STATE REGULATION PRODUCTION AND ECONOMIC RELATIONS IN A DIGITAL ECONOMY
Abstract and keywords
Abstract (English):
V stat'e udeleno vnimanie voprosam gosudarstvennogo regulirovaniya proizvodstvenno-ekonomicheskih otnosheniy v prostranstve cifrovoy ekonomiki na osnove informacionnyh tehnologiy, yavlyayuschihsya zalogom ih kachestvennoy transformacii. Rassmotren mehanizm postroeniya i funkcionirovaniya sistemy upravleniya sel'skohozyaystvennym proizvodstvom na primere Edinoy federal'noy informacionnoy sistemy o zemlyah sel'skohozyaystvennogo naznacheniya (EFIS ZSN), kotoraya imeet vertikal'no-integrirovannuyu strukturu i predstavlyaet soboy elektronnyy kartograficheskiy vid ocifrovannyh sel'skohozyaystvennyh zemel'nyh uchastkov vseh regionov Rossii, s vozmozhnost'yu zaneseniya informacii po kazhdomu polyu. Proanalizirovany celi sozdaniya predstavlennoy sistemy i ee vozmozhnosti, pozvolyayuschie v onlayn-rezhime poluchat' dannye o ploschadyah zemel' sel'skohozyaystvennogo naznacheniya i posevah sel'skohozyaystvennyh kul'tur, ih vegetacionnogo sostoyaniya i prognoza urozhaynosti, kachestvennogo sostoyaniya plodorodiya pochv, vyyavlyat' neispol'zuemye zemel'nye uchastki i t. d. Obosnovano, chto informaciya v ramkah issleduemoy sistemy mozhet formirovat'sya v zavisimosti ot zaprosa po urovnyam (strana, federal'nyy okrug, region, krupnyy sel'skohozyaystvennyy tovaroproizvoditel') kak v kartograficheskom vide, tak i v forme tablic i grafikov, chto mozhet stat' suschestvennym podspor'em v prinyatii upravlencheskih resheniy na makro-, mezo- i mikrourovnyah. Na materialah Rostovskoy oblasti izuchen trudoemkiy process formirovaniya regional'noy informacionnoy bazy EFIS ZSN. Otmechaetsya, chto sbor informacii o zemlepol'zovatelyah sel'skohozyaystvennyh ugodiy, razmeschenii sel'skohozyaystvennyh kul'tur, zanimaemoy ploschadi pashni v regione osuschestvlyalsya putem provedeniya pryamogo oprosa predstaviteley sel'hozpredpriyatiy i naneseniya na kartograficheskiy material poluchennyh dannyh s cel'yu aktualizacii ih poley. Provedennyy analiz pozvolil sdelat' vyvod, chto zalogom uspeha cifrovizacii zemel' sel'skohozyaystvennogo naznacheniya i razvitie dannogo napravleniya na federal'nom urovne v nastoyaschee vremya polnost'yu zavisyat ot regional'noy politiki v dannom voprose.

Keywords:
gosudarstvennoe regulirovanie, sel'skoe hozyaystvo, cifrovoe prostranstvo, IT, monitoring zemel'.
Text
Publication text (PDF): Read Download

Цель и методика исследований

Современное развитие отрасли сельского хозяйства происходит в связке с другими сферами российской экономики. АПК стал одним из основных драйверов отечественного производства, оказывая положительный мультипликативный эффект на смежные отрасли. Однако увеличивающиеся производственные мощности сельского хозяйства в условиях его многоукладности порождают новые проблемные вопросы для руководства отрасли связанные сосбором и анализом огромного массива информации.

Развитие производственно-экономических отношений в сельском хозяйстве диктует настоящую необходимость применения цифровых технологий в управлении отраслью. По нашему мнению, построение системы управления АПК в цифровом формате должно происходить на принципах открытости и гласности, а его вертикально-интегрированная структура должна объединять сельскохозяйственного товаропроизводителя, муниципальные, региональные и федеральные власти. Цифровая модель управления производственно-экономическими отношениями должна интегрировать в себя функции накопления, хранения, анализа информационными данными в АПК [1; 2].

