SECURITY SERVICE IN RUSSIA AND POPULATION DEMANDIN USING THIS SERVICE
Abstract and keywords
Abstract (English):
Development of security services in Russia is not just the development of certain structures involved in security, it is also the creation of an enabling environment for property safety of each citizen of our country. In order to determine how developed the market of property safety in Russia the main suppliers and consumers of these services are described. The sociological study in Astrakhan and Astrakhan region is carried out; it revealed whom of the providers people are willing to entrust the protection of its own property, and how they feel the need to use protection.

Keywords:
state protection, private security activity, security service providers, consumers of security service, federal security service, departmental security, private security of Russian Interior Ministry, private security organizations
Text
Охрана собственности является важнейшей гарантией государства в реализации конституционных прав гражданина. Однако в существующих исследованиях и в сложившейся практике рассмотрению вопроса о качестве оказываемых охранных услуг в России и о спросе на них уделяется незначительное внимание, несмотря на то, что уровень защищенности граждан и их имущества является показателем успешного развития страны в целом. В настоящее время существует целый ряд структур, осуществляющих услуги в сфере имущественной безопасности – государственные и частные. Следует отметить, что спрос на охранные услуги в России зародился относительно недавно – в конце 80-х – начале 90-х гг. XX в. Именно в этот период, период кардинальных изменений в экономике и политике, появляется необходимость в защите частного бизнеса, зачастую попадавшего под влияние криминальных структур, и населения, сталкивающегося с угрозами собственной безопасности [1]. За последние 20 лет спрос на данные услуги только увеличивается, и статистика совершаемых на территории России преступлений доказывает оправданность этого спроса. Так, ежегодно регистрируется более миллиона преступлений, свыше 60 % из которых являются хищениями. В свою очередь, из 60 % совершаемых хищений около 40 % являются кражами. В 2011 г. каждая седьмая кража (12,5 %) была сопряжена с незаконным проникновением в жилище, помещение или иное хранилище, каждое семнадцатое (5,8 %) зарегистрированное преступление – квартирная кража. Следует отметить, что Россия по-прежнему находится на лидирующих позициях по общему числу зарегистрированных преступлений, занимая пятое месте в мире. Как следствие, бизнес-структуры и население пытаются защитить себя и свою собственность путем покупки различного рода охранных услуг [2]. Таким образом, исходя из вышесказанного, можно выделить двух основных потребителей охранных услуг – бизнес-структуры и население. Российский бизнес демонстрирует очень высокий спрос на охранные услуги. Так, согласно данным опроса Business Environment and Enterprise Performance Survey (EBRD, 2008), 77,1 % российских фирм покупали разного рода услуги или технические системы безопасности [3]. В свою очередь, бизнес, «покупающий безопасность», также можно разделить на два вида. Так, А. В. Дмитриева разделяет его на бизнес, действующий в публичной сфере (кафе, магазины, развлекательные учреждения) и пользующийся услугами охранников с целью предотвращения краж, пресечения хулиганских действий и т. п. и действующий в непубличной сфере – финансовые учреждения, промышленные предприятия, нуждающийся главным образом в ограничении доступа внешних лиц на территорию объекта [3]. Что касается населения, у него потребность в защите собственного имущества появляется вследствие существования определенного уровня преступности и постоянного формирования в средствах массовой информации образа криминальной России, не способной защитить собственных граждан. В сетке вещания трех ведущих телевизионных каналов демонстрируется порядка 30 программ криминально-правовой тематики, что способствуют укреплению в обществе чувства опасности и недоверия [4]. Опросы общественного мнения также регулярно демонстрируют ощущение неуверенности населения в собственной защищенности. Так, согласно опросу фонда «Общественное мнение», 53 % опрошенных считают, что их жилье в недостаточной степени защищено от посягательств злоумышленников; вдвое меньше тех, кто уверен в неприступности своего жилища – 22 %; по мнению 46 % участников опроса, время от времени в их населенных пунктах происходят взломы, грабежи и поджоги, в действительности являющиеся крайне редкими преступлениями [5]. В связи с этим, наряду с организациями, нуждающимися в охране, все чаще услугами, обеспечивающими безопасность, начинают пользоваться граждане, устанавливая сигнализацию в квартирах, на дачах и в гаражах. Косвенными потребителями подобных услуг можно также назвать государственные объекты, объекты жизнеобеспечения, а также объекты, представляющие особую важность для государства с точки зрения национальной безопасности. Однако косвенными они являются только потому, что не имеют права выбора. В соответствии с постановлением Правительства РФ № 886 «Перечень объектов, подлежащих государственной охране» и Распоряжением Правительства РФ № 1629 от 2 ноября 2009 г., охрану данных объектов осуществляют подразделения полиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации. Рассмотрев основных потребителей услуг, перейдем к тем, кто их оказывает. