Belgorod, Belgorod, Russian Federation
Belgorod, Belgorod, Russian Federation
In the present study emphasizes the need for a profile of software in the educational process of higher education. It contains the important role of information - resource in today's information society. With a brief description of the number of re-used types of profile software, the non-discontinuous update which improves the quality of education. Criteria Listed school computer class - the necessary object in Proc Mr. process. It is shown that all the criteria have a different nature, which resulted in the need to use fuzzy sets. When describing an example-is led linguistic variable input with the original base set and the term set. This work allows extension-rit the scope of fuzzy sets. This work may be useful to middle management.
information technology, the role of information, the apparatus of fuzzy sets, the input linguistic variable, fuzzy rules
Учебная деятельность регионального технического высшего учебного заведения сопровождается использованием различного рода аппаратного и программного обеспечения. Такое использование развивает, преобразует и дополняет систему обучения регионального высшего учебного заведения, что в результате повышает качество образования студентов вуза [1–5].
Сегодня высшие учебные заведения имеют специализированные компьютерные залы различного профиля, что позволяет внедрять современное аппаратное, программное обеспечение с требуемыми лицензионными параметрами, и создавать единое учебно-информационное пространство в вузе.
Эффективное использования нового профильного программного обеспечения в учебном процессе повышает качество обучения. Под эффективным использованием будем понимать оптимальную эксплуатацию компьютерных залов. Компьютерный фонд высшего учебного заведения в процессе эксплуатации претерпевает множества изменений (замена компьютеров, компьютерных сетей, программных продуктов, баз данных, обслуживающего персонала, различного рода технических и программных средства связи и т.д.).
Каждый компьютерный класс характеризуется площадью, числом рабочих мест, установленным программным обеспечением, численностью студентов и т.д. В силу существующих различий компьютерных классов и требуемого программного обеспечения для обучения студентов различных курсов и направлений, различной численности групп возникает задача оптимального использования компьютерных залов (рис. 1). При решении задачи, связанной с анализом параметров, характеризующих компьютерный зал, следует учитывать, что параметры могут быть различной природы как количественные, так и качественные. Например, численность рабочих мест в зале и число студентов в группе – количественные показатели, степень соответствия программных продуктов, используемых в обучении – параметр слабоформализованный, т.е. качественный. Для оценки таких параметров различной природы не всегда есть возможность использовать известные существующие алгоритмы, поэтому будем использовать аппарат нечетких множеств [6–11].
Рис. 1 Система выбора компьютерного зала
Аппарат нечетких множеств позволяет выполнить оценку параметров различной природы в одном числовом интервале. Для формирования оценки выбора компьютерного зала разработаем совокупность нечетких правил, в которой выполним оценку параметров. В основу положим упрощенный нечеткий вывод, характеризующийся наличием этапа фаззификации, этапа непосредственного нечеткого вывода, этапа агрегации.
Этап фаззификации для всех входных лингвистических переменных выполним с учетом их базовых множеств. Начальное множество термов для всех входных лингвистических переменных определим как – «малое», «среднее», «высокое». На вид функций принадлежностей аппарат нечетких множеств не накладывает никаких ограничений. В данной работе для функции принадлежности будем использовать треугольный вид, наиболее распространенный при решении практических задач с известными интервальными значениями [5, 6]. В качестве входных лингвистических переменных определим: число рабочих мест, площадь, программное обеспечение, число студентов в группе. Вид треугольной функции принадлежности был обоснован выше (trimf). Рассмотрим алгоритм нечеткого вывода в конкретном применении. Опишем входные лингвистические переменные:
«Площадь компьютерного зала». Каждый компьютерный зал содержит определенное число мест. Экспертные оценки числа рабочих мест предоставлены в таблице 1.
Лингвистическая переменная x1=<Площадь, T, [15–55], G1, M1>, T={ малая (A1) ,средняя(A2),высокая(A3)}.
Таблица 1
Экспертные оценки площади компьютерного зала x1
Площадь |
15 |
20 |
30 |
35 |
40 |
45 |
55 |
малая |
1 |
0,9 |
0,5 |
0,3 |
0,2 |
0 |
0 |
средняя |
0,1 |
0,3 |
0,5 |
1 |
0,5 |
0,3 |
0,1 |
высокая |
0 |
0 |
0,2 |
0,3 |
0,5 |
0,9 |
1 |
На рис. 2 представлены графики функций принадлежности Т множеств.