Цифровизация производственно-экономических отношений должна упростить взаимодействие между фермером и муниципальной властью, между муниципальной и региональной властями, между региональной и федеральной структурами. Развитие информационно-коммуникационных технологий в управленческой области сельского хозяйства является залогом качественной трансформации производственно-экономических отношений [3;4].

Особый научный интерес вызывают особенности применения цифровых технологий в сфере государственного регулирования производственно-экономических отношений в сельском хозяйстве. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», а также в рамках Паспорта национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» федеральные органы власти и регионы должны существенно увеличить расходы на цифровую экономику в ближайшие 5 лет, включая сельское хозяйство [5; 6].

Минсельхоз России в рамках исполнения вышеуказанного Указа Президента РФ в 2017 году создало, а в 2018 ввело в эксплуатацию Единую федеральную информационную систему о землях сельскохозяйственного назначения и землях, используемых или представленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий (ЕФИС ЗСН) (приказ Минсельхоза России от 02.04.2018 № 130). Нормативным основанием для создания и ввода в эксплуатацию ЕФИС ЗСН послужило постановление Правительства Российской Федерации от 06.07.2015 № 676 «О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации»[7]. Таким образом, можно утверждать, что основной мотивацией создания цифровой системы ЕФИС ЗСН является сбор и обработка большого потока информации о землях сельскохозяйственного назначения.

Проведем анализ созданной системы ЕФИС ЗСН и ее возможности в условиях цифровизации сельского хозяйства. Система представляет собой электронный картографический вид оцифрованных сельскохозяйственных земельных участков всех регионов России с возможностью занесения информации по каждому полю (рис. 1) [8]. В целом ЕФИС ЗСН имеет вертикально-интегрированную структуру, что позволяет использовать ее на федеральном и региональном уровнях с учетом ограничения доступа к функционалу.

Для работы в системе необходим браузер не поздней версии выпуска: Google Chrome, Internet Explorer, Mozilla Firefox и другие. Электронный адрес ЕФИС ЗСН – https//efis.mcx.ru

Мы считаем, что основной задачей создания системы было обеспечение Минсельхоза России актуальными и объективными данными о землях сельскохозяйственного назначения по всем субъектам Российской Федерации в цифровом формате.

 

Рис. 1. Интерфейс ЕФИС ЗСН на примере Ростовской области

(картографический вид сева озимых культур 2019 года)

Fig. 1. Interface office ZSN on the example of the Rostov region(map view of winter crops sowing in 2019)

[U1] 

Результаты исследований

Проведенный анализ позволил выявить основные цели создания ЕФИС ЗСН:

  1. создание информационной платформы для управленческих решений в части рационального использования земель сельскохозяйственного назначения;
  2. мониторинг выращивания сельскохозяйственных культур;
  3. оценка состояния мелиоративных систем и гидротехнических сооружений;
  4. территориальное планирование сельских территорий;
  5. повышение мобильности получаемой информации, автоматическая ее обработка и хранение долговременный период, с целью создания прогнозных показателей на основе спутниковых снимков;
  6. уточнение границ земельных участков, с помощью спутниковых технологий и формирование статистики.

Все расходы, связанные с созданием и обслуживанием ЕФИС ЗСН, взял на себя Минсельхоз России, а работа по наполнению системы данными, была закреплена за регионами. Основное содержание работы регионов заключалось в следующем:

  1. уточнение реестра и границ земельных участков в регионе;
  2. наполнение данными в разрезе каждого поля (собственник и (или) пользователь земельного участка, выращиваемая сельскохозяйственная культура, показатели агрохимического обследования, площадь земельного участка по отчетности).

