graduate student
Fryazino, Moscow, Russian Federation
UDK 33 Экономика. Экономические науки
GRNTI 00.08 Общественные науки и идеология
GRNTI 82.13 Государственное и административное управление
BBK 65 Экономика. Экономические науки
TBK 7772 Таможенное дело
The author investigates theoretical aspects of the definition of "service", "customs service", "public customs service", analyses the current legislation, the leading scientists’ opinions and presents the author's conclusions and definitions on the subject.
service, customs services, public customs services
Сфера услуг – одна из самых динамично развивающихся отраслей экономики, определяющая конкурентоспособность и степень развития национальной экономики. Не является исключением и сфера государственных таможенных услуг, которая в условиях членства России в ЕАЭС диктует необходимость модернизации предоставления таможенных услуг участникам ВЭД и совершенствования организации таможенными органами процессов их предоставления.
Ключевой проблемой в этой связи является разнородность таможенной терминологии и отсутствие кодифицированных терминов «таможенная услуга» и «государственная таможенная услуга» в действующих законодательных актах. Решение данной задачи позволит не только в теории, но и на практике реализовать возможности, связанные с совершенствованием принципов и механизмов взаимодействия государства и граждан в направлении повышения качества и расширения сферы предоставления государственных услуг, что и определяет актуальность исследования.
Услуги, государственные услуги, таможенные услуги, государственные таможенные услуги: понятия, кодифицированная терминология, используемая в законодательстве, мнения ученых.
Услуга. Исследование теоретических аспектов формирования понятий таможенная услуга и государственная таможенная услуга целесообразно начать с определения термина «услуга». Несмотря на огромную роль услуг в социальной жизни общества и современной экономике, масштабы и динамизм развития сферы услуг, единого общепринятого определения данного термина нет.
Понятие услуга в российском гражданском праве определяется п.1 ст.779 ГК РФ и представляет собой определенные действия или деятельность, осуществляемые одним лицом (исполнителем) в пользу другого лица (заказчика) по заданию последнего [1]. Таким образом, с позиции Гражданского кодекса услуга -это специфическая форма труда (деятельность). ГОСТ Р 50646-2012 связывает понятие «услуга» с неким благом, полученным результатом труда [2] и отражает другой подход к толкованию сущности услуг. Подобный дуализм мнений, очевидно, является следствием широты взглядов и подходов к пониманию понятия «услуга» различными исследователями. «Услуга – то, что неосязаемо (невидимо) и в обмен на что потребитель, фирма или правительство готовы предоставить что-либо ценное» [3] по мнению К.Р. Макконнелла, С. Л. Брю. Ф. Котлер полагает, что услуга - «любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном не осязаемы и не приводят к завладению чем-либо» [4]. В общем случае услуга представляет собой получение и/или потребление экономическим агентом некоторых действий, которые выполняет другой экономический агент [5]. Исследования, проведенные в работе [6], характеризуют услугу с позиций шести подходов: 1) деятельность; 2) действие; 3) продукт труда, или благо; 4) товар; 5) результат; 6) процесс, что систематизирует существенные стороны услуги. Обзор некоторых определений понятия «услуга» приведен в Таблице 1.