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ч. 2 ст. 8), в нашей стране признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. В России существует два вида охраны – государственная и частная. Под государственной охраной понимается функция федеральных органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер (ст. 1 Федерального закона от 27.05.1996 № 57-ФЗ (ред. от 29.12.2004) «О государственной охране») [6]. К государственной охране относятся Федеральная служба охраны (ФСО), государственная ведомственная охрана (ст. 5 Федерального закона от 14.04.1999 № 77-ФЗ (ред. от 27.06.2011) «О ведомственной охране») и вневедомственная охрана [7]. Федеральная служба охраны представляет собой федеральный орган государственной охраны, обеспечивающий в пределах своих полномочий безопасность лиц, подлежащих государственной охране, и руководствуется в своей деятельности ФЗ «О государственной охране» и Положением о Федеральной службе охраны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 2 августа 1996 г. № 1136 [7]. К числу основных задач ФСО относятся: - обеспечение безопасности объектов государственной охраны в местах их постоянного и временного пребывания и на трассах проезда; - защита зданий, строений и сооружений, в которых размещены федеральные органы государственной власти, прилегающих к указанным зданиям, строениям и сооружениям территорий и акваторий в целях обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также зданий, строений, сооружений, прилегающих к ним территорий и акваторий, находящихся в оперативном управлении ФСО [7]. Следующим субъектом государственной охраны является ведомственная охрана. Федеральный закон от 14 апреля 1999 г. № 77-ФЗ «О ведомственной охране» дает следующее определение: «Ведомственная охрана – совокупность создаваемых имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными органами исполнительной власти и opганизациями органов управления, сил и средств, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств». В настоящее время 15 федеральных органов исполнительной власти имеют право на создание государственной ведомственной охраны, среди которых Министерство энергетики РФ, Министерство финансов РФ, Министерство обороны РФ, государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции (Ростех), ОАО «Российские железные дороги», Министерство транспорта РФ, Государственная корпорация по атомной энергии (Росатом) Федеральное космическое агентство (Роскосмос), Федеральное агентство по промышленности и др. [8]. Вневедомственная охрана Министерства внутренних дел (МВД) России – подразделение полиции, осуществляющее охрану объектов и мест хранения личного имущества граждан по договорам. Подразделения вневедомственной охраны осуществляют свою деятельность в 82 субъектах Российской Федерации. Как показывает статистика, вневедомственная охрана обеспечивает высокую степень надежности охраняемых объектов и квартир. Так, в 2011 г. показатель надежности государственной вневедомственной охраны составил 99,93 %. При этом выявлено 5,8 тыс. преступлений в отношении охраняемого имущества, задержаны при совершении краж и иных преступлений в отношении охраняемого имущества 6,7 тыс. человек [9]. Особенностью этой службы является и то, что являясь подразделением полиции по охране общественного порядка, она вносит весомый вклад борьбу с преступностью в зоне своих постов и маршрутов патрулирования. Частная охранная деятельность представляет собой деятельность специально учрежденных для оказания охранных услуг коммерческих организаций, созданных в форме обществ с ограниченной ответственностью, имеющих лицензию органов внутренних дел на оказание услуг частной охранной деятельности и действующих на возмездной договорной основе. В соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) среди таких услуг предусмотрена и охрана имущества, находящегося в частной собственности. Частная охрана в России появляется в начале 90-х гг. XX в. Бывшие сотрудники силовых ведомств, оставшиеся безработными в связи сокращениями, начинают оказывать подобные услуги, создавая собственные коммерческие организации. Основным персоналом частных охранных организаций являются охранники, имеющие государственную лицензию, и их количество увеличивается из года в год [3]. Деятельность частных организаций, оказывающих услуги в сфере охраны, так или иначе находится под контролем государства и подлежит обязательному лицензированию органами внутренних дел. Частная охранная организация может быть создана только в форме общества с ограниченной ответственностью и не может осуществлять иную деятельность, кроме охранной. Охранникам не разрешается совмещать охранную деятельность с государственной службой либо выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях [3]. К субъектам охранной деятельности, которые не попадают под действие государственных регулирующих актов, можно отнести администраторов, вахтеров, операторов и консьержей. Данная категория «охранников» по большей части выполняет наблюдательную функцию и не наделена никакими полномочиями [3]. Таким образом, для самого большого сегмента потребителей охранных услуг – населения и бизнеса – в настоящее время существуют