SYSTEMS FOR AUTOMATED CONTROL OF EQUIPMENT OF EN-ERGY SUPPLY DEVICES
Abstract and keywords
Abstract (English):
Questions of use of automated systems on railway transport are considered. Compara-tive characteristic of the available systems is given. The analysis of types of micropro-cessor terminals and their operation parameters is made.

Keywords:
microprocessor terminals; digital systems; digital devices of protection; automated systems; digital substation
Text
Publication text (PDF): Read Download

В данный момент различные отрасли электроснабжения не представляют свою работу без цифровых современных технологий. Тем самым можно сказать, развитие социума предполагает внедрение нового, более оптимального, автоматизированного. Можно увидеть, что в энергетике вводят новейшие технологии, регулируют основные параметры работы сети, улучшают системы электроснабжения и не только.

Целью работы является исследование микропроцессорных терминалов для объектов вторичного распределения и цифровых систем для автоматизации процесса управления устройствами.

Задачи работы: изучить и обобщить материал по микропроцессорным терминалам, цифровым системам, сравнить их параметры работы.

Одной из новаций в системе электроснабжения является цифровая подстанция.

Цифровая подстанция построена на основе микропроцессорных терминалов релейной защиты и автоматики – интеллектуально-электронных устройств, преобразователей интерфейсов, сетевых коммутаторов, устройств организации единого времени, архивирования данных и серверов обработки, автоматизированных рабочих мест, устройств приема и передачи информации [1].

В системе автоматизации цифровых подстанций устройства релейной защиты и автоматики осуществляют сбор информации о состоянии коммутационных аппаратов, о напряжении на шинах электрических подстанций, о токовой нагрузке. Следом происходит обработка полученной информации и подача управляющего сигнала на электромагниты включения и отключения коммутационного аппарата.

Микропроцессорные интеллектуально-электронные устройства в системе автоматизации фиксируют события, происходящие на объекте управления, с пометкой времени. Все устройства должны работать синхронно, тем самым для синхронизации работы может применяться один из компьютеров сети.

Цифровые устройства защиты различного назначения имеют много общего, а их структурные схемы очень похожи и подобны.

Непременными узлами любого цифрового устройства РЗА являются: входные и выходные преобразователи сигналов, тракт аналого-цифрового преобразования, кнопки управления и ввода информации от оператора, дисплей для отображения информации и блок питания. Современные цифровые устройства, как правило, оснащаются и коммуникационным портом для связи с другими цифровыми устройствами.

Для автоматизации процесса управления устройствами электроснабжения для объектов вторичного распределения применяется цифровая защита фидеров контактной сети (ЦЗАФ – 3,3). Она предназначена для выполнения функций релейной защиты фидеров в КРУ тяговых подстанций, постов секционирования и пунктов параллельного соединения, а также для выполнения функций противоаварийной автоматики, измерения, контроля и сигнализации, местного и дистанционного управления коммутационными аппаратами [2].

Данная защита имеет следующие функции:

– устройства: защита фидера;

– автоматики: управление быстродействующими выключателями, управление линейным выключателем;

– сигнализации: регистрация событий и аварийных процессов;

– самодиагностики;

защиты: направленную максимальную импульсную защиту, дистанционную защиту, защиту по приращению тока, защиту по критической скорости нарастания тока, защиту по минимальному напряжению.

Сигнализация данного устройства подразделяется:

– аварийная сигнализация;

– сигнализация общего контроля изоляции;

– сигнализация о неисправности устройства.

Также ЦЗАФ имеет функцию регистрации событий и аварийных процессов, которая включает в себя измерение параметров контактной сети и регистрацию аварийных событий.

Самодиагностика действия цифровой защиты фидеров контактной сети выполняется контроллером автоматики и без остановки во время работы, что создает контроль связи контроллера автоматики с контроллером защиты и с блоком управления; контроль работоспособности датчика тока; выходного напряжения датчика; контроль выходного напряжения датчика напряжения.