Таблица 1 Обзор определений понятия «услуга»
Автор/Нормативный документ |
Определение |
Источник |
Налоговый кодекс РФ |
Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. |
п.5 ст. 38 "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 02.08.2019) |
ГОСТ Р 57392-2017/ISO/IEC TR 20000-10:2015 |
услуга (service): Способ предоставления ценности заказчику через содействие ему в получении конечных результатов, которых заказчик хочет достичь. |
ГОСТ Р 57392-2017/ISO/IEC TR 20000-10:2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Информационные технологии. Управление услугами. Часть 10. Основные понятия и терминология (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 27.02.2017 N 72-ст) |
К. Маркс |
Услуга - полезное действие той или иной потребительной стоимости – товара ли, труда ли |
Маркс К., Энгельс Ф. Полное собрание сочинений. М., 1962. Т. 23. С. 203 - 204. |
О.М. Щуковская |
вид блага, служащий средством удовлетворения потребностей за счет осуществления деятельности одним субъектом |
Щуковская О.М. Правовое регулирование деятельности по оказанию правовых услуг: Автореф. канд. юрид. наук. СПб., 2001. С. 16. |
А. Н. Король, С. А. Хлынов |
«услуга – это определенное действие субъекта, целью которого является достижение конкретного результата, необходимого заказчику, посредством воздействия на объект услуги» |
«Услуги: определение и классификация. Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ» 2014, Том 5, № 4, С. 1323 – 1328» |
Анализ толкований, имеющихся в законодательстве, и различных взглядов исследователей на изучаемый вопрос, позволяет обобщить и выделить характерные свойства услуги:
- наличие взаимодействующих сторон – заказчика и исполнителя услуги;
- наличие действий или деятельности исполнителя;
- итог действий или деятельности исполнителя – определенный результат, необходимый заказчику;
- результат действий (деятельности) исполнителя услуги либо не имеет овеществленной формы (обучение, консультации, предоставление информации и т.д.) либо, имея определенный материальный характер (ветеринарные, медицинские, парикмахерские услуги и т.д.), тем не менее, не приводит к созданию новых материальных объектов;
- результат услуг не передается заказчику, а потребляется им непосредственно в процессе оказания и не может быть отделим ни от исполнителя, ни от заказчика;
- исполнителю услуги для выполнения задания заказчика требуются определенные профессиональные знания, умения и навыки, которыми заказчик не обладает или по каким-то причинам не использует (не желает брать на себя специфические затраты и риски);
- услуга может быть связана с совершением исполнителем для заказчика определенных юридических действий (поручение, иные юридические действия); неюридических действий, носящих фактический характер (рекламные действия исполнителя в интересах заказчика) или носить комплексный характер, то есть как юридические, так и фактические действия исполнителя в интересах заказчика (агентские договора);
- потребительной стоимостью услуги выступают увеличение свободного времени и экономия издержек, в случае, когда заказчиком является конечный потребитель или организация [7] либо приобретение добавочной потребительной стоимости (с отложенным или моментальным эффектом) или нового качества;
- возмездность услуг (в общем случае все услуги являются возмездными). Они могут предоставляться потребителю за плату или бесплатно, но встречное возмещение так или иначе происходит. Исполнитель, совершая определенную деятельность и/или действия в пользу потребителя с согласия последнего, фактически заключает соглашение, на основании некоего побуждающего мотива. Получая услугу, потребитель ожидает увидеть лицо, которое обладает соответствующими профессиональными знаниями, умениями, навыками; результат услуги должен удовлетворять потребностям потребителя, т.е. потребитель имеет определенный интерес. Лица, оказывающие услуги, несут определенные затраты (материальные, энергетические и другие), следовательно, при отсутствии встречного возмещения исполнитель будет лишь терять, а потребитель – только приобретать, что с экономической точки зрения нерационально, приводит к нарушению баланса в перераспределении материальных и нематериальных благ, определенной специфической зависимости исполнителя от потребителя. Даже не имея материального удовлетворения, тем не менее, исполнитель получает возмещение неосязаемого характера, лежащее в нравственной плоскости – благодарность, льготы, преференции, что-либо иное. Действующее законодательство по общему правилу также все договоры считает возмездными (п. 3 ст. 423 ГК РФ), вне зависимости от факта наличия в договоре цены или обязанности оплатить услуги.
Проведенный анализ дал возможность уточнить существующие определения и сформулировать авторский взгляд на понятие услуга – возмездный результат отношений экономических агентов, выраженный в создании одним агентом добавочной потребительной стоимости нематериального объекта (с отложенным или моментальным эффектом) или нового качества материального объекта для другого экономического агента.
Наличие различных подходов, классификаций, появление новых и исчезновение старых видов услуг в условиях динамичного развития различных отраслей экономики в эпоху цифровизации и глобализации затрудняют формирование кодифицированного термина, охватывающего всевозможные варианты изменений в этой области путем обобщения всевозможных вариаций определений [8]. В связи с чем, по факту, выбор терминологии осуществляется для каждого конкретного случая, для отдельной специфической отрасли или сферы деятельности.
