SPECIFIC CHARACTERISTICS OF THE STRUCTURE OF THE EMOTIONAL CONCEPT "PASSION" IN THE NOVEL BY F. M. DOSTOEVSKIY "IDIOT"
Abstract and keywords
Abstract (English):
The structure of the concept "passion" is considered. Each of the structural features of this concept corresponds to the emotional state of the characters of the novel by F. M. Dostoevskiy "Idiot". The sense of passion, which governs not only aggressive Rogozhin, becomes the most powerful one. Emotions of failed groom create a certain rhythm of the story – illogical and unstable. As a result, the state of stupor that is always created by the beauty of Nastasia Filippovna is a response to emotional rhythm that corresponds to the "Rogozhin's space". But in order to accurately determine the features of the concept "passion" it is necessary to consider other shades of passion as a sense. To some extent, passion is a manifestation of love. And it is necessary to find out what is the difference among love-passion, love-compassion and mutual love.

Keywords:
emotional concept, feeling, passion, structure, rhythm of the narrative, art space, F. M. Dostoevsky
Text
В романе Ф. М. Достоевского «Идиот» все герои абсолютно самостоятельны по эмоциональной составляющей образа. Тихий и спокойный Мышкин – абсолютная противоположность страстному и агрессивному Рогожину. Нечто балансирующее между рациональным и иррациональным представляет собой Настасья Филипповна. Мы рассмотрим в статье концепт «страсть» и будем использовать следующее определение концепта: «Концепт – основная ячейка культуры в ментальном мире человека» [1, с. 43]. Страсть – сильное, стойкое, доминирующее над другими чувство человека, характеризующееся энтузиазмом или сильным влечением к объекту страсти [2, с. 456]. Таким образом, мы можем выделить три основные части данного концепта – чувство, ярко выраженное, бесконтрольное. Для того чтобы проанализировать бесконтрольное чувство как «страсть», необходимо рассмотреть те чувства, которые предшествуют по степени контроля «страсти». Действительно, в романе существует чувство привязанности к кому-либо разного свойства: любовь-жалость, любовь взаимная. Любовь-жалость ассоциируется в романе с князем Мышкиным. В речи Льва Николаевича часто возникает слово «жалость»: «Если бы вы знали, какое это было несчастное создание, то вам бы самим стало ее очень жаль, как и мне» [3, с. 123]. Любовь взаимная практически отсутствует в романе «Идиот». Супружеские пары Иволгиных, Епанчиных являются демонстрацией устоявшихся и привычных взаимных чувств. Короткая история взаимных притязаний Мышкина и Аглаи не привела ни к чему серьезному, только к сестрински-братским отношениям. Страсть как чувство является самым ярким и сильным. Концепт связан с образом огня. Образ огня широко представлен в романе: горящие глаза Парфёна Рогожина, сгоревший родительский дом Настасьи Филипповны, горящая пачка денег в камине. Образ огня в художественном пространстве романа всегда связан с эмоциональным состоянием героев. Это всегда ситуации на грани. Огонь в камине – это своеобразное средство испытания героя, метафизический уход от реальности. Ганя, охваченный страстью, проходит испытание Настасьи Филипповны и преображается. Об этом свидетельствует сцена посещения князя, когда Гаврила Ардалионович вернулся из Екатерингофа: «Тогда Ганя вошёл в его комнату и положил перед ним на стол обгорелую пачку денег, подаренных ему Настасьей Филипповной, когда он лежал в обмороке. Он настойчиво просил князя при первой возможности возвратить этот подарок обратно Настасье Филипповне» [3, с. 185]. Повествователь фиксирует отношение Гани к князю, которое от «враждебного» меняется к «дружескому». Обгорелая пачка символизирует потерю героем страсти. Таким образом, мы можем наблюдать процесс очищения героя, освобождение от страсти. Огонь выступает как средство, с помощью которого испытывают героя. Пачка денег сначала горит в камине, соединяя в себе духовное и материальное начало, затем отдаётся в дар Гане как залог его победы над страстью ко всему материальному, в качестве символа дружбы и доверия к нему и одновременно разрыва отношений с Настасьей Филипповной. «Страсть» – это хаос и движение, нечто бесконтрольное. Все хаотичное в романе ассоциируется с Настасьей Филипповной. Энергия страстной героини передаётся окружающим, заставляя двигаться всё в особом ритме: 1. «Все заволновались, все встали с мест; все окружили её, все с беспокойством слушали эти порывистые, лихорадочные, иступлённые слова, все ощущали какой-то беспорядок, никто не мог ничего понять…» [3, с. 158]. 