Рис. 2. Графики функций принадлежности лингвистической переменной x1
Остальные входные лингвистические переменные описываются аналогично. Для выходной лингвистической переменной (комп_зал) также была выбрана треугольная функция принадлежности (trimf). Для выходной лингвистической переменной используем следующее множество термов: «малое соответствие», «среднее соответствие», «высокое соответствие».
Представим фрагмент нечетких правил для работы разработанной нечеткой системысистемы
1. If («число мест» – малое) and («программное обеспечение» is малое) and («число студентов в группе» is высокое) and («площадь» is малая) then («комп_зал» is малое соответствие)
2. If («площадь» is высокая) or («программное обеспечение» is высокая) or ((«число мест» - малое) or ((«число студентов в группе» is высокое) then («комп_зал» is малое соответствие)
3. If («площадь»is средняя) and («программное обеспечение»is среднее) and (Num_j is среднее) and ((«число мест»is среднее) then («комп_зал» is среднее соответствие)
4. If («площадь»is высокая) and («программное обеспечение» is высокая) and («число студентов в группе» is малое) and («комп_зал» is высокое соответствие)
5. If («площадь»is высокая) and («программное обеспечение»is высокая) and («число студентов в группе» is среднее) and ((«число мест» is среднее) then («комп_зал» is среднее соответствие)
Заключение
Внедрение нового профильного программного обеспечения при использовании компьютерных залов в обучении определяет модификацию устоявшихся организационных форм и методов обучения.
Эффективное использование компьютерных залов для применения профильного программного обеспечения в обучении открывает дополнительные возможности для повышения качества подготовки студентов. Профильное программное обеспечение – это неотъемлемый компонент процесса обучения выпускников технического вуза.
Рассмотренные подходы в данной работе позволяют расширить область применения теории нечетких множеств. Полагаем, данная работа может быть полезна руководству среднего звена (руководителям компьютерных залов, учебно-методическому отделу и др.).
1. Zayceva L.A. Ispol'zovanie informacionnyh komp'yuternyh tehnologiy v uchebnom processe i problemy ego metodicheskogo obespecheniya. // Internet-zhurnal «Eydos». 2006. 1 sentyabrya. eidos/journal/2006/0901-5.htm.
2. Krasnov S.V., Artemkina E.V. Problemy vnedreniya sovremennyh informacionnyh tehnologiy v uchebnom processe vuza // Vestnik Volzh. un-ta. Ser. : Informatika. 2000. Vyp.1.S. 190–191.
3. Krasnova G.A. Novye informacionnye tehnologii v obrazovanii // Problemy teorii i metodiki obucheniya. 2001. № 5. S. 39–42.
4. Lorenc A. Razvitie i rasprostranenie Internet – obrazovaniya vo vsem mire // Vysshee obrazovanie segodnya. M., 2002. № 7/8. S. 42–45
5. Prikladnye nechetkie sistemy: Perevod s yapon./ K. Asai, D. Vatada, S. Ivai i dr.; pod red. T. Terano, K. Asai, M. Sugeno. M.: Mir, 1993.
6. Mamdani E. H. Applications of fuzzy algorithms for simple dynamic plant. Porc. IEE. 1974. vol. 121, n. 12, pp. 1585–1588.
7. Kofman A. Vvedenie v teoriyu nechetkih mnozhestv. M.: Radio i svyaz', 1982. 432 S.
8. Pospelov G.S., Irikov V.A. Programmno-celevoe planirovanie i upravlenie (Vvedenie). M.: Sov. radio, 1976. 440 S.
9. Zakon Rossiyskoy Federacii «Ob obrazovanii» v redakcii Federal'nogo zakona ot 13.01.96 № 12-FZ; st. 10, Federal'nogo zakona «O vysshem i poslevuzovskom professional'nom obrazovanii» ot 22.08.96 № 125-FZ
10. Leonenkov A.V. Nechetkoe modelirovanie v srede MATLAB i fuzzyTECH. SPb.: BHV-Peterburg, 2003. 736 S.
11. Stativko R.U. Ocenka pokazatelya – «ispol'zovanie» nechetkih informacionnyh sistem na osnove nechetkoy kvalimetrii // Pribory i sistemy. Upravlenie, kontrol', diagnostika. Ezhemesyachnyy nauchno-tehnicheskiy zhurnal. M.:OOO «Nauchtehlitizdat». №4. 2015. S. 18–23.