Государственная услуга (ГУ) - «деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти (ФОИВ), государственного внебюджетного фонда (ГВФ), исполнительного органа государственной власти (ИОГВ) субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления (МС) при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги» [9,10] согласно Федеральному закону от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Положения Указа Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 12.04.2019) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" устанавливают следующие функции органов исполнительной власти:
- по принятию нормативных правовых актов;
- по контролю и надзору;
- по управлению государственным имуществом;
- по оказанию государственных услуг [11].
Следовательно, государственные услуги представляют собой одну функций органов власти. В этой связи проблемным для понимания остается вопрос соотношения понятий «государственная услуга» и «государственная функция». На базе вышеприведенных определений можно сделать вывод, что отличительными особенностями государственных услуг, являющихся одним из типов государственных функций, являются:
- заявительный порядок обращения за предоставлением государственных услуг в государственный орган по инициативе заявителя, а не государства, в отличие от других государственных функций;
- обязанность государственного органа предоставить услуги, если они закреплены законом, в соответствии с административными регламентами [12].
Таким образом, государственные услуги могут вытекать не из любых государственных функций и делятся на две группы: функции, допускающие оказание государственных услуг конечному пользователю (юридическому или физическому лицу) и функции, не связанные с оказанием государственных услуг [13]. При этом государственные услуги не могут быть оказаны никем, кроме государства (оборона страны, обеспечение правопорядка, ведение учета граждан, регистрация сделок с недвижимостью и т.д.), хотя определенные виды негосударственных услуг могут оказывать и предприятия государственной формы собственности.
Следуя вышеизложенному и основным принципами предоставления государственных и муниципальных услуг, изложенным в статье 4 210-ФЗ, выделим ключевые составляющие государственной услуги:
- предоставляются ФОИВ, органом ГВФ, ИОГВ субъекта Российской Федерации, а также органом МС заявителям;
- ГУ - деятельность органа, предоставляющего государственную услугу, по реализации своих функций;
- носит заявительный порядок обращения (по запросам), который гарантирует обязанность компетентного органа власти предоставить услугу, если услугополучатель сделал запрос в любой форме, отраженной в законодательстве, о необходимости ее получить [14];
- реализуется в пределах принципа правомерности деятельности услугодателей;
- юридически закрепляется «правомерность взимания с заявителей государственной пошлины за предоставление государственных и муниципальных услуг, платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, платы за предоставление услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями». Здесь речь, фактически, идет о платности государственных услуг в случаях, обозначенных в законодательстве;
- деятельность органов, предоставляющих государственные услуги публична и открыта;
- законодательно закреплена доступность для заявителя обращения за получением/предоставлением государственных или муниципальных услуг;
- по выбору заявителя, ему предоставлена возможность получения государственных услуг в электронной форме, при отсутствии законодательных запретов, а также в иных формах, предусмотренных законодательством РФ;
- заявление заявителя и установленный нормативным правовым актом пакет документов или их копий, является основанием для оказания государственной или муниципальной услуги, что формирует основное ее отличие от гражданско-правовой услуги, условия оказания которой определяются договором.
На базе анализа вышеприведенных понятий, терминология которых так или иначе представлена в законодательстве, обратимся к более сложным и менее регламентированным – таможенная услуга и государственная таможенная услуга.
Таможенная услуга (ТУ). Проблема отсутствия единства терминологии актуальна и для понятия "таможенная услуга". В Таблице 2 приведены различные подходы к данному термину.