два вида поставщиков – частные охранные организации и вневедомственная охрана МВД России. При необходимости обезопасить объект сразу же возникает вопрос, какую организацию выбрать – частную или государственную. Споров в настоящее время немало. Многие эксперты утверждают, что «частников» государство загнало в жесткие рамки. Так, например, согласно ст. 11 Федерального закона РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», эта деятельность не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством РФ (ISSN 1997-292X, № 3, 2011, ч. 1, ст. 203 [10]), а законные основания применения частными охранниками огнестрельного оружия, специальных средств не идут ни в какое сравнение с подобными полномочиями их «коллег» по другим видам охраны. Другие же, наоборот, считают, что вневедомственная охрана, как организация с многолетним опытом, заслуженно должна находиться во главе других охранных организаций, а возможно и взять на себя функции головной. Понимание необходимости обезопасить объекты бизнес-структур, как уже говорилось, достаточно высоко. С целью выяснить, насколько население осознает необходимость защищать свое имущество и кому готово доверить его охрану, в марте 2013 г. был проведен социологический опрос в г. Астрахани и 10 районах Астраханской области (Ахтубинский, Володарский, Енотаевский, Икрянинский, Камызякский, Лиманский, Наримановский, Красноярский, Харабалинский, закрытое административно-территориальное образование «Знаменск»). В опросе приняло участие 600 человек в возрасте от 18 до 65 лет. По результатам исследования 40,3 % опрошенных считают, что имущество граждан должно находиться под защитой охранных организаций; 31,2 % полагают, что пользоваться охранными услугами необходимо в зависимости от благосостояния; 6 % могут сами обезопасить свое жилье «от нежданных гостей»; 12,3 % не считают необходимым охранять свое имущество; 10,2 % никогда не задумывались о безопасности. Только государственной охране доверили бы охрану своего имущества 63,5 % опрошенных, считая ее более надежной; частной охранной организации доверяют 5,7 % опрошенных; 18,1 % не видят разницы между государственной и частной охранной организацией; 12,7 % вообще не считают необходимым тратиться на охрану. Более профессиональной опрошенные также считают государственную вневедомственную охрану – 71 %, 25 % полагают, что вневедомственная охрана и частные охранные организации одинаково профессионально выполняют свои функции. Подобный вывод 35,7 % сделали исходя из личного опыта, 33,3 % – из бесед с друзьями и знакомыми, 31 % – на основе данных из средств массовой информации. Из 100 % опрошенных 15,1 % используют охранные услуги для защиты собственного жилья, у 22,2 % под охраной находится место работы, 18,7 % знают о деятельности охранных структур от знакомых и друзей, которые пользуются данными услугами. Из тех, кто когда-либо сталкивался с работой сотрудников вневедомственной охраны, 51,1 % считают, что это подразделение на «отлично» справляется со своими обязанности, 24,8 % оценили его работу на «удовлетворительно». Работу частных охранных организаций на «отлично» оценили 12 %, оценку «удовлетворительно» поставили 35,6 % . Из тех, кто не является потребителем охранных услуг (в частности, вневедомственной охраны), 53 % ответили, что им просто не нужна охрана имущества, 17 % считают, что в случае покушения их имущество не будет защищено должным образом; 27 % не пользуются охранными услугами из-за ценовой политики, 3 % доверяют частным охранным организациям. На вопрос: «Считаете ли вы, что в нашей стране уделяется должное внимание обеспечению имущественной безопасности граждан?» 41 % опрошенных ответили утвердительно; 12,3 % считают, что имущественной безопасности в нашей стране внимание не уделяется; 46,7 % вообще никогда не задавались подобным вопросом. В завершение исследования можно сформулировать следующие выводы. Спрос на охранные услуги в России вызван неснижающимся уровнем преступности, который влияет на сознание не только обычного населения, пытающегося обезопасить свое жилье от «незваных гостей», но и владельцев бизнеса. Статистика краж и хищений, личный опыт, а также постоянное формирование средствами массовой информации образа «криминальной страны» так или иначе рождают ощущение неуверенности в сохранности собственного имущества, которое и побуждает потребителей, т. е. население и частный бизнес, пользоваться услугами охранных организаций. В настоящее время в России действует ряд организаций, осуществляющих охранную деятельность, однако реальными поставщиками и одновременно конкурентами являются вневедомственная охрана МВД России и частные охранные организации. Согласно результатам исследования, большая часть рабочего населения среднего достатка осознает необходимость использовать охранные структуры для обеспечения безопасности собственного жилья. Однако оно не пользуется ими, считая, что не имеет имущества, на которое могут покушаться преступники, а также из-за ценовой политики охранных организаций. Тем не менее, несмотря на появление всевозможных частных организаций, оказывающих разнообразные услуги по недорогим ценам, население доверяет больше вневедомственной охране, считая полицейскую охрану более надежной и ответственной благодаря многолетнему опыту и государственной поддержке.
References