2. «Тут [в комнате] был и ещё наблюдатель [князь], который тоже ещё не избавился от своего чуть не онемения при виде Настасьи Филипповны; но он хоть и стоял «столбом» на прежнем месте своём, в дверях гостиной, однако успел заметить бледность и злокачественную перемену лица Гани» [3, с. 108]. В романе главная героиня создаёт собственный ритм. Возникает движение, которое одновременно хаотичное и размеренное, поскольку импульсивность передается окружающим. Определенно самым страстным по натуре из всех героев является Парфен Рогожин. Даже в его внешности присутствуют огненные черты внутренней страсти, он один «с серыми маленькими, но огненными глазами». Глаза его всегда «сверкают», а порой испепеляют. Страсть Рогожина не подчиняется ему: «Только-то приподнялась портьера и он увидал Настасью Филипповну – всё остальное перестало для него существовать, как давеча утром, даже могущественнее, чем давеча утром. Он побледнел и на мгновение остановился; угадать можно было, что сердце его билось ужасно». В романе «Идиот» повествователь часто употребляет слово «остановиться» по отношению к героям, которые находятся рядом с Настасьей Филипповной. Героиня обладает способностью завораживать окружающих, часто удивляясь своим необыкновенным возможностям: «Что во мне такого остолбеняющего?». И это является последствием внутренней страсти героев. Сама Настасья Филипповна терзается внутренней страстью, которая не понятна ни ей, ни окружающим. Несколько раз называет себя «бесстыдницей», «уличной», «рогожинской», воспринимает себя как недостойную женщину, содержанку, блудницу. Действительно, в романе поведение Настасьи Филипповны осуждается окружающими как неприличное и неприемлемое для молодой женщины. Статус содержанки не позволяет ей принять предложение Гани и Мышкина, т. к. репутация жены испортит авторитет будущего мужа. Настасья Филипповна понимает своё положение: «Я и впрямь понять не могу, как на меня эта дурь нашла, что я в честную семью хотела войти. Видела я его мать-то, руку у ней поцеловала. А что я давеча издевалась у тебя, Ганечка, так это я нарочно хотела сама в последний раз посмотреть: до чего ты сам можешь дойти? Ну, удивил же ты меня, право. Многого я ждала, а этого нет! Да неужто ты меня взять мог, зная, что вот он мне такой жемчуг дарит, чуть не накануне твоей свадьбы, а я беру? А Рогожин-то? Ведь он в твоем доме, при твоей матери и сестре меня торговал, а ты вот все-таки после того свататься приехал, да чуть сестру не привез?» [3, с. 190]. Чувства, эмоции, которые в момент речи переполняли героиню, демонстрируют её душевное состояние. Она разочарована, обижена отношением к себе как к вещи, которую можно купить. Осознание собственной греховности, навязанной ей обстоятельствами, влечёт за собой стремление освободиться от всего, что связывает её с прошлым: «Потому ведь на мне ничего своего; уйду – все ему брошу, последнюю тряпку оставлю, а без всего меня кто возьмет, спроси-ка вот Ганю, возьмет ли? Да меня и Фердыщенко не возьмет!..» [3, с. 191]. Героиня потеряла жизненный ориентир, стремится найти собственный путь, но не знает направления, совершая ошибки в процессе поиска. Таким образом, концепт «страсть» непосредственно связан с образом Настасьи Филипповны. Она внутренне импульсивна, и этот импульс передается окружающим и даже материальному миру (огонь).
References

1. Dostoevskiy F. M. Sobr. soch.: v 7 t. T. 3. Idiot: Roman v chetyreh chastyah/ F. M. Dostoevskiy. M.: Leksika, 1994. 624 s.

2. Ozhegov S. I. Tolkovyy slovar' russkogo yazyka / S. I. Ozhegov, N. Yu. Shvedova. M.: OOO «ITI TEHNOLOGII», 2003. 944 s.

3. Stepanov Yu. S. Konstanty: Slovar' russkoy kul'tury / Yu. S. Stepanov. M.: Akademicheskiy Proekt, 2001. 990 s.


Login or Create
* Forgot password?