Таблица 2 Обзор определений понятия «таможенная услуга»
Автор |
Определение |
Источник |
В.Ю. Дианова и В.В. Макрусев |
В узком смысле «действия или последовательность действий, реализуемых специальными таможенными инструментами с целью повышения потребительской полезности сферы ВЭД для государства и участников внешнеторговой деятельности» |
Дианова В.Ю., Макрусев В.В. Маркетинг таможенных услуг: Учебник. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2010.
|
Ю.Е. Гупанова |
результат деятельности таможенных органов, имеющий целью в первую очередь реализацию государственных функций, а также удовлетворение не нарушающих установленные запреты и ограничения потребностей участников ВЭД |
Гупанова Ю.Е. Таможенные услуги в системе таможенного регулирования Российской Федерации // Образование и наука в современных условиях: Материалы X Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 12 марта 2017 г.) / Редкол: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС "Интерактив плюс", 2017. N 1 (10). С. 275 - 277. ISSN 2412-0537. |
О.С. Москвина
|
Таможенные услуги, предоставляемые таможенными органами, - это результат действий и мер в сфере таможенного дела, направленный на удовлетворение потребностей участников внешнеторговой деятельности |
Москвина О.С. Маркетинговая концепция управления таможенными органами // NovaInfo.Ru: электронный журнал. 2016. N 54-3. С. 104 - 108. URL: http://novainfo.ru/article/8603
|
Сложность разработки универсального определения объясняется спецификой таможенной деятельности и необходимостью охватить все возможные случаи ее оказания. Анализ определений показывает, что рассмотрение термина исследователями ведется по нескольким направлениям либо в их комбинации:
- по виду деятельности (таможенное дело);
- по перечню государственных услуг, оказываемых на основании Административных регламентов ФТС России;
- по потребителю услуги (участники ВЭД);
- по исполнителю, оказывающему услугу (таможенные органы и «околотаможенные» структуры).
Таможенное дело в Российской Федерации – «совокупность методов и средств обеспечения соблюдения порядка и условий ввоза товаров в Российскую Федерацию, вывоза товаров из Российской Федерации, их нахождения и использования в Российской Федерации или за ее пределами, порядка совершения таможенных операций, порядка исчисления, уплаты, взыскания и обеспечения таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, порядка проведения таможенного контроля, порядка соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с правом Союза и (или) законодательством Российской Федерации, а также обеспечения реализации властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и (или) распоряжения товарами» [15]. Т.е., по сути, таможенное дело включает в себя многоцелевой комплекс отношений таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности и обществом, обеспечивая реализацию функций по защите национальных интересов, экономического суверенитета и безопасности государства. Вместе с тем, как ранее было отмечено, не из всех государственных функций могут вытекать услуги, что ограничивает возможности формирования универсального определения в рамках данного направления.
Отнесение ограниченного перечня видов деятельности, перечисленных в Административных регламентах, к таможенным услугам в условиях реализации концепции «сервисной» таможни также не совсем корректно, поскольку «под услугами должны пониматься все виды деятельности, реализуемые специальными таможенными инструментами с целью повышения потребительской полезности сферы ВЭД для государства и участников ВЭД» [16, 17].
Рассмотренные определения ведущих научных деятелей выделяют потребителем таможенных услуг только участников внешнеторговой (внешнеэкономической) деятельности. Однако конечным пользователем таможенных услуг или заинтересованными в получении таможенных услуг лицами могут быть не только участники ВЭД, но и общество в целом, и отдельные граждане и организации, а также иные лица. Например, иностранные таможенники, обучаемые Кинологической службой ФТС России, в рамках соглашений о правовой помощи и сотрудничестве между таможенными органами различных государств, де-факто являются потребителем услуги, оказывающейся таможенными органами, но не являются участниками ВЭД.
В условиях динамично меняющегося мира таможенные органы Российской Федерации обеспечивают пополнение доходной части федерального бюджета, оказывая противодействие угрозам безопасности страны, активно участвуя и создавая благоприятные условия для интенсификации внешнеэкономической деятельности, роста и развития российского производства [18]. При этом таможенная служба как социально-экономический институт, оказывающий особую форму услуги, таможенную услугу, не только создает условия для минимизации издержек участников ВЭД, содействуя развитию внешней торговли [19], но и обеспечивает удовлетворение потребностей общества в целом.