С учетом природно-климатических условий в большей части регионов Российской Федерации данную информацию необходимо обновлять два раза в год: посев яровых и посев озимых сельскохозяйственных культур. Таким образом, информационная платформа для нормального функционирования системы формируется в регионах. После ввода необходимых данных регионами в ЕФИС ЗСН Минсельхоз России может применять различные модули формирования информационной отчетности. Например, в онлайн-режиме получать данные о площадях земель сельскохозяйственного назначения и посевах сельскохозяйственных культур, их вегетационного состояния и прогноза урожайности, качественного состояния плодородия почв, выявлять неиспользуемые земельные участки и т. д. Данная информация может формироваться в зависимости от запроса по уровням (страна, федеральный округ, регион, крупный сельскохозяйственный товаропроизводитель) как в картографическом виде, так и в форме таблиц и графиков (рис. 2) [8]. Созданная цифровая система мониторинга земель сельскохозяйственного назначения может стать существенным подспорьем в принятии управленческих решений.

Однако, по нашему мнению, ЕФИС ЗСН имеет ряд недостатков, связанных с ее технологической громоздкостью и прямой зависимостью между объективной работой системы и качеством вводимой информации регионами. Созданная система формирует производственно-экономические отчеты, используя региональные информационные платформы, которые не защищены от человеческого фактора, а также полностью зависят от готовности региона участвовать в работе по цифровизации отрасли.    

В свою очередь, как показывает практика, ввод информации в ЕФИС ЗСН в регионах построен на разном организационном уровне. Основной причиной дифференциации регионов по данному вопросу является наличие или отсутствие цифровой системы мониторинга земель сельскохозяйственного назначения в субъекте Российской Федерации.

Нами было выявлено, что отдельные регионы, такие как Белгородская, Волгоградская, Самарская области, Ставропольский, Алтайский и Краснодарский края и другие, начали работу по созданию региональных систем мониторинга земли до ввода эксплуатацию ЕФИС ЗСН. Преимущество данных регионов заключается в автоматической подгрузке данных о земельных участках из системы субъекта в ЕФИС ЗСН. Другие регионы должны работу по сбору информации и ее вводу в ЕФИС ЗСН проводить в ручном режиме.

Как показали исследования, в 2018 году только 30 регионов имели системы мониторинга земель сельскохозяйственного назначения, которые находились на разных стадиях развития. Основные причины низкого уровня развития геоинформационных систем земель сельскохозяйственного назначения в большинстве регионов – это  отсутствие финансирования на создание и сопровождение систем и очень трудоемкий процесс сбора информации в разрезе каждого земельного участка.

Рис. 2. Модули аналитических отчетов посева сельскохозяйственных культур ЕФИС ЗСН (на примере Ростовской области)

Fig. 2. Modules of analytical reports of agricultural crops cultures office of ZSN (on the example of the Rostov region)

[U2] 

В результате сложившейся ситуации в 2018 году только 32 региона из 85 субъектов Российской Федерации вводили данные в ЕФИС ЗСН.

Насколько трудоемкий процесс формирование региональной информационной базы для ЕФИС ЗСН, можно рассмотреть на примере Ростовской области. Необходимо отметь, что методики сбора и ввода информации в федеральные и региональные цифровые системы мониторинга земель сельскохозяйственного назначения не имеют принципиального отличия.  

В 2018 году в Ростовской области насчитывалось более 88 тысяч полей, часть из которых имела дробление на более мелкие земельные участки, поэтому с учетом большого объема работы по сбору данных о земле был принят показатель мониторинга – 80,0 % охвата всех площадей.

В работе принимали участие более 60 сотрудников агрохимической службы Ростовской области. С целью сбора информации о полях был распечатан картографический материал по сельским поселениям Ростовской области для нанесения на него информации согласно структуре, утвержденной Минсельхозом России:

  • площадь контура, согласно отчетным данным, га (area_f);
  • год заполнения (date);
  • вид сельскохозяйственных угодий (tlu);
  • сельскохозяйственная культура (crop);
  • наименование собственника (land user);
  • ИНН собственника (inn).