1. Volkov V. V. Silovoe predprinimatel'stvo / V. V Volkov. – SPb.: Evrop. un-t v Sankt-Peterburge: Letniy sad, 2002. – S. 56–65.

2. Policiya raskryla svyshe milliona prestupleniy v RF v 2011 godu / RIA Novosti ot 07.11.2011 g.: http://ria.ru/society/20111107/483091168.html.

3. Dmitrieva A. V. Reformirovanie Upravleniya vnevedomstvennoy ohrany v kontekste razvitiya rynka ohrannyh uslug. Ser.: Analiticheskie zapiski po problemam pravoprimeneniya / A. V. Dmitrieva. – SPb.: IPP EU SPb., 2010. – 24 s.

4. Suhoveeva I. A. Kriminal'nye programmy na TV: vliyanie na obraz sovremennoy Rossii // RELGA № 18 (140). 01.10.2006: http://www.relga.ru/Environ/wa/Main.

5. Problema bezopasnosti zhilischa. Opros FOM 24.04.2008: bd.fom.ru/report/map.

6. Sobranie zakonodatel'stva RF. – 27.05.1996. – № 22. – St. 2594.

7. Shestakov V. I. Kakie ob'ekty podlezhat gosudarstvennoy ohrane? // Hranitel'. 06.10.2010: psj.ru/saver_magazins/detail.php.

8. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 12 iyulya 2000 g. № 514 «Ob organizacii vedomstvennoy ohrany» // Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federacii. – 17.07. 2000. – N 29. – St. 3100.

9. Savichev V. V. Podvedeny itogi raboty UVO v 2011 g. // Ohrannaya deyatel'nost' ot 07.05.2012: www.psj.ru/saver_people/detail.php.

10. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 14.08.1992 N 587 (red. ot 16.04.2012) «Voprosy chastnoy detektivnoy (sysknoy) i chastnoy ohrannoy deyatel'nosti» // Sobranie aktov Prezidenta i Pravitel'stva RF. – 24.08.1992. – N 8. – St. 506.


Login or Create
* Forgot password?