SPECIFIC FEATURES OF PUBLIC OPINION FUNCTIONING IN SOCIAL AND POLITICAL SPHERE
Abstract and keywords
Abstract (English):
Public opinion is a part of the environment in which the political system operates, and an integral part of this system. Public opinion plays an important role in the relationship between society and the authorities, as it stands feedback channel between the company and the government. Therefore, depending on the nature of the relationship of political institutions and social consciousness, it is necessary to note the importance of the interaction of elections and public opinion: the elections form a socially and legally legitimate power, while the public opinion in the voting procedure implements its functions – regulatory and monitoring. The mass media are the most important channels of functioning of public opinion; they shape the image of a politician and favour the "strongest" candidates in this regard. But the main thing is to understand that public opinion can be formed only in the condition that these messages are consistent with the needs and interests of citizens.

Keywords:
public opinion, social and political environment, elections, authorities, mass media, image of politician
Text
Общественное мнение играет важную роль в процессе взаимоотношений общества и власти. Процесс управления обществом понимается как взаимодействие двух сторон: управляющей и управляемой. Управляющая подсистема оказывает прямое воздействие на объект управления. Воздействие управляемой стороны на объект управления определяется как контроль или обратная связь. Каналом обратной связи между обществом и властью выступает общественное мнение. Важным этапом обратной связи в государстве являются выборы, позволяющие осуществлять общественный контроль за деятельностью и отставкой правительства, а также за ходом и результатами проводимых реформ. В зависимости от характера взаимоотношений политических институтов и общественного мнения принято выделять три модели взаимодействия выборов и общественного мнения. Наиболее полная их характеристика содержится в работе В. Н. Амелина «Социология политики» [1]. Это следующие модели. 1. Выборы, при которых общественное мнение полностью подчинено государству. Такого рода выборы осуществляются в тоталитарных режимах. Они служат декорацией заранее принятых решений о составе кандидатов в депутаты, о содержании их программ. Поведение как депутатов, так и избирателей определяется внешними по отношению к ним силами. Депутаты анонимны, избиратели практически не знают и не интересуются ни их личностными характеристиками, ни содержанием их программ. Депутаты выступают не как представители избирателей, а как представители государства. Следовательно, принадлежность к высшему органу власти осуществляет функцию номенклатурной должности или официальной идеологемой. Депутатский корпус не являлся каналом взаимодействия официальных и неофициальных структур, тем не менее, в силу своей массовости, выборы в определенной степени позволяли регулировать политическую активность граждан и создавать иллюзию поддержки режима. 2. Модель второго типа характерна для авторитарных режимов. Власть стремится учитывать общественное мнение и одновременно, в силу тех или иных причин, не способна осуществлять политику с его учетом. Например, в Латинской Америке за полтора столетия произошло около 500 военно-политических переворотов. Каждый переворот ликвидировал результаты предыдущих выборов. А это значит, что роль выборов как формального критерия легитимности институтов власти невелика. В некоторых развивающихся странах механизм выборов подчинен силе традиций, которая определяет и выбор кандидатов в депутаты, и способ голосования за них. 3. В демократических странах политические институты и общественное мнение выступают как равнозначные силы. Общественное мнение в состоянии воздействовать на политические институты, делегируя туда своих представителей. Поведение избирателей и кандидатов автономно. Выборы – политический рынок, на котором избирателям представляются программы в обмен на полномочия. Валютой в данном случае выступают доверие и влияние. Предполагается, что избиратели в состоянии соотнести обещания кандидатов и их возможности, в том числе личностные качества, с тем, чтобы сделать правильный выбор. В странах старой демократии обычно не пытаются ограничить массовое участие на выборах (хотя некоторые ограничения возможны), а различные политические силы стремятся оказать целенаправленное воздействие на процесс формирования общественного мнения, используя различные каналы как межличностного, так и массового общения [1, с. 56]. Выборы формируют легитимную в социальном и правовом отношении власть. При этом понятие легитимности трактуется не в узко юридическом, а в социально-политическом смысле – как признание гражданами общества правомерности, законности существующей власти. В структуре легитимности выделяют три компонента: идеологический, правовой и нравственный. Легитимация государственной власти означает, что власть соответствует существующим нормам морали, идеологии и права, представлениям различных слоев населения (в первую очередь тех, чьи интересы были отражены в предвыборных программах) о соблюдении ею (властью) норм социальной справедливости, прав человека. Легитимная власть стремится обеспечить себе поддержку большинства населения страны. Граждане добровольно и сознательно подчиняются власти, что придает ей устойчивость, стабильность, необходимую степень свободы в осуществлении своей политики. Чем выше уровень легитимации власти, тем шире ее возможности руководства обществом с минимальными «силовыми» издержками и затратами «управленческой энергии» [2, с. 103]. Понятие легитимности – сложное социально-политическое и психологическое понятие, которое трудно поддается верификации. Тем не менее выборы, референдумы и результаты социологических опросов служат индикаторами легитимации. Выборы, участие или неучастие в них