Сбор информации о землепользователях сельскохозяйственных угодий, размещении сельскохозяйственных культур, занимаемой площади пашни осуществлялся путем проведения прямого опроса представителей сельхозпредприятий и нанесения на картографический материал полученных данных с целью актуализации полей землепользователей. Практика показывает, что в настоящее время малые формы хозяйствования не строят карту размещения сельскохозяйственных культур, а средние и крупные предприятия осуществляют ее превентивным методом, что существенно осложняло проводимую работу.

Однако проведенная работа в 2018 году позволила собрать и ввести в ЕФИС ЗСН необходимую информацию о полях, засеянных озимыми культурами в Ростовской области с охватом 85,0 % площади посева.

Выводы. Рекомендации

Проведенный анализ позволил сделать вывод, что успех цифровизации земель сельскохозяйственного назначения и развитие данного направления на федеральном уровне в настоящее время полностью зависят от региональной политики в данном вопросе.

Применение цифровых технологий в сельском хозяйстве позволяет повысить уровень и качество управленческих решений, открытость ведения сельскохозяйственного производства, а также выявить существующие резервы роста отрасли. Основным объектом цифровизации в сельском хозяйстве выступает земля как главное средство производства. Цифровые технологии в сельском хозяйстве в ближайшие годы будут активно развиваться, а их применение – гарантировать эффективность управленческого процесса [9; 10].

Экономическая эффективность управления производственно-экономическими отношениями в сельском хозяйстве на основе использования цифровых технологий будет складываться из сокращения времени на принятие решений, объективности получаемой информации, автоматизированной оценки текущего состояния сельскохозяйственного производства.  

 
References

1. Kulkov V. M. Digital economy: hopes and illusions // Philosophy of economy. Almanac of the Center of Social Sciences and faculty of Economics of Moscow State University named after M. V. Lomonosov. 2017. No. 5. Pp. 145–156.

2. Lenchuk, E. B. and Vlaskin, G. A. the emergence of digital economy of Russia: problems, riscs, prospects // Vestnik of Institute of Economics of RAS. 2018. No. 5. Pp. 9–21.

3. Astapov A. V. Construction of Effective systems of management of AIC of Russia in the space of digital economy // Economics, labor, management in agriculture. 2018. No. 3 (36). Pp. 60–66.

4. Sharipov S. A., Kharisov G. A. The impact of the digital economy on the development of local government and land relations // Economy of agricultural and processing enterprises. 2019. No. 2. Pp. 47–51.

5. Decree of the President of the Russian Federation of may 07, 2018 № 204 “On national goals and strategic objectives of the Russian Federation for the period up to 2024”. – URL: http://www.consultant.ru (access date: 12.03.2019).

6. Passport of the national program “Digital economy of the Russian Federation”. Approved by the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation on strategic development and national projects (minutes of December 24, 2018 No. 16). – URL: http://www.consultant.ru (access date 12.03.2019).

7. Resolution of the Government of the Russian Federation from 06.07.2015 No. 676 “About requirements to the procedure for the creation, development, commissioning, operation and decommissioning of the state information systems and store content provided in their databases of information”. – URL: http://www.consultant.ru (access date: 12.03.2019).

8. Portal of the Ministry of agriculture and food of the Rostov region. – URL: http://www.don-agro.ru (access date: 12.03.2019).

9. Sokolov S. A. Economic and legal characteristics of modern conditions of functioning of the land market // Economics of agricultural and processing enterprises. 2017. No. 9. Pp. 56–60.

10. Demidov P. V., Ulezko A. V. Systematization of factors determining the specificity of reproduction of agricultural land resources // Economy of agricultural and processing enterprises. 2018. No. 6. Pp. 47–49.

Login or Create
* Forgot password?