Russian Federation
graduate student
Voronezh, Voronezh, Russian Federation
In our work we presented the description of alternative raft control means in the state of «brake-stabilizer». We showed modelling of the hydrodynamic results for the engineered control means. We described characteristics of «brake-stabilizer» braking effort and the slump effect, which depends on towing speed and angle of attack.
rafting,raft, brake-stabilizer, modelling
I. ВВЕДЕНИЕ
Развитие лесозаготовительной отрасли, рост лесо-заготовок в регионах богатых лесными ресурсами, сдерживается отсутствием магистральных транспортных артерий, строительство автомобильных и железных дорог здесь невозможно или же экономически не выгодно.
Большинство лесоперерабатывающих предприятий спроектированы на прием лесоматериалов с воды и располагаются в устьях больших рек.
При этом, запрет на осуществление молевого лесо-сплава привел к тому, что лесозаготовительные предприятия, примыкающие к малым и средним рекам, оказались отрезанными от транспортных артерий, а огромные лесные массивы исключенными из ресурсов лесозаготовки.
Тем не менее, осуществление лесосплава в данной ситуации возможно при использовании навигацион-ной сплотки на базе линеек из плоских сплоточных единиц, являющихся сложными динамическими системами. Большинство известных средств управления, представляющих собой цепи-волокуши и якоря, ориентированы на значительный донный запас и требуют проведения комплекса мелиоративных работ. Альтернативные типы средств управления в виде тормозных щитов и водных парашютов применимы только на магистральных реках. Основные исследования ведутся в области совершенствования лесотранспортных единиц при использовании уже существующих средств управления, для которых известна проблема их эксплуатации на малых и средних реках. По этой причине, данный вопрос требует более детального изучения.
Нами предложено альтернативное средство в виде «тормоза-стабилизатора» для управления плотом, адаптированное для условий плавания при критических донных запасах.
II. ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ
Для осуществления сплава леса в малых плотах и линейках из ПСЕ на средних и малых реках было разработано экологически безопасное средство управления типа «тормоз-стабилизатор» (рис. 1), отличающееся возможностью изменения углов атаки тормозного щита в вертикальной и горизонтальной плоскостях [1].
Для различных условий эксплуатации предложены два варианта такой системы управления: «тормоз-стабилизатор» с боковым размещением оси поворота в горизонтальной плоскости, тип I (рис. 1, а); «тормоз-стабилизатор» с центральным размещением оси поворота в горизонтальной плоскости, тип II (рис. 1, б).
Предложенное средство управления состоит из следующих основных элементов: 1 – ось поворота в горизонтальной плоскости; 2 – тормозной щит; 3 –
1. Manukovskiy, A. Yu. Metody snizheniya gidrodinami-cheskogo soprotivleniya dvizheniyu sortimentnykh plotov pri ikh buksirovke [Tekst] / A. Yu. Manukovskiy, D. A. Makarov, K. S. Podoynitsyn. Sistemy. Metody. Tekhnologii. – 2011.– №12. – S. 125-127
2. Manukovskiy, A. Yu. Ekspluatatsionnye kharakteristiki sistemy upravleniya tipa «tormoz-stabilizator» dlya plotovogo lesosplava [Tekst] : monografiya / A. Yu. Manukovskiy, D. A. Makarov; FGBOU VPO «VGLTA». – Voronezh, 2013.– 70 s. – Dep. v VINITI 16.09.2013, № 256-V2013
3. Manukovskiy, A. Yu. Sistema upravleniya tipa «tormoz-stabilizator» dlya plotovogo lesosplava [Tekst] / A. Yu. Manukovskiy, D. A. Makarov, Yu. A. Makarova; GOU VPO «VGLTA».– Voronezh, 2013. – 27 s. – Dep. v VINITI 29.05.2013, №155-V2013
4. Manukovskiy, A. Yu. K voprosu o splave lesa po rekam s malymi glubinami [Tekst] / A. Yu. Manukovskiy, D. A. Makarov. Lesa Rossii v XII veke: Materialy devyatoy mezhdunarodnoy nauchno-tekhnicheskoy internet- konferentsii. – SPb., 2012. – S. 90-93.