Согласно статьи 397 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза «деятельностью в сфере таможенного дела является деятельность лиц государств-членов, связанная с оказанием услуг в качестве таможенных представителей, таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов, владельцев свободных складов и владельцев магазинов беспошлинной торговли, контролируемая таможенными органами и регулируемая настоящим Кодексом, а в части, не урегулированной настоящим Кодексом, - регулируемая законодательством государств-членов».
По мнению автора данной статьи, исполнитель, оказывающий услугу в сфере таможенного дела, является базовым классификационным признаком для формирования понятия таможенные услуги, которые охватывают все услуги в сфере таможенного дела и включают в себя
- услуги, предоставляемые таможенными органами как органами исполнительной власти;
- услуги таможенных представителей, перевозчиков, владельцев складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов и владельцев магазинов беспошлинной торговли, т.е. лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;
- негосударственные услуги, предоставляемые таможенными органами.
При этом услуги, предоставляемые таможенными органами как органами исполнительной власти, могут быть как внутриведомственными, так и межведомственными (участие в оперативно-розыскных мероприятиях других ведомств).
Вместе с тем представляется возможным изложить авторское определение понятия "таможенная услуга", под которым следует понимать результат деятельности и/или действий таможенных органов и лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, полученный при взаимодействии государства, участников ВЭД и общества (юридических и физических лиц), направленный на удовлетворение потребностей потребителей такой услуги.
Государственная таможенная услуга (ТУ). Таможенная деятельность - это своеобразная государственная услуга участникам внешнеэкономической деятельности [20]. От эффективности предоставления государственных услуг, в том числе, в области таможенного дела зависит благосостояние общества и степень его доверия к государству. В этой связи понимание терминов «государственные услуги в области таможенного дела» или «государственные таможенные услуги», которые, по мнению автора, являются синонимами, представляет собой закономерную необходимость. Тема государственных услуг достаточно проработана различными авторами, но кодифицированное определение понятия «государственные таможенные услуги» отсутствует. По мнению О. В. Гречкиной и С. А. Агамагомедовой, «государственная услуга в области таможенного дела представляет собой направление административной деятельности таможенных органов по реализации ими своих функций, которое выражается в определенных административных процедурах, осуществляемых должностными лицами таможенных органов по запросам заявителей (физических и юридических лиц) и регламентированных ведомственными нормативно-правовыми актами (административными регламентами)» [21]. Согласно пункту 1.21 Приказа ФТС России от 04.09.2018 N 1380 "Об утверждении Регламента Федеральной таможенной службы" «предоставление государственных услуг осуществляется на основе требований, установленных актами, составляющими право Евразийского экономического союза, законодательством Российской Федерации и административными регламентами предоставления государственных услуг», т.е. также выделяет в качестве обязательного критерия оказания государственной услуги наличие административного регламента.
Таким образом, понятия таможенной услуги и государственной таможенной услуги, по-прежнему, сохраняют многозначность, не вступая в конфликт с действующим законодательством. Однако необходимо нормативное закрепление терминологии для модернизации предоставления таможенных услуг участникам ВЭД и совершенствования организации таможенными органами процессов их предоставления.
1. "Grazhdanskiy kodeks Rossiyskoy Federacii (chast' vtoraya)" ot 26.01.1996 N 14-FZ (red. ot 29.07.2018, s izm. ot 03.07.2019) (s izm. i dop., vstup. v silu s 30.12.2018) // SPS Konsul'tantPlyus.
2. "GOST R 50646-2012. Nacional'nyy standart Rossiyskoy Federacii. Uslugi naseleniyu. Terminy i opredeleniya" (utv. i vveden v deystvie Prikazom Rosstandarta ot 29.11.2012 N 1612-st) // SPS Konsul'tantPlyus.
3. Makkonnell K.R., Bryu S.L. Ekonomiks: principy, problemy i politika. V 2 t.: Per. s angl. 11-go izd. T.2. - M.: Respublika, 1993. 400 s.