Для автоматизированного управления оборудованием устройств электроснабжения электрифицированных железных дорог предусмотрена система АСТМУ-А. Она выполнена на современной микропроцессорной элементной базе и обладает рядом преимуществ по сравнению с системами предыдущих поколений. АСТМУ-А организована как многоуровневая система управления и включает программно-технические средства телемеханического управления, размещаемого на диспетчерском и контролируемых пунктах, и средства автоматизации управления на самих подстанциях и постах секционирования [3].

Нижний уровень КП предназначен для управления объектами электроснабжения, сбора, предварительной обработки на локальном уровне и передачи информации телесигнализации и телеизмерения на ДП. Верхний уровень управления – локальная компьютерная сеть с реализацией мнемосхемы энергодиспетчерского круга на нескольких экранах видеомониторов. Программное обеспечение верхнего уровня дает возможность реализовать задачи автоматизированного управления технологическим оборудованием контролируемых пунктов и функции АРМ энергодиспетчера.

Связь верхнего уровня управления с аппаратурой КП осуществляется по протоколу MODBUS. Специальные модемы позволяют обеспечивать работу АСТМУ как по выделенным линиям связи (воздушным, кабельным) и каналам тонального диапазона частот, так и на диспетчерских кругах, оборудованных устройствами телемеханики типа «Лисна». Цифровой способ передачи информации позволяет на несколько порядков повысить скорость обмена информацией при использовании волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) [4].

В табл. 1 я привела сравнительную характеристику цифровых систем защиты.

Таблица 1

Сравнительная характеристика цифровых систем защиты

Цифровая защита прошлого поколения

МСТ-95

Современная цифровая защита

АСТМУ-А

Похожие и подобные друг другу структурные схемы

– более сложная конструкция;

 

– совместимость по протоколу обмена информацией с предыдущими системами;

– малогабаритный щит, отсутствуют стойки ТУ-ДП и ТУ ДПР;

– пульт диспетчера, в котором предусмотрено оперативное тестирование клавиатуры, монтажа и модулей;

– аппаратура каналов связи с более стабильными характеристиками;

 

 

 

– увеличенный объем телеизмерений;

 

 

 

 

– использование темнового щита.

– упрощенная современная конструкция;

– совместимость по протоколу обмена информацией с предыдущими системами;

– многоуровневая система управления;

– включает программно-технические средства телемеханического управления;

 

– работа по выделенным линиям связи и каналам тонального диапазона частот, а также на диспетчерских кругах, оборудованных устройствами телемеханики типа «Лисна»;

– современные терминалы управления БМРЗ, ЦЗАФ – 3,3;

– гибкая аппаратная и программная структура, сосредоточенная структура на уровне контролируемых пунктов;

– использование виртуального щита.

 

В заключение хочу отметить, что цифровизация существенно улучшит возможность увидеть текущее состояние оборудования, целесообразно организовывать систему текущего обслуживания и ремонта, выявлять дефекты на стадиях их появления и предупреждать крупные аварии, которые влекут за собой замену дорогого оборудования. Цифровая подстанция является следующей стадией развития электроэнергетики, а применение для объектов вторичного распределения цифровых терминалов ЦЗАФ поможет существенно ускорить автоматизацию всего процесса управления устройствами электроснабжения.

References

1. Perspektivy razvitiya nauki i obrazovaniya: sbornik nauchnyh trudov po mate-rialam XXIII mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii, 30 noyabrya 2017 g. /Pod obsch.red. A.V. Tugolukova – Moskva: IP Tugolukov A.V., 2017. – 383 s.

2. Emel'yancev S., Petrov S. Logika CRZA i cepey vtorichnoy kommutacii.//Internet-zhurnal «Novosti ElektroTehniki», 2011. №2(68). URL:http://news.elteh.ru/arh/2011/68/10.php

3. Erlykov N.S., Vasil'ev Yu.P., Erlykov P.N. Razrabotka sistemy teleupravleniya elektrosnabzheniem zheleznyh dorog. – Sankt-Peterburg, 2012 g.

4. Dulya A.A. Sistemy telemehaniki v ustroystvah elektrosnabzheniya zheleznyh dorog, Moskva, 2018.

Login or Create
* Forgot password?