граждан позволяют выявить степень легитимности (конечно, с определенной долей допустимости) политических институтов, политических агентов. В ходе избирательной кампании та или иная политическая партия или движение получают от граждан мандат на право управлять страной. Уменьшение обязательной доли участвующих приводит к снижению уровня легитимности избираемых представителей институтов власти, что, в свою очередь, определяет недоверие к ним. В идеальной нормативной модели политической системы общественность во время голосования имеет возможность озвучить свою позицию по отношению к политическим институтам и персоналиям, тем самым в процедуре голосования общественное мнение реализует свои функции – директивную и контрольную. На время выборов объект и субъект управления меняются своими ролями, что придает общественному мнению характер силы над институтами власти. Но жизнь не укладывается в рамки идеальных моделей, результаты голосования далеко не всегда отражают существующее общественное мнение. Они могут быть обусловлены рядом факторов, а именно – наличием ресурсов (экономических, политических, информационных, социальных) у политических акторов, ролью и позицией СМИ, которые в ходе избирательной кампании создают особое информационное поле. Нормальное функционирование общественного мнения предполагает наличие соответствующих каналов его выражения. Такими каналами, в частности, являются представительная система власти и прямое участие общественности в законотворчестве. Этому способствует, во-первых, участие масс в обсуждении и решении актуальных вопросов, выдвигаемых органами государственной и местной власти, партиями и движениями (референдумы, опросы, плебисциты); во-вторых, повышение роли массовых общественных и добровольных объединений, организаций и политических партий и движений; в-третьих, появление органов и форм народного самоуправления (клубы избирателей, общие собрания трудовых коллективов, митинги, демонстрации). Важнейшим каналом формирования и функционирования общественного мнения являются средства массовой коммуникации, которые выступают не только источником информации, но и способом обмена информации. Регулярность распространения сообщений и повторяемость информации определяют высокую эффективность средств массовой коммуникации в процессе формирования общественного мнения. Как показывает практика, властные структуры заинтересованы в контроле над средствами массовой информации. Это осуществляется либо в форме прямой цензуры, либо путем назначения «наблюдательных советов», создаваемых представительными органами власти. Говоря о взаимодействии власти и прессы, корректирующая роль которой бесспорна для дальновидных политиков, необходимо помнить о выработанных правилах, традициях этих отношений, а также о наличии соответствующей законодательной базы и социальных институтов. Значение СМИ для формирования общественного мнения было выявлено в начале XX в. американским социологом У. Липпманом, который считал общественное мнение продуктом целенаправленного и массированного информационного воздействия. В качестве исходного пункта анализа общественного мнения он использовал понятие «стереотип», который в его интерпретации означает типичное явление обыденного сознания, основанное на стремлении человека подвести все многообразие окружающего мира под определение «схемы», тем самым облегчив восприятие, понимание и оценку фактов окружающей действительности [3, с. 15]. Еще шире используется в СМИ образ другого типа – имидж. Главное отличие стереотипа от имиджа заключается в противоположности их функций. Задача стереотипа – дать представление о целой категории однородных явлений, и в силу этого он более абстрактен. Имидж – это всегда конкретный образ товара или конкретного явления. Если стереотип при всей предвзятости, схематизме, обыденности все же в какой-то мере опирается на реальность, то имидж наделяет явление характеристиками, которые отсутствуют в его реальной сущности. Важную роль в создании имиджа играют ассоциации. С помощью ассоциаций определенное явление можно наделить практически любыми свойствами (идеологическими, политическими, психологическими). Имидж гибче и подвижнее стереотипа, поскольку ему приходится оперативно реагировать на меняющуюся социально-экономическую и политическую ситуацию. Стереотипы практически не поддаются оперативной корректировке, имидж пластичен и изменчив. В создании имиджа большую роль играет воображение. Имидж – всегда полуфабрикат, дающий возможности домысливания в соответствии с личным опытом реципиента. Именно поэтому современные технологии избирательных кампаний разрабатывают программы формирования имиджа и его воздействия на общественное мнение, позволяющие обеспечивать победу «сильнейшим» в этом плане кандидатам [4, с. 106]. Все сказанное выше не предполагает противопоставления имиджа стереотипу, ибо оба они лишь различные ракурсы интерпретации одного и того же события в сознании реципиента. С помощью манипулирования имиджами и стереотипами можно успешно изменять общественное мнение. Таким образом, общественное мнение является как элементом среды, в которой функционирует политическая система, так и составной частью этой системы. Но главное – понимание того, что общественное мнение может сформироваться только при условии, если пропагандируемые идеи согласуются с потребностями и интересами граждан.
References

1. Amelin V. N. Sociologiya politiki / V. N. Amelin. M.: Izd-vo MGU, 1992. 184 s.

2. Klenina E. A. Kul'tura politicheskogo vybora v sovremennoy Rossii / E. A. Klenina, A. E. Peskov // Vestn. Astrahan. gos. tehn. un-ta. 2012. № 1 (53). S. 100–104.

3. Lippman U. Obschestvennoe mnenie / U. Lippman. M.: In-t fonda «Obschestvennoe mnenie», 2004. 384 s.

4. Klenina E. A. Vliyanie obschestvennogo mneniya na politicheskie tehnologii izbiratel'nyh kampaniy / E. A. Klenina, A. E. Peskov // Vestn. Astrahan. gos. tehn. un-ta. 2011. № 2 (52). S. 102–108.


Login or Create
* Forgot password?