4. Kotler F. Osnovy marketinga. - M.: Biznes-Kniga, 1995.
5. Gupanova Yu.E. Metodologicheskie i metodicheskie osnovy upravleniya kachestvom tamozhennyh uslug v usloviyah neopredelennosti i riska: Monografiya. M.: Izd-vo Rossiyskoy tamozhennoy akademii, 2012. 164 s.
6. Chernysh A.Ya., Gupanova Yu.E., Simahin O.G. Issledovanie problemnyh voprosov upravleniya kachestvom tamozhennyh uslug: Monografiya. M.: Izd-vo Rossiyskoy tamozhennoy akademii, 2012. S. 20.
7. Zhigun L.A. Vyyavlenie faktorov, opredelyayuschih kachestvo upravleniya gosudarstvennymi tamozhennymi uslugami // Vestnik Rossiyskoy tamozhennoy akademii. 2013. N 3. C. 30-39.
8. Korol' A.N., Hlynov S.A. Uslugi: opredelenie i klassifikaciya // Uchenye zametki TOGU. 2014. T. 5. N 4. S. 1323 – 1328.
9. Federal'nyy zakon ot 27.07.2010 N 210-FZ (red. ot 01.04.2019) "Ob organizacii predostavleniya gosudarstvennyh i municipal'nyh uslug" // SPS Konsul'tantPlyus.
10. Elova G. V., Kakorina M. V. Mesto tamozhennyh uslug v formate instituta gosudarstvennyh uslug i osobennosti ih tipologii // Upravlenie ekonomicheskimi sistemami: elektronnyy nauchnyy zhurnal. 2013. N 3 (51). S. 36.
11. Ukaz Prezidenta RF ot 09.03.2004 N 314 (red. ot 12.04.2019) "O sisteme i strukture federal'nyh organov ispolnitel'noy vlasti" // SPS Konsul'tantPlyus.
12. Rubcova M.V. Pravovye problemy razgranicheniya gosudarstvennyh uslug i gosudarstvennyh funkciy v rossiyskom zakonodatel'stve pri osuschestvlenii prokurorskogo nadzora // Rossiyskaya yusticiya. 2017. N 11. C. 50-53.
13. Kuldybaeva I.U. Pravovaya priroda gosudarstvennyh uslug // Problemy prava. 2013. N 2 (40). S. 103 - 104.
14. Kiseleva N.V. Principy predostavleniya gosudarstvennyh i municipal'nyh uslug // Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie. 2014. N 5. C. 21-25.
15. Federal'nyy zakon ot 03.08.2018 N 289-FZ (red. ot 01.05.2019) "O tamozhennom regulirovanii v Rossiyskoy Federacii i o vnesenii izmeneniy v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federacii" // SPS Konsul'tantPlyus.
16. Makrusev V.V., Safronov A.V. Gosudarstvennye tamozhennye uslugi: Monografiya. 2-e izd. M.: Izd-vo Rossiyskoy tamozhennoy akademii, 2011.
17. Makrusev V. V., Suglobov A. E. Tamozhennyy menedzhment: uchebnik – M.: ITK «Dashkov i K°», 2018.
18. Rasporyazhenie ot 28 dekabrya 2012 g. N 2575-r Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii Ob utverzhdenii Strategii razvitiya tamozhennoy sluzhby Rossiyskoy Federacii do 2020 goda // SPS Konsul'tantPlyus.
19. Nemirova G.I., Vinichenko A.A. Mehanizm povysheniya kachestva gosudarstvennyh uslug v oblasti tamozhennogo dela v usloviyah cifrovoy transformacii: Monografiya. M.: RIO Rossiyskoy tamozhennoy akademii, 2017.
20. Dianova V.Yu. Marketingovaya koncepciya upravleniya tamozhennymi uslugami // Tamozhennoe delo. 2016. N 3. C. 28-33.
21. Grechkina O. V., Agamagomedova S. A. Gosudarstvennye tamozhennye uslugi: ponyatie, bazovye harakteristiki, vidy // Izvestiya vysshih uchebnyh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obschestvennye nauki. 2016. N 3 (39). S. 17–30.