В настоящее время Россию и Казахстан связывают крепкие дипломатические, экономические и культурные связи, большое внимание уделяется изучению казахского языка в России и русского языка в Казахстане. Наглядным тому примером может служить Астраханская область, которая имеет дружественные добрососедские отношения с приграничными районами Республики Казахстан. Ежегодно сотни казахских студентов приезжают получать высшее образование в г. Астрахани. В свою очередь, в астраханских вузах ведется обучение казахскому языку как по основной, так и по дополнительным специальностям. Были введены такие факультативные дисциплины, как «История и культура Казахстана», «Казахский язык», «Практический курс письменного перевода (казахский – русский язык)», «Практикум по культуре речевого общения (казахский – русский язык)». В 2012 г. состоялся выпуск специалистов-регионоведов, учебный план которых предусматривал изучение казахского языка, а страной специализации был Казахстан. Приведенные факты позволяют сделать выводы о том, что в Астраханском регионе казахский язык прижился и пользуется большой популярностью. Но разве можно изучать язык в отрыве от истории страны изучаемого языка? Успешное развитие государства невозможно без глубокого осознания уроков истории, которые дают силы для динамичного движения вперед, ведь настоящее и будущее совершаются на основе прошлого. Неслучайно известная максима гласит: «Без истории нет народа». Изучение исторического опыта формирует историческое сознание, культуру, традиции, преемственность поколений. История дает возможность осмыслить масштаб того, что происходит в настоящее время, в ней заложены ростки будущего. Она является основой осмысления человеком феномена цивилизации, диалектики глобальных проблем современности. История решает следующие задачи: - гносеологическую – дает знания о прошлом Отечества; - аксеологическую – формирует чувство сопричастности к его истории, что является стержнем гражданственности; - праксеологическую – вырабатывает способность самостоятельного анализа и оценки сложных и разнообразных исторических явлений, позволяет определять объективные критерии, которые служат основой деятельности личности; - прогностическую – история – это прошлое, устремленное в будущее, история не завершена, она таит в себе огромные возможности, в ней все время открываются истины, не замеченные раньше, история – архимедова точка опоры будущего; и, наконец, она играет важную консолидирующую роль, сплачивая людей в единство, в котором их своеобразное, неповторимое, конкретное, рассматриваемое отдельно, обретает свое место и приобретает смысл именно как часть многообразия в его взаимодействии в масштабах всего человеческого сообщества и его истории в целом. В конечном итоге история является кодом, ключом, с помощью которого человек идентифицируется и самоидентифицируется в бесконечно разнообразном мире. История Казахстана является основой мировоззрения казахов. Через призму исторических событий казахи формируют свой менталитет, свое мировосприятие, понимание своего положения в обществе и в целом в мировом сообществе в глобальном масштабе. История Казахстана имеет свой логический стержень, который проходит через все эпохи, этапы и периоды, начиная с древних времен до наших дней. Он воедино связывает все разнообразие событий и явлений в пространстве и во времени. Что же является этим стержнем? Это этногенез государствообразующей нации – казахов и совместная история всех народов Казахстана. Корни этого стержня уходят глубоко в древность, в истоки антропогенеза на протоказахской территории, в формирование предковой базы казахской народности, в процесс ее сложения на различных этапах. Вокруг этой оси отбираются, группируются и обобщаются факты, события, документы. В противном случае история будет состоять из простой суммы отдельных эпизодов, может быть любопытных и забавных, но вне этой логической связи бессмысленных и бесполезных. Таким образом, цель курса истории Казахстана – зримо донести до каждого мысль о том, что история Казахстана – это результат деятельности людей всех предшествующих поколений, живших на его территории, включая наших дедов и отцов, а смысл нашей жизни – посильный вклад в нее. Задачи возрождения национальной истории в суверенном Казахстане обусловили необходимость восстановления ее страниц, насильственно вырванных в годы тоталитарного режима. С этой целью 14 апреля 1993 г. был принят Закон Республики Казахстан «О реабилитации жертв массовых политических репрессий», а 1997 год Указом Президента Республики Казахстан был объявлен Годом памяти жертв массовых политических репрессий. Эти меры послужили предпосылкой воссоздания объективной национальной истории. Следующим шагом явился Указ Президента Республики Казахстан об объявлении 1998 года Годом национальной истории. Но активно начавшееся движение за восстановление фактов истории, «забытых» в годы советской власти, могло