetkih mnozhestv. M.: Radio i svyaz', 1982. 432 S.

8. Pospelov G.S., Irikov V.A. Programmno-celevoe planirovanie i upravlenie (Vvedenie). M.: Sov. radio, 1976. 440 S.

9. Zakon Rossiyskoy Federacii «Ob obrazovanii» v redakcii Federal'nogo zakona ot 13.01.96 № 12-FZ; st. 10, Federal'nogo zakona «O vysshem i poslevuzovskom professional'nom obrazovanii» ot 22.08.96 № 125-FZ

10. Leonenkov A.V. Nechetkoe modelirovanie v srede MATLAB i fuzzyTECH. SPb.: BHV-Peterburg, 2003. 736 S.

11. Stativko R.U. Ocenka pokazatelya – «ispol'zovanie» nechetkih informacionnyh sistem na osnove nechetkoy kvalimetrii // Pribory i sistemy. Upravlenie, kontrol', diagnostika. Ezhemesyachnyy nauchno-tehnicheskiy zhurnal. M.:OOO «Nauchtehlitizdat». №4. 2015. S. 18–23.


Login or Create
* Forgot password?