привести к определенным перегибам, когда в пылу критики советского времени нередко весь этот период стал изображаться только в черном цвете. В результате сложилась ситуация, вследствие которой, восстанавливая страницы истории досоветской эпохи, можно было исказить советский период истории. Во избежание этого, как нам представляется, Указом Президента Республики Казахстан 1999 год был объявлен Годом преемственности поколений. Важным в исторической науке Казахстана в условиях суверенитета стало преодоление прежних подходов, которые основывались на марксистско-советской, классовой, партийно-коммунистической идеологии. Вследствие этого возникла необходимость переосмыслить историю Казахстана с позиций объективности, правдивости, документальности, с позиций новых информационных источников, которые ранее были недоступны исследователям. Историческая наука в Казахстане в советское время играла провинциальную роль. Все теоретические фундаментальные исследования проводились в Центре, а в Казахстане изучались только определенные, конкретные события. В таких условиях главными направлениями в исторической науке Казахстана были процесс «добровольного присоединения» Казахстана к России; «прогрессивное» значение этого «добровольного присоединения» для казахов; история рабочего класса Казахстана; национально-освободительное движение трудящихся масс Казахстана под руководством лидеров из «черной кости», не имевшее отношения к правящим слоям казахского общества. В то же время практически не были исследованы вопросы внутреннего саморазвития казахского общества. Большое значение приобретает в связи с этим изучение такой фундаментальной проблемы, как этногенез казахов. Не менее актуальным является исследование связи истории Казахстана с общецивилизационным развитием, развитием тюркского мира. Очень важной остается проблема изучения вхождения Казахстана в состав Российской империи с новых позиций. Здесь особое значение имеет исследование процесса трансформации традиционного кочевого казахского общества в условиях колониального положения Казахстана. В данном контексте слабо разработанным звеном является история формирования административно-управленческой, предпринимательской, научной, творческой элиты казахского общества как составной части Российской империи. Слабо разработанным остается вопрос о создании исторических портретов видных деятелей прошлого, внесших весомый вклад в развитие Казахстана: казахских ханов, биев, батыров, исследователей, ученых. В настоящее время опубликовано лишь несколько работ о ханах Абулхаире, Абылае, Кенесары и др. В истории Казахстана до сих пор нет целостного представления о национальной интеллигенции конца XVIII – начала XX в., об эволюции ее философских, социально-политических взглядов. Наряду с проблемами истории казахского общества актуальны также малоисследованные проблемы развития многонационального Казахстана в дореволюционный период. Это проблемы культурно-исторического развития этнических групп, конфессиональные процессы. Деидеологизация истории требует нового глубокого изучения советского периода. Это касается предпосылок и движущих сил Октябрьской революции. Необходимо переосмысление проблем гражданской войны. Важно уточнить численность жертв и потерь от массовых политических репрессий и голода в годы коллективизации. Малоисследованными остаются проблемы казахской диаспоры. До сих пор не изучены исторические истоки необратимых последствий экологических катастроф озер Арал, Балхаш, превращения территории Казахстана в полигон для испытания оружия массового поражения. В современных условиях история Казахстана играет все возрастающую роль в формировании идентичности, гражданственности, патриотизма казахов. Всегда на крутых изломах развития, когда в обществе происходит резкая смена идеалов, парадигм, ценностей, вызывающих напряженность, кризисы и смуты, стабилизирующим, консолидирующим началом, цементирующим общество, выступает история. Но для этого она сама должна быть правдивой и объективной. Задачи огромной научной и социальной значимости поставлены перед исторической наукой Казахстана в книге Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева «В потоке истории». «Для казахских гуманитариев нет сегодня задачи более актуальной, нежели проложить дорогу в этом колоссальном поле взаимодействия национальной идентичности и динамичных императивов времени», – подчеркивается в ней [1, с. 12]. Таким образом, в современных условиях история Казахстана – не только академическая наука, она является основой формирования мировоззренческих позиций казахов. Особую важность дисциплина «История Казахстана» приобретает для казахов, живущих вдали от своей этнической родины. Необходимо прививать интерес к этой дисциплине, дабы казахский народ не потерял свою самобытность, продолжил следовать своим традициям и обычаям, ведь казахи – одна из составляющих пестрой этнической мозаики Астраханской области.